Мечта и Сказка. Два слова в пользу религии
В пользу религии можно и нужно сказать, что она дала человеку мечту и сказку (*). Мечта о лучшем мире, способная поднимать человека над грубой эмпирикой, есть то, что отличает человека от животного, это больше, чем много. Как неординарная способность думать о чем-то другом, кроме корма и выживания, т.е. способность мыслить эстетически, вдохновенная мечта есть величайшее из благ человеческих. Как и потребность в произведениях мечты - волшебных сказках. Собственно, вдохновенная мечта и волшебная сказка есть одно и то же, если смотреть с т.з. Языка - единственной в полном смысле слова человеческой точки зрения. Оттого, что человек получил мечту и стал создателем волшебных миров - не только мыслящим животным, но и творящим духом, выиграл в конечном счете язык - лучшее, что, мы имеем и можем дать друг другу. В этом смысле мечта и язык - эстетически неразделимое целое, ибо мечта не имеет иного бытия, кроме рассказанной языком сказки, притчи, мифа или песни. Быть созданным значит быть рассказанным. Собственно, быть вообще - значит быть рассказанным. Нет иного способа быть больше, чем телом, кроме как в языке и через Язык. И Библия, в сущности, говорит только о том, что истинным творцом мира был и остается язык. Поскольку даже свет может светить не раньше, чем сказан и назван. Чтобы "увидеть", нужно сказать (Сократ). Библейский Бог не может ничего создать, пока молчит. И Язык, возможно, - не столько дом бытия (Хайдеггер), сколько его строитель и у-строитель, греческий Логос. Язык же, следовательно, является инструментом, субъективным методом и единственным ключом к деконструкции объективного мира.
-------
(Ради ясности и причуд семиосиса, наверное, нужно уточнить, что под религией я понимаю - здесь и вообще - не полубессознательный социальный ритуал и ущербную гносеологию (а ля Рене Жерар и т.п.), а естественную для всякого нормального человека потребность - смотреть время от времени на звездное небо, "космическое религиозное чувство", по выражению Эйнштейна, - что может быть особенно необходимо в минуту морального выбора между легким и правильным.)
-------------------------
(*) - т.е., по сути, научила людей мыслить отвлеченно и говорить притчами, с вытекающими отсюда сферой наук и гуманитарной сферой.
Рецензии