Моя мама родом из Казахстана, переехали в наши края в 1930 году, когда началась коллективизация и раскулачивание. Семья жила зажиточно, имели свой рубленый дом, большое хозяйство, держали работников. Мамин дедушка был мастером-краснодеревщиком, из дерева мог сделать любую вещь. В 1929 году мамин отец приезжает в наши края на разведку к дальним родственникам: разузнать как люди живут, можно ли переехать. И в 1930 году, когда они попали в так называемый "черный список" , они покинули свой родной дом . По словам мамы( а мама помнит по рассказам своей бабушки) они жили на территории нынешнего Алексеевского района Акмолинской области. Уезжали ночью, оставив во дворе зажженный очаг с казаном, чтобы не вызвать подозрения у соседей. К этому времени у них уже увели со двора лошадей и другую живность. Взяли с собой только то, что можно было увести: домашние вещи, утварь, инструменты. Обосновалась семья в ауле Каксал ( официально - аул Жумабай) , недалеко от нашего аула. В первое время было очень тяжело им, чтобы внуки не голодали, бабушка мамы меняла свои домашние вещи( ковры, хорошую посуду и т.д.) на миску муки и другие продукты. А отец мамы, только продав свою одежду, смог завести корову. До этого, сколько он не покупал коров, они не приживались. Тогда, кто-то из аксакалов ему посоветовал продать со своего плеча одежду и купить на эти деньги корову.
По рассказам мамы, ее бабушка была очень мудрой женщиной и отменной рассказчицей, знала наизусть много сказаний и легенд. Мама помнит, как у них дома собирались почтенные аксакалы , которые приходили специально послушать рассказы бабушки Рахимы.
Мне запомнилась одна легенда, связанная с семьей мамы. По рассказам бабушки Рахимы, один из предков мамы был воином, защищавшим земли от внешних врагов, был участником и междуусобных распри . Во время одной из таких разборок этот батыр острием своего клинка хватает младенца с рук одной пожилой женщины. Эта женщина послала ему вслед свое проклятие : пожелала смерти для него и кончины всего его рода. Так вот, по рассказам бабушки Рахимы , в семье у них выживали только по одному ребенку мужского рода, мальчики рождались и умирали. Бабушка Рахима благодарила Бога за то, что он дает жизнь хотя бы одному наследнику . Мамин дед был единственным ребенком мужского пола у своих родителей, отец -тоже, мамин брат- тоже единственный сын. У него тоже единственный сын - мой двоюродный брат Акылбек. А вот, у Акылбека, слава Богу растут два прекрасных сына и смею надеяться , что действие того "проклятия" не имеет действия уже за сроком давности.
Мама закончила семилетнюю школу, училась хорошо и поступила в казпедучилище, которое находилось в Исилькуле. Закончить училище ей не пришлось, так как началась война, отца взяли в Трудармию, дома остались бабушка и мать с малолетними детьми (мама в семье была старшей). Маме пришлось бросить учебу и вернуться домой, чтобы работать и содержать семью.
Воспоминания драматичны, в них - вся жизнь народа на примере одной семьи. Мугайра - автор замечательно написанной книги о родном ауле Коянбай в Омской области. Смело могу назвать ее настоящим писателем, прекрасное изложение, интереснейшее описание быта, истории казахского аула.
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.