Болгарский дневник

СОФИЯ.
 Самолет набирает высоту. Вежливые стюардессы разносят напитки. Моя подружка Любаша всеми силами старается скрыть свой страх не  так перед людьми, как передо мной. Ее шокирует мое полное равнодушие к звуку двигателей, удаляющейся поверхности земли и к этому подрагиванию, проваливанию и неприятному ощущению под ложечкой.В конце концов она не выдерживает и спрашивает: " Неужели ты совсем не боишься?"Я ей отвечаю:" Да не боюсь я, не боюсь! Посмотри, какой сейчас вид в иллюминаторе! Успокойся, летала я уже и не один раз. Чему быть, того не миновать. Если самолет и рухнет, то только от того, что в нем лечу я и потому, что меня выпустили в Болгарию."Она смотрит на меня недоверчиво, но вопросов больше не задает и нервно замечает: " Ну и  шуточки у тебя!"А мои мысли заняты совсем другим. Как Любаша оказалась в нашей закрытой группе, почему она появилась на последнем инструктаже так неожиданно? Мы не пересекались с ней несколько лет, хотя учились когда- то в одной школе, но она старше меня года на три. Неужели она "подсадная утка"? Любаша? Нет! Этого не может быть ! Ее неуемное чувство юмора, доброта, веселый нрав и - шпионаж за своими соотечественниками? Нет, это никак не вписывалось в мое представление о подружке. Посмотрим, что будет дальше. Мы сразу после инструктажа договорились держаться вместе и в самолете, и  в гостинице и , вообще, постоянно. Только вчера вечером мне сообщили, что я все-таки лечу в Болгарию и вручили загранпаспорт . Остальные документы находятся у руководителя группы, у Владимира Ивановича, нашего профессора. Наверное, он поручился за меня, за самую молодую и незамужнюю. Путевками наградили всю нашу лабораторию в связи с одним очень важным открытием в нашем секретном институте.Но смогли поехать не все, конечно. Отобрали 25 человек. Основную часть группы составляли ученые со званиями и степенями. Я в это число попала случайно. Наверное лишь потому, что имела непосредственное отношение к практической части самого изобретения.
   Инструктор - кагебист постоянно повторял, что нас будут осаждать иностранные шпионы, которые будут подвергать нас разным изощренным методам вербовки. При этом он почему-то смотрел на меня. Сказать честно, то все это меня забавляло. Внешне я держалась равнодушно, но в душе я заливалась смехом, переходящим в гомерический хохот.
    Но вот объявили посадку, и мы вынырнули из самолета в мир новых ощущений, другой культуры, другой жизни. София встречала нас радостным солнцем, какой-то совсем незнакомой легкостью бытия, неторопливостью и совсем иным восприятием мира.Здравствуй, Болгария!
    Дорогой от аэропорта мы весело болтаем, шутим, осматриваем окрестности. Все заметно повеселели. Вот как действует свобода на еще недавно угрюмых и неприветливых ученых и инженеров нашей группы.
    София оказалась очень милым городом, который с севера огражден отрогами Старой Планины,с юго-запада и юго-востока Лозенскими горами и горой Витоша - на юге.Миллионный город поразил сразу и бесповоротно: обилие красной черепицы, старинных домов и церквей. Уютные улочки напомнили мне Бахчисарай и Старый Крым, а зеленые бульвары и площади несли в себе удивительное смешение разных культур.
    Поселяемся в гостинице Шаратон. Мы с Любашей на последнем этаже, но нам все равно. Мы бросаем сумки и, несмотря на усталость и время к вечеру, несемся смотреть город, хотя все остальные предпочитают отдохнуть и дождаться позднего обеда. Нас же еда не интересует, мы жаждем окунуться в новый непознанный мир, впитать в себя этот восторг от созерцаемого.Вскакиваем на подножку трамвая, где меня ожидает первый казус прибывания в Болгарии. Трамвай почти пуст по нашим меркам. Заняты сидячие места и то не все. Люди с интересом рассматривают двух запыхавшихся иностранок. Мы хохочем и падаем на сидения. На следующей остановке в трамвай заходит седовласый , но подтянутый, болгарин и я ,как примерная дурочка, вскакиваю с места. Мужчина улыбается и вежливо взяв меня за руку, усаживает обратно. Мои глаза выражают растерянность и непонимание. Он с улыбкой открывает рот и на чистейшем русском говорит: " Неужели вы думаете, что я позволю себе сидеть в присутствии такой красивой девушки? Я бы после этого перестал считать себя мужчиной. Вы в Болгарии, а не в СССР." Меня заливает красный румянец, только сейчас я замечаю, что в трамвае сидят одни женщины. Слава Богу, что мы доезжаем до центра и сразу выскакиваем на улицу. Этот урок я никогда не  забуду. Любаша мне подмигивает и смеется. Потом она мне восторженно говорит, чтобы я обратила внимание на очень красивого юношу, который идет нам навстречу. Он отлично сложен, у него смуглая ровная кожа, черные, как смоль волосы, и ...голубые глаза! Противоречие налицо. Вот что делает смешение кровей! Пятьсот лет османского ига сделали свое дело.Любаша в полном восторге, она уже почти подпрыгивает. Молодой человек польщен таким вниманием и уже готов увязаться за  нами следом, но я окатываю его своим ледяным взглядом и он растерянный останавливается, а мы благополучно проходим мимо. Я переключаю  внимание Любаши на не менее прекрасного представителя мужского пола и , как бы невзначай,говорю ей:" А ты знаешь, что в Болгарии проживает 60% мужчин?" Любаша отвлекается от созерцания великолепных мужских форм и удивленно спрашивает:" Тань, так мы что, попали в рай?". Теперь уже хохочу я. Все мужское народонаселение данного проспекта обращает на нас внимание. Мы замечаем большой магазин и ныряем туда. Это оказалось, как нельзя, вовремя. Трезво оценив наши скромные возможности и болгарские цены, мы, несмотря на поразительное разнообразие товаров, решаем не заморачиваться покупками вещей и твердо решаем посвятить себя экскурсиям, которые начнутся с завтрашнего дня, предстоящему отдыху у моря и новым впечатлениям.Голодные, но жизнерадостные, мы возвращаемся в гостиницу и после душа падаем и мгновенно засыпаем, твердо решив посетить рано утром до экскурсии по городу городской базар. Мы уже знаем, где он находится.
    В 6 утра мы уже на ногах. Наспех выпиваем кофе и мчимся на рынок. Всегда хотела побывать на восточном базаре, но болгарский таковым можно назвать только условно. Зато, какой запах фруктов!Столько сортов винограда я еще не видела. А персики, персики! Просто чудо! У нас разбежались глаза, мы перебегаем от одного прилавка к другому. Везде нам предлагают купить, везде улыбаются. Как хорошо, что болгары пользуются кириллицей и язык прост и понятен. У нас нет пакетов, но это не беда. Наши покупки аккуратно уложены в бумажные пакеты и мы почти бегом возвращаемся назад. На нас строго смотрит наш руководитель группы. Мы вскакиваем в автобус и едем по городу.Пока экскурсовод рассказывает общую историю Софии от 29 года до н.э.( тогда город назывался Сердика) до завоевания его Византией и присвоения ему теперешнего названия, в автобусе разносится сладкий аромат персиков. Вся группа ест, обливается соком и смеется. Наша маленькая болгарка-экскурсовод смотрит на нас, как на малых детей. Я протягиваю ей самый большой и сочный персик. Она удивляется, потом улыбается и начинает жевать вместе с нами.
  Бульвар Царя-освободителя. Выходим из автобуса. Останавливаемся возле памятника Александру II. Фотография на память. Далее, собор Александра Невского. Это что-то!Мы пробуем обойти собор вокруг. Это занимает много времени. Опять автобус, потом  церковь Св. Николая, церковь Бояна и мечеть Бани-Баши. Слишком жарко, слишком много информации. Только в  церкви Бояна удалось побыть в прохладе. Там царит умиротворение и тишина.Уникальные фрески средневековья вызывают немой восторг. Дальше нас везут в новые районы Софии. Они удивляют нас уютной планировкой и небольшой этажностью.
  Возвращаемся в гостиницу к обеду. На вечер запланировано посещение театра им. Ивана Вазова. Но нам с Любашей и этого мало. Мы сначала отправляемся в посольскую церковь посмотреть иконостас, который был изготовлен в начале двадцатого века в Санкт - Петербурге. Узнаем, что колокола для церкви подарил сам Николай II.Любаша смотрит на меня удивленно, когда я молюсь и ставлю свечи. Мы вышли на воздух. Я жду от Любы вопросов, но она молчит как партизан.
   Театр и фонтан возле него производят приятное впечатление. Здание в стиле немецкого классицизма на первый взгляд кажется небольшим, но это обманчивое впечатление рассеивается, когда входишь внутрь. Мы смотрим " Вишневый сад". Ну как же в Болгарии без Чехова!
   Уже почти ночь. Я стою возле окна и смотрю вдаль. Любаша сладко потягивается, а потом спрашивает:" Тань, а что ты там увидела?" А я ей отвечаю, что ночная София очень красива и , говорят, что на горе Витоша зимой люди катаются на лыжах. Было бы здорово приехать еще и зимой сюда. А Любаша смеется и говорит, что снега ей и дома хватает.Надо спать. Завтра мы отправляемся в поездку по стране.

Поездки по стране.

   Необыкновенно красивая страна предстает перед нами. Нескончаемые поля розовых плантаций, виноградников, фруктовых садов, лесов, рек и самых прекрасных гор.
   Мы спрашиваем у экскурсовода о том, кто убирает урожай на этих полях и в этих садах. Нам отвечают, что - армия. Все мужчины нашей группы многозначительно восклицают, что такая служба просто находка. Проезжаем без остановки первый городок Пазарджик. Наша цель - Пловдив. Там мы будем очень скоро. Сначала экскурсии, потом ужин в ресторане и ночевка. Перед городом величественная панорама из шести холмов, среди которых утопая в зелени расположился Пловдив.Этот город влюбляет в себя сразу. Здесь строения в стиле барокко, такие как дом Недковича, Ламартена и дом этнографического музея. Но больше всего поражает старый город. Это не что иное, как музей под открытым небом. Река Марица с ее каменными мостами и чистейшей водой так и манит к себе.Но двигаемся дальше. Вот раскопки древне-римского амфитеатра длинною 180 метров, который мог вместить до 30000 зрителей.Осматриваем церкви Св. Димитра, Св.Недели,Св. Елены, а также мечети Имарет и Джумая.
    Мы устали. На улице 30 градусов. Очень хочется пить, но мы продолжаем осматривать культурную столицу Болгарии. Больше всего нас поражают римские руины второго века, которые являются частью акрополя Тримонциума, где сейчас проходят фестивали и оперные концерты.Но мы на них попасть не сможем.
    Наконец-то гостиница. Заселяемся и сразу в душ. До ужина у нас есть пара часов, чтобы отдохнуть.
    Рестораны Пловдива уникальны. Мы сидим на террасе одного из них. Внизу плещется Марица, в темноте ее почти не видно, зато слышен шум ее воды и на посетителей восходит от нее прохлада. Вино прекрасно, хотя Любаша спрашивает у меня , как я могу пить эту кислятину. Приходится отговариваться тем, что оно натуральное. Наше внимание привлекают японцы, сидящие через два столика. Им подали на десерт огромную вазу с красными прозрачными кусочками, сложенными высокой пирамидой. Мы долго недоумевали: что же это такое? И только, когда японцы взяли в руки маленькие вилочки с двумя зубьями и начали есть, нас сразу осенило, что это арбуз! А нас вполне устроил грушевый десерт, политый карамелью, с двумя шариками мороженого. От ресторана до гостиницы было недалеко, но и эта пешая прогулка нам доставила массу удовольствия, потому что нас обволакивала изумительная ночь, которая подарила нам почти черный небесный купол с множеством изумрудных звезд, которыми невозможно было налюбоваться.
    Следующей целью нашей поездки был город Габрово -столица смеха и болгарского юмора.Но еще этот город называют городом мостов.В самом центре города через речку Янтра проложен старинный каменный мост, на котором стоят четыре статуи: льва, мужчины и женщины, и основателя города. Мы были в Доме сатиры и юмора. Любаша записывала разные габровские шуточки. Она большая охотница к таким высказываниям, а я для себя открыла, что этот город является еще и городом оружейников и кузнецов. А в музее под открытым небом "Этыра" мы увидели воссозданный поселок эпохи Национального Возрождения Болгарии. Меня поразили предметы быта, уклад жизни болгар того времени. В этом поселке даже есть башня с часами, которые и сейчас отбивают  время.
    Впереди у нас древняя столица Болгарии - город-легенда, Велико- Тырново.
Наш автобус наматывает километры и к вечеру мы въезжаем в этот город на реке Янтра. Очень красивое место среди исторических холмов Царевец, Света Гора, Трапезица. Мы видим старинную крепость" Царевец", но экскурсии завтра, а сейчас: спать, спать...
    Утро.Мы в старинной крепости"Царевец". Поднимаемся на башню. Панорама города просто захватывает. Первые поселения в этой местности датируются эпохой неолита. Находясь здесь понимаешь, почему за эти места постоянно воевали.Город захватывали фракийцы, римляне, византийцы и турки. А город поднимался из руин и был столицей Первого Болгарского Королевства, потом Второго.Самое страшное было в 1393 году, когда османские завоеватели полностью уничтожили в городе все уникальные и архитектурные памятники, и только в 1878 году после свержения ига город стал возрождаться.
    Мы побывали во дворце царей Болгарии, видели Патриарший Дворец, посетили Собор Вознесения и Храм Святого Димитрия. Везде фотографируемся. Любаша корчит рожицы, когда я ее фотографирую, а я сержусь на нее. Нам весело.
    Рано утром мы снова в дороге. Мы едем на юго-восток. Мы уже ощущаем в воздухе соленый аромат, нам не терпится увидеть море. Вот, наконец-то, показалась его голубая кромка в ореоле солнечного света. Здравствуй, море!

 Солнечный Берег

   Нас поселили в небольшой четырехэтажной гостинице, но зато в двадцати шагах от моря.Мы с Любашей опять на последнем этаже. Лифта нет,но это не страшно. Идем на обед. Ресторан, который нас будет обслуживать, почти рядом. Нам достался столик на веранде, чему мы безмерно рады. На столике бутылки с минеральной водой" Хисаря". Это очень хорошо. Больше выпьешь, меньше съешь. Но это шутка, потому что болгарская кухня в основном состоит из овощных блюд, рыбы или незначительного количества мяса.
   А теперь пляж! Наконец-то! Как хорошо! Температура воздуха 32, а воды - 25.Что еще надо для счастья? Купаемся и загораем. На пляже никакой толкучки, у всех свой лежак и зонтик. Я пью "Оранж". Кажется, я подсела на этот напиток. Пора идти в номер. В 19.30 - ужин, а к нему надо еще приготовиться. Я первая забегаю в номер, поэтому душ сейчас мой. Вот я распаренная и радостная выхожу из душа и начинаю сушить волосы, а Любаша в душе моется и поет. Что за странная привычка петь в душе? Я уже одела свое выходное платье и начинаю возле зеркала укладывать волосы. Люба по- прежнему орет. Тут я замечаю,что мои шлепки утопают в воде. Оглядываюсь, а из-под двери душа течет вода. Я кричу Любе, чтобы она открыла дверь, но она не слышит и поет. У меня нет другого выхода. Я рву дверь на себя, но, увы! Любаша с растерянными глазами открывает , но не понимает в чем дело. Я заставляю ее посмотреть на пол. Только теперь она соображает, что наделала, когда передвинула резиновый коврик на слив. Мы хватаем банные полотенца и вытираем пол в прихожей и комнате. Люба голая, а я в праздничном платье с незавершенной прической. У нас нет другого выхода. Если вода протечет вниз, нам не избежать скандала и  придется платить за причиненный ущерб. Но чем?
   Потоп предотвращен, и мы без сил падаем на кровати. Люба все еще голая. Мы уже опаздываем на ужин, но кому- то надо пойти на нижний этаж и посмотреть, что там делается. Любаша отправляет меня, мотивируя это тем, что я смелее, а ей надо еще собраться к ужину.Делать нечего. Иду. Под нами живут двое мужчин, но не из наших. Я здороваюсь и, не говоря ни слова, захожу в номер. Рассматриваю потолок в комнате, потом в душе. Все хорошо. Оказывается болгары строят намного качественнее наших строителей. Наверное, цемент не воруют.
Молча выхожу в коридор. В спину мне смотрят четыре удивленных мужских глаза.
"Любаша, отбой! Мы можем спокойно идти на ужин." Нормально причесаться я так и не успеваю.
     Что может быть лучше, если ты сидишь в ресторане на берегу моря и утопаешь в звуках прекрасной музыки. На столах сухое вино. Бутылка белого и бутылка красного. Я предпочитаю красное , Любе больше нравится белое. Ей оно кажется не таким кислым.Вдруг она толкает меня под столом и шепчет, чтобы я посмотрела направо. "Боже, какой мальчик!"- восклицает Люба. Да!.. Если сказать, что в зал вошел Аполлон, то это ничего не сказать. Черты лица, глаза, кудрявые черные волосы, торс. Все, все идеально. Ненароком наши глаза встречаются, после чего я моментально отвожу взгляд. Любаша теребит мою руку под столом и шепчет радостно, что он идет к нам и сейчас  пригласит ее танцевать. Эх, Люба, Люба... Сейчас ты меня возненавидишь, он идет не к тебе...
    Еле заметное прикосновение к локтю и чарующий голос спрашивает:
   - Разрешите вас пригласить.
    Люба бледнеет, а я, не чувствуя ног под собой, уже иду на середину зала.
Мы танцуем сначала один танец, потом другой, потом медленный третий танец, а потом он протягивает руку и спрашивает: " Может пойдем погуляем?" И я, как зачарованная, соглашаюсь, что для меня совсем не характерно...
   Мы бродим по пляжу и разговариваем, разговариваем. Он много знает о звездах. Показывает их мне на небе, а я слушаю, и мое сердце замирает. Почему так происходит? Еще полчаса назад люди даже не догадывались о существовании друг друга, а теперь они думают, что были знакомы всю жизнь?
   Я тихонько открываю дверь. Уже поздно. Я должна была вернуться до 23.00, а сейчас уже за полночь.Любаша притворяется, что спит, но я знаю, что это не так. Я почему-то чувствую себя очень счастливой. Cон не приходит, и только под утро засыпаю.
    Опять пляж. Я лежу под зонтиком, но потом решаю перебраться поближе к воде. Расстилаю свое большое полотенце и начинаю загорать. Потом окунаюсь и снова загораю. Любаша куда-то запропастилась. Где-то, в пятисот метрах от нашего пляжа, работает Болгарское телевидение.Что-то там снимают. Люба пошла посмотреть. А надо мною проходит тень- мужчина. Я вижу его спортивную фигуру в красных плавках через свои темные очки. Он ,как бы нехотя, садится на песок буквально в метре от меня. Сначала иногда поглядывает на меня, потом включает свой маленький плеер . Звучит очень популярная музыка. Модель плеера сверхмодная, в Союзе таких нет. Он пододвигается ко мне ближе и начинает невинный разговор. Предлагает передвинуть лежак или зонтик, а то и вовсе, намазать меня кремом , чтобы я не сгорела. Дядя, какую чушь ты несешь! Я твою нордическую физиономию давно заметила. Зря стараешься!
     Я молча встаю и иду купаться. Слава Богу, он не тащится за мной, а только наблюдает с берега. Когда я выхожу из воды, он подает мне полотенце. Хорошо, что у Стояна сейчас смена и он не видит это безобразие. Я на лежак, а этот тип возле моих ног на песке. Хороша картинка!
     Он начинает отпускать комплименты и очень осторожно интересуется, кем я работаю. Я невозмутимо отвечаю, что рабочей на фабрике, на что этот гад произносит, что у рабочей не могут быть такие руки с тонкими красивыми и ухоженными пальцами. На что я невозмутимо отвечаю, что я очень старалась перед отъездом в Болгарию. Он лезет из кожи вон, чтобы мне понравиться. Он приглашает меня сегодня в варьете или в ресторан, в любой, какой я выберу.Я в ответ замечаю, что с удовольствием пошла бы на концерт " Золотого Орфея"( все знают, что этот конкурс уже прошел). Он удивленно смотрит на меня и пытается понять: совсем я дурочка или только прикидываюсь. На его лице мелькает, всего лишь на какое- то мгновение, раздражение и злость. Знаю я, дядя, чего ты хочешь. Коктейль, мотель, постель, утром фотографии с пошатнувшейся моралью советского человека и шантаж. Не на ту напал! Пора заканчивать этот беспредел, да и Любаша нарисовалась на горизонте с каким то болгарином. Хохочут на весь пляж. Я снимаю очки и смотрю прямо в глаза этому гаду. Я вижу, как передергиваются его скулы ,и в его глазах опять проскальзывает холодное  злое выражение. Вот и ладненько! Интервью окончено. Я встаю и иду навстречу Любаше. Она счастливо улыбается и знакомит меня со своим новым приятелем. Он старше Любы, но у него прекрасная добрая улыбка. Мы отправляемся обедать.
    Кто это там насвистывает такую милую мелодию под моим балконом? Мы с Любашей вываливаемся через окно. Стоян пришел. Он улыбается и машет рукой. Во второй руке у него пакет, из которого виднеется виноград.Я бегу вниз по ступенькам , перескакивая через одну. Здравствуй, милый!Мы идем снова на пляж, брызгаемся,  хохочем и тут он подхватывает меня и несет дальше в воду. Я не ожидала такого поворота событий. Что же ты делаешь со мною, Стоян? Мне ничего не остается, как только крепко обнять тебя за шею. А он нежно щекочет мне за ухом, трется носом и мурлыкает какую то мелодию.. Я вырываюсь и уплываю далеко, он еле догоняет меня уже у самых буйков.
     Сегодня были в турецком ресторане. Никогда такого не видела. Сидела на шелковых подушках, выпивку и еду подавали на серебряных блюдах, а рядом танцевала настоящая турчанка настоящий танец живота. Меня немного смущал ее полуобнаженный вид, музыка и танец были прекрасны. Со мною произошел еще один казус. Мой друг заказал коньяк, а я его до этого даже не пробовала. Закусывали шоколадом, лукумом и фруктами. Порции коньяка были маленькими, но частыми да и ужин я как-то проигнорировала. В результате, я то встать встала, но идти почти не могла. Причем голова соображала нормально, а вот ноги не слушались. Хорошо, что на набережной среди моря цветов через каждые десять метров стояли скамейки. Вот так я и шагала от скамейки до скамейки. Расстояние в какие-то два километра преодолевалось почти до утра. Стоян сказал, что больше никогда не позволит мне пить коньяк, да я и сама его больше в рот не возьму. Когда я, наконец, смогла появиться в номере, то Люба встретила меня негодованием и презрением. Я молчала. Сейчас мне хотелось хотя бы на часок вздремнуть перед завтраком. Остальное я компенсирую на пляже под зонтиком, все равно Стоян на смене. Правда не знаю, как он там сможет работать целый день совершенно не выспавшись.
    Завтра поедем на экскурсию в Варну, а сейчас завтрак, пляж, а вечером опять свидание. Любаша где-то вычитала, что в паре километров от нашей гостиницы будет проводиться конкурс красоты. Подиум разместили прямо на пляже. Люба решила потащить меня на это мероприятие,хотя я пыталась отбиваться, но не бросишь же подругу одну, потому что ее друг постоянно работал днем и встречались они только вечером.
   Уходя с нашего пляжа, я заметила, что тип в красных плавках "обрабатывает" нашего руководителя группы. Мне хотелось закричать: "Владимир Иванович, гоните его!" Но подумав, я решила, что доктор наук обойдется и без моих советов.
   Итак, конкурс. Участниц собралось человек до десяти. Все девушки были красивы. Болгарию представляла такая молодая девчушка, что ей с трудом можно было дать лет пятнадцать.Немки ничего интересного из себя не представляли, а вот шведка была ничего. От России вышла высокая грудастая девушка с русыми волосами, которые были подняты вверх и небрежно заколоты. Вся прелесть заключалась в том, что эта девушка, проходя по подиуму, легким движением руки
вытащила шпильку и длинные волосы упали нежной волной до колен.Все зрители стали орать от восхищения, а я подумала, что надо бы запомнить приемчик, но через секунду отбросила эту мысль, проведя рукой по своей короткой стрижке. В конце концов объявили победителей. И что же вы думаете? Победительницей объявили болгарку, хотя явное преимущество было на стороне нашей соотечественницы. Зрители свистели, показывая таким образом свое недовольство. Русской дали звание " Мисс зрительских симпатий".Теперь я поняла, что болгары - националисты, потому что жюри состояло только из болгар. Мы уже уходили с этой части пляжа, когда постановщик этого действа предложил нам поучаствовать в завтрашней части конкурса. Мы с Любашей переглянулись, хмыкнули и наотрез отказались от этого предложения.
   Вечер. Ужинаем, а меня уже ждет Стоян. Сегодня мы решили просто погулять, побродить у моря. Прогулялись по набережной. Мой друг побежал в свой шикарный ресторан при гостинице, где жили только немцы, а я осталась ждать его на улице. Вдруг к гостинице подходят три немца навеселе. Все в белых шортах, с пивными животами и наглыми рожами. Они останавливаются возле меня и начинают приставать, думая что я болгарка. Несут всякую чушь и уже пытаются протягивать руки. Мне это очень не нравится и я произношу: " А не пошли бы вы, дяди, к себе в Германию!" Физиономии из слащаво-противных превращаются в ненавистно- злостных. Они окружают меня и я уже слышу: "русиш швайне!". Не знаю, что было бы дальше, если бы не выскочил Стоян и не стал в боевую стойку между ними и мной. Немцы правильно оценили ситуацию и развернулись, и , ругаясь, пошли в гостиницу.Стоян посмотрел в мои глаза и понял: если бы у меня в этот момент был автомат, то я бы выстрелила. Он меня утешает, а я спрашиваю:" Неужели ты стал бы драться с тремя?" Я слышу в ответ, что его боевое искусство дает ему преимущество над несколькими нападающими.Мы гуляем по пляжу без обуви. Море такое теплое, а ночь такая звездная, что мы сбрасываем одежду и идем купаться. Мы одни в этом мире и мы счастливы.После купания мы все время целуемся и медленно передвигаемся в сторону моей гостиницы. Руки Стояна начинают двигаться по моему телу там, где они не должны быть. Я резко останавливаюсь и отстраняюсь. В ответ звучит вопрос: " Почему???" Я не нашла ничего лучшего, чем сказать:" Потому...". Я продолжаю идти, а он стоит и его взгляд прожигает мне спину. Потом он все-таки догоняет меня и мы молча идем к моей гостинице. Прощаемся как-то натянуто и грустно.
    Сейчас отправимся в Варну. Иду к автобусу. Возле дверей стоят наш руководитель и пожилая женщина- инженер. Я уже хочу поднять ногу, чтобы войти, но меня останавливают вопросом:" Танечка, а что это вы так худеете прямо на глазах?" Я не знаю, что ответить, но Владимир Иванович говорит: " Не видите? Девочка влюбилась." Я превращаюсь в пунцовую и бегом вскакиваю в автобус.
    Подъезжаем к Варне. Очень красивый старинный город. Прямо в центре города расположены сохранившиеся фрагменты уникальных Римских терм.Дальше входим в общественные бани Одесоса. Они в хорошем состоянии даже в наши дни. Их площадь занимает 7000 квадратных метров и они являются крупнейшим банным комплексом на Балканах. Римляне умели жить. Любаша сразу ложится на огромный камень и изображает из себя римлянку, которую должны омывать рабы.
    В Варне древняя, средневековая и современная культура накрепко сплелись в единый неповторимый облик.Мы посещаем археологический музей, расположенный в старом, благородном здании. Кафедральный собор с золотыми куполами расположился в самом центре города. Дворец королевы Марии окружен великолепным ботаническим садом, где растет более трех тысяч видов цветов и кустарников.Здесь такой климат, который способствует оздоровлению человека. Вокруг Варны находятся великолепные курорты с множеством целебных минеральных источников. Кажется, что я могла бы жить в этом городе.
    На обратном пути заезжаем в один из мужских монастырей. После экскурсии нас приглашают на дегустацию вина под названием "Кровь монаха".Нас завели в винный подвал и усадили на деревянные лавы за длинный дубовый стол. Вокруг стола проходят суровые монахи и разливают понемногу в керамические стопки. Вино тягучее и красное, как кровь. Я с опаской принюхиваюсь к нему и говорю Любе, чтобы много не пила. Наши мужчины возмущаются, что порции так малы. Безмолвные монахи добавляют всем желающим.На вкус этот напиток так прекрасен, что трудно описать. Он оставляет легкое послевкусие персика, ванили, розы и каких - то трав. Все веселы и счастливы, но надо подыматься. Вот тут-то и наступает момент истины. Все, кто требовал добавки, не могут сдвинуться с места, но и нам тяжело, хотя мы только пригубили это вино. Остальным требуется помощь, чтобы выйти из подвала и погрузиться в автобус. Всю эту работу выполняют безмолвные монахи. Едем, мужчины клянут этот монастырь. Самое интересное, что головы у всех соображают нормально, а ноги передвигаются с трудом, прямо пропорционально выпитому.
     Обед. Пляж. Стояна нет. Я начинаю нервничать. Любаша видит мое состояние, но молчит. Он не приходит и вечером. Его нет и на следующий день. Меня раздражают сочувственные вздохи Любы. Я знаю, что в душе она злорадствует. У меня иссякает надежда, но после обеда я слышу под окнами знакомое и уже любимое насвистывание. Люба первой подскакивает к окну и на ее лице уже написано разочарование и зависть. Стоян под балконом веселый, улыбающийся с огромной охапкой гвоздик. Я лечу, не помня себя. Мы уходим в тень аллей и садимся на скамейку. Я спрашиваю, почему его не было два дня. Ответ, который я получаю, приводит меня в трепет, вызывает бурю эмоций и ...страх.
     Через пару часов я возвращаюсь в номер с огромным букетом, но грустная и молчаливая. Любаша не замечает моего состояния. Она погружена в свои раздумья и срывается плачем, и нескрываемой досадой.
     - Вот скажи мне, почему? Почему я такая несчастная? Почему он выбрал тебя, а я подцепила этого старого козла?!! Я что, прокаженная?
     - Нет, Любаша.Ты очень симпатичная, ты стройнее и выше меня. У тебя чудесные длинные волосы.
     - Вот именно! Почему тогда мне так не везет?! Ты посмотри, что этот старый козел мне подарил!- она с размаху швыряет на постель сверток, из которого вываливаются две красные вышитые наволочки для диванных подушек.
      - Любаша, но это же предметы национального искусства. Ты посмотри, какая здесь натуральная ткань, а какая искусная вышивка!
      - И зачем мне все это? Тебе ,значит, неимоверные букеты цветов,каждый день пакеты отборных фруктов, рестораны, а мне , дурочке, эти "предметы искусства"?!
       -Люба,... Стоян сделал мне предложение...  Он ездил к своим родителям за разрешением. Они нас ждут, чтобы сыграть свадьбу. Он не хочет меня отпускать и требует, чтобы я осталась в Болгарии...
   У Любы слезы высохли. Она потеряла дар речи. Ее  огромные глаза уставились на меня и не моргают...
   В комнате ни звука. Кажется, что мир вокруг замер.
       - Ты же согласилась?! Правда?!
       - Люба, это невозможно. Я ему отказала.
       - Ты что, с ума сошла? Такая возможность вырваться из нашей "совдепии"! Если бы этот старый козел мне предложил, да я бы согласилась не раздумывая!
       - Любаша, но этот брак не признают у нас. Надо будет пройти несколько кругов ада, чтобы добиться оформления в нашей стране. И потом, мы должны вернуться вовремя. Я не хочу быть "невозвращенкой". Да и родители... Отец мне никогда такого не простит.
       - Да плюнь ты на все это и разотри! Другие ищут такой возможности, а ты отказываешься от счастья, что плывет тебе в руки!
       - Стоян осенью получает диплом и его сразу забирают в армию. Да и старше я его... Вот отслужит, тогда посмотрим...
       - Не понимаю я тебя, Тань! Столько пацанов за тобой увивались в школе, а ты? Только и умела, что насмехаться над ними. А собрание! Вся школа орет, чтобы выбрать ее комсоргом, а она отказывается! И никаких вразумительных объяснений. Такие перспективы! Прямая дорога в райком комсомола, а там - обком... Не понимаю! А институт? Да тебя же брали в университет на географический без экзаменов после всех этих побед на международных олимпиадах! А ты выбрала этот " долбаный" мехмат. Он тебе нужен был?Мозги сушить!
      - Ну во-первых, не международных, а всего лишь республиканских олимпиад. А во-вторых, я и по математике на области брала призовые места. А райкомы с комсомолами меня никогда не интересовали, так можешь и записать в своем отчете!
     Любаша смотрит на меня застывшим взглядом, а я ,хлопнув дверью, ухожу из номера. Мне надо побыть одной... Я брожу у моря до самого ужина...
    Ужинаем молча, а я вижу в тени парка Стояна и чувствую, что он снова будет настаивать... Что мне делать? Хотя бы скорее отъезд! Осталось два дня...

    Вот и пришла эта роковая минута прощания. Все глаза , сидящих в автобусе, смотрят на нас. Вылет из Бургаса в 8.00, а сейчас только шесть утра, но Стоян здесь. Он после ночной смены, уставший и очень бледный. Я держусь, во всяком случае, мне так кажется. Нас торопят. Я,одержимая порывом, подымаюсь на цыпочки и целую его, а у него из глаз начинают течь слезы. Он их даже не замечает. Я стараюсь весело махать рукой из автобуса. Еще несколько минут я вижу его одинокую фигуру пока автобус не сворачивает на трассу.
    Посадка в самолет. Я еле сдерживаю себя. Как только начинают гудеть моторы и самолет взлетает, у меня из горла вырываются рыдания. Поток слез, что хлынул из меня, нельзя остановить ни чем. Любаша с облегчением смотрит на меня и изрекает:
    - Теперь я вижу, что ты действительно любишь его, а то я думала, что ты бесчувственная тварь...
    - Ну и дура ты, Люба...
    - Ладно, чего уж тут. Хватит реветь!. На, утрись. Тут загадка такая...Я никак не могу ее решить.
    - Что за загадка?
    - Понимаешь, не я одна в группе "подсадная утка". Есть кто-то второй. Я весь отдых пыталась вычислить этого человека, но не могу определиться.Возможно, эта фифочка?- тычет Люба в нашу общую фотографию возле памятника в Софии.
   -Нет. Эту "парашютистку" я знаю. Она в обкоме комсомола сидит, а ее папаша знаешь кто?
   Я шепчу Любаше на ухо имя. Любаша удивленно вскидывает брови.
   - Вот, вот...Эти ездят куда хотят, когда хотят и в то время, в которое им нужно. Забей, не все ли равно?
   - Ошибаешься! Если отчеты не будут совпадать, будет проверка, а я не хочу сама попасть под "обстрел" и не хочу, чтобы тебя сделали невыездной. Отчетов всего три. Владимир Иванович будет сдавать свой отчет, но он мужик нормальный, а вот, кто третий?
   Мы весь полет рассматриваем фото, обсуждаем кандидатуры, но не находим ответа. Вот и посадка. Аэропорт Борисполя встретил нас грязью, вонью, унылыми серыми лицами, толчеей и неимоверной скукой. Когда мы вышли из автобуса возле ЖД вокзала, то одна бабушка обратилась к нам с таким вопросом:" Дивчатка, вас там за граныцямы, мабуть, нэ кормылы?. Он яки вы худи! Купить у мэнэ сальця." Мы с Любашей переглянулись и рассмеялись. Мы уже почти дома.

   Встречаемся с Любашей в кафе. Она неимоверно возбуждена. Рассказывает, что  оказался "неизвестным" вот тот старенький сутулый доцент, которого мы сразу отбросили. Я ей говорю, что этого не может быть, но Люба отвечает, что столкнулась с ним в конторе, когда он выходил из кабинета. Он тоже очень удивился, но потом мило улыбнулся и даже поцеловал Любаше ручку. Она многозначительно замечает, что отчеты все приняты. Все в порядке. Любаша весело рассказывает, что скоро опять поедет путешествовать, но теперь в Югославию. Милая Люба, легкого тебе пути и исполнения желаний. Я почему-то уверена, что ты объездишь, если не весь мир, то полмира точно. Милые, умные, интеллигентные, тактичные мои земляки, вы самые лучшие!


   Я не думала, что буду делать записи в этом дневнике еще, если бы не звонок моей бывшей сослуживицы по НИИ.
   - Таня, ты знаешь, что Владимира Ивановича убили?
   - Как убили?!
   -Зарезали в кафе "Сказка".
   - А когда похорон?
   -Какой там похорон! На нем никто не был!Институту не дали нормально похоронить человека. Закопали тихо на каком-то непонятном кладбище. Тань, ты чего молчишь? Что с тобой?



(Из этических соображений имена действующих лиц изменены и любые совпадения
совершенно случайны). 

   


Рецензии
Бывал в Болгарии в 1976,1986,2004. В 76-м по дороге с Слынчев бряга в В Тырново ведро персиков стоило 3 лева, а в 2004 все фрукты были турецкие, вина хорошего не найти, деградация полнейшая. В Тырново жил в той же старой гостинице, на скале. Болгары слюнями исходили по нашими девкам и как правило звали в замуж. Так короче дорога в койку. В советские времена Болгария была самая доступная для нас заграница с морем. Сейчас за те же деньги можно более экзотичнее провести время.
Но Болгария не забываема - молодость, а в молодости и солнце ярче, небо голубее, трава зеленее, хлеб вкуснее и девки краше))).
Спасибо, всколыхнули.

Владимир Кудря   18.01.2022 17:07     Заявить о нарушении
Владимир, меня очень порадовал Ваш отклик. Болгария сейчас уже не та. А может мы были моложе. С наилучшими пожеланиями,

Татьяна Раевская   18.01.2022 17:18   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.