ХХ - Креативность как образ жизни -

Творчество, психология, жизнь  Часть 1.
Креативность как образ жизни

Психология творчества, креативности сегодня - популярная тема, целое направление креативная психология. Все больше появляется исследований, особенно посвященных мозговым механизмам творческой активности (этим много занималась в последние годы жизни Н.П. Бехтерева). Все больше публикуется "рецептов" креативности (сошлюсь на популярные книги Э. де Боно). И это не случайно: в современном  информационном обществе растет роль инноваций, соответственно становится больше людей, профессионально занимающихся созданием нового (т.н. креативный класс). Соответственно растет потребность общества  в творчестве, и говоря языком классиков, идеи креативности овладевают массами и становятся экономической, социальной и психологической (личностно-развивающей) силой.

Обычно, когда говорят о психологии творчества, рассматривают психологические механизмы создания произведений искусства, реже - научных открытий. На самом же деле, правильно описывать предмет психологии творчества шире, как процесса, связанного с созданием всего нового, оригинального. Творчества, благодаря которому люди решают обычные жизненные проблемы, иррациональным способом. Поскольку жизнь в конечном счете иррациональна, в ней на каждом шагу встречаются противоречия - именно их разрешение требует креативности. В самом общем случае, это неизбежное противоречие желаемого и действительного.

** 7 ипостасей креативности
 
Творчество - это процесс, креативность - его механизм, его основа. Что же конкретно она включает в себя?

1) Способность поиска новых, оригинальных решений различных  проблем. При этом креативность может быть формальной (новое только по форме) и содержательной (новое по сути), последняя - внешней (креативность "для других") и внутренней (креативность "для себя"). Подчеркнем, что креативность - не просто создание нового, но именно такого нового, которое оказывается полезным (утилитарность). Того, что может быть, полезно для других, и оказывается востребованным - в результате автор становится известным. Но даже если этого эффекта "творчества для других" нет - остается ""творчества для себя". То, что полезно для самого автора, как способ создания и подержания внутреннего равновесия, преодоления стрессов, в конечном счете - личностного роста.

2) Такая генерация нестандартных идей связана с временным снижением критики, снижением активности внутренней цензуры (по Бехтеревой, "детектора ошибок"). Наше обычное логическое мышление работает по принципу прецедента, и потому лучше всего подходит для анализа стереотипных задач, способ решения которых известен. А в ситуации, когда стандартные решения не подходят, оно сковывает нас по рукам и ногам. Ведь для нто то, чего раньше на уровне идей не было, просто не существует. Выражением подобного мышления служит известный критически императив: "Этого нет, потому что не может быть. Никогда". И внутренний "критик" (упомянутый детектор ошибок) бесцеремонно отбрасывает неожиданные идеи - ведь они не соответствуют тому, что было раньше - и потому ошибочно признаются ошибочными. Это и есть главный внутренний барьер творчества, на преодоление которого нередко тратится много сил.

3) Обход внутренних препятствий на пути создания новых идей происходит благодаря возврату в "детское" психическое состояние  и возможности взглянуть на проблему "глазами ребенка" .В философии это называется "вынесением за скобки" прежнего знания, в лингвистике - "остранением" (Шкловский), в психотерапии - отказом от условных ценностей (Роджерс), спонтанностью (отходом от сценария, Берн), актуальностью (умением быть "здесь и сейчас", освобождаясь от груза негативного опыта, Перлз)..

4) Такое становится возможным в особом состоянии сознания, в котором обычное, словесно-логическое "взрослое" мышление уступает место "детскому", или архаическому - невербальному, ассоциативному.  По форме оно представляется наивным или даже примитивным по сравнению с обычным, логическим мышлением - но по содержанию оказывается более глубоким.

5) На уровне внешнего результата креативный процесс приводит к  снятию имевшихся противоречий,. служивших мотивом для творчества. Можно сказать, что происходит это в процессе преодоления и внутренних противоречий, в том числе на уровне мозга - противостояния активности левого (ведущего) и правого (ведомого) полушарий.

6) Соответственно на эмоциональном уровне такое разрешение противоречий сопровождается  "внутренним вознаграждением" в форме положительных эмоций. Это фундаментальный  мехагизм психики, описанный в биологической теории эмоций (П.К. Анохин): устранение внутреннего рассогласования сопровождается позитивным эмоциональным подкреплением.

7) Поскольку психика и мозг существуют в неразрывном единстве, для обеспечения описанных психических процессов в мозге заложен специальный рефлекторный механизм возврата в "детское" состояние (физиологической возрастной регрессии), в котором думать можно о вполне взрослых вещах. Это состояние, именуемое трансом, в котором выравнивается асимметрия активности "половинок" мозга, и тем самым его состояние уподобляется детскому (в раннем детстве эта функциональная асимметрия еще не была в полной мере сформирована). А значит, во взаимных  "отношениях" левого и правого полушария мозга временно уходит дисбаланс (вытеснение, функциональные блокады) и в результате они  могут беспрепятственно "общаться" друг с другом. На языке психотерапии это именуется сознательно-подсознательной коммуникацией, обеспечивающей сознательный доступ к подсознательным внутренним ресурсам.
Транс - фундамент любого научения и творчества. (Кстати, искусство - это обмен трансами между автором/ исполнителем и его читателями-слушателями-зрителями, при помощи соответствующих произведений.) И это есть возврат в детское состояние, когда креативности было с лихвой - потому что было мало опыта (отсутствовали прецеденты, не с чем было сравнивать) и не было внутренних запретов, ограничивающих творчество убеждений.
 

** Творчество делает жизнь лучше? Или по крайней мере, отношение к ней

Такое расширенное понимание креативности, как в творчестве, так и в повседневной жизни, в значительной мере сближает ее с психотерапией. И в особенности с позитивной  психологией, принцип которой - не подчеркивание проблем, а сосредоточение внимания на их решении, и в целом на позитивных аспектах жизни. Однако, не у всех получается добиться такого отношения к жизни, как у пушкинского героя: "Всегда довольный сам собой, своим обедом и женой".
Конечно, смысл жизни при этом сводится к элементарно простым вещам: радоваться жизни - по крайней мере, тому, что еще жив. И быть благодарным судьбе за то, что у тебя в этой жизни есть. Такой вот минималистический подход к  решению базовых экзистенциальных проблем. Но для людей, обладающих широким кругозором, этого оказывается мало:  для них просто жить и этим удовольствоваться напоминает некоторое
"растительное" существование. Их жизненный смысл глубже простого выживания и продолжения рода, для них актуальны социальные и высшие потребности, без удовлетворения которых развитие личности "СТОПорится": Самореализация - Творчество - Ответственность - Познание. И тогда человек остро ощущает потребность создавать что-то новое, для того, чтобы найти личный жизненный смысл, реализовать свое предназначение, быть замеченным и по достоинству оцененным другими - и  в конечном счете воздвигнуть себе собственный "нерукотворный памятник", хотя бы малого масштаба.
 
Правда, психотерапевтический взгляд на творчество, как на целительное средство, расходится со взглядом психиатрическим, увязывющим  творчество с душевным недугом. Так к примеру считает 
профессор В.П. Самохвалов: "Что такое современная европейская культура? Кто ее создал? А создали ее люди, преимущественно гомо- и бисексуальные, философы и поэты, которые практически все покончили жизнь самоубийством. Они были несчастными одинокими людьми. Теперь эту культуру мы называем неопостмодернизмом. Это культура "шизопрактики"... Нет потребности заниматься творчеством, если ты здоров"

Признаем честно: в этом мнении уважаемый психиатр не одинок. Да и примеров креативной аномальности, казалось бы, предостаточно - от Кандинского до Ван Гога, от Чюрлениса до Сальвадора Дали (последний, кстати, был знатоком творческих психотехнологий). Вот только интерпретация этих примеров с токи зрения психотерапии и психиатрии диаметрально противоположна: отождествлять творчество с болезнью - все равно что менять местами причину со следствием. Для людей, страдающих душевным недугом, творчество - не причина боли, а спасение от нее.  Не случайно еще великий Роджерс говорил, что творчество и психотерапия имеют много общего: "Творчество и терапия частично совпадают: то, что является творческим, зачастую оказывается терапевтичным, то, что терапевтично, часто представляет собой творческий процесс."

Но и для людей, душевно здоровых, творчество не менее важно - ибо создает значительную часть жизненного смысла (и строительство домов, и выращивание деревьев - в том же творческом ряду). Для того, чтобы в сегодняшнем обществе справляться с трудностями жизни, очень важно к этим самым трудностям выработать творческое отношение. И в этом креативность - важнейший инструмент психотерапии. В том числе, осуществляемой по принципу: "Помоги себе сам".


Рецензии