Не жаль пути пройденного Новый день придет новую з


Деревня жила своей обычной спокойной жизнью. К престольным праздникам в доме мыли потолки, скребли лавки и полы. Пока не была разрушена Зайковская церковь, звон её колоколов был слышен в  Речкаловой. Иван зажигал свечи и ставил их на каждое окно в их высоком доме. В такие дни особенно усердно молилась Надежда Григорьевна. Ходила она тяжело, большой живот мешал быстро  подниматься по высоким ступенькам с полными ведрами. Спускаясь по крутой лестнице в голбец, чувствовала движения младенца в животе. Готовилась к очередным родам. Она и не помнила точно, который по счету будет ребенок, может семнадцатый  или двадцатый. Но, перекрестившись, подумала, что опять распростается к лету.

Старшие дети незаметно отошли от дома. Лизавета вышла замуж за вдового с двумя дочерями приезжего Ивана Боярникова. Живут в своей избушке. Лизавета - девка справная, ловкая. Падчерицы-подростки привязались уже к ней, не обидит, всякому нужному делу научит. Да и своих, даст Бог, народит.
 
Сын Петро около отца научился и грамоте и всякому ремеслу. В колхоз не пошел. Его все больше к технике тянуло. Помнится, с каким любопытством разглядывал машину тетки Евгении, расспрашивал про молотилку у тетки Феклы. Ходил каждый день учиться в Зайковскую МТС на тракториста, теперь там же  с этими механизмами возится. Все бы ладно, да не достираешься его грязную одежду. Но скоро женится, девки-то вон как хороводятся возле его статной и стройной фигуры.

А Ульяна та всегда по-своему все делала. В школе ей не пришлось учиться, так на ЛИКБЕЗ бегала, обучилась грамоте и пишет, и считать может. В колхозной бригаде Ульяна на хорошем счету. На собрании вырешили её на учебу в МТС направить. А как бы мне она тут дома помогала!..- С такими мыслями мать не переставала выполнять свои бесконечные дела - мыть, стирать, ткать, прясть, варить, печь хлеб, сеять, полоть, жать, убирать, рожать детей.

Иван Фотеевич все больше о сыне мечтал, но в апреле  снова родилась дочь. Еще успели в церкви окрестить и назвали Викторией, а звали больше Витей. После трудных родов мать занемогла. Не вставала Надежда, без малого, почти полгода. Все домашние заботы отец взял на себя. Семилетняя Варька помогала отцу как могла. Витя росла болезненной, но не капризной.

Время шло своим чередом.

  Уже жил своей семьей в Зайково Пётр Иванович, приглядевший в жены бойкую Анну.

Замуж за зайковского тракториста Андрея ушла Ульяна. Родители переговаривались, что дочь их бесприданницей оказалась. Вечером Иван Фотеич в пустой сундук нагреб пшеницы. Прикрыл сверху  домотканой рядниной и увез в Зайково вместо приданого своей любимой Ульяне.


Рецензии