Береги, что имеешь

  Лариса Матвеева с горечью посмотрела вслед уходящему Никите. На душе у нее было очень скверно. Обиднее всего было то, что он даже не посмотрел в ее сторону, когда проходил мимо. «Не узнал? Вряд ли. Быстрей всего не захотел узнавать»,- подумала она.
     Как и прежде Лариса, пятнадцатилетняя девушка, выглядела неплохо: курточка, джинсы, сапожки – все по последней моде. Поубавилось только уверенности в ее взгляде.
     Когда-то с Никитой Сошниковым Лариса жила в одном доме, а с его сестрой Леной училась в одном классе. Никита был старше их на три года.
      Семья Матвеевых считалась благополучной и богатой: отец – военный, мать – врач, Лариса – единственная дочь в семье. Какое-то время родители жили в Польше. Оттуда они привезли много вещей, которые вызывали зависть у некоторых знакомых. Мать Ларисы, Татьяна Владимировна, приложила немало усилий, чтобы сделать из нее незаурядную личность, устраивала  дочь то в музыкальную школу, то в художественную, а потом еще в некоторые кружки. Но особых дарований у ее девочки выявлено не было, и спустя некоторое время мать оставила эту затею в покое. Ларису это только обрадовало. Теперь Татьяна Владимировна требовала от дочери хорошей учебы и безукоризненного повиновения. В остальных случаях в свободное от учебы время девочка была предоставлена сама себе.
      Иногда Лариса, выполнив домашнее задание, выходила во двор, в котором просто нечего было делать. К тем, кто моложе ее, идти не хотелось, а с теми, кто постарше, не разрешали гулять родители. К четырнадцати годам многие девчонки из их двора курили, пили пиво, вино и целовались с такими же курящими и пьющими парнями. И все же несколько раз в тайне от своих родителей Лариса пообщалась с ними. То, чем они занимались, только со стороны могло показаться привлекательным. Пустые разговоры, насмешки над теми, кто не входил в их компанию, слова, приправленные матом, бравада и хвастовство подростков, смачные плевки под ноги, хихиканье и ужимки девчонок, когда к ним протягивались руки подвыпивших парней – все это вряд ли могло надолго увлечь любого здравомыслящего человека. Часто все интересы такой компании сводились к тому, где можно добыть спиртное.   
       Дома Ларисе сидеть тоже не хотелось. А к себе домой она не имела права кого-либо приводить без согласия родителей. В этом состоял неписанный закон их семьи. С детских лет  в ее мозг врезались слова матери: «Нельзя! Не бери! Не трогай!» У них была двухкомнатная квартира. Одна комната – спальня родителей, куда Лариса вообще не имела права заходить;  другая – гостиная, в которой Лариса спала, делала уроки и играла, когда была поменьше.  Но играть в этой комнате тоже было не очень-то интересно, потому что мама не разрешала ни шить платья куклам, ни резать бумагу, ни лепить из пластилина. Самыми частыми словами Татьяны Владимировны были: «Терпеть не могу грязи!»
        Многодетная семья Сошниковых жила в соседнем подъезде в однокомнатной квартире. И хотя Лариса училась с Леной в одном классе, дома у них она никогда не была. Никита к этому время уже закончил девять классов школы и учился в строительном техникуме.
      Это произошло два года назад. Лариса зашла к Лене, чтобы узнать домашнее задание, так как накануне она простудилась и три дня не ходила в школу. Дверь открыл Никита, крикнул: «Проходи» и, не дожидаясь, когда нежданная гостья сделает шаг вперед, убежал в комнату. Лариса зашла, прикрыла дверь и недоуменно остановилась около порога. В прихожую выбежала разгоряченная Лена. Волосы у нее были растрепаны, одежда топорщилась во все стороны, на ноге была только одна шлепка. Следом за ней выбежал шестилетний брат Костя с подушкой в руках, которую бросил  сестре в спину и умчался прочь. Лена сказала:
- Что же ты стоишь? Проходи в комнату.
      То, что увидела Лариса, заглянув в комнату, очень удивило ее. Там стояли две кровати, на которых все было перевернуто. Покрывало с дивана было сброшено на пол. На паласе валялись скомканные бумажки, ручки, карандаши, игрушки и другая мелочь.  Над всем этим возвышалось облако пыли.
      Лена быстренько встряхнула покрывало и постелила его на диван.
- Садись сюда. Ты уже выздоровела?
- Да. Мне надо домашнее задание на завтра.
- Сейчас. Подожди немного, а то эти олухи царя небесного совсем меня загоняли.
При этом Лена указала на Никиту и Костика.
- А ну, живо убирайте все, а то маме пожалуюсь!
      Вокруг закипела работа. Костик вытащил коробку из-под кровати и стал собирать игрушки. Никита взял веник и стал орудовать им, как заправская хозяйка, и при этом еще поднимал мелочевку с пола. Лена заправляла кровати. Минут через десять в комнате воцарился относительный порядок.
      Лена дала Ларисе задания и сказала:
- Мы изучали новую тему по алгебре. Хочешь, объясню?
     Возможно, Лариса и сама смогла бы разобраться с алгеброй, но домой почему-то не хотелось идти. Ей было так необычно и весело  находиться в квартире Сошниковых.
      Девочки уселись за стол, а ребята пошли на кухню «пожевать чего-нибудь». Объяснение новой темы не затянулось.
- А давай-ка, в картишки сыграем, - предложила Лена.
- Да я уже не помню, когда  карты в руках держала, и умею играть только в «Дурака».
- Да мы тебя быстро научим. Эй, вы там, на кухне, хватит челюсти разминать! Идите-ка сюда, в картишки перекинемся.
       Мальчишки не заставили себя ждать. В этот вечер Лариса узнала кучу разных игр в карты, о которых раньше и не подозревала: «Баня», «Сыщик», «Дохлая курица», «Часики» и другие.  Правила были простые, но в каждой игре была своя хитрость, позволяющая стать победителем. Время пролетело так быстро, что Лариса спохватилась, когда прошло не менее трех часов с того момента, как она заявилась не прошенной гостьей в эту дружелюбную семью.
      К счастью Ларисы, матери дома не оказалось, так как она зашла после работы в универсам за продуктами. Многие товары в то время исчезли с прилавков магазинов и выдавались только по талонам. К тому же приходилось выстаивать длинные очереди.
      На следующий день в школе Лариса и Лена встретились как давние подруги, а после школы домой возвращались вместе. Очень скоро у девочек появились общие секреты. Им нравилось общаться друг с другом. Почти каждый день Лариса приходила к Лене под каким-либо предлогом. Но потом поняла, что к подруге можно прийти и просто так.
      Родители у Никиты, Лены и Костика работали на стройке, приходили домой поздно, так что дети, в основном, хозяйничали одни. Они сами готовили еду, мыли посуду, мусорили и убирали квартиру. Лариса даже не могла понять, что так притягивает ее к ним. Убранство ее квартиры было намного богаче, везде царила чистота и порядок. Раньше ее мечта заключалась в том, чтобы иметь собственную комнату, в которой она чувствовала бы себя хозяйкой. Но, увидев, как живут Сошниковы, пятеро в одной комнате, поняла, что в жизни есть еще что-то такое, что не измеришь квадратными метрами.
      Когда Лариса приходила к своей подруге по воскресеньям, то встречалась с ее родителями, которых никто не называл по имени и отчеству. Это были просто дядя Вася - любитель рыбалки, и тетя Аля, которая в свободное время с удовольствием вязала носки, свитера, шапки.
      Татьяна Владимировна, узнавшая о новых друзьях своей дочери, была не в восторге от этого общения: слишком уж простая семья, не ровня им. Но запрещать встречи не стала, так как была уверена в непродолжительности этой дружбы.
      Спустя некоторое время Лариса поняла, что не только общение с подругой тянуло ее в эту скромную квартиру. Ей нравился Никита. Его открытое спокойное лицо, фигура, уверенность в движениях, добрые ясные глаза, прядка волос, свисающая на лоб, влекли к себе так, что Лариса не могла прожить и дня, чтобы не увидеть их. Никита никогда не говорил пошлостей, хотя пошутить очень любил.
      Однажды накануне майских праздников Никита и его друг Игорь предложили девчонкам провести выходные на природе. Лариса и Лена согласились.
      День был теплый и солнечный. Молодежь села на рейсовый автобус и, проехав километров двадцать, высадилась в небольшой деревушке. Пройдя километров пять, ребята устроили привал около небольшой неторопливо текущей речушки. Вода в реке была прозрачная и холодная. Купаться не хотелось. Но парни не упустили случая и обрызгали Лену и Ларису, а те, в свою очередь, столкнули их в воду. Потом пришлось всем сушиться у костра.
      Никогда в жизни Лариса не была так счастлива, как в тот день у костра, когда пробовала поджаренную колбасу с хлебом и печеную картошку, запивала все это сладким чаем, пахнущим дымком, поглядывая в синие глаза своего избранника. Она поняла, что тоже не безразлична ему.
     Как-то вечером Лариса столкнулась с Никитой в подъезде, когда поднималась к подруге на третий этаж. Он буквально слетел вниз на нее и чуть не сбил с ног, но вовремя подхватил и прижал к себе. Их глаза встретились и они замерли. А дальше был поцелуй, совсем не похожий на слюнявые  поцелуи подвыпивших подростков, хвастающихся своими победами над девчоночьей гордостью. После этого Лариса и Никита стали встречаться по вечерам.
       Приближался день рождения Ларисы. Татьяна Владимировна решила отпраздновать его. Готовилась она основательно, а гостей пригласила на свое усмотрение, не посоветовавшись с дочерью. Среди них, по ее понятию, не было места для Никиты и Лены. Лариса думала, что придут только родные и  знакомые тети и дяди. Она не возражала, так как не хотела огорчать своих родителей. «Посижу немного за столом,- думала девушка, - а вечером пойду гулять в парк с Никитой, Леной и Игорем. Там есть кафе. В нем и отпразднуем мой день рождения». Об этом Лариса рассказала друзьям. Им всем затея понравилась. О сюрпризе, который для нее подготовила мама, она и не подозревала.
      И вот настал тот злосчастный день, который принес имениннице только разочарования.  Стол был накрыт богато и изысканно. В назначенный час пришли гости. Среди них Лариса увидела незнакомого ей парня и двух девушек приблизительно ее возраста. В этом и состоял мамин сюрприз. Татьяна Владимировна хотела, чтобы дочка обрела новых друзей, которые соответствовали статусу их семьи. Все планы Ларисы рухнули. До позднего вечера она развлекала новых знакомых, которые, не смотря на все усилия взрослых, так и не стали ее друзьями.
      На следующий день, когда Лариса встретила Никиту, он даже не поздоровался с ней. Лариса постаралась остановить его и все объяснить, но он не захотел ничего слушать. Тогда она побежала к подруге. Но Лена тоже обошлась с ней дольно холодно. Из кухни пришла тетя Аля и сказала:
-Ты вот что, девонька, не ходи к нам больше. Не пара мы тебе. Ленка-то и Никита вчера тебя весь вечер прождали, подарок вот приготовили. Так друзья не поступают. Дружи теперь с теми, с кем день рождения справляла.
     Вот так закончилась дружба, а вместе с ней и что-то большее. Лариса сильно переживала эту потерю: неделю проходила, как в тумане, ночами плакала в подушку, сердилась на свою мать. Но ничего в этом мире не вечно. Со временем девушка успокоилась и даже смирилась с взглядами своей матери, стала дожидаться встречи с достойными, по мнению родителей,  друзьями. Несколько раз она знакомилась и гуляла с парнями. Но после таких встреч, как правило, оставался неприятный осадок. Подруги у нее, конечно же, были. Но не было в их отношениях той теплоты и искренности, которые когда-то были с Леной.
      Через полгода семья Сошниковых  получила новую трехкомнатную квартиру и переехала в другой микрорайон. Вероятность их встреч стала еще меньше.
       Отец Ларисы ушел в отставку, а зарплата матери была небольшая. Наступили времена, когда им пришлось трудно. Друзей поубавилось. Праздники все больше стали отмечать в семейном кругу.
      Лариса все чаще вспоминала Никиту и Лену, как раньше им было хорошо и весело вместе. Теперь она во всем винила только себя. Втайне от всех Лариса мечтала о встрече с Никитой. И вот эта встреча произошла. Но она не принесла покоя. «Не простит. Теперь никогда не простит»,- думала девушка. Но сердце не хотело этому верить, и Лариса, сама не зная зачем, пошла вслед за ускользающей от нее фигурой, такой желанной и дорогой. Дремавшее до этого времени чувство, которое она старательно прятала внутри себя, вспыхнуло в ней с новой силой. Никита заметил преследование, резко остановился и хотел наговорить много грубых и обидных слов, но, увидев растерянное лицо Ларисы, смягчился и пробурчал:
- Что тебе надо от меня?
Лариса ничего не ответила. К горлу подкатил комок, которых перекрыл ей дыхание, и из глаз покатились слезы. Она молча стояла, смахивая их со щек, и  смотрела на Никиту, который тоже не знал, как ему поступить. Обида и злость, которую он когда-то носил в сердце на Ларису, давно прошла. Парень приблизился к девушке и сказал:
- Ну, хватит уже слез. Беды-то никакой нет.
В мыслях Ларисы появился слабый огонек надежды: «А может все-таки простит и встреча эта не случайна».


Рецензии