Карибы и Дорадо. Разговор в самолёте

…Мне  послышалось  какое-то  словно  бы  знакомое  слово (а  может  быть,  мне  это  приснилось),  я  приоткрыл  глаза  и,  кажется,  окончательно  очнулся  ото  сна,  который  «свалил»  меня  прямо  при  взлёте:
- Вы  говорили  о  рыбе?  И  где  она  водится?..  На  Карибах?  Никогда  не  пришлось,  к  большому  моему  сожалению,  там  побывать, - я  вглядываюсь  в  смеющиеся  глаза  моего  соседа  по  креслу.  А  под  нами  лёгкие  облачка  и  далеко – далеко  снизу  синеет  бескрайняя  синь  воды.
- Владимир, - он  протягивает  мне  свою  ладонь – лопату.  Хорошо  ощущаю  своими  чувствительными  музыкальными  пальцами  упругие  жесткие  мозоли  и  крепчайшее  рукопожатие.  Отвечаю  таким  же,  совершенно  неожиданным  для  моего  соседа  и  собеседника, - ого!  Не  ожидал!  Думал  интеллигентный  «ботаник»  мне  в  соседи  подался, - тёмное  от  загара  лицо (и  это  в  январе   месяце),  бородка,  чем-то  напомнившая  мне  средневековых  шкиперов.  Голубые,  как  синь  океана  глаза.  И  я  заметил  ещё  что-то  такое,  словно  бы  в  этот  миг  находился  не  на  борту  международного  авиалайнера,  а  где-то  на  пиратской  шхуне.  В  средние  века. 
…С  огромным  интересом  рассматриваю  небольшой  фотоальбом,  где  на  каждой  из  фотографий  мой  сегодняшний  сосед  по  креслу  запечатлён  в  разных  портах  мира.  Там,  где-то  на  фоне  открыточных  пейзажей,  иногда  на  фоне  белоснежных  яхт;  в  окружении  ослепительных  длинноногих  смуглянок;  где-то  на  палубе  какого-то  морского  судна,  а  иногда  и  просто  с  удочкой  в  руках.
- На  ты? – я  представился.
- Почему  бы  и  нет?.. Прошу  Вас  два  двойных  виски, - к  стюардессе (на  хорошем  английском), - за  знакомство? – это  уже  мне.
- За  знакомство!
…Выглянув  в  иллюминатор,  я  увидел  под  нами  только  тёмную  синеву.  И,  в  какой - то  далёкой  дали  широкую  светлую  полосу.  Словно  бы  небо  прощалось  с  океаном… и  с  нами.
- А  вот  скажи  ты  мне  шкипер (почему  я  решил  его  так  назвать,  до  сих  пор  не  пойму,  но  он  нисколько  не  обиделся),  ведь  ты  на  Родину  летишь,  в  Россию?
- На  Родину, - легко  согласился  он, - в  Россию!
- А  там, - я  мотнул  головой  куда-то  в  сторону  иллюминатора, - хорошо?
- Может  быть  и  хорошо,  откуда  я  знаю? – он  посмотрел  на  меня  добрыми  синими  глазами,  пытаясь  понять,  чего  я  от  него  добиваюсь.
- Ну,  вот  эти  все  твои  фотографии,  которые  ты  показал… - я  в  небольшой  растерянности  от  его  непонятливости...
- Ну,  так,  правильно  ты  меня  «шкипером»  прозвал.  Я  же  и  есть  шкипер – первым  помощником  уже  почти  пять  лет  хожу.  На  сухогрузах.  Разных.  А  сейчас  в  отпуск, - он  зажмурился, - аж  четыре  месяца.  Вот  так!
- Ну  дай,  ещё  раз  покажи  свой  альбомчик! – мне  захотелось  почему-то  задать  ему  какой-то  провокационный  вопрос,  или  мне  что-то  запомнилось  особенное  в  этом  альбоме, - я  ещё  и  сам  не  понял,  когда  попросил  его  ещё  раз  продемонстрировать  снимки.
- Держи, - протянул  он  мне  небольшой  пухлый  томик.
Я  перелистывал  фотографии,  не  задерживаясь  ни  на  одной  из  них  и,  вдруг  воскликнул:
- Вот,  а  это  что?  Кого  ты  в  руках  держишь?
- Рыб,  кого  же  ещё? – он  почесал  свою  шкиперскую  бородку  тыльной  стороной  кисти  и  снова  воззрился  на  меня, - дорадо.  Слышал  про  таких  «карасиков».
«Так  это  мне  не  приснилось?  Не  пригрезилось?  Откуда  у  меня  в  мозгу  звучало,  словно  песня  это  название,  или  имя  нарицательное»?
- Дорадо,  это  что? - прошептал  я  негромко.
- Да  ты  вообще-то  рыбачил  когда-то? – и  это  мне  то  такой  вопрос!?!  «Да  он  что,  издевается  надо  мной?  Выловили  сетями  парочку  небольших  черноморских  акул – катранов,  и  сидит  здесь,  прикалывает  меня,  что  двух  карасей  поймал,  да  ещё  и  по  пять - десять  килограммов  каждый»?
Ещё  раз  я  внимательно  посмотрел  ему  в  смеющиеся,  отражающиеся  от  закатных  бликов  из  иллюминатора  глаза,  но  так  и  не  понял,  правду  он  мне  сказал  только  что,  или  это  была  шутка.
- Это,  к а р а с и?  Ты  так  их  называешь?
- Ну  да,  именно.  Как  ты  по  слогам  меня  спросил?  К а р а с и!  Но,  только  такие  экземпляры  водятся  далеко  не  в  каждом  месте  океана.  Их (эти  места) надо  знать, - он  снова  посмотрел  на  меня  и  весело  ухмыльнулся.
Я  снова  уставился  на  фотографию,  пытаясь  найти  хоть  какое-то,  хотя  бы  ну  очень  отдалённое  сходство  с  теми  весёлыми  золотистыми  созданиями,  которые  через  каждые  несколько  секунд  тревожили  мой  поплавок  при  хорошей  погоде.  Конечно,  я  о  своём  дачном  прудике  подумал.  «Ну  да,  а  тут  океан.  Да  и  не  в  каждом  месте  выловишь  такого  вот,  да  ещё  и  двух», - вспомнил  я  последнюю  фразу  моего  соседа,  похожего  на  «морского  волка».
- Расскажешь?
- Ну,  так,  а  нам  спешить-то  и  некуда, -  он  посмотрел  сначала  на  часы,  а  потом,  почему-то  в  иллюминатор,  словно  сверяя  хронометр  с  невидимым  мне  третьим  измерением, - ещё  почти  четыре  часа  лёту…
- Знаешь,  первый  раз  я  и  сам  не  поверил,  когда  мне  назвали  эту  рыбу, - продолжил  он, - я  видел,  как  кубинцы  ловили  её  на  свои  фантастические  по  своей  убогости  снасти.  Это  было,.. дай  бог  памяти,.. запамятовал!  Но  точно  ещё  при  Совейском  Союзе, - исказил  одну  из  букв,  но  я  точно  услышал  его  правильно.  «Ещё  тогда,  когда  мы  были  молодыми».
Он  задумался.
- Всё  правильно,  когда  я  был  ещё  молодым,  «десятым»  по  счёту  помощником  капитана (словно  повторил  он  мою  мысль).
Я  не  подталкивал  его  никаким  образом,  не  понукал,  просто  прикрыл  глаза,  слушая  интересного  собеседника,  которого  мне,  как  это  обычно  случалось,  удалось  «зацепить  за  живое».  То  есть  вывести  на  откровение…
- Ты  не  заснул  часом? – шкипер  легонько  двинул  меня  по  локтю,  а  я  улыбался  собственным  воспоминаниям.
- Нет,  нет,  продолжай,  Володя,  просто  мне  приятнее  именно  так  слушать,  когда  ты  рассказываешь  про  рыбалку.
…- И  вот  я  познакомился  с  одним  из  аборигенов,  который  рассказал  мне  о  повадках  и  удивительной… как  бы  это  тебе  сказать?  Семейственности,  или  верности,  что - ли?  Сам  не  могу  подобрать  этому  определения.  Вот  этой  рыбы…
Я  затаил  дыхание,  слушая  необычный  для  меня  рассказ…
- И  сам  бы  никому  не  поверил,  если  бы  не  убедился  лично, - продолжил  он  и  снова  надолго  затих.
Я  искоса  взглянул  на  него,  а  он  смотрел  в  потолок  невидящими  глазами.  Хотел  тронуть  его  так  же  нежно,  как  он  подтолкнул  меня,  но… что-то  меня,  всё  же  остановило…
Он  в  скорости  продолжил:
- Знаешь,  какая  эта  рыба?  Убедившись  в  этом  феномене,  я  настраивал  свои  снасти  только  на  неё,  вот  эту  рыбу, - ткнул  он  пальцем  в  фотографию, - а  знаешь,  какой  она  вкусноты?  Молчишь?  Тогда  и  не  говори  ничего, - а  я  и  так  сидел,  почти  не  дыша,  ожидая  самой  кульминационной  части  рассказа,  чувствуя  его  приближение,.. мне  хотелось  воскликнуть: - ну  давай,  не  тяни!  Времени  осталось  меньше  двух  часов  лёту,  а  я  так  и  не  услышу  эту  историю?..
Но,  я  её  услышал…
- После  того,  как  они  минуют  некий  возраст, - продолжил  мой  сосед  в  салонном  кресле, - они,  как  бы  это  сказать  по–человечески? – задумавшись,  он  снова  погладил  свою  шкиперскую  бородку  тыльной  стороной  ладони, - они  находят  себе  пару.  Ну… он  её,  а  она  его, - так  чтобы  мне  уже  было  совсем  понятно,  пояснил  свои  мысли.
- «И-и-и»! – молил  я,  торопя  и  кляня  задумчивого  собеседника,  который  снова  ушёл  в  «себя»,  глядя  на  плафон  в  потолке  немигающим  взглядом.
…-И, - словно  прочитав  мои  мысли,   продолжил: - ты  слышал  что-то  про  лебединую  верность? – он  мельком  взглянул  на  меня  и,  не  дожидаясь  ответа,  продолжил: - вот  и  в  воде  живут  такие  же  существа,  верные  друг  другу.  Как  среди  лебедей  из  птиц,  волков,  среди  хищников.  Не  расстаются  друг  с  другом  до  конца  жизни.  И… погибают,  потеряв  один  другого.  Не  веришь!? – задал  он  полувопрос  или  же  полуутверждаясь  в  своей  мысли.
Я  пожал  плечами.  «Почему  не  верю?  Только  вот  слышу  об  этом  впервые  в  жизни».
- Вот  смотри  на  характерный  хвост.  По  форме  напоминает  ласточкин.  Видишь? – ткнул  он  мне  пальцем  в  фотографию.
- Вижу,  и  что? – пытался  я,  в  свою  очередь  уловить  суть  вопроса.
Вот  это  и  есть  Д О Р А Д О! – по  слогам  произнёс  он, - хотя  даже  опытные  рыбаки  частенько  пытаются  выставить  меня  на  посмешище, - чудишь  мол,  брат.  Какие  это  к  …матери  караси,  и  ты  вижу,  не  очень  то  доверяешь  моему  рассказу.
Скажу  честно,  действительно,  в  это  тяжело  было  поверить,  но,  почему-то  я  почувствовал  невольную  симпатию  и  доверие  к  этому  человеку.  А  и  по - большому  счёту,  какая  мне  разница,  как  называется  эта  рыба.  Странным  было  только  то,  что  не  вязалось  у  меня  в  голове  её  название  и  размеры.
…Владимир  продолжил  свой  не  совсем  обычный  рассказ:
- Вот  и  получается,  когда  один  или  одна  особь  клюнет,  то  ты  обязательно  вытащишь  обоих.  Вот  тебе  пример  на  фотографии.  Я  специально  попросил  сфотографировать,  чтобы  как  доказательства  «предъявить»,  хотя  не  очень  то  люблю  позировать.  В  неприглядном  виде, - добавил  он.
- Володя,  прошу  тебя  ещё  раз,  только  со  всеми  подробностями  рассказать… вот  про  этих  самых  двух, - я  больше  ничего  не  говорил,  а  только  затаил  дыхание,  откинувшись  на  удобную  спинку  кресла.
- Смотри,  видишь  в  правой  руке? – я  скосил  глаза  на  фотографию. – Это  самец,  он  и  клюнул  на  мою  приманку.  А  в  левой  руке  я  держу  его  подругу,  которая,  оказавшись  в  одиночестве,  кружила  вокруг  того  места,  откуда  я  только  что  вытащил  её  дружка, - пошутил  он.
- И  что  было  дальше?
- Дальше?  А  чего  дальше?  Закидывай  снова  снасть  и  выуживай  подружку.
- Прямо  так  сразу  и  ухватилась  за  приманку?
- Точно,  словно  желала  вновь  оказаться  вместе  со  своим  другом.
Я  слушал,  не  веря  своим  ушам.  «Неужели  же  такое  бывает  в  жизни»?
- Видишь?  Самка!  Она  в  левой  руке, - пояснил  он, - до  сих  пор  извивается,  а  самец,  пойманный  всего  лишь  несколькими  минутами  раньше,  даже  сопротивляться  не  захотел.   
Смотри!  Самка  до  сих  пор  не  может  успокоиться.
Я  внимательно  взглянул  на  фотографию.  И… мне  показалось,  что  она (эта  фотография)  словно  живая,  или  такое  вот  создалось  ощущение  от  «картинки».
- Да,  вижу,  бывают  на  свете  чудеса, - я  почесал  переносицу  и  позвал  стюардессу,  чтобы  угостить  моего  соседа  за  удивительный  рассказ… 

Виталий  Кузнецов  Москва Март  2014


Рецензии