Записи из блокнотов судмедэксперта - Запись 19

ЗАПИСЬ № 19 – (Передозняк)
… "Мама! Очень холодно. Отовсюду дует. Продувает до боли в костях. Кто бы знал, как страшно болят кости! Будто кто-то их ломает, выкручивает в разные стороны, откручивает, чтобы оторвать всё напрочь! А как же мне без ног? Без ног мне никак нельзя! Совсем нельзя!.. Ветер-то какой нынче студёный… Всё вокруг и внутри дрожит. Как осиновые листы на ветру. Так и окочуриться недолго!.. Весь мой ливер замёрз… Мама, я ни на каких занятия не пойду. Да ты сама посмотри в окно! "Как же - как же?!" Да так же! Оставь меня в покое со своими причитаниями! Видишь, какая пурга! Лучше позвони в деканат и скажи, что у меня температура. Очень высокая! Высочайшая температура! Просто громадная, как гора Джомолунгма! Меня от неё аж знобит всюду - зуб на зуб не попадает. Даже кости трещат!.. Мам!.. Мама! Ты что - не слышишь? Ты на работу? Я закрою дверь… Уже ушла? Её ребёнок-ребятёнок болеет, мучается, искочевряжился весь, а она на работу почапала! Хорошо, что хоть дверь закрывать не надо… Нет, я всё-таки слётаю на факультет. Только в аудиторию мне не надо. Мне в гальюн надо. "Зачем-зачем?" За "надом"! В нашем клозете-туалете завсегда всем чего-нибудь да надо. Одних тут ждут великие дела, других - малые нужды, третьим надо… Очень надо! Очень!!! Где этот Лежик - коровоглазый дигиль? Ему бы ещё эти… Как их?.. Ну как их называют?.. Ах, да! Рога - и он совсем будет похож на быка. Бык при "гавриле"! Умора! Гы-гы-гы! Смешно дураку, что рот на боку!.. Лежик-Олежик, где же ты, спаситель мой? А, вот и он! Не идёт, а ногами пишет. Мне плохо, а он и не слышит! У него всегда есть мастырки с планом. Это такие папироски-"пахитоски" со сладеньким дымком. Позыбаришь, как чай с сахаром напьёшься. И станет гожо-гожо… Жить надо в кайф!.. Жаль, что папироски у него коротенькие… А потом поспать-покимарить, как после обеда… "После сытного обеда по законам Архимеда полагается поспать"… Покушать, а потом баиньки-бабаиньки. И ещё водички попить… Во рту сухо, как в пустыне Сахара. А "в жёлтой жаркой Африке" такие смешные верблюды. И все трёхгорбые. Уши торчком, хвосты крючком. Как у поросят. А топают эти гады, как… Не, они будто слоны пляшут на барабанах-тамтамах. Потому что они все до одного глупые, как пробки. Или пробирки… Гы-гы-гы, пробки-пробирки!.. Козлы, свои иметь надо! Ребзя, отзыньте!.. А тебе в глаз?.. "Катись колбаской по малой Спасской"!.. Лежик, дай ещё одну пахитоску!.. Как нет? У тебя были вчера. Лежик, дай пахитосочку, пожалуйста… Толечко одну-единственную! Не жмоться! Да отдам я тебе "бабки", отдам! Завтра мамка на завтраки даст… А я её ещё на мороженое попрошу. Ну, дай, Лежик!.. А "колёсиков" нет? Тоже нет? Но вчера же были… Чё "будешь"? Вот это? А чё это? Пудра какая-то белая… Её жевать надо, что ли? Как-как? "Марафет"? Насыпать и носом втянуть? Да я расчихаюсь, как гад. Ладно, беру-беру! И не надо мне второй раз показывать, я запомнил. Дома, конечно, дома сам понюхаю. Не здесь…  Чё, я - козёл, что ли, как они?!.. О, дома-то у нас никого. Ну-ка, нюхнём… Ой, как в носу свербит. О-о-о… Радуги кружочки-кругляшечки! Птичечки-синичечки! Бегемотики с животиками! Мушки-понюшки! Потеплело… Надо форточку открыть… И полежим на пляжике… Песочек тоже тёпленький… Аж горяченький! Я весь мокрый, вспотел как мышь голландская. О, аисты полетели, большие как бомбардировщики. Вжик-вжик-вжик! Что, не попал? Так тебе и надо! Чувырла–шишимора! Кайф не надо ломать!.. Летите, аисты, летите - куда хотите… Устал… Я лежать притомился… "Рота, подъём!" Нет, никуда мы не пойдём! Зачем? К чему? Му-му!... А-а-а-а-а!… Мама, как болит голова! Голова моя – головушка! А тебе не больно, когда ломом по темечку!.. Сколько время? Что сейчас – ранний вечер или позднее утро?.. Лето или зима?.. Где Лежик? Лежичек, дай для тычка! Ну что тебе ещё отдать? Про зонтик я маме сказал, что потерял в автобусе. Нет, Лежик, то кольцо до сих пор она ищет! И фиг найдёт!.. Не гадь в компот, так повар ноги мыл! Клянусь, ничего она не знает! Я ей ничего не говорил! Да отдам я тебе "бабки"! Я знаю, где она заныкала. В шкафу прячет, в коробке с зимними сапогами. Завтра я принесу тебе все твои денюжки. Я же тебя ни разу не накалывал! Всегда – чики-чики, как обещал. Только дай мне сейчас "шири" на один тычок! А "джефа" нет? Век не забуду твою доброту! Лежик, а ещё одну ампулку?.. Да много, много "бабок" у неё там! Она стенку хочет купить. Как будто ей стен не хватает. Гы-гы-гы!.. Все тугрики твои будут! Клянусь! Я тебя когда-нибудь подводил? Нет! Ты скажи - я тебя хоть раз наколол? Я ведь тебя конкретно прошу: "Одну!" И завтра расчёт по полной программе!.. Лежик, ты - настоящий друг! Да кому я расскажу? "Преподовские баксы" помнишь? Ведь никто не догадывается, что это я тогда… Всё! Молчу-молчу! Я нем как рыба-кит, у него фонтан торчит - чок-чок, зубы на крючок, на замок - и молчок! Я корешей не предаю!.. Чёртов ключ! Гад гадский, фашист фашистский, бандюган бандюганский, быстрее-быстрее!.. А если с разбега?.. Больно плечо! Ну-ка, ещё разок!.. И ещё разочек!.. Вот так бы сразу!.. Время не ждёт!.. Куда же я шприц заныкал? Ку-ку, ты где, сволочь? Хватит издеваться! А, вот ты куда завалился… В прятки решил поиграть? Хмырь-хмыряло! Иголочку-то мы вытрем тряпочкой-платочком… А теперь - хлобысть её… Блин, игла затупилась что ли?.. А сейчас мы потихонечку да помаленечку… Ещё каплюшечку… Теплее, теплее… Как кайфово!.. Ну его на хрен! Потом уберу! Надо отдохнуть… Нет, завтра я тебе, Лежик, не отдам эти бабки… У него ещё есть… У него всегда всё есть… Буржуй буржуйский! Капиталюга треклятый!.. И я так, как он, хочу жить! Хрен ли для себя жмотничать!.. Гулять - так гулять!.. Надо будет иглу сменить… Это не дело… Каждый раз так мучиться, пока шкуру проколешь. "Течёт-течёт водичка…" "Течёт-течет, водичка…" И сейчас баинькать-бабаинькать… Спать… Спа-ать… Спа-а-ать…"
Этот кавардак путающихся под влиянием серьёзной болезни мыслей не дано было узнать оперативной группе. "О, если бы можно было анатомировать думы почившего в бозе!" - часто восклицают судебно-медицинские эксперты, отвечая на вопрос родственников умершего, чаще всего самоубийц: "Доктор, о чём же он думал перед тем, как прервать свой жизненный путь?" Эта философия недоступна для людей в белых халатах - ни для тех, кто лечит пациентов (ведь больной, как правило, не раскрывает свою душу до конца), ни для тех, кто в поте лица трудится у секционного стола. Кстати, это недоступно даже для суперэкстрасенсов и спиритистов.
Сломанная, но висящая "на честном слове" дверь позволила без труда проникнуть в двухкомнатную квартиру. Никто из состава опергруппы ничему не удивился. И не такое видывали!
Но не будем об этом, ибо это тема отдельного большого разговора. В данный момент картина увиденного не была достойна кисти живописца. В дальней комнате не лежал, а скорее валялся на скомканной - перекомканной постели труп исхудалого человека. Микровельветовые рубашка и джинсы чёрного цвета, распахнутые настежь, не в состоянии были скрыть физическую тщету молодого тела. "Все рёбра пересчитать можно и без вскрытия", - попытался язвительно сострить кто-то из оперативников. Властантиныч никак не отреагировал на эту попытку. Он в этот момент погружал свои ладони в резиновые перчатки, готовясь к детальному осмотру "бывшего человека". Завершив необходимые действия, он сосредоточил взор на столе, что находился у кровати. Там рядом с консервной баночкой из-под шпротного паштета присоседились две стеклянные ампулы и одноразовый шприц "сверхдлительного употребления". Заметив, что в ампулах сохранилась прозрачная жидкость. Эксперт, молча, указал пальцем на объекты и взглянул поверх очков на следователя прокуратуры. Тот утвердительно кивнул в ответ и, соблюдая строгие правила, осторожно превратил стеклянные предметы в вещественное доказательство. Тоже самое он совершил со шприцом.
Зафиксировав совместными усилиями внешний вид и позу бездыханного тела, следственно - судебно-медицинский дуэт перешёл к динамической стадии осмотра места происшествия. Исследовав ранние трупные явления, Властантиныч приступил к выявлению и описанию наружных телесных повреждений, изменяя по необходимости позу и положение тела, при этом передвигая одежду, мешающую тщательному исследованию кожных покровов.
Результат этого действия нашёл отражение в протоколе: "В области левого локтевого сгиба видна игла из металла белого цвета. Конец иглы погружен в окружающие ткани. В дальнейшем указанная игла была прижата к коже и зафиксирована лейкопластырем. На внутренней поверхности обоих предплечий имеются точечные ранки темно-красного цвета, располагающиеся по ходу визуально различимых кровеносных сосудов и напоминающие своеобразные "дорожки". Существует расхожая фраза: "Увы, поиск не привёл к желаемому успеху". Но в подобных случаях эксперты её никогда не используют, а просто со вздохом облегчения произносят: "Слава Богу! Запишем так: "Других каких-либо повреждений и особенностей при наружном осмотре трупа не обнаружено". Именно так и закончил свои телодвижения эксперт, аккуратно "расперчаткивая дистальные отделы верхних конечностей".
- Ваше мнение, доктор, по поводу причины смерти? - спросил, глядя на эксперта, следователь прокуратуры.
- Явная передозировка наркотиков, - последовал уверенный ответ специалиста. - На мой взгляд, "secundum non datur", в переводе с латинского это означает "второго не дано". Типичный летальный исход наркоманов. Остаётся только уточнить характеристику введённых в организм веществ.
- "Передозняк подкрался незаметно", - подвёл черту следователь. - Потеряна ещё одна молодая жизнь.
Укладывая в небольшой "кейс" свои инструменты, которые были задействованы в ходе исполнения служебных обязанностей, эксперт заинтересовался жизнеописанием "единственного дитяти" заплаканной и периодически всхлипывающей матери.
Ёе благообразный вид свидетельствовал о том, что женщина отнюдь не испытала на себе "тлетворного влияния вседостаточности, в том числе и денежного беспредела" (Властантиныч любил порой покуражиться в филологических вывертах). Скромная, но ухоженная (не без вкуса) светло-синяя с незатейливым геометрическим рисунком блузка, тёмно-серая удлинённая юбка, лёгкие чёрные туфли на невысоких каблуках дополняли, вернее, подтверждали создавшийся с первого взгляда портрет этой простой труженицы. Далеко нехолёные кисти рук довершали её образ. Вытирая слёзы носовым платком и тяжело вздыхая, она старалась быть предельно откровенной в беседе с участковым оперуполномоченным, который неторопливо заполнял официальный бланк с названием "Объяснение", переспрашивая и уточняя необходимые детали её рассказа:
- Муж умер от инфаркта сердца, когда Лёнечка пошёл в восьмой класс. И остались мы с Лёнечкой одни - одинёшеньки… А с мужем  я ещё в детском доме познакомилась. У нас-то с ним и родственников никаких нету. Друг за дружку держались. Помытарила нас жизнь - всего не расскажешь… Ох, и помытарила… Радость была, когда эту долгожданную квартиру получили. Муж тогда неплохо зарабатывал. Он в горячих цехах трудился. Вот всё, что здесь видите, куплено нами было вместе, когда ордер выписали и въехали сюда. Да недолгим ему счастьем это оказалось… Захворал он шибко, на сердце жаловаться часто стал, а через три года после того, как мы квартиру получили, в больницу его с работы увезли… И привезли мы нашего папочку домой уже в гробу… Лёнечку он сильно любил, души не чаял. Когда сын маленький был, он с работы с пустыми карманами никогда не приходил: то конфетку сыну принесёт, то бублик какой-нибудь, то книжку купит… Вона их, книг-то, сколько у нас! Сам любил читать. И сына к этому приучал. "В книгах великая сила. Запомни это, сынок". Да и Лёнечка очень любил отца. Всё: "Папочка! Папочка!" "Неразлейвода" были… А как схоронили папочку, стал каким-то задумчивым, молчаливым. Нет, ко мне хорошо относился, помогал, чем мог, жалел ласково… Но я всегда чувствовала, что неспокойно у него на душе стало после такой потери. Скучал шибко он за папочкой… Нет - нет, да смотрю, глаза - то у сына красные - наплачется, когда вспомнит любимого папочку. А мне ничего не говорил об этом. Да я-то сама всё понимала и догадывалась. Переживал… Что и сказывать, переживал… Хотя учился нормально. Учителя не жаловались мне. Вроде всё успевал. Бывали одна - две "троечки" в четверти, а за год "четвёрки" да "пятёрки" были. Школу хорошо закончил. В институт поступил… А после Нового года стала замечать за ним что-то такое - непонятное…
- Когда это было? - переспросил участковый. - После какого-такого "Нового года"?
- Я ж говорю, когда он на первом курсе учился. Стал он покуривать - от одежды табачным дымом попахивало. Как-то спросила его, а он говорит, что у них в институте многие курят в туалете. Якобы от этого и пахнет. А потом сознался-таки, что курить начал. Да и муж курил при жизни. Сама "Приму" пачками ему покупала. Потому не стала журить сына за это. Дальше - больше… Опять же замечать стала, что иногда приходил какой-то необычный. Веселится безо всякой причины, дурачится, надо мной подтрунивает. А сам румяный такой! "Бегом бежал. К тебе спешил", - отшучивался всё. Вроде и аппетит тогда у него появился. Я сначала-то радовалась. "Ну, - думаю, - оттаяла его душенька от пережитой утраты".  А затем вялый какой-то сделался, угрюмый. Спать стал плохо. Бывало, закроется у себя в этой комнате. Я зайду, а он сидит, в окно глядит или на кровати лежит, в потолок смотрит. "Ты что, сынок?" - спрошу. - Может, кушать пойдём?" "Не, мам, есть не хочу. Что-то мне не по себе, нездоровится. Я полежу чуток", - только скажет и опять глаза пялит куда-то вдаль. А в глазах такая безнадёга сквозит. Книжки перестал читать, телевизором не интересовался… Я думаю: "Опять о папке тоскует, бедняжечка".
- И часто за ним такое наблюдалось? – не удержал вопрос Властантиныч, обращаясь к женщине.
- Частенько… Дальше хуже стало, - её суетливые женские пальцы нервно теребили носовой платок, влажный от слёз. - Припоздняться с занятий стал - то придёт весь возбуждённый, раскрасневшийся, а то подавленный чем-то.. На головные боли жаловался… Грубить ни с того, ни с сего начал. Чуть что не по его, как граната, взрывался…
- А что-нибудь ещё за ним не наблюдалось? - прервал образовавшуюся паузу милиционер.
- Да, что греха таить, - махнула рукой женщина со вздохом, - вещи стали пропадать из дому. Хороший зонтик, складной такой покупала ему, выбирала, чтоб не хуже, чем у других, -  пропал. Сказал, что потерял. Колечко моё золотое куда-то делось… Может, и не он его взял. Сама потеряла, может, - не упомню. А теперь думаю: "Не он ли его куда дел?" Потом замечала - деньги понемногу потягивал. Теперь-то знаю – для чего…
- Для чего? – заинтересовался следователь прокуратуры.
- На эту проклятую наркоту, - с горечью выдохнула женщина.
- Откуда такая уверенность? – не унимался следователь.
- Откуда-откуда? В деканат как-то меня вызвали. Потихонечку через соседскую девчонку, что с моим Лёнечкой учится. - Промолвила, сразу же поправилась и зарыдала: - Училась…
- Для чего вызвали? – спросил милиционер, вежливо переждав, когда женщина немного успокоится.
- Сказали, что мой Лёнечка в нехорошую компанию попал. Появился у них на старшем курсе Олег. Высокий такой, белобрысый паренёк. С виду аккуратист - при галстуке на занятия ходит, в тёмном костюме, рубашка всегда белая. Общительный очень, улыбчивый. Глаза у него большие, чуть-чуть на выкате. Прям паинька да и только. Наверно, за это его все "Лежиком" прозвали. Помнится - и сынок мой имя то называл кое-когда. А мне и не в голову. Лежик так Лежик. А на поверку вон он какой оказался!
- Какой? – почти одновременно вопросили милиционер и следователь.
- Да такой! Наркотиками торговал. Замдекана мне сказали. Продавал кому, кому в долг давал. Ничем не гнушался - и деньгами брал, и вещами, какие приносили. И мой Лёнечка в тот круг попал. Видите, до чего докатился - до шприцов да ампул проклятых. Век бы их не видать! Сначала порошки в бумажках были, таблетки как-то из кармана у сына выпали… И вот тебе, пожалуйста! А клялся-божился, что всё бросит-прекратит. Это было, когда я из школы пришла в первый раз. Второй раз в деканат ходила по вызову о том, что семинары пропускает часто. Оказалось - я на работу, а он из института домой. И по-плохому с ним ругалась, и по-хорошему уговаривала…"Сынок, дескать, пойдём к врачам. Полечат они тебя, опять человеком сделаешься". Ну что ты! Ни в какую! "Они меня там лекарствами заколют! Я сам брошу! Честное слово - сам!" А я всё шла у него на поводу, как тёлка придурочная! Верила, будто не врёт. Вот и доверилась, и дослушалась на свою бедную голову!.. Правильно в народе сказывают: "Он плачет - дай! А ты плачь - и давай!" Да как же мне жить с таким горем! - вдруг заголосила она.
Пришедшие соседки, окружив стенающую женщину, пытались успокоить её - кто уговаривал, кто удерживал за руки, кто предлагал выпить корвалола, кто усиленно натирал ей виски ваткой с нашатырём. Постепенно мать умершего угомонилась и, всхлипывая, нашла в себе силы подписать "Объяснение".
Вручив "Постановление о назначении экспертизы" и выразив свои соболезнования по поводу постигшего горя (женщина заслуживала именно такого внимания), опергруппа покинула квартиру, то есть "место обнаружения трупа", как это пишется в официальных документах.
Возвращение "на базу" прошло в полном молчании. Казалось, что даже мотор автомобиля работал всю дорогу тише обычного…
Этот случай передозировки наркотического вещества  с наступлением смерти в экспертной практике Властантиныча был не первый и не единственный.
И каждый раз он не мог найти ответ на вопрос - зачем и почему люди стремятся в логово наркотического демона. "Ведь сколько раз твердили миру...?" возникала в его извилинах расхожая цитата.
Но данный случай смерти молодого человека, непознавшего радости и красоты жизни, натолкнул Властантиныча на написание песни, которую он обозначил как "Обращение к наркоману". Текст и мелодия родились сразу и одновременно (такое случалось, когда тема волновала очень, что называется - "до глубины души"):
А ты знаешь, что море синее?
А ты знаешь, что небо звёздное?
А ты знаешь, что всё красивое,
Как бескрайное поле росное?
ПРИПЕВ:
Ты Большого не видишь за пеленой наркодозы.
Постарайся - ты сможешь, я верю! Остановись!
Возвратись в этот мир - он воспет и стихами, и прозой!
Ничего нет прекрасней на этой планете, чем Жизнь!

А ты видел, что солнце ясное?
А ты видел, что ель зелёная?
А ты видел, что всё прекрасное
Добрым светом напоённое?
ПРИПЕВ:

А ты слышал трель соловьиную?
А ты знаешь, что всё сбывается?
Есть Любовь на Земле взаимная
И она никогда не кончается!
ПРИПЕВ:
* * *
PS. Следует заметить, что песня имела и имеет свой фурор.
* * * * * * *


Рецензии