Деньги

Вчера присутствовал на круглом столе, ведущих предпринимателей нашего города. Семинар проходил в здании представительства вуза, в котором я учусь. Приглашение я получил от своего методиста. Не знал точно, как проводятся семинары, но решил не отказываться. Для общих знаний всякое пригодится.
 Придя в назначенный день и назначенное время в свой вуз, и найдя методиста, я был отправлен в большой конференц-зал, и сел за длинный, пустующий стол.
 В конференц-зале, кроме выстроенных в вытянутый круг столов и стульев, был только стенд с какой то информацией, экран проектора, и собственно сам проектор.
 Пока я ожидал остальных, пришёл я минут за сорок до начала, тишину и моё одиночество нарушал только работающий кондиционер, и интеллигентного вида мужчина, с лестницей. Он менял почерневшие от влаги панели, подвесного потолка. Я любезно предложил ему свою помощь, надеясь немного размяться, да и воспитание не позволяло промолчать. Но он отказался.
 Уже ближе к двум, в зале начали появляется группы людей. Сначала, тоже кем-то приглашённая молодёжь, примерно моего возраста. Потом группа хорошо одетых взрослы. И завершился поток, ещё одной группой молодёжи, после чего, семинар был открыт.
 Ещё когда в зале кроме меня уже сидела первые ребята, всем нам раздали по свежему номеру университетской газеты. Кто-то её листал, кто-то читал. А кто-то так и оставил её, не тронутую лежать на столе. Лично я быстренько ознакомился с её содержанием, но не найдя нечего интересного, отложил в сторону.
 Та группа хорошо одетых взрослых, что появились вторыми, и оказалась приглашёнными представителями малого и среднего бизнеса. А так же, здесь были представитель банка, и  организации, оказывающей помощь начинающим предпринимателям.
 Первое, с чего начался наш круглый стол, уже после знакомства конечно, был вопрос адресованный собравшейся здесь молодёжи. Его задала уже не молодая женщина, из организации, помогающей начинающим предпринимателям. Она спросила, всели мы, почитали выданную нам газету, и есть ли у нас вопросы по её содержанию.
 Она уточнила, что в этом номере, в преддверии профессионального праздника предпринимателей, имеется несколько статей касающихся это темы. Как например, история предпринимательства в нашем городе.
 В общем, были обсуждения, вопросы, ответы, и знакомства с каждым предпринимателем лично. Чьи истории прихода в бизнес, в общих чертах, так похожи друг на друга. Но самое главное, были наставления взрослых, молодёжи. Вот об этом, я и хочу рассказать.
 Среди приглашённых на круглый стол, был и некий не известный мне предприниматель, мужчина лет за пятьдесят. Который, похоже был хорошо известен, здесь присутствующим  его коллегам, и даже видимо, был у них в авторитете.
 И вот он то, как его не пытались перебить, всегда старался вставить своё слово. В результате, слов им было сказано много. Но все они были так просты и по делу, что и все остальные предприниматели, отвечая на вопросы собравшихся, часто ссылались на уже сказанные, их более опытным коллегой.
 Речей, как я уже сказал, было много. И людям определённого круга и рода занятий, они безусловно стали бы весьма ценным подспорьем. Но не мне. Я не когда не имел желания заниматься частным предпринимательством, и оказался за этим столом, только ради новых знаний, и возможности, взглянуть на успешных людей нашего города. Которых, мы обычно видим только в мимо проезжающих, дорогих автомобилях.
 Но, возвращаясь к речам авторитета. (Как я и далее стану его называть, потому как имени не помню) Я постараюсь передать вам как можно точно, одну из тех его речей, что составила костяк, нашей встречи, и смею верить, запомнилась присутствующем, на долго. 
 Начало той речи, положил вопрос, сидящей где то среди нас девушки. Она спросила авторитета о деньгах, и их роли в жизни и деятельности предпринимателя. А именно, должны ли деньги, быть главным стимулом, для начинающего предпринимателя.
 С того самого момента, как авторитет оказался за одним с ним столом, я не мог не заметить, его строгости. Я говорю о строгости в одежде, движениях, словах. Казалось, он всегда всё держит под контролем, не позволяет себе, даже неоправданно лишних движений за столом.
 Потом, из его рассказа о приходе в бизнес, выяснилось, что он успел немало лет прослужить в армии, уйдя в отставку в звании майора. Что я думаю и ославило на нём свой отпечаток.
 Так вот, когда его спросили о роли денег. Он, недолго думая, встал из-за стола, и подошёл к подоконнику, где лежала его сумка. Достал оттуда кошелёк, и вернулся на место. После чего, не потратив на поиски и двух секунд, он ловким, привычным движением, извлёк из него купюру в тысячу рублей.
- Вот, - сказал он, демонстративно подняв, отливающею лазурным купюру. - Эта, примерно та сумма, за которую в нашем городе, и наши люди, готовы работать по двенадцать часов в сутки.
- То есть, - продолжил он, слегка потрясая купюрой. - За эти деньги, почти каждый из вас, готов продать мне, половину своего свободного дня. Дня, которым я вправе воспользоваться, как мне-то будет угодно. Конечно в рамках, закона и морали.
 Он приостановил свою речь. И все в зале почувствовали, какая вокруг стоит  тишина. Тишина была на столько полноценной, что мне думается, даже сидящие дальше всех от авторитета, не столько увидели, сколько услышали, как он опустил свою купюру, на стол.
 - Вы спросили меня, - вновь нарушилась тишина, его хорошо поставленной дикцией. - Являются ли деньги, самоцелью для предпринимателя. Если кто-то, ещё не получил ответ, из выше сказанного, скажу прощё. Для большинства. Огромного большинства людей. Деньги, являются в первую очередь средством потребления. Для них деньги... вернее их определённое количество, являются эквивалентом, всего чего угодно. Новенького айфона, отпуска, походом к дантисту, покупка нового карбюратора. Или и вовсе, лежат мёртвым грузом, оставленные на чёрный день. Для кого-то, деньги источник счастья, спокойствия, благополучия. Для кого-то наоборот, источник проблем. А для предпринимателя, - он выждал небольшую паузу. - Для предпринимателя, деньги это "стройматериал".
 Другие предприниматели, слушавшие своего коллегу не менее внимательно, чем мы, синхронно закивали головами, в такт его удачному сравнению.
- Как для физика, - продолжил он. - Всё, даже человек состоит из атомов. Так для предпринимателя, всё состоит и стоит денег. Из денег, которые предприниматель должен заплатить, вложить, заработать, или потерять, без этого тоже не обходится. И всё это, бесконечный цикл. По крайней мере, до тех пор, пока предприниматель, не решит отойдёт от дела. К примеру продав свой бизнес. Тогда, он уже может спокойно потреблять результаты своего труда, и не заботится о его содержании.
 Авторитет вновь приостановил свою речь. Вынудив нас удивится, на сколько громко работает кондиционер. И конечно, что бы мы успели вдуматься в его слова. Но не решившись затягивать паузу на дольше, рискуя быть перебитым чужой речью, он продолжить.
- Вот здесь, - потряс он своим пухлым кошельком. - В данный момент, у меня с собой, примерно пятнадцать, двадцать тысяч. Это естественно только наличности. Так вот а это, уже та сумма, за которую такие ребята как вы, работают на меня месяц. Всего пятнадцать тысяч, и пятнадцать дней вашей жизни, становятся моими.
 Присутствующая здесь директор вуза, уже не раз пытавшаяся мягко осадить разошедшегося гостя. Уже решила бросить это безнадёжное дело, и только старалась ненавязчиво указать мужчине на свои наручные часы. Давая понять, что их запланированная встреча, уже выходит за рамки. А ведь она ещё планировала подвести итоги, и узнать у ребят, об их соображениях и планах.
- Изо дня в день, - продолжал каким то упавшим голосом авторитет. - Неделя за неделей... Да что там, всю жизнь. Человек продаёт своё драгоценное время и здоровье, какому-то неизвестному дяденьке. В оставшееся, свободное время, кто-то из таких людей, в основном молодёжь. Стараются, как-то сбросит, всё нарастающее напряжение, как-то развлечься. Например, отправляясь в тот же ночной клуб "Мираж". Который, кто не знает, тоже является моим. Но всё-таки, неутешительное большинство людей работающих на дяденьку. Только тем на выходных и заняты, что восстанавливают свои потраченные силы и нервы. Что бы потом, скрежеща зубами, снова отправится на ненавистную работу. Тут уж некогда, да и не на что, думать о воплощении своих планов и мечтах.
 Он вновь замолчал, но совсем на мгновение.
- Страшно звучит, правда? - спросил он нас. - Страшно, знаю. Я и сам был напуган не меньше. Когда став предпринимателем, понял эту простую истину. Теперь вы понимаете, что те, кто презрительно отзывается о предпринимателях, как о людях, которые только и делают, что ворочают деньгами. Ничуть не ошибаются.
 Деньги, хотите вы этого или нет. Составляют важную, я бы даже сказал двигательную часть мира. А раз это так, то уж пусть лучше деньги работают на вас, чем вы на денег.

 Семинар подошёл к концу. Последовала  оживлённая благодарность коллег, и вялые аплодисменты молодёжи. Директор вуза, радушно предложила всем желающем, спустится в столовую, и выпить чашечку чая с десертом.
 Из молодёжи, может кто-то и пошёл, а я тут же отправился домой. Чая мне не хотелось. А из еды, мне хватало и той порции каши, что образовалась в моей голове. Каши, которую мне удалось немного разжевать, только после того, как я решил поделиться ей с вами.
 


Рецензии