Люди горские

          


          
            Д е й с т в у ю щ и е  л и ц а

Г е о р г и й, юноша с горного селения.
Л и з а, девушка, с которой Георгий жил в республиканской столице.
О р л ы, птицы, спасшие Георгия.
О т е ц  Г е о р г и я.
С о с е д  о т ц а.
М а р и я, невеста Георгия.
М а х м у д  Ф а р у х, «гость» с Ближнего Востока, несколько лет  проживший в России.
С т у д е н т ы  р е с п у б л и к а н с к о г о  у н и в е р с и т е т а
В е р а, девушка, в которую  Г е о р г и й  влюбляется в Москве.
Э к з а м е н а т о р, член приемной комиссии Московского   
     пищевого института.
С т у д е н т ы  М о с к о в с к о г о  у н и в е р с и т е т а.
С о т р у д н и к и  Ф С Б.




                Пояснение

Разные люди приезжают в Москву; многие за лучшей жизнью. Не все приживаются в ней, но есть и такие, которым это удается, и тогда они становятся еще бо’льшими москвичами, чем сами москвичи. Таков мой Георгий. Но даже у него нет-нет да и возникнет ностальгия по местам, где он провел свое детство…
Георгий возвращается в свою юность.  Но возвращается мысленно: возвращается его дух, фантазия. Он видит себя самого, каким он был в те далекие годы, присутствует на своей свадьбе, при своем объяснении с любимой девушкой. И перемещается он необычным образом: на бамбуковой палке, которую, держа в клювах, несут Орлы… 

                П р о д о л ж е н и е  з а в т р а



                Пролог

           Возвращение в юность


Площадь, памятник… 
Я – как маятник
мечусь туда и сюда,
от спокойствия нет и следа.
Не пришла! обманула?!
Сердце лезвием полоснула!
Нет мне к ране той привыкания,
в голове моей замыкание. 
Делать что-то сейчас же нужно,
весь  горю внутри и наружно.
Поскорей, поскорей в море!
Зашипи! охладись! горе.
Но сначала с ней объясниться,
может, мне это снится.
Чтоб от той, что смотрела в рот,
да такой от ворот поворот?
Никогда не поверю!..
Вот пришел и стою у двери.
Постучался. За дверью тихо.
Что тут жду я? Какое лихо?
И вдруг снизу!
                голосок Лизы!
С нею кто-то.
                Прошибло потом.
Идут!
          Нельзя оставаться тут.
Скорей – на верхний пролёт.
Ну, попал в переплёт!
Как вор
              слушаю разговор.

«Сегодня тобой не довольна,
вел ты себя слишком вольно».

Так она ему говорит,
сердце выпрыгнуть норовит!
Изгибаюсь поверх перила:
с ней – о, ужас! –  моя половина!
Та же рожа,
                только моложе.
Но манеры! Надутый индюк.
Охватили сомнения вдруг:
неужели это изделие   
                в самом деле я?

 Голос внутренний
                в час предутренний:
 – Закуси удела –
                и на пристань,
Стон свой там морю выстонь!
На пристани находка:
пустая лодка.
Гребу без устали,
напрягаю мускулы.
Ни пляжа не видно, ни гор,
морской простор...
Что в памяти рыться?
Броситься в море и утопиться!
Чтоб себя успокоить,
волк на Луну воет.
А что? Растянусь в длину
и буду выть на Луну.
Задираю голову выше,
может, кто-нибудь и услышит.
Может, скажет: «Бедняга!
Должно, пьяный какой – работяга».
 
Так и впрямь легко утопиться,
или, по крайности, просто спиться.
И решительно, моментально
сбросил груз я сентиментальный:
– Почему ты, дружок, раскис?
Ты найдешь еще много Лиз.
Это глупо непостижимо
находится в таком режиме!
………………………………………..
Только тут оценил находку:
по колено в воде я в лодке.
Не надеюсь на помощь много…
Но вдруг вижу:
                ле-тит!
                под-мо-га!
В вышине, чтоб спасти дурака,
два Орла несут ствол бамбука.
Опустились. Сели.
За ствол ухватился еле.
И понеслись
                ввысь! 
Туда, где  эти Орлы родились,
и примчались ко мне на зов,
хоть и крикнул  всего разок.

Это были Орел и Орлица,
две безумно влюблённые птицы.
Прилетели, не ведая страх,
потому что жили в горах,
где  от снежных гор до зелёных
высота в крови у влюблённых...
Так быстрей же! чего тянуть!
Мы туда и направим путь. 
Там я счастье своё познал,
там в саду ее целовал…
……………………………………

– Почему ж от неё уехал?
– Понимаешь, была помеха.
– Так давай скорей объяснись,
что тебя потянуло вниз?
– Обязательно объясню…
Но сначала – в мою весну!




   

       Акт первый

            
Над горой пролетая низко,
слышу голос родной и близкий.
То отец непоседа
перекрикивается с соседом.

    – Ора,* Ардо! Ты кричал мне, что хочешь? – кричит сосед со своей горы.
     – Очистил сад от колючек? – отвечает отец с другой вершины.
     – Какой там!.. Рублю, выкорчёвываю, землёй засыпаю – всё без толку.
     – А зачем нам уничтожать их, скажи мне? Много ежевики** сможем собирать, если окультурить эти кусты.   
     – Тонкий вопрос поднимаешь. Научный. 
     – Несомненно… Дальше спрашиваю. Как с вином у тебя?
     – Первое уже в бочке… Нектар, а не вино!
     – Вечером приходи ко мне!
     – Нет, сегодня я приглашаю. Моё первое пробовать будем.
     – Дело к тебе имею.
     – Тогда другой разговор, как штык буду.
     – О женщинах поговорим. Не забыл еще, как к женщинам под юбки лазят? Кхе-кхе!
     – Тебя научу!
      – Посмотрим.

………………………………………………………………………
*Простецкое обращение.
**Ягода, похожая на малину, растет на высоких колючих кустах, обвивающих заборы, деревья...
……………………………………………………………………

Но  оставим их на минутку,
песнь услышал я ухом чутким.
«Вон, смотрите! вон дом Марии!
Опускайтесь, сложите крылья!»
Опустились Орлы; куда надо
указали, умные, взглядом.
Обомлел я, как только глянул
На залитую Солнцем поляну:
На поляне стоит Она!
И накрыла меня волна…

                Люди горские – 
                живут горстками,
                и до старости – 
                всё подростками…

                Их дома, их быт простой
                разделяются верстой.
         И кричит сосед соседу,
                зазывая на беседу:   
                «По горам через ущелье
                поспеши на угощенье!»
                Тот летит! спешит с поклажей!
                Быстро так не сможет каждый.
                Пуд еды понёс по горам
                как какой-нибудь килограмм!
                Кончил спуск он – и снова гора,          
                за спиною ущелья дыра.
                На крутую ступает тропу,   
                трубки маленький хобот во рту.
                Долог путь старика по тропе,
                старый китель успел пропотеть.
                Но всему наступает конец:
                вот соседа и дом, наконец.
                Грохот музыки, танцы, веселье,
                отмечает сосед новоселье.   


               
   И выходит  с т а р и к  на поляну перед домом соседа. Много собралось  гостей  на поляне. Мужчины расселись за длинными столами, на;скоро сколоченными из досок и покрытыми прозрачной плёнкой.  Женщины их обслуживают. Здесь же над костром весит  котел, в котором варятся куски жирной баранины, неистребимое благоухание которой разносится по столам, уставленным бутылками с вином и чачей и  дымящимися кругами горячей мамалыги.***  Шум и гам за столами.  О т е ц  поднимается  с наполненным рогом. Старик подходит к нему.

О т е ц (к старику). Проходи, сосед! Садись рядом. (Тихо к нему же.) Георгия надумал женить. От тебя скрывал, не хотел тебя в расходы вгонять, да вижу, ты всё равно не пустой пришел. (Всем.) Тише, дорогие гости! Не только дом новый позвал вас смотреть, сына хочу женить! По нашему обычаю его здесь нет, и невесте его, Марии, тоже до свадьбы не положено с ним видеться, сами знаете…  Я что хочу сказать?.. Выпьем за молодых! Вы здесь все почтенные гости, молодёжь сидит за другим столом. За ваше здоровье, почтенные! За старых и молодых! За молодых и за старых! За молодых!.. Сегодня они в разлуке. Но скоро встретятся, и начнется для них новая жизнь! Такая же счастливая, какую прожили мы с вами, дорогие гости. Выпьем за них! Они сейчас – главное. (Залпом осушает рог.)   

Вслед за хозяином и гости выпивают свои стаканы… И взвилась над горами музыка! И содрогнулись деревья мощными голосами поющих! И  заходила ходуном земля под ногами танцующих!



И я на  поляне 
                среди гуляний.
Я всех вижу, а меня нет – 
вот такой получается винегрет.
Честное слово, как в сказке!
Кричу, напрягаю связки, 
А они – сквозь меня и мимо!
Это даже непостижимо!
Обратите внимание:
нету ведь понимания!
Разве хватит на это зла?
Спрашиваю у Орла:
– Здесь нам ловить нечего,
можем ходить до вечера:
скажи, где Георгий?
– Вот те на! Гутен морген!
Ты разве забыл,
где ты тогда был?
Напряги память!.. Вспомни,
как обрубал корни!
– Вспомнил!.. Путь наш к реке,
что бурлила где-то невдалеке!
– Наконец-то в точку попал,
я уж думал, совсем пропал.
……………………………………..
– Ниже, Орлы, ниже!
Я их уже вижу!

 
К берегу горной реки по тропинкам с соседних гор вместе с дорожными камешками  скатывааются  в и н о в н и к и  т о р ж е с т в а, Г е о р г и й  и М а р и я.
               
     М а р и я. Ну как, едешь?
     Г е о р г и й. Завтра утром, когда Солнце встанет из-за горы, меня уже здесь не будет.
     М а р и я. Решил все-таки. Отец знает?
     Г е о р г и й. Нет.   
     М а р и я. Убегаешь, значит… Едешь учиться в университет, чтобы потерять лучшие годы жизни за книгами! Зачем?.. С детства мы с тобой росли вместе. Вместе босиком бегали, вместе наказывали нас. Что теперь скажу твоему отцу?.. Матери что скажу?.. Сляжет несчастная, когда узнает!    
     Г е о р г и й. Вернусь на коне – не то говорить будешь! Не с пустыми руками еду. Могу совершить переворот в науке.… Ты думаешь, почему Звёзды разлетаются от центра Большого взрыва ускоренно? А невидимая темная энергия? Откуда она? На эти вопросы нет удовлетворительного ответа. Я могу ответить на эти вопросы… Родственники ахнут, когда узнают.         
     М а р и я (смотрит на него пристально). Ты сумасшедший. Разве об этом должен думать мужчина перед свадьбой?.. Езжай! Никто тебя здесь не держит.      
               
                Молчание.


     Г е о р г и й. И поеду! (Смотрит на насупившуюся Марию и смягчается.) Пойми. Я бы не ехал. Ты думаешь, мне  хочется? Но какая-то сила подхватила меня и тянет туда... Тебя вот никуда не тянет…  Бегаешь по двору босиком. То с грязной тряпкой, то с ведрами. И ничего тебе больше не надо.   
     М а р и я. Всё, что мне надо я найду здесь.
     Г е о р г и й. Где? В старом котле, в котором ты варишь мамалыгу?*      
     М а р и я (вспыхивает). А хотя бы!.. Ты думаешь, в горах живут одни глупцы? Те, кто не смог устроиться в городе? Да?.. Ошибаешься! Мы самые счастливые люди! Мы живем в красоте, пьём родниковую воду. Едим чистую пищу – дары наших гор, не осквернённые химикатами. А наше янтарное вино? А наше веселье? Разве возможно такое веселье в городе?.. А люди? Да они могут тебе рассказать такое, что ты не найдешь ни в каких самых ученых книгах.
     Г е о р г и й. Ты говоришь о наших старцах?.. Кто их сейчас слушает. Патриархат на Кавказе умер.
     М а р и я (смотрит на него, потом говорит убежденно). Ты никогда не вернешься сюда больше.       
     Г е о р г и й. Вернусь… Сдам вступительные экзамены и приеду. От нашей столицы сюда каких-нибудь сто километров... И отпразднуем мы с тобой свадьбу.
     М а р и я. (Криком вырывается из нее женское естество.) Нет! нет! Ты никогда не вернешься сюда больше!.. Как я тебя ненавижу! (Стучит кулаком по его груди.)
     Г е о р г и й. Я вернусь. Слышишь? вернусь. (Хочет обнять девушку.)
               
                Мария вырывается и убегает.

(Кричит вдогонку.) Я вернусь, вернусь! Верь мне. (С грустью, тихо.)  А может быть, и не вернусь. Кто знает? (Окидывает взглядом горы и смотрит на дорогу, за которой на солнце смеётся море.)

И побежала грусть прочь от него по этой дороге. И заплясала в душе его радость. И  крикнул он горам: «Я еду учиться!» – И ответили ему горы: «…еду учиться!..»
Опустились Орлы вместе со мной на то место, где только что стояли Георгий и Мария. С сожалением смотрел я на себя юношу, идущего по горной дороге в город за своим счастьем.

               – Спасибо, Орлы, дальше сам
          пойду по его стопам.    
           – Ты нас гонишь?
                – Конечно, нет!
           Но прошло уже столько лет!
           Был тогда и глуп я, и молод,
           Я хотел поскорее в город.
           А, уехав, жалел вначале:
           жизнь я начал тогда с печали.               
           Никогда б не спустился с гор,
           если б знал, какой ждет позор!         
            
……………………………………………………………………………………………

* Крутая кукурузная каша.
………………………………………………………………………          

Общежитие республиканского университета на юге России. В комнате трое студентов: М а м з а  считает деньги, М а х м у д, прикрыв лицо Кораном,  дремлет,   Д а у р  с пепельницей на груди лежит и курит. Из соседнего дома, также стоящего на горе над синей равниной моря, звучит постоянно прокручиваемая песня:
                Черные глаза, черные глаза,
                Самые любимые черные глаза.
                Как увижу – умираю,
                О тебе всё вспоминаю.
                Черные глаза, черные глаз…
И так до бесконечности…  Мамза встает и закрывает окно. Потом садится и продолжает считать деньги.               
 
     М а м з а. Девять … десять! (Гордо.) Десять тысяч имею!
     М а х м у д (не снимая с лица Корана). Мамза, кому деньги готовишь?
     М а м з а. Профессору хочу давать.
     М а х м у д. Взятку?
     М а м з а. Зачем взятка? Подарок от чистый сердца.
     Д а у р (родственник профессора).  Профессор дом строит, деньги совсем нет. Помогать человеку надо... Ора, Мамзик, десять мало. Двадцать давай!
     М а м з а. Учитель двадцать не хочет. Учитель десять хочет. Благородный!
     Д а у р. Откуда знаешь?
     М а м з а. Первый раз пришел – учитель показывает потрет: «Это кто? говорит». – Я читать умею, читаю: «АС Пушкин». – «Летчик, говорю. – Ас!» –   «Ничего ты не знаешь, говорит». – Даю пять тысяч. – «А так? говорю». – «На половина вопроса ты уже ответил, говорит». – Десять тысяч стоит экзамен! Я посчитал: пять и пять – десять!
      М а х м у д (поднимается). Достали вы меня своими дурацкими разговорами! В горы вам надо, в горы. Может быть, там поумнеете.   
     Д а у р. Слушай, почему посылаешь нас в горы? Мы тебя посылаем в твою пустыню? (Почувствовав, что сказал лишнее, пытается загладить  свою оплошность.) Сам знаешь, нас не интересует, зачем ты приехал.
     М а х м у д. Студент я. Студент.
     Д а у р. Конечно, дорогой.

Не  обращая больше внимание на Даура, Махмуд направляется  к Мамзе. Фигурой, суживающейся, как бы заостряющейся книзу, в униформе, он  походил на большую зеленую колючку.

     М а х м у д (протягивая руку к деньгам). Конфискую.
     М а м з а. Это моя деньги!
     М а х м у д. Забыл, сколько мне должен?
     М а м з а (нехотя уступает). Ихорошо. Бери свой инвестиций. Но ты же сама сказал: отдашь, когда хочешь, деньги совсем не нужен тибе.
     М а х м у д. Были не нужны, сейчас нужны. (С усмешкой.) Жениться хочу! 
     М а м з а (принимает это за чистую монету). У меня есть родственница. Хороший!
     М а х м у д (кладёт деньги в карман). Почему без процентов?
     М а м з а. Нету проценты! У нас инвестиций всегда без проценты.
     М а х м у д (отходя от Мамзы). Была бы  моя воля, я бы всем взяточникам так делал. (Вздёргивает воображаемую петлю на шее.)
     Д а у р. Слушай, зачем такой злой?  Убивать человека любишь? Да?
     М а х м у д. Что ты, дорогой? Барашка не обижу.
     Д а у р. Кроме Георгия, никого не любишь.
     М а м з а (пренебрежительно). Георгий-Миоргий… Деньги совсем не имеет… Бедный много. Богатый мало. Богатый любить надо. (Уходит.)       

                Г е о р г и й, расстроенный, входит.

     Д а у р (подходит к нему). Автандил ругается, выселять тебя хочет.
     Г е о р г и й. Пусть сначала мою работу по математике найдёт!
     Д а у р. Что говоришь? Подумай! Завхоз как будет работу по математике искать!.. Что делать будешь, когда выселит?
     Г е о р г и й. Не выселит!
     Д а у р. Как не выселит, дорогой? Тебя не приняли в университет. Не зачислили, понимаешь? Автандил позвонил твоему отцу. Просил забирать тебя.
     Г е о р г и й (с ужасом). Сюда приедет отец?!
     Д а у р (понизив голос). Дело к тебе имею. 
     М а х м у д (к  Дауру). Ора, выйди отсюда.
     Д а у р. Э, видишь, я говорю.
     М а х м у д (ласково, но так, что Дауру становится страшно). Выйди, дорогой! 
     Д а у р. Хорошо, хорошо. Ухожу. Какие могут быть разговоры. (Уходит.)
     М а х м у д (к Георгию). Целый месяц за тобой наблюдаю, Астик. Умный парень, а живешь хуже бомжа.

                От обиды у Георгия сжимаются кулаки.

 Говорю так, потому что хочу помочь тебе.
     Г е о р г и й. Чем?
     М а х м у д. Деньги хочу тебе дать. Десять тысяч.
     Г е о р г и й. Не надо.
     М а х м у д. Я же знаю, у тебя нет. Бери! (Протягивает деньги.)
     Г е о р г и й. Ты не просто так их даешь. Тебе что-то от меня нужно.
     М а х м у д. Ничего. Просто хочу помочь. Надеюсь, что когда-нибудь, когда мне твоя помощь понадобится, и ты мне не откажешь.
     Г е о р г и й. В чем?

                Молчание.

     М а х м у д (кладёт деньги на стол, подходит к Георгию и опускает руку на его плечо). Понимаешь, Астик, ты мне нравишься. Но нельзя же так сидеть тебе, и ничего не делать… Кто-то, мудрый, сказал: если тебе жизнь не нравится и ты ничего не можешь изменить, начни с себя…  Если бы пророк жил в наши дни, он бы благословил нас. 
     Г е о р г и й. На что?
     М а х м у д. Ты умеешь молчать, тебе скажу. (Понизив голос.) На создание мусульманского государства. От Дона до Черного моря.      
     Г е о р г и й. Ничего у вас не выйдет.
     М а х м у д. Ты думаешь?.. Извини, брат, но ты так говоришь, потому что ты раб. Тебя не приняли в университет, хотя ты единственный, кто достоин учиться в нём, – а ты молчишь. Народы Кавказа разъединены, не действуют как единое целое – и это тебя не трогает! Почему?               
    Г е о р г и й (снимает руку Махмуда с плеча). Зачем ты приехал сюда?
     М а х м у д. Не для того, чтобы просиживать штаны на лекциях… Народы Кавказа должны объединиться, брат!
     Г е о р г и й. Против кого?
     М а х м у д. Маленький? Не знаешь?.. Нам нужны бойцы. Во всех кавказских республиках нам нужны бойцы за наше священное дело.
     Г е о р г и й. Я знаю, для чего они вам нужны.
     М а х м у д. Ты намекаешь на теракты? Пусть примут наши условия – и тогда их не будет.
     Г е о р г и й. Вас не поддерживает народ. Иначе вы бы добились своих целей мирным путем.
     М а х м у д. (В глазах его засверкали молнии.) И это  говоришь ты, которого эта власть вышвырнула на помойку?
     Г е о р г и й. Народ не с вами…
     М а х м е д (с трудом сдерживая себя, надтреснутым голосом). Если бы тебя не знал, подумал, что передо мной враг…
    Д а у р (приоткрывает дверь). Можно?
    М а х м у д. Подумай над тем, что сказал. И держи язык за зубами... Никогда не понимал таких, как ты. Тебя не приняли в университет… В душу тебе наплевали, а ты лижешь им…  (Забирает со стола деньги и уходит.) 
     Д а у р (входит). Георгий, почему такой скучный? Не смеешься, не рассказываешь смешные истории... Веселиться хочу! Пить вино хочу! Женщин хочу!  Всё хочу! (Смотрит на  Георгия.) Ора, зачем такой кислый?   
     Г е о р г и й. Лук у меня украли… Купил на базаре, чтобы  дороже продать, поставил у ног, отвернулся, чтоб расплатиться, – мешка нет... 
     Д а у р (смеётся). Обычно у нас кошельки воруют, а ты…  лук…
     Г е о р г и й. Тебе смешно.
     Д а у р. Извини, брат…  Профессионал действовал. Точно... Ладно, не расстраивайся. Имею человека. Он тебе поможет.
     Г е о р г и й. Скажет, кто украл лук?
     Д а у р. Ора, тебе лук надо или знакомство? Короче, лук тебе вернут. Но ты мне сделаешь за это одно дело.
     Г е о р г и й. Какое?
     Д а у р. В институт поступать хочу. 
     Г е о р г и й. Ты же учишься.
     Д а у р. Э, физика разве профессия? В пищевой институт хочу. На винодельческий факультет. Папа обещал после окончания на винзавод устроить. Начальником цеха буду. Деньги будут. Женщины будут. Всё у Даурчека будет.
     Г е о р г и й. Где ты нашел здесь пищевой институт?
     Д а у р. Зачем здесь? В Москву поедем. Экзамены будешь за меня сдавать.
     Г е о р г и й. По твоим документам? Так я на тебя вроде бы не похож.
     Д а у р. Сделаем – будешь похож.
     Г е о р г и й. Как?
     Д а у р. После узнаешь.
     Г е о р г и й. Нечего мне в Москве делать.
     Д а у р. Хорошие бабки заработать можешь. Подумай.
     Г е о р г и й. Я сказал: нет! 
     Д а у р. Чем расплачиваться будешь с человеком, который лук вернет? Магарыч* надо ставить. Святое дело.
     Г е о р г и й. Займу деньги – поставлю.
     Д а у р (стучит пальцем себе по лбу). Бизнес совсем не знаешь. Без начального капитала занимать нельзя.
     М а м з а (вбегает). Ора, Даур! Русланчик внедорожник пригнал! Такой «Ленд Крузер Прадо»! (Целует кончики пальцев.) М-м! Свеженький!.. Айда смотреть!
     Г е о р г и й. Мамза, одолжи денег на несколько дней.
     М а м з а. Зачем одолжи? Ти бедний. Так дам. (Вынимает несколько тысячерублевых купюр.) Вот смотри! Мелкий совсем нет. Одни купний остался. (Кладет их обратно в карман.) Зачем одолжи? Так дам. (Ударяет себя по лбу.) Совсем голова дырявый стал! Твой отец пришел. В проходной тебя ждет.
     Г е о р г и й (с криком…) Отец! (убегает).
     Д а у р (к Мамзе). Пошли. (Уходят.)

…………………………………………………………………….
*Угощение за оказанную услугу.
………………………………………………………………………

            


Рецензии