Кто в тереме живёт. Краеведение

Те, кто впервые бывают в Григоровском переулке, в удивлении останавливаются и несколько минут зачарованно созерцают это чудное видение. Перед ними настоящий сказочный терем-теремок – прекрасный образец русского деревянного зодчества середины XIX века. Двухэтажный домик с мезонином весь украшен декоративной резьбой по дереву. Это памятник истории и культуры российского значения и охраняется государством.

История старинного дома такова. Неизвестно кто построил его, но с 1883 года его хозяином становится князь В.Д. Волконский. В начале ХХ века его приобрели купцы-лесопромышленники Д.И. и Г.И. Слесаревы, внесшие в него свои архитектурные изменения. С 1920 года в доме находилось коммунальное жильё.

В 1991 году калужские власти принимают решение об учреждении в здании клуба-музея «Дом мастеров». Директором назначили В.Н. Ракова, который много лет вынашивал идею его создания. Тогда в стране было очень тяжёлое положение. На многое не хватало денег, даже на зарплату. И всё же из областного департамента культуры смогли выделить необходимую сумму на капитальный ремонт здания.
Сначала трудились рабочие, восстанавливающие здание. Следом пришла бригада мастеров-плотников во главе с художником, мастером-резчиком по дереву Е. Столяровым, с ним также Ю. Карягин и В. Скачков. Они занимались реставрацией художественной деревянной резьбы внутри дома и со стороны улицы.

И тут же рядом новые хозяева уже обживали помещения, разбирали предметы экспозиций и расставляли их. Вместе с В.Н. Раковым трудились первые сотрудники музея Д.Н. Дундукова, И.А. Зубкова, Т.А. Горбатова, Р.М. Головачёва.
29 декабря 1992 года в канун Новогоднего праздника состоялось открытие музея. Основу экспозиции составила личная коллекция Владимира Никаноровича Ракова, заслуженного работника культуры РФ.  Здесь самое время рассказать о нём немного побольше. Родился в селе Богородском Ферзиковского района Калужской области. Отец Никанор Сергеевич, участник Великой Отечественной войны, мастеровой человек. Любил играть на балалайке. Мать Анна Петровна прекрасная кружевница, вышивальщица и  певунья. Неудивительно что и сам Никанор ещё в детстве выучился играть на гармошке. А гармонист раньше был первый парень на деревне. Без него не обходились ни праздники ни свадьбы, ни гулянья. Девушки им частушки пели:

У Ванюши-гармониста
Кудри завиваются,
Много девок за него
Замуж собираются.

Позднее семья перебралась в Калугу и Никанор Владимирович поступил в музыкальное училище в класс баяна. После его окончания он навсегда связал свою жизнь с музыкой и культурой. Он настолько увлёкся народным творчеством, что ещё и закончил исторический факультет пединститута. Объездил всю область, собрал немало предметов калужских промыслов. Записал со слов крестьян рассказы о житье-бытье, народных обычаях, праздниках, свадьбах, описал их ремёсла. Собрал песни, частушки.

О нём можно сказать: человек на своём месте. Это его призвание, служение Родине. Труд свой благородной, знания, накопленный опыт он описал в книге «Родники народного творчества», изданной в 2009 году и над которой работал около 30 лет. Это весьма объёмное издание – настоящий подарок краеведам и всем тем, что интересуется историей нашего края.

Так что же представляет из себя клуб-музей «Дом мастеров»? Поднимемся по ступенькам по попадём в горницу, оформленную по типу крестьянской избы. Красный угол украшен иконой с рушником, на стене панно «Пряха» художницы Т.Ф. Таненковой. Два длинных стола с резьбой по краю. Скамьи накрыты домоткаными дорожками. В горнице встречают гостей, устраивают праздники.
Пойдём дальше и попадём в зал керамики. Глиняную посуду в нашей губернии изготавливали везде, где имелась нужная глина. Была  она разных форм, размеров и предназначений. Ремесло считалось почётным, хоть и тяжёлым и передавалось по наследству от сына к сыну и дальше. Сначала горшки делали на гончарном круге, затем обжигали в печи. Продавали товар на многочисленных ярмарках, меняли в ближайших деревнях на картошку и рожь. Гончарная посуда имелась в каждой семье, служила каждой хозяйке.

В семидесятых годах В.Н. Раков приехал в деревню Хлуднево Думиничского района, чтобы познакомиться с известными гончарами Самошенковыми, Тасенковыми, Городничевыми, Трифоновыми, Бубневыми, Денисовыми. На всю округу славились они своими изделиями. Их горшки после обжига становились особо звонкими и прочными. Ещё они делали из глины печные трубы, кирпичи, из которых строили дома. Для удовольствия даже самовары делали, чайком баловались.

Ещё Владимир Никанорович познакомился с мастерицами глиняной игрушки Самошенковой, Трифоновым, Студницкой, Бубневой, Макушечевой. Игрушка  эта была известна ещё с 19 века и всегда хорошо продавались на ярмарках. Хозяйки покупали игрушки, изображающие животных – козу, коня, медведя, веря, что они принесут в семью благополучие, в поле – плодородие. А вот баба с гусем будет оберегать дом. Грематухи отгоняли нечистую силу.

Встретил в деревне Раков мальчика Витю Трифонова, который лепил из глины солдатиков. Он посоветовал мальчику поучиться мастерству у матери и бабушки. Сегодня Виктор Иванович один из самых известных мастеров хлудневской игрушки. А внук Денис уже пятый потомственный мастер в их династии.

Где-то в конце шестидесятых годов прошлого столетия бабушка Виктора Ивановича Аграфена Фёдоровна впервые вылепила древо жизни, игрушку, ставшую знаменитой, легендарной. На дереве медведь с гармошкой. Интуитивно женщина поняла, что дерево всех кормит, согревает, оно само есть мать-природа. После неё и другие мастерицы стали лепить эту игрушку, и она у каждого своя, как фантазия подскажет. Может и Денис когда-нибудь вылепит что-то своё, особенное, что ещё больше прославит их фамилию.

Перейдём в зал «Дерево», где представлены промыслы: резьба по дереву, бондарный, санный, тележный, плетение из лозы. Самыми добрыми словами вспоминают сотрудники музея резчика по дереву Валерия Васильевича Скачкова, к сожалению безвременно ушедшего из жизни. Придя в Дом мастеров вместе с бригадой плотников, он задержался здесь на годы, творя день за днём деревянную резную сказку. Детство его прошло в деревне Пятовка, где когда-то трудились знаменитые мастера, резчики по дереву Епищевы. Сыкулёвы, Чинковы. Так что было у кого учиться. В музее
хранятся многие работы Скачкова – декоративные резные ковши, утицы, ложки, блюда, вазы. Раков составил, а Скачков вырезал из дерева карту ремёсел Калужской области.
Хорошую память оставил о себе Валерий Васильевич!

В зале «Ткани» предоставлены ткачество, кружевоплетение, вышивка, куклы. Можно полюбоваться на женские и мужские крестьянские наряды. Украшением дома были вышивки, покрывала, скатерти, половики. Всё хозяйка делала сама, показывая своё мастерство и умение создать в доме уют. Рушниками утирались, но они зачастую были самым настоящим произведением рукотворного искусства. На них вышивали цветы, узоры, птиц и даже целые сюжетные картины и пожелания: «Лицо своё вытирай и меня не забывай».

В музее хранится немало предметов быта: инструменты и приспособления для труда, весы, самовары, керогаз, музыкальные инструменты, и патефон есть, а к нему пластинки со старинной музыкой имеются.

Частые гости в музее – народные мастера, которые показывают своё творчество, проводят мастер-классы, в том числе и для детей. Одна экспозиция сменяет другую. А талантливых людей у нас в области, в городе - очень много.

Вот, к примеру, Татьяна Кочубей. В детстве, как и все девочки, любила играть в куклы, они у неё были фабричные, шила им наряды. Часто посещая выставки мастеров народного творчества, увидела традиционные русские тряпичные куклы и решила сама попробовать. Конечно, пришлось многому поучиться, но получилось же!
Мир народных кукол оказался очень богат и разнообразен. Их делали к определённым праздникам, событиям и для быта. Они служили оберегами, использовались в обрядах. Были  игровые куклы для детей. Обычно их делали безликими, так как боялись, что в куклу вселится недобрая душа и сможет навредить.
Существуют различные техники изготовления кукол, но Татьяна Ивановна больше всего любит делать куклы узелковые, которые изготавливаются без применения иглы. Только о некоторых расскажу.

Кубышка-травница. Делалась с травами на здоровье.
Коза. Приносила в дом достаток, укрепляла семью, давала силы.
Лошадка из лыка. Её делали мальчикам, чтобы были сильными, а девочкам – чтобы поскорее выйти замуж.

Неразлучники. Их изготавливали из одного куска ткани и дарили молодым на свадьбу, чтобы всегда были вместе.

Показывал свои работы в Доме мастеров и Григорий Андреевич Кочубей. У его отца было много всякого инструмента, он его по наследству от своего отца получил. Все они, Кочубеи, люди мастеровые, рукастые. Какой мальчишка в детстве не гонял шайбу?! Покупные клюшки тогда мало у кого были. Ребята обычно делали их сами. У Григория была самая лучшая, предмет зависти других мальчишек.

Для дома, для семьи, дачи, бани Кочубей всегда всё делал своими руками. А однажды у него как будто второе зрение открылось. Найдёт в лесу, на берегу реки веточку с ответвлениями, присмотрится и увидит в ней фигурку балерины, спортсмена, птицы. Подберёт корешок, а это – бабушка старенькая, согнувшаяся или сказочный герой или….
Найденную веточку, корешок очищает, обрабатывает шкуркой и натирает мастикой. Обычно ничего не добавляет, лишь убирает лишнее. Не красит лаком или краской –это не нужно. Ведь созданное природой само по себе прекрасно.

Каждая девочка мечтает стать принцессой и попасть на бал. Для этого нужны красивое платье, туфельки и украшения. Некоторые девочки сами не без успеха делают их из подручных материалов: кожи, меха, бусинок подружкам на зависть. Так что этим юным принцессам есть в чём пойти на дискотеку или в гости. Вещи не купленные, а сделанные своими руками, всегда ценятся больше всего.

Расскажу и о настоящем мастере бисероплетения – калужанке Елена Борисовне Фокиной.
С детства она любила рисовать, вязать, вышивать, увлекалась минералами, которые привлекали её особой природной красотой. Став взрослой и своим детям вязала оригинальные вещи с красивыми рисунками.
Но её творческой натуре хотелось чего-то нового. Как-то увидела работу одной мастерицы – украшение из бисера с камнем. И ей захотелось сделать подобное. А что нужно для работы? Бисер – это маленькие стеклянные бусинки, самоцветы, нитки лавсановые, капроновые или «монолит» и специальные маленькие иголочки. И ещё огромное терпение, усердие – не каждый готов выполнять такую тонкую кропотливую работу. И ещё нужен художественный вкус, но это у Елены с детства.

Училась всему сама, ей нравится всё делать самой, по-своему, не копировать. Присматривалась к изделиям разных мастеров, многое почерпнула из Интернета. Освоила разные методы плетения: «мозаичное», «кирпичное», «расшивку по сетке» и другие.
Как-то французские модницы заказали ей изделия по заданному образцу. Она, конечно, сделала. Но копировать было скучно, своё интереснее. Есть живинка, фантазия.
После двух лет кропотливого труда, когда уже были сделаны десятки украшений, решилась, наконец, показать свои работы на выставке в Доме мастеров. Пришли друзья, добрые люди. Никто не остался равнодушным к её творчеству. И было на что посмотреть!

Колье «Эдем» - в золотых тонах с сердоликом. Восхитительное впечатление!
«Огалалка для Иришки» - праздник синего цвета! Хорошо для синего платья, блузки подчеркнёт синеву ваших глаз. Впрочем, это украшение досталось её подруге.
Колье «Лесная сказка» - зелёное, волшебное, поистине сказочное!
Лариат «Орхидейка» - хорошо подходит для девочки-подростка. Надевай на тонкий свитерок и беги, развлекайся с подружками.
Колье «Сиреневые сны» - романтично, нежно, очень хорошо для выпускного бала.
Колье «Диана» из морского жемчуга. Изысканное украшение, достойное королевы. Сделано по мотивам колье принцессы Дианы.
Нет возможности написать обо всех её работах.

Днём Елена Борисовна на работе, а работает она завучем в межшкольном комбинате Калуги. Вечером, как и у каждой женщины, много забот по дому. Зато попозже, в часу десятом, садится в любимое кресло, раскладывает на журнальном столике всё необходимое и начинает творить. Для неё это расслабление, отдушина, она как бы медитирует, отдыхает душой. Она в полёте на крылья мечты и фантазии.
Что будет в следующий раз? Волшебное? Романтичное? Загадочное? Увидим на других выставках.

Хорошей традицией в Доме мастеров стали ежегодные выставки пасхальных яиц. Раньше экспонировали коллекционные яйца, но на последней же, апрельской 2012 года выставке, впервые показали авторские работы калужских мастеров.
Вообще-то яйца красили ещё в дохристианские времена. Яйцо воспринималось как прообраз Вселенной. С возникновением христианской религии пасхальное яйцо стало атрибутом для поминовения чудесного воскрешения Иисуса Христа.
В конце XIX в начале ХХ века вершиной ювелирного искусства стали яйца российской фирмы Фаберже, выполняющей заказы для царской семьи и частных состоятельных заказчиков. При изготовлении использовались золото, серебро, драгоценные камни.
В этом виде творчества трудились самые разные мастера – от известных художников до деревенских бабушек. Просто крашеные яйца называют крашенками, а разрисованные – писанками.

На выставке мы увидели 125 работ 25-ти мастеров. Лишь четыре из них профессиональные художники, остальные – любители, а также дети. Привлекло разнообразие писанок. Л.И. Самошенкова работает в жанре де-купаж и пент-а-пент. Для этого используют обычные салфетки. А впечатление необычности и старины.
Л.И. Вишневская, Л.А. Билименко, Л.А. Бабадей украсили свои работы бисером, продемонстрировав тонкое мастерство и большой вкус. В.Н. Баранов и Н.Н. Макарцев предпочли инкрустацию по дереву.
Замечательные росписи по дереву у Г.А. и А.Е. Гусляковых, у О.В. Гольцевой (виды Калуги), Н.В. Захаровой («Хоровод»), О.В. Макаровой («Белый ангел»).
Коллекционеры показали работы из полудрагоценных камней. И настоящим украшением выставки оказалось белое яйцо с росписью травами начала ХХ века. Николай II и члены царской семьи дарили такие солдатам, принимавшим участие в русско-японской войне.
Выставка удалась и оставила светлые, добрые, радостные, приятные впечатления. Христос воскрес! И весна, наконец, по-настоящему вступила в свои права.

С Л.Е. Чирковым я тоже познакомилась в Доме мастеров. Здесь он частый и желанный гость. А с В.Н. Раковым водил дружбу ещё тогда, когда, как он выражается, весь Дом мастеров умещался в двухкомнатной квартире Ракова. Работает Леонид Ефремович в музее космонавтики и главная его забота – правильное и интересное оформление экспозиций музея. О космосе он знает всё, дружит с космонавтами, конструкторами. Интересуется краеведением, собирает всякие забавные истории из жизни калужан. Их у него целая коллекция.

Есть у Чиркова ещё одно увлечение – фотография. По сути это и часть его работы. Многие фотографии в музее космонавтики сделаны им. Он член фотоклуба «Калуга», лет пять назад он устраивал свою фотовыставку, имевшую большой успех.
Любит снимать Калугу и окрестности в разное время года и суток. Часто путешествует по родному краю. Красивые пейзаж у него получаются! Взяв в руки фотоаппарат, мгновенно оценивает ситуацию и ловит «картинку». Вообще-то он считает, что снимать надо много и выбирать лучшее.

В Доме мастеров ему всегда рады. Он часто фотографирует мероприятия, праздники, делает фотопортреты народных мастеров, оказывает помощь в оформлении буклетов  других изданий.
Леонид Ефремович человек щедрый и всегда готов подарить свои фотоснимки тому, кому они нужны для дела.

Но Дом мастеров это ещё и клуб. Здесь репетирует и часто выступает прославленный народный коллектив «Калужская тальянка». Создавал его и бессменно руководит им с 1987 года В.Н. Раков. Сначала ансамбль состоял из шести гармонистов. Но постепенно стал вокальным. Его участники: врачи, учителя, библиотекари, технические работники, рабочие, служащие, пенсионеры. В репертуаре народные песни, танцы, романсы, частушки, наигрыши, сценические постановки.

«Тальянка» показывает и рассказывает о традиционной культуре Калужского края, о том, как принято было проводить народные праздники: Коляда, Масленица, Троица, Яблочный спас, свадьба и другие. В репертуаре много программ, посвященных теме Великой Отечественной войны.
В феврале 2012 года после проведения игровой свадьбы, как это было когда-то в деревне Гремячево Перемышльского района, Владимир Никанорович, заглянув в свои записи, ахнул: «Это же был тысячный концерт «Калужской тальянки»!

Замечательные люди работают в Доме мастеров. Приветливые, внимательные, знающие своё дело. Занимаются научной работой, пишут монографии, сочиняют сценарии к праздникам и проводят их. Подготавливают выставки, презентации, встречи с работниками других музеев и интересными творческими личностями. Встречают самых разных гостей, в том числе и зарубежных, проводят экскурсии.
А сейчас коллектив готовится к празднованию 20-летия Дома мастеров, которое состоится в конце 2012 года.
     Публикация в книге "Золотое яблоко".   2012 год.


Рецензии