Тени прошлого книга вторая, 32

РСФСР. Москва – Пермь – Москва.
Июль-август 1919 года

     - Здравствуйте! Здравствуйте Яков Михайлович! – Феликс Дзержинский, - сухой, подтянутый, одетый в полувоенное платье, поднялся из-за стола и пошел навстречу Юровскому, протягивая руку для приветствия. – Рад! Товарищ Свердлов рассказал мне о вас и рекомендовал на службу в ВЧК. Вы ведь и на Урале служили в ЧК?

     - Да! – коротко ответил Юровский. В глубине души он был трусливым человеком, но никогда не показывал этого на людях. Дзержинского он боялся. Только лишь за то, что он - Дзержинский.

     - Товарищ Свердлов рекомендовал мне вас вот для какого дела, - Дзержинский широким жестом указал Юровскому на диван и сам присел рядом. – Нам удалось эвакуировать золото из Уральских банков в Пермь. Сейчас там местные товарищи готовят литерный эшелон, который получил кодовое наименование «3-Бис». Вам, вероятно, хорошо известно, сколь быстро меняется обстановка на Урале ввиду широкого наступления белочехов и войск Каппеля. Так?

     - Да! – вновь сухо кивнул Юровский, проклиная в глубине души Свердлова, - он прекрасно понимал, какое задание сейчас получит…

     - Товарищ Свердлов сказал мне, что только вы сможете доставить эшелон в Москву, не потеряв ни золотника золота в пути! – Дзержинский пристально посмотрел на Юровского, и тому стало не по себе от этого взгляда. Внешне доброжелательный, Феликс Эдмундович в критические минуты приобретал взгляд удава, которым тот смотрит на беззащитного кролика… - К сожалению, я не обладаю сейчас сколько-нибудь значительными силами в столице, и не смогу дать вам людей. Поэтому команду для сопровождения груза вам придется набирать на месте. У вас есть в Москве надежный товарищ, который поможет вам добраться до Перми? Вдвоем ведь всегда легче…

     - Есть, - ответил Юровский. – Это мой товарищ и помощник по Дому особого назначения Григорий Никулин. Он прибыл в Москву вместе со мной.

     - Скажите, Яков Михайлович, вам по плечу поставленная задача? – Дзержинский не сводил глаз со своего визави.

     - Да! – сказал Юровский, изо всех сил стараясь, чтобы его ответ прозвучал твердо. – Мы справимся! И не нужно предупреждать меня об опасности поручения и моей личной ответственности за сохранность груза.

     Он ответил почти дерзко, стараясь таким образом приободрить себя. На самом деле он понимал, что полученное задание в условиях хаоса и разрухи в тылу отступающих частей Красной Гвардии, вызванных наступлением белых, практически невыполнимо… Только чудо могло помочь ему…

     И все-таки чудо свершилось! Угрожая расстрелом, они нашли и загнали в локомотив паровозную бригаду. Пока Никулин держал машиниста и кочегара под прицелом, Юровский заставил начальника станции выделить рабочих, чтобы загрузить тендер углем и закачать воду.

     6-го августа 1918 года поезд «3-Бис» прибыл в Москву… Принимать состав с драгоценным грузом прибыл сам нарком финансов, коим оказался старый знакомый Юровского по Уралу, человек, которого Свердлов одним из первых забрал с собой в Москву, - Николай Крестинский. Сдав ценности в Наркомате финансов, Юровский уединился с Крестинским в его кабинете, и тот рассказал ему все, что знал о золотом запасе России. Оказалось, что то, что удалось спасти Юровскому, - лишь капля в море…
         
     - Ситуация такова, - говорил Крестинский, - что белым удалось овладеть почти всем золотым запасом дореволюционной России, а это один миллиард триста миллионов золотых рублей! Американские войска, посланные в Сибирь в 1918 году для воссоздания вместе с чехословаками восточного фронта против Германии, пока нам помогают вооружением и удерживают транссибирскую магистраль для большевиков, чтобы ее не захватили японцы. Есть еще один фактор... В марте этого года в Мурманском порту с английского крейсера «Глория» высадился отряд морской пехоты - всего на берег сошло две тысячи солдат. Зачем? А затем, что начиная с самого 1914 года союзники поставляли России военные грузы — оружие, боеприпасы, амуницию, технику. Грузы шли северным путем по морю. Корабли разгружались. Со складов — железной дорогой в Петроград и далее по фронту. И вот сейчас склады эти, огромные ряды пакгаузов, потребовали охраны! Почему? А затем, чтобы в безвластной стране их не разграбили — раз. Чтобы по Брестскому миру, только что заключенному, мы не могли все свои запасы военного назначения немцам передать! — вот это уже два! И чтобы немцы — вот они рядом, в Лапландии, за финской границей, Маннергейм на всякий случай разумно их к себе пригласил, чтоб большевики Финляндию обратно не присоединили, — чтоб эти немцы не сделали легкого движения вперед — один дневной переход! — и не захватили сами то, что большевики им по договору уже обещали! Вот так-то, Яков Михайлович, пока что они помогают, да... Но! Как только американцы поймут, что золото у белых, они тут же перебросят свою помощь тем, кто в состоянии ее оплачивать.   Обладание столь огромными средствами дает сейчас Комучу возможность финансирования  белых армий, - вот в чем беда!
 
     - Так что, мы теперь остались совсем без золота? – удивился Юровский.

     - Дальше слушай! Не перебивай! После заключения Брестского мира был подписан секретный дополнительный протокол к нему, по которому мы, - большевики обязались отправить в Германию двести пятьдесят тонн золота, триста двадцать миллионов рублей бумажными романовскими деньгами,  промышленные товары и сырье на огромную сумму. На сегодняшний день мы уже отправили в Германию два эшелона – девяносто восемь  тонн золота. Одна надежда на то, что союзники принудят Германию к капитуляции…

     - И что, мы тогда вернем золото, отданное Германии?

     - Возможно. Хотя по предварительной договоренности, оно переходит под контроль Антанты и поступает в Банк Франции на хранение.

     - Это еще почему? Это же наше золото!

     - По следующим причинам, мой дорогой соратник! 15 марта в Париже Совет Антанты под управлением французского премьера Клемансо, поскольку Франция числится по Антанте условно главной, принял решение: поскольку Россия заключила сепаратный мир с Германией и Австрией, поскольку у нас пока что нестабильность и гражданская смута, поскольку к власти пришли "экстремисты", открыто проповедующие мировую революцию и классовые чистки, поскольку у нас, в Советской России есть союзные Антанте силы и группы населения, поскольку мы управляемся "авантюристами и немецкими шпионами," то, стало быть,  надо бы как-то стабилизировать обстановку в России! Ну, помочь силам прогресса и демократии. Ну, не допустить ужасов. Мы ведь живем в цивилизованном мире, господа! Вот поэтому золото нам возвращать рановато как-то...

     - Озадачил ты меня, товарищ Крестинский! – Юровский был подавлен. – Что же, мы сейчас бедны как церковные мыши?!

     Крестинский рассмеялся…

     - Ну, во-первых, это не совсем так! Урал – богатая страна! - он загадочно ухмыльнулся. – А во-вторых, Яков Михайлович, мы с тобой выполняем приказы товарища Свердлова, и нам негоже забивать себе головы государственными вопросами. Для этого есть вождь уральцев, для которого все карты открыты. Вот он и решает государственные вопросы! Уяснил?..
 
     Старые товарищи распрощались, и Юровский отправился к Дзержинскому.

     Дзержинский тепло принял сотрудника, проявившего недюжинную смелость при выполнении столь ответственного задания, и, вручив ему мандат… Заведующего районным отделом ЧК города Москвы, отправил принимать дела по новой должности.

      - Яков Михайлович! – Дзержинский был весьма серьезен. – Участок вашей ответственности архисложный – это Замоскворецко-Даниловского район, а там и  Серпуховка, и рабочие кварталы завода Михельсона. В районе традиционно сильны анархистские и эсэровские движения. Работать вам придется, не покладая рук!

     - Нам не привыкать! – скромно потупил голову Юровский, подумав про себя: «Из огня, да в полымя…»

     - Кстати, это товарищ Свердлов просил поставить вас именно на этот район!..

Продолжение следует -


Рецензии
Очень и очень интересно!
Спасибо, Игорь! Жду продолжения.

Светлана Лескова   09.06.2014 11:39     Заявить о нарушении