Первый обман

               
   Я спросила как-то у бабушки:
 – Неужели ты никогда не обманывала? Разве возможно всегда говорить правду?
 – Иногда правду говорить трудно. И со мной случался такой грех. Я помню, как впервые обманула маму.
 – Расскажи!
     Это случилось весной, в мае, когда я училась в  первом классе. Перед началом последнего урока Маргарита Александровна объявила:
– В воскресенье мы пойдём всем классом в театр. Вам надо завтра принести по 2 рубля на билет.
Многие закричали «Ура!», а у меня сжалось сердце. Как я попрошу у мамы 2 рубля, если мама,  давая мне утром на обед очередной рубль (а папе – три рубля),  вздохнула:
 –  Завтра у меня ещё есть деньги на обед, а в пятницу что я вам с папой дам?...
     Домой из школы я шла пешком – девять кварталов*. Это три остановки ( 30 копеек на автобусе) и ещё три квартала. Шла и думала, что если бы Маргарита Александровна сказала о театре перед большой переменой, я бы не пошла в буфет и сэкономила бы рубль.  Но завтра не пойду есть, значит рубль у меня есть. Но где же взять второй?.. И вдруг вижу: лежит на земле бежево-белая бумажка. Это была купюра рубля! Я оглянулась – поблизости никого не было, бульвар Шевченко был пустынным, как обычно, в дневное время по будням. И я со спокойной совестью подняла деньги и положила в портфель. Дорога домой показалась мне короткой. Я увидела, что на небе нет облаков, заметила, что каштаны почти отцвели, а сирень за дощатыми заборами уже распустилась и пахнет так, что и на середине широкого бульвара как будто слышен  их упоительный майский запах.   Дома я с порога сообщила маме новость:
 – А  мы в воскресенье всем классом идём в театр!
     Мама обрадовалась ненадолго, а потом озабоченно спросила:
 – А сколько стоит билет?
И тут я выпалила неожиданно для себя:
 – А мне дадут билет бесплатно: наградили за хорошую учёбу. А остальным надо сдать по два рубля.
          У мамы глаза заблестели и она обрадовалась уже до вечера и папе сказала об этом. Он тоже был доволен и повторил свои обычные слова (я от него их и учась в университете  слышала):
– Учись, дочка, стремись.  Надо учиться всю жизнь.
     Этот завет отца меня не пугал.
 – Ба, а ты потом маме призналась в обмане?
 – Не сразу, а уже когда замужем была и мы не стали такими бедными. И прощения попросила.
_
*В одном квартале моего города детства было 250 м

Сентябрь 2012 г.               

               


Рецензии