Норман Стрит. Провал эмоциональной религии

ПРОВАЛ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РЕЛИГИИ
Норман Стрит (1983)

Истинное поклонение должно быть в первую очередь делом не эмоций, но ума. "Ты будешь поклоняться Господу, Богу твоему, всем разумением твоим". Это работа, которую производит благодать, весть, в которой прежде всего  содержится призыв к разуму. Говорим ли мы тем самым, что эмоциям нет места в христианском опыте? Нет, мы не отрицаем его эмоциональную сторону. Но нет ничего, что больше воздействовало бы на сферу эмоций, чем истина, когда она сначала воспринимается и понимается, а затем чувствуется. И, конечно, не может быть ничего более ужасного, чем проповедь, пение и молитва без всяких чувств и эмоций. Иногда серьезные эмоциональные проблемы могут быть признаком шизофрении, но одно из самых серьезных психических расстройств - это то, что называется плоский аффект, где нет никаких чувств вообще. Люди становятся совершенно пустыми, если полагают, что эмоциональная реакция всегда неуместна. Они смеются, когда они должны плакать, и они плачут, когда они должны смеяться. Если это ужасно, то самым решительным образом следует утверждать, что место для эмоций есть в христианском опыте.  Есть эмоции и чувства, которые возвышают наши сердца и наполняют их песнью, или заставляют нас плакать, потому что правда Божия открылась нам. Но эмоции в отрыве от истины являются заблуждением, и очень заразным. Таким образом, хотя я за эмоции, я против эмоциональности.
Теперь обратимся к Слову Божьему в Лк.9.57-62. Многие из нас не понимают, что значит: "позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего". Это не означает, что отец умер и его похороны состоятся через день или два. Это восточное выражение говорит, что отец стар, и кто-то должен заботиться о нем. Как правило, эта обязанность выпадала на долю старшего сына, который должен был остаться рядом с отцом, пока человек не закончит свои дни, и эта обязанность требовала нескольких лет. В этом свете, ответ Иисуса: "Пусть мертвые хоронят своих мертвецов, а ты иди и проповедуй Царство Божие" - не кажется таким уж резким или бесчувственным.
Давайте теперь посмотрим на слова ст.61: "Господи, я пойду за Тобою, но". Мы видим суть проблемы. Люди получили видение чего-то более великого и славного, чем они когда-либо знали. Их сердце и совесть были тронуты притяжением Господа. Они были глубоко тронуты эмоционально с сильным желанием бросить все и следовать за Иисусом. Теперь, если задуматься об этом, они были не совсем готовы, как показывают их слова. В каждом случае было то, что они хотели сделать в первую очередь. Иисус сказал: «Нет, если вы хотите следовать за Мной, то следуйте за Мной здесь и сейчас". Есть несколько уроков, которые мы должны извлечь отсюда, и я хотел бы иметь дело с пятью из них.
1. Истории жизни людей, чья религия лежит в основном в чувствах, полны невыполненных благих намерений.
Мы все знакомы с людьми, которые так или иначе всегда намеревались начать ежедневно читать Библию, посещать церковь более регулярно, быть хорошими христианами, делать больше, чем они когда-либо делали, помогать в воскресной школе или вступить в хор, уделять гораздо больше денег на миссию, чем сейчас. Но все это остается только намерением. Время от времени они слышат проповедь по телевизору или, возможно, в церкви, которая действительно трясет их, и они становятся на колени у себя дома или выходят к алтарю в церкви, там они снова могут молиться над всеми этими намерениями. Но так или иначе, они никогда не выполняют их. Вместо этого кажется, что они живут всю жизнь на чувствах.
Иногда у них есть очень хорошие чувства, но иногда они очень плохи. Иногда они находятся в упоении замечательными вещами, которые с ними происходят через вдохновенные служения и проповеди или убедительные радиопередачи. В других случаях они находятся в состоянии убогости и нищеты. Они, кажется, постоянно колеблются от одного к другому на протяжении многих лет. Они любят христианскую музыку, и у них есть свои любимые проповедники, которые вызывают в них бурю чувств. Они скажут: "Он заставляет меня чувствовать себя так хорошо, он завоевывает мое сердце". Это может быть хорошо в некоторых случаях, но часто кажется, что люди никогда не понимают разницы. Они путают подлинную работу спасительной благодати в душе с простым упоением религией. Если они восхищаются именем Иисуса, им кажется, что у них все в порядке.  Я обеспокоен тем, что в евангельских кругах больше,  чем нам хотелось бы думать, людей,чья религия более эмоциональна, чем духовна. Они купаются в море чувств, когда они должны быть поставлены на Слове Божьем и получить истинное понимание спасительной истины. В этом большая опасность.
Если чувства становятся мерой реальности, мы находимся в опасности. Если мы чувствуем большую радость, нам кажется, что все хорошо; если мы переживаем скорбь и страдание, нам кажется, что мы осуждены за какой-то грех;  если интенсивность и частота наших чувств становится доказательством реальности, в этом есть действительно большая опасность, потому что это очень субъективно. Мы должны найти основу спасения, не в нашем собственном субъективном опыте, но в великом факте истории Евангелия - и это тот факт, что Слово стал плотью и обитало с нами, и что Иисус соблюдал закон Божий во славу Бога и как Его Человек; как безгрешная жертва,  Он взял наши грехи на Себя и умер искупительной смертью. Это факты истории: Он умер, был погребен, воскрес и вознесся на небеса. Мы поем: "Моя вера нашла место покоя". Несомненно, это место покоя не в нас самих и не в сфере наших чувств и эмоций. Если мы не можем вложить нашу веру и уверенность в то, что вне нас, и если мы не доверяем только Иисусу Христу, то опасность в том, что наш покой находится только в нас самих и в наших эмоциональных переживаниях. Но он во всем, что Иисус Христос есть, и во всем, что Он сделал для нас.
Те, кто попали в эту ловушку чувств, не заинтересованы в любой глубокой мысли, даже о наших основных, наиболее насущных потребностях. Какая в ней необходимость? Но нужда в праведности - это то, что принципиально для Бога. Это настолько важно, что является темой большого послания Павла к римлянам. Тем не менее люди, чья религия во многом эмоциональна, никогда не слушают серьезного толкования этого послания и не будут его слушать!  Таким образом, они никогда не сталкиваются с большими вопросами, но они полагают, что у них есть ответы! Что такое праведность?  Где это можно найти? Как может грешник ее получить? Самое удивительное, что любой грешник способен понять, что он никогда не сможет достичь этой праведности и соткать для себя одежду, которая будет приемлема для Бога. Он беспомощен и безнадежен в своих грехах, если он не находит надежду во Христе. Так как я могу получить заинтересованность в Крови Спасителя? Вот в чем вопрос. Есть ли у меня доля в спасении? Есть ли что-то в смерти Христа для меня? Умер ли Он для меня, хотя я причинил Ему такую боль, довел Его до смерти? Если это правда, что я спасен по благодати Божией, если это правда, что я облачен в праведность Христа, какая это благодать! Это действительно приносит эмоции, но эмоции, возникающие из истинной веры и спасения, преобразующая сила которых проявляется в жизни, а не сомнительные, никак не связанные с истиной Евангелия.
В течение первых лет моего служения я призывал к алтарю почти каждый раз, когда я проповедовал. Если я учил по конкретной теме Евангелия,  я знал, что некоторые люди выйдут вперед. Если это была проповедь о Втором пришествии, о небе или об аде, я знал, как поколебать их. Они выходили вперед, плача и прося молитв. Я спрашивал себя: что, если эти люди потеряны и нуждаются в спасении? Были ли они отступниками, которые нуждаются в восстановлении? Я не был уверен, что это так. Многие из них никогда не находили покоя. Они напомнили мне о тех печальных словах Павла, когда он говорил о "всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины". Это трагическое заявление. Нес ли я будет сильный призыв к христианам с требованием отречься от мира и покаяться? Мог ли я, призывая к молитве, дать людям возможность положиться на верность Господа?
В любом случае, я знал, что, как только произносилось приглашение, несколько мужчин и женщин выходили к алтарю с большим волнением, часто с плачем. Сначала я как пастор был тронут до слез, потому что я видел во всем этом обнадеживающее заверение том, что Господь благословляет проповедь Слова. Через некоторое время до меня дошло, что было что-то не так. Эти искренние люди никогда не делали то, в чем они просили помощи Господа. Они говорили об этом, молились и плакали над этим, но при всем этом никогда не было никаких заметных или длительных изменений в их поведении или образе жизни. После нескольких лет этого я разочаровался. Я начал сомневаться в мудрости призыва к алтарю или системы приглашения.  Я продолжал завершать службы таким образом, хотя и не с той же горячностью.  Печально то, что некоторые из этих людей, к которым я таким образом обращался, мнили себя очень духовными. Они рассматривали как доказательство их духовности то, что каждый раз, когда произносилось приглашение, они выходили к алтарю. Отчасти они были правы. В конце концов никто не сможет когда-нибудь иметь слишком правильные отношения с Богом, стать слишком близко к Господу. Они чувствовали, что они всегда имели голод и жажду праведности. Они чувствовали, что они всегда стремятся к Богу больше. Они чувствовали, что это был признак большей духовности. Они могли даже молиться о других, и уже по именам, о тех, кто, по их мнению, должны были выйти вперед. Но они ударились в эмоции, которые ничего не давали им. Так чего стоили их благие намерения?
2. Нет никакой замены послушанию.
С нами что-то не так,  если мы никогда не плакали после проповеди, не плакали за столом Господа, или сталкиваясь с нашим грехом, или над горестями других верующих, или над теми, кто не знает Господа и проводит убогую, пустую и бессмысленную жизнь.  Так что, не поймите меня неправильно, я не говорю, что мы должны отказаться от всех эмоций и проводить чистый интеллектуализм. Но я утверждаю, что слезы не могут служить доказательством покаяния. Они даже не доказательство печали о грехе. Делать то, что говорит Слово Божье, является таким доказательством. Я слышал, как мужчины и женщины молились и умоляли Бога, поднятыми руками, взывая к Богу со слезами, когда они обещали Господу, что они будут жить для Него. Тем не менее, обещания не могут заменить действия, которых требует Бог. Слово Божье говорит: "Исполняющий волю Божию пребывает вовек". Никто из нас не будет исполнять волю Божию, как должно, и все мы осознаем свои неудачи и грехи. Мы признаем, что Божья воля не выполняется только потому, что мы избегаем неких грехов, а равно, что есть много вещей, которые мы должны делать, и что мы так часто не в состоянии сделать. Бог открыл нам Свою волю, и"кто разумеет делать добро и не делает, тому грех".  Мы осознаем это. Но если все, что мы делаем - это даем обещания, то Бог проверит нас. Иногда с нами может быть все в порядке, но помните, это ничего не стоит, пока не подтвердится.
Когда Бог говорит к нашим сердцам в неких отрывках из Писания или словах гимна, то мы должны делать то, что Он говорит. Ничто не должно мешать нашему послушанию, иначе возникает крайняя опасность для нашей души.  Каждый христианин чувствует это, но часто сатана обманывает нас. Наши сердца склонны бродить, и мы чувствуем это. Жена Пилата послала ему сообщение о Господе Иисусе: "не делай ничего с этим Человеком". Пилат должен был слушать, что она говорит, ему было слово от Господа к его душе, но он не послушался. Все чувства, которые он имел относительно Господа Иисуса, породили у него лишь дрожь, и его убеждение в невиновности Иисуса - а он знал, что сей Человек не сделал ничего плохого! - были отброшены, потому что он заботился о своей политической карьере. Он попрал свою совесть и с трудом проглотил все опасения и чувство вины, чтобы обеспечить свое будущее любой ценой. Это было все без толку, как история говорит нам. Мысли и чувства, и добрые намерения должны быть переведены в самые решительные действия. Нехорошо говорить: : "Господи, я пойду за Тобою, но ..." Мы должны сказать: "Господи, я пойду за Тобою, по Твоей милости, сегодня, завтра и всегда". Следуем ли мы Иисусу или мы просто плаваем в море эмоций?
3. Теплые чувства об Иисусе Христе могут ввести нас в заблуждение относительно нашей веры.
Перед нами ученики, которые сильно тянутся к Иисусу Христу. Совершенно очевидно, что у них есть теплые чувства по отношению к Нему. Они эмоционально тронуты. Они причислены к тем, кто уверовал в Господа. Они, конечно, не были в числе Его врагов. Они не были в числе сомневающихся. Что с ними стало? Они остались ни с чем, и что будет с нами, когда мы чувствуем себя не принадлежащими Христу и Его Евангелию,  открыто не отвергая Христа, чувствуем себя комфортно среди христиан и часто посещаем дом Господа, не сомневаемся в Личности Иисуса Христа и Его Божествк, верим в Его безгрешную жизнь и искупительную смерть, и все же мы на самом деле не берем на себя обязательство следовать за Иисусом! Я спрашиваю, что с нами будет? Можем ли мы быть неспасенными верующими? Чаще, чем мы предполагаем, есть люди в нашей аудитории, которые верят всему, во что верит каждый христианин, и все же они не спасаются! Они лишены спасительной веры, хотя они "верующие". Об этом свидетельствует их нерешительность. Они говорят: Господи, Господи! Позволь мне похоронить моего отца! Но кто для них Господь?
4. Нерешительность - это действительно замаскированный отказ.
Если проанализировать его, то это на самом деле неверие. Теперь мы подошли к чему-то по-настоящему серьезному. Эти люди не знают своих собственных сердец. Мы также не знаем их. Вот почему мы должны отдать себя на суверенную милость Божию. Вот почему так часто Павел пишет: "Не обманывайтесь!". Почему ученики обманывались? Потому что они не знали своих сердец. Они на самом деле не считали, что лучше творить Божью волю и следовать за Иисусом Христом сейчас! Они не были похожи на людей, о которых мы читаем в Евр.11: "Верою Авраам, когда он был призван, повиновался, и Ной, получив откровение того, что не было видимо, отбросил страх". Он не просто купался в эмоциях, но "приготовил ковчег для спасения дома своего... и сделался наследником праведности по вере"."Верою Авель принес Богу жертву более приемлемую, чем Каин". Эти люди действовали по своей вере. Они стояли до конца, но люди, пришедшие к Иисусу, сказали, что будут следовать за Ним, и не сделали этого. Для них это были просто слова, сказанные некогда в разгоряченных эмоциях. О них нельзя было сказать:  «Вы от сердца стали послушны тому образу учения, что предано вам... Вы сделались подражателями нам и Господу".
Чувства могут обманом заставить нас предположить, что наша вера тверда, когда все время в центре всего этого находимся мы сами, а не Христос - что делает все остальное страшным заблуждением. Иногда, когда приходят жестокие разочарования в жизни, сокрушительное горе, ужасные изменения обстоятельств, парализующие болезни, финансовые катастрофы - провал эмоциональной религии становится слишком явным. В самый разгар кризиса те, чья религия была в основном построена на чувствах, разводят руками и говорят: "Бог подвел меня, хотя я ходил в церковь и платил десятину многие годы".  Таким образом, они покидают Церковь, и вы не можете сделать ничего с ними. Они перешли от одного рода чувства к другому, но они по-прежнему в сфере чувств. Они до сих пор не были охвачены и преображены истиной Евангелия! Их ум, душа и все существо должны были служить Богу. Иисус стоит перед этими людьми, которые говорят, что они будут следовать за Ним, но они уходят. Это происходит до сих пор. Люди говорят: "Я пытался жить по-христиански», но теперь они отвернулись от Господа и ушли. Теперь у них есть чувство возмущения против Бога. Они сердятся на Бога. Они не в состоянии принять то, что произошло в их жизни. Они обвиняют Бога за это. Это печальная и трагическая вещь, потому что вы и я не смогли проникнуть в свои собственные умы. Глубина развращенности и обмана и в наших сердцах, и вне нас, не говоря уже о том, что находится в умах и сердцах других.  Мы не можем судить других. Мы можем предупредить и умолять, но мы не в состоянии просветить рентгеном души.
Если у нас есть только сентиментальные чувства, мы окажемся в беде, как все люди, которые в решительную минуту оказались нерешительными. Вот о чем я говорил до сих пор: нерешительность! Иисус потребовал, чтобы люди были за Него или против Него. Должно быть одно или другое: "Кто не со Мною, тот против Меня". Нерешительность - это трагедия, потому что она может стать фатальной привычкой. Нам может показаться, что мы повинуемся Его зову, в то время как на самом деле мы попали в конфликт интересов. Иисус сказал: "Ищите же прежде Царства Божия и правды Его». Он четко сказал одному из таких людей: "Пусть мертвые хоронят мертвых, ты иди проповедовать Царство Божие". Другими словами: делай то, что ты призван делать в настоящий момент! Если  мы не сказали окончательного, решающего "да" Христу, то мы отказались от Него. Последнее, во что кто-то хочет верить, - это то, что Библия говорит о нас всех: «Мы находимся во вражде против Бога". Мы не хотим считать себя врагами Бога. Мы не хотим проклясть себя во имя Господа. Мы не против Иисуса Христа, но мы не можем иметь и то и другое.
5. Времена Христа всегда сейчас.
 Завтра не будет, как сейчас. Есть ли вещи, которые Господь говорит нам конкретно? Правда ли, что каждый раз, когда мы оказываемся в доме Господнем, каждый раз, когда мы с христианами, мы каждый раз получаем в Евангелии определенные вещи, которые всегда пред нами? Бог безошибочно знает каждую душу. Он милосердный и терпеливый Господь. Мы не придем на небеса потому, что Слово Господа пришло к нам второй или сотый раз. Мы не можем остаться в таком состоянии на неопределенный срок. Как только у нас появилась возможность, мы должны ответить: "Я пойду за Тобою, куда бы  Ты ни повел". Иисус сказал одному из учеников, чего это может стоить. "Лисицы имеют норы и птицы небесные имеют гнезда", и ученика как не бывало! Мы не читаем о нем снова. Вполне возможно, что Дух Господень работает с вами и ждет открытого исповедания вашей веры во Христа. Возможно, есть люди, в офисе, магазине или дома, которые не имеют ни малейшего представления о ваших убеждениях. Вы никогда не сказали им ни слова. Но вы должны прийти туда, где вы должны исповедовать Христа, как своего Господа и Спасителя. Может быть, исповедовав веру в Господа, вы отложили крещение. Господь работает с нами в этих вещах. Время от времени, у нас может быть большой эмоциональный опыт, но мы не до конца делаем то, что Господь хочет от нас. Вполне возможно, что мы удержали десятину и пожертвования. Вполне возможно, что в течение долгого времени мы были должны принести извинения кому-то. Это имеет значение.
Я не говорю, что в Царство никогда не войдут те, кто не имеют ничего больше эмоций и кто на самом деле не спасен. Возможно также, что в нашей христианской жизни мы иногда достигаем мели, с которой просто не сойти, пока не придет волна прилива, который поднимет и пробудит нас снова. Но когда волна приходит, если мы не вступим в послушание, мы останемся в затруднительном положении, как раньше! Наш Господь сказал: «Пока есть свет, ходите в свете, ибо тьма наступает на вас".  Были времена, когда я ходил во тьме. Были времена, когда я не был готов делать то, что я знал, как волю Божью. Только по милости Бога мы оказываемся во свете снова. У нас есть дивный стих Иоанна о прощении грехов. Но это связано с хождением в свете  истины, подобно как Он во свете, и общением друг с другом. Всему свое место.
Истинное спасение и истинная религия имеет дело с Божьей истиной и великими фактами, касающимися умершего, воскресшего и живого Спасителя. Мы должны рассматривать нашу нужду в Нем, наше отношение к Нему, наше пребывание в Нем - через Него, а не через себя. Это будет конкретной и мотивированной верой. В ней, конечно, будут эмоции, но она сама будет чем-то гораздо большим, чем они. Мы действительно будем в состоянии дать отчет в нашем уповании с кротостью и благоговением.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии
Хорошая фраза: Нерешительность - это действительно замаскированный отказ. Значит, когда просто не решаешься что-то делать это означает, что ты уже где-то глубоко внутри отказался это делать, но для успокоения обманываешь себя, говоря что когда-нибудь это сделаешь.

Марина Дуцинина   21.06.2014 11:49     Заявить о нарушении