Русалочка

 Действующие лица.
Русалочка
1 сестра Русалочки.
2 сестра  Русалочки
Бабушка Русалочки
Принц
Король
Сын купца
Дочь купца
1 Дружок сына купца
2 Дружок сына купца
1 рыбак
2 рыбак
Нищенка
Придворные

                Картина 1.

Подводное царство. Место, где любила играть Русалочка с сёстрами. Но теперь сёстры редко заглядывают сюда. Поэтому Русалочка играет в одиночестве. Игрушки – это хлам с погибших кораблей. Сегодня сёстры пришли поиграть с Русалочкой, но игра её не интересует.

Русалочка. Хорошо ли там наверху, сестрицы?
1 Сестра.  Хорошо!
Русалочка.  А вы небо видели?
1 Сестра.  Видели.
Русалочка.  В звёздах небо?
1 Сестра.  В звёздах.
Русалочка.  А вы город  видели?
1 Сестра.   Видели.
Русалочка.  Шумит город?
1 Сестра.  Шумит.
Русалочка.  А вы на волнах качались?
1 Сестра.  Качались.
Русалочка.  Высокие волны?..
1 Сестра.  Высокие…
Русалочка.  Завтра,  завтра… Что может быть прекраснее неведомого завтра?!
                Я знаю, что очень полюблю и тот мир, и людей, которые там живут.
                Сестрички расскажите мне ещё о том мире!
2 Сестра.  Тот мир…
1 Сестра.  О! Это прекрасный мир! Небо чёрной шалью раскинулось над морем!
                Сверкающие звёзды драгоценными камнями украшают его! И главное
                Это – луна! Её сияющий диск…
2 Сестра.  Тот мир – это прежде всего люди – злые и коварные…
1 Сестра.  Люди?  Они добрые…  Весёлые. Вспомни, вспомни, сестрица: корабль,
                Огни… флаги, волшебная музыка! Все танцуют, поют… Мы плыли   за
                ним всю ночь…
2 Сестра.  А потом? Потом они швыряли в нас чем попало!
1 Сестра.   Но они же играли…
2 Сестра.  Закинули сети…
1 Сестра.  Ловили рыбу.
2 Сестра.  И, если бы я не вызвала бурю…
1 Сестра.  Они больше не поют и не танцуют…
2 Сестра.  Лучше держаться от людей подальше.
1 Сестра.  Мы никогда не подплывали близко к берегу.
2 Сестра.  Потому что на берегу они опаснее вдвое! Лучше любоваться
                звёздами и качаться на волнах.
Русалочка.  Спойте ту песню, которую вы поёте там… наверху.
1 Сестра.  Там мы поём те же песни, которым учила нас бабушка.
                Спой ты, твой голос лучше.
Русалочка.  Хорошо, я слышала…  Бабушка была одна… и пела…

      Во время песни заходит бабушка. Зашла резко, но остановилась, слушает, не  мешает.

                Грустит русалка, взгляд печальный,
                Вздыхают волны в вышине
                Тебе дарю дворец хрустальный!
                Морская дева шепчет: - „Нет“…
               
                Не нужен мне дворец хрустальный,
                Не нужен жемчуг и коралл,
                Мне дай увидеть берег дальний,
                Траву, песок, где он лежал.

                Его глаза чернее ночи.
                И губы ярче, чем коралл!
                Но ночи летом дней короче,
                А день русалку не застал.

                Грустит русалка, взгляд печальный,
                Вздыхают волны в вышине.
                Морской нет девы, стон прощальный…
                Морская пена на волне…

Бабушка.  Это как понимать, милые девицы?! Луна зашла, звёзды померкли,
                а вы ещё не спите! Молодые девицы должны, как все обитатели
                морского  царства днём спать, а ночью бодрствовать! Запомнили?!
                Теперь марш в спальные комнаты и повторяйте это перед сном!
                (Сёстры уходят и повторяют: «Молодые девицы, как все обитатели
                морского царства…»)  Ступай и ты Русалочка! Вечером рано вставать,
                ты ещё не привыкла.
Русалочка.  Я не усну.
Бабушка.  Ты должна поспать! Завтрашняя ночь принесет много хлопот. Как-
                никак тебе исполняется 15 лет…  совсем взрослая.
Русалочка. Хорошо бабушка, я постараюсь…
Бабушка.  Погоди! Ты должна быть очень красивой. Вот венок из белых лилий
                и … восемь устриц на хвост в знак твоего высокого сана. Сначала
                проколи дырочки…
Русалочка.  Да это больно!
Бабушка.  Чтобы быть красивой, можно и потерпеть.
Русалочка.  Бабушка, почему ты никогда не поднимаешься наверх?
Бабушка.  Я уже стара для таких прогулок.
Русалочка.  Ты так любишь рассказывать о том мире.
Бабушка.  (Мягко) Иди спать!
Русалочка.  И всегда поёшь эту песню…
Бабушка.  Если сейчас же не пойдёшь спать, то ни о какой прогулке не мечтай!
Русалочка. Спокойного дня, бабушка!
Бабушка.  Приятных снов. (Уходит)
Русалочка.  Завтра, завтра… Хорошо - то как! Какая я счастливая, 
                нет, не усну.


                Картина 2.

        Узкая улочка шумного города. Прямо на мостовой сидит нищая старуха.
        Появляется принц.

Нищая.  Подайте… Подайте! Люди! Кто-нибудь… Подайте…
Принц.  Держи.
Нищая.  Зачем так много?
Принц. Меньше нет.
Нищая. Я погадаю?
Принц.  Не стоит.
                Зачем мне знать, что будет…
                Скажи мне, что сейчас со мной?
                Сегодня сон увидел,
                Будто лебедь проплыла,
                Крылом задела…
                А я схватил ружьё…
                И вдруг проснулся.
                К чему бы это?..
Нищая.  Не торопи, увидишь! Помни!
                Любви, как жизни, два раза
                Не бывает…
Принц. Загадками ты говоришь.
               Ступай-ка прочь. (Нищая уходит)
               Но, кто ответит мне?!

      Неожиданно появляется сын купца с двумя дружками.

Сын купца. Моё почтенье, принц!
1 Дружок. Наше вам почтение!
2 Дружок. Желаю здравствовать!
Принц. Привет.
Сын купца. Куда спешишь? Поговорим!
Принц. Мне некогда. Потом.
1 Дружок. Да он гнушается!
2 Дружок. Куда нам до него!
Сын купца. Ну, цыц вы!
                Спешит и пусть спешит.
                Его там ждёт прекрасная Луиза…
1 Дружок. Не та ли, что…
Сын купца. Заткнись! /принцу/
                Ещё тебя увижу с ней…
Принц. И что?
Сын купца. Отшлёпаю клинком.
Принц. Если того позволит моя шпага.
Сын купца. Мой клинок длиннее!
Принц. Да ум короче.
Сын купца. Хватит, чтоб отрезать
                Язык твой наглый!
Принц. Ну,  что ж, попробуй!
1 Дружок. Не связывайся, он же принц!
Сын купца. А я купца сын!
Принц. Торгаш!
Сын купца. Как ты сказал? Торгаш!
                Да! Этим я горжусь.
                Куда без нас вы?
                Если бы купцы не торговали,
                Что одевал бы?..
                Шкуры!?
                А что бы ел?
                Лишь чёрствый хлеб!
                Отец твой лишь потому король,
                Что мы хотим того.
                А захотим, смешаем с грязью.
Принц. Но сначала
               В грязи валяться будешь сам!/выхватывает шпагу/
Сын купца. Ну что ж, ты первый начал.
                Видит бог…
                Не хотел я убивать младенца. /Выхватывает шпагу, дерутся/
Принц. /Бросая Сына купца на землю/
              Вот ты уже в грязи…
              Каков «Младенец»?
Сын купца. /Дружкам/ Что вы стоите?
                Нападайте!
Принц. Прекрасно. Только не спешите.
              /Дерутся/ Спешка лишь вредит.
              /Выбивает у первого шпагу /Отдохни!
              /У второго перерубает клинок/
              Тебе он купит новый!
              /Дерутся вдвоём/  Принц сбивает Сына купца на землю, приставил шпагу к горлу/
               Ну вот, опять упал ты в грязь!
               Ты, говоришь, богач?
               А я богаче вдвое,
               Я жизнь тебе дарю./Уходит/
1 Дружок. С ним занимаются лучшие фехтовальщики…
2 Дружок. Его шпагу ковали  из лучшей стали…
Сын купца. Будем честны!
                Он сильный, ловкий, смелый…
                И должен быть наказан!
                /Все уходят/

                Катрина 3.

      Берег моря. Слева большой камень. Вечер,  выходят Сын купца с дружками.

Сын купца. Ну, где он?
1 Дружок. Должен здесь быть.
2 Дружок. В это время он сюда приходит.
1 Дружок. Сидит и смотрит.
2 Дружок. Застынет словно камень.
Сын купца. Он? Застынет?
                Что-то сомневаюсь,
                Чтобы он, который
                За время церемоний
                Не может высидеть пяти минут…
                Он будет здесь
                Недвижен целый вечер…
                Да он уж верно у Луизы.
1 Дружок. Клянусь, какой уж вечер
                Мы следим за ним.
Сын купца. Ну, если всё не так!
1 Дружок. Да вот он.
2 Дружок. Идёт!
Сын купца. Действуем, как договорились.
                Теперь за камень, быстро!
Принц. Я здесь вчера был и позавчера,
               И снова голос тянет, как магнитом.
               Я ждал Луизу…
               Вдруг слышу,…  песню.
               Такой чудесный голос!
               Весь берег обошёл,
               А девушки не встретил.
               И вот который вечер
               Хожу и слушаю.
               Меня тот голос
               К безумию влечёт./Кричит/
               Отзовись! Прекрасный голос!
               Спой ещё!
               Готов я вечно слушать!
               Может она боится?
               Я здесь один,
               Не бойся, отзовись!
Сын купца. Ну!
2 Дружок. Мы здесь! /Бьёт принца по голове, тот падает/
Сын купца. Быстрее в воду! /Бросают принца в воду/
                Держите! /Бросает дружкам кошелёк/ И знайте, что плачу не за работу, а что бы 
                Всё осталось в тайне. Если вы не сдержите слово, то деньги мне помогут заткнуть         
                вам рты рукой покрепче. 
2 Дружок. Да мы…
Сын купца. Всё! Теперь до завтра! И чтоб тихо!

Все уходят. Из воды появляется русалочка. Она даже не напугана, а скорее в недоумении.

Русалочка. Ушли. А он где?
                Он плывёт ко мне.
                Его я вижу близко-близко.
                Глаза и губы, брови и …
                А чуть подальше волны отнесут,
                И он загадочен, далёк, желанный…
                Но что это?
                Он захлебнулся?
                Он в воде не может долго…
                Он погибает!/вытаскивает принца на берег/
                Проснись, скорей проснись!
                На берегу нельзя мне.
                Открой глаза, вздохни!
Принц.  Мне снится сон…
               Неясный облик.
               Он, как в тумане, еле уловим.
               Я вижу…
               Прекрасней нет его.
               Но это сон.
               Прочь, прочь! Меня не мучай! Прочь!
Русалочка. Ты весь горишь.
                Я ухожу. Сестрички, где вы?
                Там человек…
                Бежит сюда. Пора мне.
                Но я ещё спою.
                Лицо забудешь – голос никогда.
                Он душа моя! Прощай!
               
Дочь купца. /Подбежала/ Смотри, вот он….Весь в крови. Врача, быстрей врача!
                Я так боюсь крови!

                Картина 4.

Дом купца. Массивная золотая дверь. Мебель дорогая, огромная, зачехлённая. Из двери выходит дочь купца.

Сын купца. Что сказал отец?
Дочь купца. Что замуж мне пора.
Сын купца. А ты?
Дочь купца. Я возражать не стала.
Сын купца. Бог ты мой…
Дочь купца. Но я люблю его!
Сын купца. Но у него Луиза!
Дочь купца. Люблю и тех, кого он любит!
Сын купца. Признайся честно,
                Ты за ним следила?
Дочь купца. Да!
Сын купца. И что ты видела?
Дочь купца. Тебя за камнем.
Сын купца. Ещё?
Дочь купца. Кого ещё?
                Конечно принца!
                Его спасти хотела.
                Я побежала в дом…
Сын купца. Отец всё знает?
Дочь купца. Ему сказала только,
                Что люблю…
                Отец не против.
                Он доволен.
Сын купца. Глупец!
Дочь купца. За что не любишь принца?
Сын купца. За что не любишь? Ненавижу!
                За то, что принц он!
Дочь купца. Когда принцессой стану я,
                Ты и меня любить не будешь?
Сын купца.  /Спокойно/ Ты никогда не станешь принцессой. Ты будешь дочерью купца,
                которая вышла замуж за принца!  Тебе нравится такой титул?
Дочь купца. Как вырос принц, так между вами,
                Будто кошка пробежала.
Сын купца. Нет. Не сейчас. Давно! Он был ребёнком. Я старше. Я не мог открыто ненавидеть!               
Дочь купца. За что? За что?
Сын купца.  За то, что он родился принцем!
                Уже родился!
                Он может бедным быть,
                Трусливым иль уродом,
                Всегда он  принц.
                Богаче буду  в трое, в сотни…
                Во время церемоний его пропустят первым,
                Первый поклон ему,
                И дамы улыбнутся опять ему!
                Ему, ему! Да будь он проклят!
                Чем   заслужил он?
                Да тем, что принц!
Дочь купца.  А ты родился и живёшь купцом.
                Рожденье каждому…
Сын купца.  Неправда!
                Я с детства  к делу приспособлен.
                И буду должен заменить отца.
                А плохо поведу дела,
                Считай, что нет купца…
                А принц – он принц всегда.
                За это ненавижу! (Уходит)
Дочь купца.  А я жена его!


                Картина 5.

          Берег моря перед дворцом. Справа прямо в воде растет высокий тростник. На воде 
          лодка. Вечер. Сверкает свет в окнах дворца. Русалочка, чуть облокотившись на край
          лодки, любуется дворцом. Она ждёт принца. Выходят два рыбака. Русалочка метну-
          лась в тростник.

1 Рыбак.  Ох, уж эти  господа.
2 Рыбак.  Не говори.
1 Рыбак.  Подавай им среди ночи рыбу…
2 Рыбак.  С ума сошли.
1 Рыбак.  Тише, ты! (садятся в лодку) Вот с принцем что-то не того. Ходит, как потерял чего.
2 Рыбак.  Ага, совесть!
1 Рыбак.  Нет этого у него достаточно, не в пример другим господам.
2 Рыбак.  Что-то блестит в кустах…
1 Рыбак.  Где?
2 Рыбак.  Да вон…
1 Рыбак.  А… это лебедь. Так вот, ходит он всё у моря, ходит. Всё ждёт чего-то.
2 Рыбак.  Говорят, его ведьма морская приворожила, вот он и сошёл с ума.
1 Рыбак.  Да он в своём уме. Только задумчивый стал. Блажь напала… у них это
                называется по благородному «меланхолия!»
2 Рыбак.  Половил бы ночью рыбку, как мы вот, разом бы его меланхолию, как рукой,
                снимет!
1 Рыбак.  При чём тут принц?! Это для будущего тестя.
2 Рыбак.  Тихо!.. Слыхал? Как веслом по воде…
1 Рыбак.  Я сказал же лебедь! Слушай! Самое интересное, что принц ещё не знает о
                предстоящей свадьбе. Праздник будет – дня три, наверное! Может и неделю.
                Вина… Закуски… Всех пригласят… Уж я напьюсь…
2 Рыбак.  Я взял с собой.
1 Рыбак.  Наливай  /пьют/
2 Рыбак.  Хочешь анекдот про короля?! Так вот встречаются король с послом…
1 Рыбак.  Тихо!  Принц идёт!
Русалочка.  Ах!
2 Рыбак.  Туда смотри. Вот это рыбина! Акула!
1 Рыбак.  И верно рыба! Где сеть и колотушки?! Давай. Вперёд! Держи!
       / пытаются поймать, но Русалочка ускользает, получив колотушкой по голове./
1 Рыбак.  Разява!
2 Рыбак.  Да это ведьма! Бывает разве рыба с волосами?!
1 Рыбак.  Ещё скажи в шляпе! Свихнулся малый.
2 Рыбак. Здесь так темно…
1 Рыбак.  Ты прав. Не к добру всё это. / Гребёт к берегу/. Пусть сами ночью ловят.
2 Рыбак.  А что скажем?
1 Рыбак.  Что рыбы ночью спят.


                Картина  6.

  Подводное царство. То же место, что и в первой картине. Входит 2 Сестра.
  Через некоторое время появляется Русалочка.

Русалочка.  Сестричка милая, одна ты?
2 Сестра.   Одна, да что с тобой?
Русалочка. Сейчас пройдёт.
2 Сестра. Но кто?..
Русалочка. Не спрашивай, не надо! И бабушке не говори.
2 Сестра.  Не говори…
                Вот приложи коралл…
                Я не скажу – сама узнает.
                Праздник начался,
                И гости собрались.
                Все ждут тебя.
Русалочка. Я не пойду?
2 Сестра.  Скажу, что ты не можешь,
                Что ты больна.
Русалочка. Не надо, погоди…
                Сестрица, вот что…
                Оставь коралл и лентой укрепи.
2 Сестра.  Я извещу, что ты готова.
Русалочка. Иди. Только бы не упасть.
2 Сестра.  /Из-за двери/ Скорей!
                Все собрались и ждут тебя!
Русалочка. Сейчас! Какая боль…

      Русалочка вдруг выпрямилась, улыбнулась, попыталась  встать,  боль заставила её  присесть. Но ничего, если не делать резких движений. То можно…. Осторожно….смелее.  Ну, вот, перед нами прежняя Русалочка. Повязка её даже украшает. Ушла быстро, но  плавно.
Через некоторое время она вернулась, жизнерадостный шлейф некоторое время  сопровождал её, Потом силы оставили и она  упала в кресло. Входит бабушка.

Бабушка. Ты отвратительно сегодня пела.
Русалочка. Да бабушка.
Бабушка. И танцевала плохо.
Русалочка. Плохо.
Бабушка. За это тебе будет наказание,
                Наверх на час не отпущу.
Русалочка. Бабушка не надо. Я умру.
Бабушка. Русалки триста лет живут.
Русалочка. А люди?
Бабушка. Раз в пять поменьше.
Русалочка. Я отдала бы сотни лет своих,
                За день один, там на земле!
Бабушка. Всё вздор!
                Нам тут живётся
                Гораздо лучше, чем людям на земле.
                А от хорошей жизни не бегут.
Русалочка. Зачем мне триста лет,
                Мне нужен день, но там…
Бабушка. /Перебивая/  Прожив, как все мы, триста лет,
                В морскую пену превратимся.
Русалочка. В морскую пену?
                Не пожив среди людей…
                Зачем мне триста лет,
                Если нельзя и дня среди людей!
Бабушка. Да можно, можно!
                Пусть только человек
                Полюбит тебя так,
                Что матери дороже и отца
                И даже жизни будешь ты!
                Он под венец  тебя…
                Но этого не будет никогда.
                О красоте  у них понятия престранны.
                Нет ног у нас,
                А твой прекрасный хвост
                У них считается уродством.
                Как могут люди что-то смыслить в красоте!
Русалочка. Ты, бабушка поможешь мне?
Бабушка. Всё знаю.  Глупо!
                Он никогда не сможет полюбить тебя.
                И ты погибнешь.
Русалочка. Но я люблю его!
Бабушка.  Знаю. Если облик примешь человека,
                К родному дому будет путь заказан.
                И не видать тебе  морского дна,
                Друзей, знакомых и родных.
                Ты никогда не будешь вновь русалкой!
                А если принц  к венцу другую поведёт,
                То с первою зарёю
                Ты превратишься в морскую пену!
Русалочка. Но я люблю его!
Бабушка. Когда твой хвост
                Заменят пара стройных ног,
                Такая будет боль,
                Что по сравнению с ней,
                Удар мечом
                Покажется царапиной простой.
                И кто тебя увидит – поклянётся,
                Что не встречал он  до сих пор,
                Такой прелестной девушки, как ты.
                Свой потеряешь хвост,
                Но грациозность, лёгкость сохранишь.
                И плавную походку
                На зависть первым леди при дворе.
                С тобой сравниться ни одна  не сможет!
                Но каждый шаг твой,
                Как по горящим углям!
                И тысячи ножей вопьются в ноги…
                И ноги твои будут кровоточить!
                Зачем тебе такие муки?
Русалочка. Я люблю его…
Бабушка. Ещё не всё!
                Ты потеряешь голос!
                Напиток колдовской
                Сожжёт тебе язык!
                Ты  говорить не сможешь
                И петь…
Русалочка. Дай мне напиток! Дай!
Бабушка.  Внученька моя,
                Не уходи! К тебе наверх
                Я не смогу подняться.
                И ты спуститься к нам не сможешь.
                Боюсь, тебя я больше не увижу.
Русалочка. Я на всё готова.
Бабушка. Ну, хорошо! Напиток этот
                Готовила я для себя.
                Но не смогла. Возьми его!
                На берег выйдешь – сразу пей
                И будет то, о чём предупреждала.
                Ты вытерпишь всё это?
Русалочка. Да!
Бабушка. Тогда плыви!
                Пусть ясным будет путь.
                Прощай!
Русалочка. Бабушка!!!
                Мне дорог дом,
                Тебя люблю, сестер…
                Мне больно расставаться.
                Прости, спешить мне надо.
                Я не хочу, чтоб кто-нибудь увидел.
                Прощай!

                Картина  7.

      Дворцовый кабинет короля. Мебель без излишних украшений. Но всё достойно короля.
      Входит принц.

Принц. Ты звал меня, отец?
Король.  Да! Все выйдите!
                Тут вот какое дело…
Принц.  Слушаю отец!
Король.  Присядь. Да! Ты мой сын.
                А я отец твой! Выпьем.
                Эй, кто-нибудь, вина!
Принц.  Но…
Король.  Теперь уж можно.
                Теперь ты взрослый.
                А взрослым можно всё.
                Но надо быть умней…
                Не надо  пищу сплетникам давать,..
                И как её зовут?
Принц.  Найдёныш?!
Король.  Её нашёл ты, говорят,
                На берегу? Нагую?
Принц.  Да, отец.
                Она не здешних мест,
                И долго шла,
                И ноги все в крови,
                И воры платье сперли…
Король. Сперли?.. Что за жаргон?..
Принц.   Мы дали ей приют,
                К тому ж она немая.
Король.  Немая?! Говорят красивая?
Принц.  Прелестное дитя!
Король.  Она ребёнок?
Принц.  Ей лет пятнадцать.
Король. Ну, что ж
                Пусть поживёт у нас
                Сшить надо платье ей
                Из ткани дорогой
                Я прикажу…
Принц.  Всё сделаю, отец.
Король.  Ну, хорошо…
                Уже я стар, сынок.
                И смерть моя близка.
                Молчи!
                Словами старость не отгонишь.
                Так вот…
                Ни братьев у тебя нет,
                Ни сестер…
                Короче я хочу, чтоб ты женился.
Принц.  Я?!
Король. Сейчас казна пуста…
Принц.  Отец! Я …
Король. Послушай! Я не хочу неволить.
                Дня через три устроим бал,
                Кто она – секрет.
                Скажу одно – её красе       
                Дивится город весь.
                Прекрасные манеры…
                Её ребёнком в пансион отдали.
                Совсем недавно она вернулась.
                И видела тебя, и влюблена.
Принц.  А если не понравится?
Король. Сам решай. Но помни,
                Тебе здесь быть после меня.
                Себя в зарок на благо королевства.
                Я, не женись на матери твоей,-
                Где было б королевство?!
                Мне тесть помог разделаться с врагами,
                Долги платить и сеять хлеб!
                Так что решай, сынок.
                Мне жить осталось мало.
                И у тебя родится сын.
                И у твоих детей, и твоего народа,
                Всем нужен хлеб,
                Всем нужен мир.
Принц.  Отец, позволь вопрос оставить без ответа,
                Тебя люблю, люблю и свой народ…
                И понимаю,… но позволь подумать,
                Собраться с мыслями, которых
                Голова моя вместить не может.
Король. Ну, что ж подумай.
                Я не неволю,
                Но лишь три дня.         
                Хочу, чтоб ты был,
                Достойным королём! Иди.
Принц.  Три дня…
                Спасибо и за эту малость…
                /уходит/

                Картина  8.
     Место действия 3-ёй картины. Берег моря. 

Принц.  Теперь так шатко в нашем королевстве,
                Отец решил, что мне пора жениться.
                Невесту мне нашёл,
                А я … Я здесь услышал голос
                Он был прекрасен, как твоё лицо.
                Ты знаешь, я любил и раньше
                Во время шторма к морю приходить
                И любовался  я, как волны бьются
                О скалистый берег…
                Сейчас оно спокойно.
                А в глубине! В морской пучине!
                Там жизнь, почти, как на Земле.
                У нас трава – там водоросли.
                У нас зверьё – там рыбы.
                Воздух у нас – у них вода!
                На самом дне морском, внизу
                Дворцов прекрасных, дивных построений,
                Кораллов, жемчуга не счесть.
                Мне обо всём поведали ловцы,
                Которые за жемчугом ныряют.
                Со дна морского, где
                Могут быть они до трёх минут.
                Подарки часто приносили:
                Чудесных раковин, вместивших голос моря,
                Причудливых растений и камней…
                Но… голоса никто не слышал.
                Ты не боишься моря?
                Тебя на парусник с собой возьму.
        /Русалочка благодарно взглянула на Принца/
                Сегодня срок! Три дня прошло…
                Таких прекрасных глаз никто не видел!
        /целует ей глаза/
                А волосы. А губы, а улыбка… /целует/ 
                А сердце доброе твоё!...
                О нём твои глаза мне шепчут…
                Глаза, которые молчать не могут.       
                Они всё видят… Нет!
                С тобой расстаться я не в силах,
                Никто  не сможет разлучить…
                Решение принято… пойдём.
                Отец, наверное, ждёт.

                Картина  9.
         Кабинет короля.  Король с ним дочь купца.

Король.  С Найдёнышем он верно,
                На берегу гуляет.
                Велю позвать…
                Дня три назад у моря
                Нашёл он девушку немую.
                Приютил…  гуляет с ней.
                Он говорит – она молчит.
                Вот так…  сам позову. /Уходит/
Сын купца.  Вот видишь!
Дочь купца. Что ж дурного!
                Она дитя, её он опекает.
                И я люблю его!
Сын купца.  Ну и люби!
                Я с ним встречаться не хочу,
                Не то, что бы родниться
Дочь купца. Идёт!
Сын купца.  Я ухожу!
           /заходят Принц и Русалочка./

Принц.   Так это Вы?!
Дочь купца. Я!
Принц.   Найдёныш, милый, посмотри!
                Вот та, кто жизнь спасла мне,
                И, кому обязан я…
Дочь купца. Ну, полно, пустяки, не надо,
                В наше время не принято платить добром.
Принц.   Но здесь как?..
Дочь купца.  Мы с отцом и братом
                Приехали сюда…
Принц.   Конечно! Сегодня бал!
                Я рад весь вечер с вами танцевать.
                Конечно, если Вы не против.
Дочь купца. Мне право…пойду.
                Мы только, что с дороги.
                Одеться надо,
                Брат,  признаться, ждёт. /Уходит/
Принц. Вот она! И что?
               Не стало сердцу легче.
               Она спасла мне жизнь.
               Ты согласись, Найдёныш,
               Как она красива!
               Но глаз твоих,
               Которые сказать всё могут,
               Нет у неё. Люблю тебя!
               Но что мне делать?
               Ты мне совета дать не можешь.
               Сам должен разобраться. Не грусти.
               Мне сердце словно рвут на части.
               Как я люблю тебя!/целует/
               Мой мозг горит!
               Но кто подскажет?
               Что делать? Умереть?
               Так легче никому не станет.
               Мне надо к ней,
               А я тебя люблю…
               Но надо к ней, а я люблю!/целует, входит Сын купца/
Сын купца. Вот и люби.
                Оставь сестру в покое.
Принц. Сестру?
Сын купца. Она сейчас на небесах от счастья,
                А ты!.. Ну! Шпагу! Шпагу вон!
                И в стойку! Живо!
Принц. Она сестра твоя?
               Которую мы все
               Заморышем дразнили?
Сын купца. Шпагу! Я не убийца! Шпагу!
Принц. /выхватывая шпагу/ Вперёд! Смелее!

Дерутся молча, ожесточённо. Сын купца выбивает шпагу у Принца, приставляет клинок к горлу.

Сын купца. Ну вот, теперь мы квиты.
Принц. Быстрее! Ну! Чего ты медлишь?
Сын купца. Что ж, мне ненависть
                Давно сломила гордость…
                Получай!!!

Русалочка  встаёт между ними, её глаза горят, Сын купца бросает шпагу, уходит.

Принц. Зачем? Мне лучше умереть.
               Не умер – значит выбор сделан!
Король. Ну что, сынок?
                Понравилась девица? Ты согласен?
Принц. Да!!!

                Картина 10

На берегу моря, перед дворцом сидит Русалочка, опустив ноги в воду.  Море покачивало их на своих волнах, заживляя раны  и наполняя свежестью. Поздний вечер, но светло почти, как днём. Факелы, разноцветные огни, музыка – это всё там у дворца, а здесь чуть слышна. Из воды появляются сёстры Русалочки. Вместо золотых локонов у них волосы черные  и куцые.

1 Сестра. Сестрица милая, мы здесь!
2 Сестра. Болят?
1 Сестра. Мы часто смотрим на тебя.
                А ты всё с принцем,  принцем!
                Совсем о нас забыла.
2 Сестра. Ты знаешь
                Мы не качаемся на волнах,
                Спокойно море…
1 Сестра. На звёзды тоже
                Совсем не хочется смотреть.
2 Сестра. И вместе не поём…
1 Сестра. Нет праздников в подводном царстве.
2 Сестра. И бабушка больна…
1 Сестра. Наверх всё смотрит…
2 Сестра. Смотрит!
1 Сестра. О чём-то шепчет…
2 Сестра. Шепчет!
1 Сестра. Да…
2 Сестра. Мы часто о тебе ей говорим.
1 Сестра. Что смотрим на тебя,
                А ты всё с принцем, с принцем.
2 Сестра. Мы знаем всё!
                Принц женится, а ты с зарёю
                В морскую пену…  знаем!
1 Сестра.  Мы спасём тебя.
2 Сестра. Кинжал нам бабушка дала.
                И сделать, чтоб его,
                Пустила в ход остаток дней своих
                И наши волосы…
                Не дорогая плата за жизнь твою.
1 Сестра. До восхода солнца
                Ты в сердце принца
                Нож должна вонзить!
                Когда же кровь его,
                Тебе омоет ноги,
                Они срастутся
                И превратятся в хвост.
2 Сестра. И будешь жить ты триста лет.
1 Сестра. И будем вместе песни петь.
2 Сестра. Спеши! Пока нет солнца.
                Он должен умереть!
                Иначе ты погибнешь!
1 Сестра. Пусть он умрёт. Чтоб ты жила!
2 Сестра. Совсем немного до восхода!
1 Сестра. Убей его!
2 Сестра. Спеши! /уплывают, оставив кинжал\

                Картина 11

Появляется шумная толпа. Это молодые, король, придворные и т.д. В их кругу искусная танцовщица. Она танцует  модный стремительный танец.

Принц. Вот, мой Найдёныш. Посмотри.
               Какая танцовщица!
               Никто не может лучше!
               Порадуйся со мной.
Дочь купца. Что за лёгкость. Грация,
                Какая гибкость рук,
                Да разве кто сравнится с ней!
Принц. За этой лёгкостью
               Не виден адский труд.
Король. Но всякий труд имеет цену!
Принц. Смотри, Найдёныш!
               Я для тебя её привёл!
               А ты  сидишь, не смотришь.
               Отвернулась…  смотри!
               Не прячь глаза!
               Смотри!  Смотри!  Смотри!
Дочь купца. Ну что ты, милый!
                Она видала танцовщиц получше!
                А этой…  этой цена не велика.
                Вели прогнать её!
Принц. Не надо. Встань, прошу тебя.
               Хочу тебе в глаза смотреть.

Русалочка подняла голову, улыбнулась, встала и пошла. Сначала медленно, потом всё стремительней. Танец превращается в ураган. Она танцует только для него, как танцуют последний раз в жизни. Внезапно остановилась напротив Принца… Стоит как камень, как гранит. Она ничего не видит, всё мутно. Что это? Слёзы? Полные глаза слёз. Она стоит и плачет. Русалочка  никогда не плакала. Все молча покинули её. Русалочка села и подумала, что слёзы напоминают ей море, солёное море. Она не думала о восходе, что ей восход. Вынула кинжал и осторожно опустила в море.

                Картина 12
               
                Подошёл Сын купца.

Сын купца. Сидишь… Ты …  танцевала.
                Глаза в глаза! Ты любишь принца?
                А я, признаюсь, ненавижу!
                Мне чувства иногда переполняют разум.
                Рассудок  мой не властвует…
                На шпагах драться я не умею,
                Привык на кулаках…
                А как сегодня вышло – ума не приложу.
                Чуть не убил.   Напрасно любишь.
                Не идеал твой принц.
                Я отдаю сестру, а сам с ума схожу.
             У-у ненавижу! Он тебя  любил?
   И говорил красивые слова?
   Слова, слова. Любовь - одни слова.
                Тебя он бросил!
                Так не люби.
                Любовь с предательством  не совместимы.
                Ты молода, красива.
                Прекрасней нет тебя, поверь!
                Взгляни на отражение!
                Какие волосы, глаза, а губы…
                Живи! Люби! И будь любимой!
                Забудь о нём!
                И помни лишь о том, что ты красива!
                Нет, не забудешь, вижу,
                И ненависть в душе не уживётся.
                Её разжечь хотел в тебе.
                Но в чистоте для ненависти  нет места!
                Чем дольше я стою с тобой,
                Тем глубже ненависть моя уходит.
                Кто ты? Откуда?
                Как чистоту сумела сохранить?
                О том господь лишь знает.
                А может ты посланница его?
                Я пожалел любовь…
                А ты спасла мне душу.
                Я в детстве камнем в птицу бросил,
                Сломал крыло… Принц птицу спас.
                Все отвернулись от меня…
                Но я кидал не в птицу, а в змею,
                Которая, кралась за ней.
                Никто не видел.
                Принц при народе в руки взял её…
                Крыло поправил, в клетку посадил.
                Лечил и отпустил. А я…
                Подкараулил и убил. Зачем? Не знаю.
                Я ненавижу всё, что сделал принц!
                К чему он прикасался!
                К тебе нет ненависти,
                Ты мне напоминаешь птицу,
                Которая ко мне приходит ночью,
                Как совести упрёк.
                Только не я тебя, а принц камнями.
                Горько тебе и тяжело…
                И кажется тебе, что жизни нет,
                Ты потеряла всё…
                Не верь себе! Нет, принц не всё!
                Ты встретишь на пути…
                Сто тысяч принцев будут ходить во след!
                Сто тысяч принцев будут петь тебе!
                Хочу, чтоб ты была счастливой!

Русалочка благодарно провела рукой по его волосам, щеке. Сын купца схватил руку, поцеловал ладонь. Она отдёрнула. Сын купца уходит.

                Катрина 13.

     Подходит король.

Король.  Ты, дочка, не вини его.
                Да что он мог?
                Я больше виноват перед тобой.
                За эти дни, что ты у нас была
                К тебе, как к дочери, привык…
                И полюбил.  Не веришь?
                Ты можешь упрекнуть,
                Какой отец разбил бы счастье дочери своей…
                Но нет!
                Моей бы дочери родной
                Пришлось гораздо хуже!
                Её удел – за не любимого идти.
                А ты… Тебе пятнадцать,
                Ты ещё полюбишь.
                Ну не смотри так, не смотри.
                Я умереть хочу спокойно!
                И ночью не хочу я
                Видеть глаз твоих!
                Да! Полюбишь! /задушевно/
                Представь себе, что через год,
                Да что там год, скорее,
                Через месяц … даём мы бал,
                И вот со всех концов спешат
                Маркизы, герцоги и принцы…
                Танцуют. Ты скромно в уголке сидишь,
                Печальная… и волосы чуть распустила.
                И он подходит, красивый  молодой…
                Он скажет что – то о погоде…
                Шурша ресницами, глаза поднимешь,
                И сердце упадёт к твоим ногам!
                Шепнёт он – Кто ты –
                Не услыхав ответа. Скажет.
                - Я люблю тебя!-
                И к танцу пригласит.
                Ты,..  робкая,.. чуть переступая…
                Шагнёшь,.. и вдруг взовьёшься
                В лёгком танце. Словно ветер…
                Его закрутишь, задурманишь взгляд…
                И гости, все, все гости остановят танец,
                И вы одни,..   без музыки,..  танцуете…
                Весь мир для вас!
                Весь свет для вас!
                И музыка в сердцах!
                Его родители мне тихо намекнут.
                Что, мол, неплохо породниться…
                Да! Породниться!
                Ты для меня, как дочь родная…
                И я согласие дам… Ты улыбнёшься.
                Совсем чуть-чуть, смущённо покраснеешь
                И скроешься за дверью.
                А потом…
                Но ты не слушаешь?
                Ты плачешь, милое дитя.
                Не хочешь, так – не надо!
                Будешь тайно с принцем жить.
                Но это после свадьбы.
                Да не смотри так! Что ты хочешь?
                Ведь обстоятельства сильнее нас!
                Никто не виноват.
                Представь, что он давно женат,
                И вдруг у вас любовь.
                У всех бывают маленькие тайны.
                Забудь про всё – люби!
                Прости! Я умереть хочу спокойно.
                Осталось жить совсем пустяк.
                Твой взгляд мне не даёт закрыть глаза.
                Он жжёт мне сердце.
                Прости, мы не могли,   никак нельзя…
                Добром мы жертвуем…
                Оно молчит.  Оно всё стерпит…
                Прости!

Хочет приласкать её, то ли руку пожать, но получается фальшиво… Он уходит.

                Картина 14.

Подходит Дочь купца.

Дочь купца.  Давно хотела рассмотреть тебя поближе.
                Увы, когда ты рядом – рядом принц.
                Я вижу лишь его!
                Люблю – не передать словами!
                Ты знаешь,..   до смешного,
                Он в дом – я следом,
                Он прогуляться -  я уже одета.
                Его зовут – и я,…  а там мужчины…
                Мне неудобно, но не могу уйти.
                Я слово каждое ловлю, его движенье…
                Мне кажется, что всё,
                Что он ни скажет – всё для меня!
                Куда не взглянет – мой ищет взгляд …
                А я всегда при нём…  смешно.
                Вот напади кто на него,
                Безумный зверь, дракон трёхглавый –
                Руками б задушила!..
                Никто не страшен мне.
                Любовь мне распирает грудь!
                Нет ничего сильнее…
                Я увлеклась, всё о любви своей…
                Прости, горю!
                Мне те враги,  кто принцу зла желает!
                Зато люблю того, кто любит принца.
                Кого принц любит…  Тебя…
                Странно? Ты удивлена?
                Я только, что сказала,
                Что уничтожу всех, кто на моём пути.
                И вдруг тебя люблю?
                Да! Это так!
                Ты мне теперь сестра родная.
                Кто знал - моя любовь сильнее…
                Что? Нет? Не так? Сильнее – знаю!
                Вот ты сидишь и в море ноги моешь,
                А я вся там. Что он? Как?
                Не упал с коня?
                Не выпил лишнего вина?
                Вся в нём. А у тебя пройдёт.
                Мы будем вместе ездить на охоту.
                Я расскажу про наше детство,
                Поедем к нам,…  Там яблоневый сад,
                Шалаш, где в детстве спали.
                Пруд с карпами,  ещё
                Когда заходит солнце
                И появляется луна…
                Два диска в небе – кто сильнее?
                Красиво?...  Светает скоро.
                Ты спать не хочешь?
                Гости не шумят…
                Все разбрелись и музыки не слышно.
                А где мой принц? Он, верно, спит давно.
                Столько пил вина…
                Вот видишь, спит, а мы с тобой…
                Пойдём и мы, не хочешь?
                И напрасно. Совсем немного до рассвета.
                Пойду к нему,
                Проснётся – кто воды подаст,
                Кто скажет ласковое слово?!
                Я так  люблю его… Он ждёт…  Иду!
                Не простудись.  Прохладно.
                Не замёрз бы.
                Не сердишься, что покидаю?
                Он ждёт, не дуйся, я…

Быстро уходит. Вот – вот взойдёт солнце. Русалочка встаёт – она готова. Медленно идёт в воду. Последний взгляд, не идёт ли принц. Её голова скрывается в воде. Светлее стало вокруг.

                Картина 15.

Вбегает Принц, за ним Король и Дочь купца.


Принц. Не показалось!
               Я слышал голос…
               Тот голос!!!
Король. Откуда? Все спят ещё.
                Может быть рыбачка?
Принц. Да нет же, нет!
               Тот голос слышал я давно!
Дочь купца. Надень скорее, ты простынешь!
Король. Пойдём, мой сын
                Тебе хочу я показать…
Дочь купца. Пойдём, пойдём, здесь сыро.
Принц. Я спал, вдруг слышу голос.
               Не слышу – чувствую!
               До того мне близкий, тёплый!
               Мне сдавило грудь.
Дочь купца. Приснилось!
                Не пей ты красного вина,
                Оно вредит здоровью,
                И давит грудь, и бьёт в висках.
Принц. Нет, нет. Был голос!
               Я услыхал – хотел бежать.
               Но, как во сне, сковало ноги…
Дочь купца. Вернёмся? Ты устал.
                Ты спал всего лишь час.
Король. И правда, сын, пойдём!
                Скоро гости встанут. Поспи ещё.
                Ты должен свежим быть.
                И всем гостям пример.
Принц. Идите! Голос был.
              Он зовёт, он там!
              Он в море! И я должен!..
Король. Опомнись! Вспомни кто ты!
                И прекрати дурить!
                Он в  море захотел, он голос слышал.
                Да хоть и слышал….
                Запомни, уши  короля
                Открыты не для всех.
                Умей их во время заткнуть!
Принц. Я не могу, тот голос…
Дочь купца. А, вспомнила.
                Да это ж я, я пела.
                Пораньше встала, хотела волосы убрать,
                И быть красивой!
                Чтоб глаз моих  ты заспанных не видел.
                Я  прибрала себя…
                Пока расчёсывала, тихонько напевала.
                Совсем чуть-чуть. Об этом я забыла.
                Тебе почудился издалека
                А это я тихонько пела!
                Ведь тихо – значит далеко.
Принц. Ты? Пела? Спой мне песню ту!
Дочь купца. Да разве помню…
                Песен много.
                Любую выбрать я могла…
Король. И правда, не каждый помнит вечером,
                Что утром делал.
                Теперь, когда всё прояснилось,
                Я всех прошу вернуться.
Принц. Забыть, так  быстро…
               Прошло минуть пятнадцать.
Дочь купца. Никак поверить ты не можешь,
                Что я способна петь.
                Но все-равно вернёмся.
                Если голос будет,
                Его оттуда мы услышим.
Король. Вот здравые слова! Вернёмся!
Принц. Хорошо!
               Но не спокойно на душе,
               Тревожно мне и сердце жмёт.
Дочь купца. Мы позовём врача!
                Проверить сердце, душу успокоить.
Король. Что мы стоим? Пойдём.
Принц. Как будто что-то потерял,
              Как будто вынул кто-то  что-то.
              Что-то  надо вспомнить,
              Но что? И кто?
              Никак не вспомню, что…
Король. Да и не надо!
Дочь купца. Ты знаешь, милый!
                Мне сон приснился.
                Как будто ты стоишь,
                И бережно руками свёрток держишь,
                А в нём,… Беспомощное тельце.
                Оно кричит, к тебе ручонки тянет.
                А ты смеёшься и его целуешь…
                Кудряшками любуешься его.
                Пойдём скорее, я устала…

Солнце взошло полностью. Всё осветилось. Волны  в объятьях пены укачивали море. Волшебная печальная музыка и песня Русалочки, которая всё громче и громче. Но они ничего не видят и не слышат. Уходят  жалкой кучкой. Чем дальше они уходят, тем ярче свет, громче музыка!
 
Финал.


Рецензии