Школьный Ералаш. Часть 2

    Начало http://www.proza.ru/cgi-bin/login/page.pl
 
   Хочу заметить, что современная молдавская школа сильно отличается от советской школы в которой я когда-то училась. 

      В 90-е годы прошлого века ввели у нас 10-ти бальную систему оценок и теперь 4-ка - это неудовлетворительная оценка, 5-ка соответствует тройке с минусом а десятка - означает отлично.
 
      Кроме того, в молдавских школах упразднили отчество учителя и теперь, к примеру, учительницу  Марию Ивановну ученики тут называют доамна Мария, то есть, госпожа Мария и только в русских школах  сохранилось традиционно имя и отчество.  Когда дети не знают или забыли имя учительницы, то зовут ее просто "доамна профессоарэ" - госпожа учительница.

      В каждой школе свой микроклимат, свои "звезды" и хулиганы от которых многое зависит, наряду с директором и учителями.  Дети учатся разные. В одном потоке и те, кому суждено стать успешными или знаменитыми и те, кто пополнит ряды преступников. 

      В первый год моей работы в школе там произошло преступление, которое трудно назвать детской шалостью, на которую его и списали не предавая огласке.

      Работал в школе учитель математики. Всю жизнь он посвятил школе - лет 40 проучительствовал!  Выйдя на пенсию, а в Молдове мужчинам дают пенсию в 62 года, он продолжал работать в ставшей уже родной школе. Преподавал он хорошо, дети его любили, но математика - предмет серьезный и требует дисциплины и внимания.
 
      Наверное он проявил жесткость к кому-то из хулиганов или просто двойки по своему предмету ставил.  А может просто напакостить хотелось юным мерзавцам.  Только сыграли дети над учителем  очень злую шутку.

      После уроков, школьные хулиганы подобрали ключ к кабинету математики и проникли внутрь.  Они нагадили на стол учителю, вымазали дерьмом его чашку и дверную ручку.

      Утром пожилой, страдавший гипертонией учитель, пришел на работу.  Когда он увидел что сделали эти сволочи, ему стало плохо.  Горькая обида сразила сердце старого учителя, отдавшего всю жизнь делу воспитания детей.  И вот награда! Этого он не смог пережить - его увезла из школы "скорая" с тяжелым инфарктом. Врачи спасли, но примерно через месяц случился  второй инфаркт и учителя не стало. 
      Математика хоронила вся школа.  Дети шептались между собой, они знали кто это сделал.  Но виновных искать не стали. Пусть это останется на ихней совести,  если она у них вообще есть...
 
      В школе нельзя работать без чувства юмора.  Каждый раз идешь туда и не знаешь что тебя там ждет, какие уроки придется проходить самой.  Ведь не только детей учишь - учишься сама у них - же.  Нужно научиться оперативно реагировать на их не всегда добрые действия. Нужно находить нужные слова в нужное время, чтобы  запомнили твой урок, чтобы быть у них авторитетом.
 
      Школа наша была не простая, а с музыкальным уклоном.  Сольфеджио, хор и игра на инструментах были обязательны для всех.  В школе проходили замечательные концерты силами учащихся.  А еще одна особенность - в нашей школе училось много цыганских детей.  Таким образом я получила бесценный опыт обучения цыганок ручному труду.

      Цыгане живут в нашем районе оседло.  Они работают или имеют свой бизнес, строят большие красивые дома.  Но живут они как бы вне государства и по-понятиям, соблюдая свои древние обычаи и традиции.
 
      В многонациональной Молдове цыгане живут особняком и стараются не смешиваться с другими национальностями.  Детей отдают в школу чтобы научились читать, писать и деньги считать.  Потому учатся они  чаще не более 4-х классов, а после бросают школу.  К учебе относятся несерьезно, уроки пропускают, остаются на второй год.
 
      В классе моего сына был один цыган.  Он учился плохо и бросил школу где-то в 6-м классе.  Сейчас ему 20 лет.  Недавно встретила его с женой и ребенком в городе.  Рассказал, что имеет собственный бизнес в Москве - сеть киосков.  Жена его обвешана золотом, а ребенку уже второй год пошел. Его одноклассники все еще где-то учатся.
 
      Но я преподавала труд у девочек. У нас этот предмет называется "едукацае техноложикэ", что переводится как "технологическое воспитание".  Я предпочла бы назвать предмет "домоводство".
 
      Почему-то в школах традиционно главными предметами считаются математика, физика, химия.  Такие предметы, как труд, рисование, музыка и физкультура считаются второстепенными.  Хочу выступить в защиту своего предмета.  Обед готовить, шить да вязать должна уметь каждая женщина, а гвозди забивать и делать ремонт в квартире - каждый мужчина. Почему эти предметы считаются второстепенными?

      По математике мы изучали логарифмы - никогда в жизни они мне не пригодились. Что это такое и к какому месту их прикладывать - убивайте, не вспомню! Так-же и секансы с косекансами, за компанию с синусами и косинусами мне ни разу за многострадальную жизнь не пригодились!  Зачем время теряла и голову морочила?   Физика в моем понятии - это наука для мужчин.  Может я просто тупая, но под страхом смертной казни ничего не могла из нее понять и вынести, хотя науку уважаю - учитель хороший попался!
 
      На уроки труда выделяют детям один урок в неделю - 45 минут!  Чему успеешь научить?   Благо мне повезло с директором - позволил самой составлять программу и вдобавок вести кружок.

      Среди моих учениц было пять цыганок и выделялись они бешеной энергией , отсутствием терпения и нестандартным поведением. Создалось впечатление, что руки у них изначально растут из другого места.  Ну не любят они работать руками и все тут!
 
      Рада из богатой и уважаемой семьи. Дедушка ее местный цыганский барон. Девочка с броской внешностью, черноглазая с длинной косой. Она хорошо учится  и мечтает стать юристом!  Хорошие оценки нахально выколачивает из учителей! 
     - Нин Владимировна! Поставьте мне десятку! Ну поставьте десятку!  Мне нужна десятка! Ну Нин Владимировна! - буря и натиск!
     - Вот вышивку сделаешь красиво - тогда поставлю. - Терпеливо объясняю ей.  Рада садится вышивать, но через три минуты вскакивает с места, с остервенением рвет нитки и ткань и швыряет все на пол.
     - Все! Надоело! Ни хочу больше! - психует и ходит по классу.
     - А что ты любишь делать, Рада? - терпеливо спрашиваю ее.
     - Люблю песни петь!
     - Тогда  пой, птичка, пока девочки вышивают, и им веселее будет.
 
      Рада подходит к доске и начинает петь. Голос у нее сильный и чистый.  Девочки вышивают и слушают одноклассницу - они давно привыкли к ее выходкам.
 Спев три-четыре песни Рада подходит ко мне.
     - Я хорошо пела?
     - Хорошо, не спорю!
     - Нин Владимировна! Поставьте мне десятку! Ну поставьте мне десятку! Ну что Вам стоит!!!! - Ну что с нею после этого делать?

      Со временем я все  же нашла  к ней ключик! Проходили мы вязание на спицах.
     - Твоя мама умеет вязать на спицах? - спрашиваю Раду.
     - Нет, не умеет, и бабушка не умеет, и тетя не умеет и сестры тоже!
     - Вот представь, они все не умеют, а ты научишься, первая из своей семьи!
      Наконец - то я зацепила честолюбивую Раду! Она таки связала сама шарфик и похвалилась им всем родным и знакомым. И конечно-же получила вполне заслуженную десятку. 

      Рада сидела за первой партой и мне было интересно расспрашивать ее о цыганских обычаях.   Она рассказала мне, что после школы цыганские девушки сидят дома и помогают матери, пока выйдут замуж.  Замуж отдают их рано, за своих же цыган. Детей рожают много.  Девушек держат в строгости.  По обычаю им нельзя обрезать волосы, носить короткие стрижки и брюки.  На пляже цыганкам запрещается носить купальники.  Цыганки купаются в длинных рубашках, типа ночной сорочки.

       Бабушка Рады - известная в нашем районе гадалка и внучка учится у нее, наблюдая за работой бабушки.  Меня одолевает любопытство.  Однажды приношу в школу карты и на перемене, позвав Раду в подсобку, прошу показать как она это делает.  Мы так  увлеклись процессом, что не заметили звонка на урок.  В класс зашел директор школы и застал нас в подсобке за интересным занятием !  К счастью, он сделал вид, что ничего не видел, только пригласил меня на пятиминутку..
    
       ( продолжение http://www.proza.ru/2014/06/10/751)
 


Рецензии
Никогда не обучала цыган, но в школе полно ярких индивидуальностей. Больше запоминаешь тех с кем было труднее. Тоже всегда удивлялась сколько "ненужного" материала в школьной программе. Поэтому всегда ратовала за разделение обучения по интересам. И вообще за то, что программу начальных классов надо здорово упростить, а не усложнять. Не буду уподобляться Остапу Тараса Бульбы.
Спасибо. Интересно написано, хочется обсуждать. Зацепили.

Мила Стояновская   07.11.2022 08:46     Заявить о нарушении
Благодарю Вас, Людмила! На мой взгляд, школьную программу надо срочно менять. Сделать ближе к реальной жизни. Ну и 12-летнее обучение в лицее - это дурь кромешная! Скрытая безработица. Ему 19 лет, а он всё на шее родителей сидит! Т ак и ростят паразитов. В 19 лет уже семью создавать можно и детей рожать, а они всё за партой. А после лицея никакой специальности у них, вообще ничего полезного не умеют чем заработать на жизнь можно.

Нина Джос   07.11.2022 08:55   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.