Дыхание

Взяв во внимание комментарии прочевших, предупреждаю сразу - к тексту ниже необходимо относиться как краткому содержанию сюжета, собранию основных моментов произведения, а не произведению в себе.

Отнеситесь к этому как к сценарию фильма. Благодарю




События описанные в произведении происходили в середине 60х годов прошлого столетия на кубе.
Эпилог переносит нас туда несколькими десятилетиями ранее.

Речь идёт об обычной кубинской семье, из троих человек: рыбака Фаусто, его супруги Мэри и их сына Джерри.
Отец (как и большая часть мужской половины населения Кубы) промышлял рыбной ловлей и прививал это занятие своему сыну.
Вскоре они узнают что Мэри беременна, эта новость принесла много радости в их дом… На какое-то время.
Уже на ранних сроках Мэри чувствовала что что-то идёт не так как должно.
Фаусто успокаивал её, врачи заверяли что всё нормально и это просто напрасные переживания.
Но уже на поздних сроках Мэри заметно изменилась.
Ей становилось всё хуже.
Врачи предлагали избавиться от плода несмотря на срок.
Но она отказалась.
Вечером, ожидая своих мужчин с рыбалки сидя на террасе у Мери начались схватки. Сестра которая была тогда дома вместе с подругой Мэри принимали роды.
Когда Фаусто и Джерри возвращались к пристани, на пирсе им кричал сосед и близкий друг Фаусто Хесус, он помог им пришвартоваться и очень быстро повёл их к дому толком ничего не говорив по пути.
Дома их ждали две новости.
По роковому стечению обстоятельств лишь одна из них была хорошей.
Мэри умерла, родив двоих детей…
Джерри не смог вынести смерти матери, и со слезами убежал к себе в комнату, откуда не выходил более 10 дней.


Дальше повесть переносит нас в уже послереволюционную Кубу.
Джерри уже исполнилось 20 лет, его брату Мэни и сестре Лие 12.
Джерри не любил их, он считал их виновными в смерти матери, и лишь отец мог уладить их конфликты.
Будучи мудрым человеком он старался ограничить их общение, так как изменить что-либо было уже поздно.

Однажды отец взял маленького Мэни с собой на рыбалку где по неосторожности Мэни будучи оглушим ударом в затылок Джерри (за день до этого они поссорились за ужином) падает за борт потеряв сознание.
Пучина медленно поглощает тело маленького мальчика…
Далее повесть идёт от лица самого Мэни, который открыв глаза обнаруживает что он находится под водой, и восхищается небывалой красотой подводного мира Карибских рифов совсем забыв о том что это не совсем нормально…далее опомнившись он начинает паниковать, но вскоре осознает что он дышит…не известно как, но дышит…он решает выплыть наружу…
Увидев уцелевшего сына Фаусто едва держится на ногах…шок и состояние Джерри можно долго описывать…
К слову Мэни был очень сообразительным мальчиком, всё схватывал на лету, быстро учился и обладал завидными умственными способностями, Лия же, увы, отставала в умственном развитии на несколько лет, но уже на свои годы обладала милой внешностью, что в следствии сиграло с ней злую шутку.
Вскоре Мэни идёт с Лией понырять с масками дабы показать ей красоту подводного мира но в какой-то момент почувствовав внутреннюю уверенность в себе Лия срывает маску и…теряет сознание, но через долю секунды открывает глаза и понимает что она тоже умеет дышать под водой...
Рыбацкие селенья на Кубе...
Все здесь “свои”, каждый знает что творится в доме и в душе у своего соседа. Какое-то время Фаусто рассказывающего способностях своих детей считали сумасшедшим. Но вскоре все узнали что он говорил правду.
А такие новости имеют удивительную особенность доходить до ушей именно тех людей кто в таких новостях и заинтересован.
Дальше на долю юных героев рассказа падяют тяжкие испытания, интервью, фотографии, демонстрации способностей, анализы ( которые к тому же подтвердили необычайно высокий уровень интеллектуального и физиологического развития Мэни), полёты в США, и своеобразная “слава”, которая облетела сначала все карибы а затем весь мир...
Учёные списывали это на то что в процессе развития эмбриона (какраз на той стадии где у него есть жабры) случился гормональный сбой который вылился в такие беспрецедентные в истории науки того времени последствия.
Отец, к слову изрядно выпивавший с горя после смерти любимой жены (что повлияло соответственно на его работоспособность и материальное благосостояние всей семьи), испытывал двоякое чувство, с одной стороны ему было жалко детишек, которые уставали от происходящего с ними безумия и с другой стороны, эта “слава” сулила ему выходом из положения…
И увы деньги взяли верх над любовью к собственным детям…
Чего уж тут говорить о состоянии Джерри, который местами завидовал своим и без того нелюбимым брату и сестре, подореваемым обрушившейся на них “славой”...
Отец всё-таки решился на подписание контракта с исследовательским центром в Род Айленде США, куда для проведения анализов должны были быть направлены Мэни и Лия.

В какой-то момент, за несколько дней до прилёта делегации врачей для того чтоб забрать Лию и Мэни в Род Айленд, Фаусто меняет своё мнение.
Решив перестрахваться он отправляет их с Хесусом на его катере в открытое море, предварительно условившись что если он не приплывёт к заданному месту (Маяк на острове при входе в гавань) через 12 часов считать его мёртвым и скрываться в заброшенной хижине смотрителя маяка.
В  момент когда должна была произойти “сделка” он отказывается ставить свою подпись и на глазах у старшего сына Джерри его убивает выстрелом какой-то человек в военной форме ( в следствии персонаж полковника Ааронсона, хрестоматийного ветерана 2й мировой, ставшего руководителем особого ведомства раскрывается чуть больше).
Испуганный Джерри сдаёт военным и врачам место где скрываются Мэни и Лия. Дабы не спугнуть беглецов они решают идти на катере Фаусто.
Но опытный Хесус враз заметив неладное (яхта шла не верным по погодным обстоятельствам ходом, и в совершенно чуждой для Фаусто манере).
Решив не рисковать, Хесус просит детей на какое-то время спрятаться под воду. Откуда дети видят как из катера их отца выскакивают какие-то люди…и в красное пятно образовавшееся на воде падает тело Хесуса…

Несколько следующих недель дети “робинзонами” живут на острове, избегая хижины смотрителя маяка дабы не нарваться на засаду.
Мэни добывает рыбу, готовит её, и кормит и успокаивает свою сестру.
Догадавшись что дети не уплыли далеко, военные всё-таки решают искать их на том острове, подослав туда Джерри (о предательстве которого Мэни и Лия не могли знать, считая его разделившим участь отца и Хесуса).
Джерри рассказывает что сбежал сразу же после смерти отца и считая их мёртвыми или схваченными военными жил на этом острове в пещере, в которую он их и приведёт для того чтоб определиться с тем что они будут делать раньше…
В пещере детей ждала засада…
Полковнику Ааронсону не нужен был Джерри, и он отдал приказ избавиться от него сразу же по завершении операции. Мэни спасает его, дав шанс сбежать. Солдаты, не нашли мальчишку,  который использовал купол подводной пещеры в качестве кессона,  и сочли его утонувшим (“- Этот ведь не умеет дышать под водой, не так ли?”). Джерри спасается и дальнейшая его судьба покрыта мраком неизвестности.
А Мэни и Лию доставляют в Род Айленд, где их мучают всякими опытами, анализами и тестами.

Холодная война в самом разгаре, мир на грани ядерной катастрофы.
Военные вместе с учёными ломают головы над задачами поставленными в рамках проэктов значимость которых не меньше чем у небезизвестного проэкта “Манхэттен”. Одним из таких проектов, силовую сторону которого и представлял полковник Ааронсон был проект “Дыхание”.
Целью проекта было использование суперсолдат для проведения диверсионных операций в Атлантике и за её пределами.
На одном из совещаний было принято ошеломляющее своей жестокостью и безумием решение - использовать подопытных номер72 и 73 (Мэни и Лия)в качестве сырья для эксперимента по созданию новых солдат имеющих способность дышать под водой, которых в случае неудачи можно было бы испольовать к примеру в промышленных целях - добывать рыбу на Кубе (во включении которой в состав Америки в то время не было никаких сомнений).
Мэни, как уже упоминалось ранее преуспевал в развитии, в отличии от Лии, которая слабо развивалась умственно и физически.
Врачи понимали что для “продолжения рода” дети ещё не готовы, поэтому на них решили испытать гормональные препараты, которые в следствии и должны были послужить ускорителем роста (это и было второй необходимой составляющей эксперимента. без которой "вырастить" новых солдат было бы невозможным, ведь ждать ещё 20 лет никто не собирался).

Далее дети тяжко переживают на себе опыты по ускорению физиологического развития и за две с половиной недели стремительно “вырастают” примерно на пять лет.
Учёные результатом довольны, убили двух зайцев: и “подопытных” к эксперименту подготовили, и необходимую составляющую испытали.
Далее у Мэни взяли образцы семени для скрещивания его с “нормальным человеком”, что не увенчалось успехом, и ребёнок родился “нормальным”.
На что врачи отреагировали достаточно цинично, попросту избавившись как от матери так и от ребёнка.
Единственным выходом из положения для учёных был инцест.
На что Мэни не согласился даже под угрозой смерти (он понял что он нужен им живым, ведь другого такого нет, и это давало хоть какое-то преимущество).
Устраивая погром в лаборатории и угрожая убить себя разбитой колбой он просит отпустить их или хотя бы Лию, затем они с учёными находят компромисс (который конечно же был уловкой, и Мэни понимал это ровно как и то что ему нужно выиграть хоть немного времени), условием которого будет искуственное оплодотворение.
Мэни и Лия обитали в соседних камерах со стеклянной стеной и отверстиями для переговоров посредине.
В них висели камеры наблюдения.
Однажды лампочки на этих камерах погасли, и в комнату Лии вошел молодой офицер, который присев на кровать начал что-то шептать ей на ухо.
На глазах у Мэни он начал домогаться её, чего наш герой никак не мог выдержать, он кричал, бил кулаками в стеклянную перегородку, но тщетно.
Затем использовав оторванный от кровати металлический прут он разбивает стекло и забивает офицера до смерти, на шум и крики сирены (из-за разбитого стекла) сбегаются санитары и военные, Мэни получает несколько оглушающих ударов и укол транквилизатора в шею.
Очнется он уже в одиночной камере, которая отличается от палаты в которой ему доводилось коротать эти дни ранее.

Дальше читатель возвращается на Кубу, где у пристани была пришвартована старая шхуна, на которой явно  готовился к отплытию и чинил снасти под статику радио и с недопитой бутылкой виски на полу какой-то бородатый мужчина с неаккуратной щетиной и разбитым лицом.
Это был Джерри.

Прошло чуть больше года с момента событий описанных в этой книге с его участием. Вернувшись домой, он вёл жизнь отшельника, сменил деревню, много пил.
Занимался в основном рыбалкой, порой совершал небольшие рейсы на материк с компанией бутлегеров.
Но всё это время внутри него созревал гнев и сожаление.
Несколько дней назад его друг, имеющий связи среди криминального мира поделился слухом что в “особую камеру” в окружной тюрьме Гуантанама поселили странного заключенного, которого охраняют с особой строгостью и никогда не выводят на прогулки.
Джерри был более чем уверен в том что это был Мэни, и он не ошибся.
За этот год он многое осознал, особенно поступок Мэни, который спас ему жизнь не давал Джерри покоя.
Джерри решил спасти Мэни любой ценой.
Шхуна его была уже почти готова к отплытию.
Залучившись поддержкой “знакомых” из криминального мира, он умудряется передать письмо для Мэни, в котором исповедуется перед ним и рассказывает о планируемом бунте, под шум которого ему помогут сбежать, и о месте в котором они должны будут увидеться.
Из-за неразберихи между заключенными Мэни не получает письмо, но во время бунта, в его комнату врываются двое подкупленных заключённых, членов банды, которые помогают ему сбежать и говорят в какую сторону ему лучше всего направляться.
Мэни убегает и достигнув моря видит прифрахтованую шхуну и мужчину сидящего на мостике.
Не дав мужчине обмолвиться и словом, Мени просит дать ему убежище и отплыть отсюда как можно скорее.
Шокированный Джерри, понял что его попросту не узнали, и в виду мучающих его угрызений совести не стал говорить своему спутнику кто он.
Они направились на Кубу, где Мэни планировал обратиться к властям или залучившись поддержкой односельчан свершить правосудие, но недоверяя никому не стал рассказывать Джерри кто он такой, придумав историю об ограблении, жертвой которого он, невинный турист стал.
В какой-то момент Мэни присмотрелся к чертам лица своего спутника, и спросил не знакомы ли они, на что Джерри ответил что возможно они встречались в море или в деревне.
Так как лицо Джерри было разбито (случилось это в страшный шторм, когда его кинуло о палубу и он ударился лицом о кнехту, “напоминание о былых грехах”, как в компании рыбаков эту травму называл Джерри), узнать его было практически невозможным.
Они доплыли до острова где поселяются в новом доме Джерри (старый он продал, ибо тот служил ему слишком болезненным напоминанием), который находился на другом (южном) побережьи Кубы.
Несколько дней подряд они сидели каждый в своей комнате.
Мэни отходил после пережитого и обдумывал план спасения Лии, Джерри мучался от угрызений совести и не знал что ему делать дальше.
В какой-то из вечеров Мэни за ужином изьявил желание покинуть дом Джерри, и что оне непременно отблагодарит его за его доброту как только у него “наладятся дела”. Джерри, аргументируя тем что ему нечего терять умоляет Мэни взять его с собой, независимо от того что он задумал. Мэни хоть и не сразу, но соглашается.
Позднее потратив ночь на описание своего плана и чуть больше недели для подготовки его осуществления они снаряжают шхуну для отбывания на материк, Джерри чуть было не проговаривается, но вовремя меняет тему.
Мэни ничего не подозревает.

Прибыв на материк, они добераются до дома одного из учёных, которые ставили опыты над Мэни (интервью с которым Мэни увидел в утренней газете, и зная его имя они нашли его адрес).
Пробравшись в дом учёного, они берут его в плен и привязав к мачте выпытывают всю информацию о Лие.
Они узнают что она в крайне тяжелом состоянии, что врачи не знают что нужно сделать. Посчитав что они узнали достаточно, Джерри решает убить учёного, но Мэни вовремя останавливает его:
“- Я поражен твоим сопереживанием моему горю и твоему рвению пустить ему кишки, но это моя история и я буду решать кому здесь жить, а кому умирать”.
Джерри вовремя останавливается.
Рассказав учёному историю своей семьи (произнеся в разговоре фразу “я уже потерял мать, отца и любимого брата, сестра это всё что у меня есть... жаль что Джереми уже не с нами, он точно помог бы нам осуществить это”, которая заставила Джерри незаметно прослезиться.) переубедили доктора, который сам работал под дулом, помочь им.
Джерри попытался переубедить Мэни что ему верить нельзя и необходимо искать другие пути, но тот сказал что он предпочел бы верить человеческой доброте…
Доктор рассказал как пробраться в лабораторию, нарисовал карту и по памяти рассказал где и какой караул стоит и во сколько у них заканчивается смена.
Доктора отпустили, условившись что если будет “резня” его не тронут. Подготовившись морально и вооружившись старым охотничьим ружьем, топором и двумя револьверами, Мэни и Джерри отправились “штурмовать” лабораторию.
Расправившись по дороге с конвоем, бесцеремонно круша всё на своём пути, они попадают в лабораторию, где находят Лию, в ужасном состоянии прикованную к столу. Они заставляют врача сделать ей срочную иньекцию, пока они отстреливаются от прибежавшей подмоги.
Врача убивают и последний укол Лие делает Джерри.
Мэни ранен в руку.
В комнату начинают забегать всё больше солдат, но уже в распираторах, у героев заканчиваются патроны.
В ход пошли гранаты с усыпляющим га…….
Герои приходят в сознание от того что начала играть музыка. Они очнулись в кабинете у Ааренсона, три кресла, два конвоира и сам полковник в кресле.
Джерри вскакивает в сторону полковника и сразу же падает на пол, сраженный смертельным выстрелом в спину.
Мэни так и не узнал что это был его родной брат, которого он так любил, для него он так и останется "самоотверженным бродягой, который от того что ему было всё равно как умирать отправился на поиск приключений, и скорее всего он это заслужил”…
Мэни говорит полковнику что готов убить его здесь и сейчас, всё равно охрана не будет стрелять, но Ааронсон указывает Мэни на его руку, и говорит что больше никакой пользы для проекта он не несёт.
Ровно как и Лия, которой они ввели вакцину, заглушающую действие гормона.
Ведь больше никакой ценности для проекта они оба не несут, их прийдется убрать. Мэни не успевает ничего сказать, как сзади звучат два выстрела и они с Лией падают на пол…
Мэни с испуганным лицом, так и не услышавший слов прощения от своего брата и так не сказавший ему о том что не держит на него зла.
Лия которая так похожа на свою мать, и которая несмотря на  свою недалёкость стойко и смело переносила все трудности случившиеся на их пути.

Тела убирают, Ааронсон раскуривает сигару, откидывается в кресле, а за окном садится солнце...

Финч Вейл 10/6/2014


Рецензии