Равнодушие к чужой беде

1979 год. Раанана.

Я с мамой, по дороге в наш центр абсорбции, нагруженные покупками.  На углу  центральной улицы  Ха-ахуза и улицей , которая ведёт  в центр абсорбции, валяется человек среднего возраста, лет 35-40. Очки отброшены в сторону, видимо при падении. Рядом лежит пустая бутылка водки. Вокруг него собирается толпа израильтян,  и мы слышим слова «  Бедняга, такой молодой и уже сердечный приступ»  Мнения в толпе высказываются разные :  от приступа эпилепсии  и до инсульта .  А я таких, валяющихся на улице, в детстве,  навидалась в Ленинграде, и удивляюсь наивности взрослых  жителей  Раананы , которые не могут понять, что он пьян. Они  понятия не имели  в те годы, что можно просто  валяться пьяным на улице.  Кто-то  уже бежит к телефонной будке,  вызывать скорую помощь. Мобилок  тогда ещё не было,  даже у снобов Раананы. Мы с мамой отделяемся от толпы и идём домой. Мама потом с изумлением рассказывает отцу,  какая это удивительная страна,  где израильтяне не знают, что это  такое:  пьяный в стельку человек.
2014 год. Бат-Ям.

 Сегодня иду с дочкой по Бальфур- центральной улице Бат-Яма.  Около магазина валяется  пьяный мужик, преклонного возраста, с окровавленным лбом и разбитым лицом .  Израильтяне останавливаются, причем редкие, большинство просто обходят стороной,   и  спрашивают у хозяина магазина, который вышел наружу:  «Что случилось?».  Он им объясняет, что мужик пьян, и несколько раз упал у него на глазах (то есть поднимался и падал, при этом ударялся головой и лицом. )  Те немногие, остановившиеся ,   выслушав,  ни капли не удивившись, абсолютно равнодушно и буднично продолжают  идти по своим делам.  Этого хозяина, я  знаю лично, поэтому  спрашиваю, вызвали ли скорую помощь.  «ДА»-  отвечает он -«и полицию тоже».  Мы  остаёмся ждать приезда скорой и полиции, ибо я не умею проходить мимо упавших людей.  Этому отношению меня научила жизнь в Израиле.  Скорая помощь и полиция приезжают за 10 минут.  Мужика ,  уже чуть очнувшегося спрашивают, хочет ли он поехать в больницу.  Он мямлит нечленораздельно, что нет, но всех, всех он любит. Человек явно не может подняться на ноги, и совершенно безграмотному  идиоту понятно, что он не только пьян, но и возможность сотрясения мозга очень высока. Фельдшер скорой помощи радостно сообщает, что он не может его взять, ибо пациент не даёт на это согласие.  Блин, разве он не соображает, что мужик явно не в себе. Начинается агрессивная перепалка между хозяином магазина и фельдшером.  Апропо, фельдшер тоже русский, как и лежащий мужчина.  Полиция стоит и бездействует. Фельдшер уговаривает полицию взять  больного и окровавленного мужика в участок. Полиция говорит, что им нечего с ним делать и это проблема должна решаться в больнице,  пробуют лениво уговорить фельдшера его забрать. Хозяин магазина – сабра,  взрывается, и чуть ли не кидается на фельдшера с кулаками .. «Сволочь» - кричит он ему,-» мало ли что человек пьян, он упал рядом и стукнулся головой несколько раз,  я сам это видел, может у него сотрясение мозга, у тебя нет сердца, как это так, ты не хочешь его брать  в больницу.». Полицейские  снова просят мужчину подняться,   он пробует опереться рукой и сразу заваливается обратно. Хозяин орёт,»  да что с вами, это что мешок с мусором? Он же человек.»  Я вмешиваюсь и говорю фельдшеру на русском: « Да, ты что не соображаешь , у него может быть сотрясение мозга, его обязательно надо госпитализировать.»   Это чмо  мне начинает грубить, тогда я сразу перехожу на иврит и начинаю объяснять полицейским , они оказываются более сговорчивые и выслушивают меня очень серьёзно.» После моего вмешательства полицейские  жёстко приказывают  фельдшеру взять мужика в больницу. Тот ,злой,  как цепная псина, вытаскивает носилки из скорой, и мужика  увозят  в больницу. Пока они не уехали,  я стояла там, и полицейские тоже.
 Господи, во что превратилась моя страна ,  мои родные, такие тёплые и неравнодушные люди ?  Безразличие и безучастность к чужой беде зашкаливают. Редкие люди остались людьми, как  мой знакомый хозяин магазина.
Вся эта картина маслом сегодня меня  привела к размышлениям о том, что я уже годами живу  не в той стране, куда меня привезли родители. Израиль превратился в отстойник,  в непонятно какую страну, где  безучастно могут пройти мимо умирающего человека. Этого  равнодушия, бесчувственности и жестокости здесь   не было ещё лет  10-15 назад.   И эти мысли давно посещают меня и не дают мне  покоя .


Рецензии