Капитан-директор Глава 5

Не менее важным (и времяёмким) делом явилось поручение Марты. Она, отправляя меня в путь, сфотографировала себя на Полароид - чтобы не забывал в разлуке, а вот мне поручила сделать свой портрет посолидней. Поскольку стала теперь моряцкой жёнкой и деткам нашим папку ежедневно показывать потребуется. И выглядеть мне при этом надлежит монументально.
  Ясно, что первый  пришедший мне на ум портретист был Харсмес ван Рейн Рембрант, хотя и другие почти равноценные художники в ту пору в Голландии обитали. Но с этим молодым человеком  с всклокоченными вьющимися волосами жили мы неподалёку и по-соседски за тысячу сторговались на "портрет с ботинками". Я то знал, что и через десять лет, когда станет он уже маститым больше некуда, за свой "Ночной Дозор", где лиц в роте всех и не сосчитать, затребовал то 1600 флоринов всего. Так что всё выходило по чесноку. Это не я такой - это эпоха такая!
  А вот из другой эпохи явилась "болванка" заказываемой картины. Как всегда предусмотрительная Марта, изначально точно зная, что ей требуется, пока я мотался в Цех за лукавицами,  хорошенько покопалась в своём компе (и какого только хлама в него не напихано!). И по всем правилам золотого сечения, как раз в жандровой манере, свойственной мастеру, на фотошопе сбацала аж два варианта "замышляемого мастером" полотна.
   Качественные распечатки ван Рейна поразили, и с большим трудом удалось отговорить его не рисовать "про меня" две картины. Выбрал он ту, что посимволичней. Рыцарские доспехи он перерисовывал с огромным тщанием с распечатки, но хотя там и лицо имелось, тут уж гордость у "великого" взыграла и он затребовал позировать "оригинал". Даже порывался меня зачем-то на лошадь посадить. Видно и за её "лицо" что-то с меня содрать намереваясь. Мужик жениться замышлял, да и жить любил весело, так что лишними деньги для него не бывали. Отвял он только после того, как я пообещал в следующий раз с женой в его фотоателье запечатлеться.

 Услугами ещё одного мастерами воспользовался я в этом сезоне - медянщика. Очень угнетал меня тот факт, что у пистолета в наличии только одна обойма имеется. Да и то, пружинка магазина за свой долгий век "подустала".  Вот я и соблазнился на саморекламу одного старичка, что он в состоянии всё, что хочешь отчеканить. Когда дал я ему пустой магазин, то поклялся он, что сделает точь в точь, а пружины ему знакомый часовщик навьёт. Из изготовленных им пяти, с первого раза в рукоятку пистолета залезть смогли три, а из них только в один магазин смог набить патроны. Так что процесс доработки меди вышел не менее долгим и кропотливым чем холста. Хотя, если долго мучиться... В итоге возобладал я и картиной, и возможностью в одиночку хоть той же роте стрелков противостоять. Но зато потом заказанные так же пару умывальников (с пипочкой), и пяток керосиновых ламп (стеклодув для "абажуров" так же нашелся), произведены были без нареканий. С одной стороны  изначально высокая планка "госприёмки" установилась, а с другой - в последующих заказах "допуски" дозволялись.
  Кстати, и Эрика не только воспитанием и обучением мальчиков озаботили. Удалось их, когда более-менее голландский освоили, во вполне приличную, разумеется, частную школу пристроить, где знания преподаются более системно, но, увы, с розгами.
   У одного торгаша прознали, что есть на норвежском побережье хорошее месторождение железной руды, и владелец за него просит не дорого. А так как тамошние воды тёплый Гольфстрим омывает, то и судоходство в ту сторону на зиму не прерывается. Вот и пришлось шведа отправить на разведку, что по чем, да какого качества. Не очень-то далеко плыть пришлось, так что вскоре вернулся доросший до титула Агента экс-лейтенант с информацией и дюжиной тяжеленых корзин с рудой, что он самолично в той горе наковырял. Двум не знавшим друг-друга "металлистам" сырьё для "экспертизы" мы представили. И в обоих случаях получившееся железо вышло выше всяческих похвал. Так что фирма наша произвела первое вложение в сырьевую сферу, обязующую потянуть за собой металлургию. Кстати, одного из "экспертов" удалось уговорить на переселение в Курляндию, а пока зима, он со своими подмастерьями вызвался на рудник смотаться, и по возможности максимальную добычу сырья там организовать. К апрелю пообещал я ему успеть судно зафрахтовать и подослать, чтобы добытое загрузить.
  Когда "рудовоз" вернулся в Голландию, привезя "добытчика с командой" (одного из подмастерьев оставил металлург в шахте - процессом  руководить), то догрузился на судно и я, и Эрик с супругой, и завербованные два десятка специалистов разных направлений. В основном, конечно, судостроителей (помогли "прелестные" письма, что со мной передали первые два перебравшихся в Виндаву судовых плотника). Но была и "экзотика" - например печник, который получив карт-бланш и подъёмные, затащил на борт помимо инструментов ещё и довольно увесистые ящики с печными изразцами. Ну и я своих ящиков так же добавил. Которых не мало получилось, но, например, с моим портретом хоть и не был тяжёлым, но будущая ценность (не я, а творение гения) требовала особой осторожности.
  А вот крепкие сундучки, что разместились в "моей" каюте, напротив были весьма весомыми. Весна в тот год выдалась ранняя, так что и зацветшие тюльпаны сбыть получилось по максимальной цене. Остающемуся Агенту Агрису (АА) настрого запрещено было на бирже играть, а только изучать ситуацию дозволялось. Так же надлежало надзирать за строительством "его кофейни" и способствовать обучению пацанов. Кстати и самому рекомендовалось в теории укрепиться. На текущие расходы некую сумму оставил, но без фанатизма, не понравился мне нездоровый блеск в его глазах.

На курляндский берег сойти получилось в последний день апреля. Пока присланные Мартой приказчики расселяли прибывших людей, да организовывали разгрузку, только и было несколько часов у меня, чтобы впервые дочь новорождённую увидеть, да жену обнять. И на этом берегу внеочередные дела перехлёстывали через край, и везде моё участие являлось необходимым. Но если большинство вопросов Марта решилась взвалить на себя, то два (по её мнению), требовали моего личного присутствия.
  Первое - герцог, как вассал Речи, в мае обязан выставить на Смоленскую войну два плутонга (700 бойцов). Командовать отрядом поручили майору Мельхиору фон Фелькерзаму. Принц Якоб так же собирается в поход, так что и мне следует патриотические чувства продемонстрировать.
  А второе - Рихард, завершая передислокацию "Цеха" в Виндаву, наткнулся там на что-то такое, что только моим глазом возможно оценить. Так что пока моя "морячка" в очередной поход будет меня снаряжать, надлежит мне "старую лесопилку" навестить. Завтра поутру туда как раз за очередной партией досок судно выходит. Ночь у меня на расслабон и допуск к телу есть, а потом опять "труба зовёт в поход". И когда только эта гонка непонятно за чем завершится?
  "Чем то таким" оказалось всего то немецкая 2-см зенитка Flak-Vierling (разумеется, с боекомплектом - а то какой же это рояль в кустах?) Когда подчищали подпол куты, то случайно посильней задели стену, ранее заваленную картошкой, и выяснилось, что она фальшивая. А в проломе осветились ящики и хорошо законсервированное орудие.
  В "Курляндском котле", в Отечественную, немцы и легионеры сдались уже после того, как в Берлине капитуляция была подписана. Так что оружия всякого надыбать было беспроблемно. Рихард по  рассказам своего отца припоминал, что пирс их рыбоколхоза ещё гитлеровцы возвели, и базировалась там мелочь типа тральщиков да катеров. Но прикрыли "базу" по всем правилам, и с воздуха в том числе. Зенитки не только непосредственно на месте установили, но и на подлёте несколько засад устроили. У флота собственное снабжение и совсем другие нормативы - так что можно было и шикануть. Эта четырёхстволка до того, как на лесном хуторе появиться, наверняка на невезучем эсминце Кригсмарине была установлена, а как он под воду ушёл, то водолазы сняли "хоть что то". В отличие от "сухопутной" одноствольной версии 2.0 Flak 30/38, передвигавшейся на своих колёсах и не тяжёлой, сей аппарат переместить без крана получалось затруднительно. Разве что на десяток-другой метров прокатить по брёвнышкам на пердячьем пару. Видно расчёт так и поступил, когда понял, что дело их тухло пахнет. А  Волдысов дедок (или его папа) предоставив "сухое помещение" обеспечил маскировку и сохранность добра. Кто знает, какая власть будет завтра, может и зачтётся? Таких случаев я массу наслушался - один хуторянин даже "Тигр" всю жизнь хранил, а перед смертью со своей бабой поцапался и по полям её на бронетехнике гонять принялся (баба убежала!).
 Но вернёмся к орудию! На счастье, хоть сам я и не артиллерист, но учась в бывшем Кёнигсберге, всякого "этакого" насмотреться получилось. Интересующемуся вооружением курсанту в том не препятствовали. Да и в принципе похожий крупняк - ДШК на "крыше" моего мостоукладчика стоял.
  По сути, тут были аж четыре скомпонованных арт. автомата с бешеной скорострельностью - до 1800 выстрелов в минуту, плюющиеся по "горизонту" почти на пять км. раскалённым металлом. На "работающей по тому же принципу" Шилке, возимый БК почти в пять тысяч патронов в башню набивали. А тут и возить не надо, да ещё и хозяева-морЯки - у которых всегда всего много. Более восьми тысяч с немецкой аккуратностью упакованных патронов удалось насчитать. В полном ассортименте:
Зелёный -  практический осколочный, без трассера.
Чёрный, с оранжевым пояском - бронебойно-трассирующий.
Чёрный, с оранжевым и жёлтым пояском - бронебойно-зажигательно- трассирующий.
И, разумеется, тройной комплект запасных стволов.
  ВОЮЙ НЕ ХОЧУ!
Только как и с кем - требуется хорошенько обмозговать. Но на это у меня в походе время будет, а пока пусть стеночку в прежний вид приведут и все всё забудут.

 Когда по приезде домой  Марте об открывающихся возможностях рассказал, то мне даже послышалось что её "головной компьютер" загудел. А потом она выдала, что если раньше цель у нас была просто добиться себе и близким достойной жизни, а к этому идут через богатство, то теперь мы в состоянии и ход европейской истории изменить. И, наконец, раскололась об источниках своей инсайдерской информации, пользуясь которой наша семья за год стала богаче многих королевских. На нескольких дискетах у неё не только факультативный курс истории биржевых "пузырей" имелся (следующий предшественник свирепствующей в ТОЙ истории МММ ожидался в Париже с банком "Роял", а потом в Лондоне с Компанией Южных морей). Ещё довольно много книг скачено оказалось по истории, в том числе и довольно редких. В том числе и "Grundriss der Geshichte Liv,Est-,und Kurlands" - изданный в 1889 году "Очерк истории Лиф-,Эст- и Курляндии".
  Теперь ясно, что на герцога в Варшаве "наткнулись" мы вовсе не случайно.  А нынче совсем другим углом "Очерк..." перелопатить следует.
  По профилю - историческому судостроению и вовсе отдельный диск с детальными чертежами имелся. Вот теперь, например, по ним заложена будет наша разъездная яхта - гафельная шхуна, спроектированная в 1937 году инженером Джоном Алденом. Неимоверно мореходная, быстрая и не требующая большой команды. На ней могли бы умотать куда-либо подальше от агрессии белого человека, и небольшой колонией благоденствовать как минимум до конца жизни, например на Тихоокеанском побережье. Ведь чужое богатство покоя в Европе многим спать не даст.
  Но стало возможно обойтись и без эмиграции. Перед большими деньгами обязательно должны стоять сила и власть. С властью тут договориться удастся, принц деятелен и партнёром обещает стать перспективным, а сила появилась у нас собственная. "Мы самый вооружённый корабль в мире" - воскликнул инженер Гарин. Только до срока демонстрировать оружие не следует.

 А вот с "властью" - обращаться следует деликатно, и как с девушкой период ухаживания необходим. Когда поступают нахрапом - называется изнасилованием, а таковое нравится редко кому. Вот за тем, чтобы я с будущим герцогом поближе сошелся, меня в поход жена и отправляла. Хотя наперёд знала, что к моменту нашего прибытия в Смоленск война уже кончится, и риск от этой компании минимален. Чтобы так же минимальны оказались неудобства, в нелюбимое мною седло взгромождать мою тушку не стала. Предоставила найденную в металлоломных завалах куты, и там же восстановленную "бричку председательскую" (слышал, что их до самого нашего "провала" клепал кто то в славном городе Почеп Брянской области). Рихарду это рессорное средство передвижения так же понравилось, и в качестве попутного ТНП, выпуск сухопутного транспорта он так же наладил.
  На козлы поместили уже зарекомендовавшего себя снайпера. А под поднимающейся лавкой сиденья (дополненной замком) - уже "его" Зауэр, и ещё пару очень увесистых сундучков. Баулы с немалой походной снедью закрепили сзади. Так что рядом со мной для общения по долгой, унылой дороге вакантное место имелось. Вызвавшийся отправиться со мной Эрик, разумеется, предпочёл воссесть в седло, а я же на всякий случай седло также велел на запятки привязать. Если особая нужда возникнет, то одна пристяжная в тройке и в качестве верховой годилась.
  Очень скоренько провела со мной экскурсию по затеянному ей строительству верфи. Там верховодил один из приехавших с нами в прошлом году голландцев, а второй мотался по курляндским лесам и отбирал годные для корабельного дела дубы да сосны. Для вновь прибывших  срубленный ещё в Цеху барак  уже успели скатать, и за два лета просохшее помещение вкусно пахло смолой.
   Со зданием для нашей фамилии дела продвигались не так споро, но престижное строение и закладывалось сложным и многофункциональным. Помимо собственно проживания, замыслила моя умница и бизнес-центр под боком иметь. Потому сразу же из Риги привезла толкового архитектора, и под его неусыпным взглядом мастеровые уже выкладывали сводчатые перекрытия подвалов.

 Ещё при мне успел уйти в обратный путь привезший нас и руду "купец". Попутным грузом завалили его образовывавшемся уже в излишке пиловочником, да дёгтем - товаром в Европе не дешевым. Сопровождающим очередной партии тюльпанных луковиц отправился навестить Мариса и Мартина их отец.  По прибытии ему поручено было в Амстердаме пока обосноваться, да хоть вчерне теорию шкиперскую подучить - с практическим мореходством он ознакомился с отрочества.
  Вот на этой ноте  обнял я на последок доченьку и жену. И в последний раз выслушав четкий наказ непременно очаровать за поход и будущего герцога, и русских максимально высокого ранга, так как её когда-то очаровывал, всучила мне "для облегчения процесса" четверть картофельного самогона собственной перегонки. А уже в пути, в бричке обнаружил я  заброшенную с лейтенантских времён гитару. На аккорды которой и повелась когда то фройлян, добавив в любви к ним и исполнителя. Ладно, задание ясно, сбацаем для августейшей особы у походного костерка под чарочку вещь   позабористей. Не позабылось еще  что-то с  Грушевчкого фестиваля, а лучше  из "современной" попсы подберу. Принятый при Ельцине Гимн России - "Два кусочечка колбаски ... " всё из головы не выветривается никак. Интересно, каким будет Гимн лет через двадцать? Получиться должно что-то типа "Рюмка водки на столе ...".

 Выжрал августейший, всю халявную "четверть" за не очень-то долгий поход до донышка. Разумеется, удивился поначалу тому, что я и язык кривичей знаю (так здесь русский зовут). В качестве оправдательной версии  пришлось приспособить случай действительно за службу со мной произошедший. Что обучил меня и говорить, и играть "пришлый до культурной страны" тупой, но очень голосистый матрос, из каких то Окраин. Не гнал его только за песни душевные, но вот чтобы он приказы выполнял, под дурака не закосив, мне пришлось его мову самому выучить. За то в знак благодарности на прощание получил в подарок инструмент под названием то ли бандура, то ли гитара, но точно не балалайка. На последнюю, а так же на упоминание фуфайки, реагировал  как то неадекватно, хотя и сам таковую таскал, но обзывал камазелькой.
  Пикнички наши обернулись результатом - другом ровеснику стал лучшим. И когда Курляндская армия между Доргобужем и Вязьмой в селе Семлово на всё руководство противоборствующих сторон наткнулись, принц меня всем и представил. Мирные переговоры уже завершались, и практически все остались при своём. Разве только московиты отвергли предложение возглавлявшего делегацию Речи - коронного канцлера, епископа Задзика. О том что: "король польский и великий князь московский, должны вместе стараться, что бы был у них наряд пушечный, корабли и люди воинские на море Ливонском (Балтийском) и на море Великом (Чёрном), для расширения границ.
   Война подарила только возможность прославиться или приобрести бесценный опыт. Талантливым и смелым военачальником проявил себя "сосед Курляндии" литовский Гетман Христофор Радзивил, уже год и воеводой виленским числившийся. Якоб в родовом замке соседа в Биржах бывал не раз, и даже к его дочери - Катаржине сватался. Но или магнату, или паночке, чем то тщедушный юноша не глянулся, хотя отношения остались тёплыми.
  Знаменитый воевода уже с прочими присутствующими перезнакомил. Московскую делегацию возглавлял хитромудрый боярин Фёдор Михайлович Шереметьев, за свою неспокойную жизнь в неспокойное время кому только не присягавший, и кого только не предававший. Я соврал, что в 1621 году, будучи ещё ребёнком, видел его в Дании, когда он у короля Христиана, дочь того - Доротею, за Михаил Фёдоровича безуспешно сватать пытался. Вспомнить меня в толпе он, разумеется, не смог, но невинная ложь как бы сделала нас старыми знакомыми, а не недавними противниками. Потому и на просьбу курляндского принца и литовского гетмана, о предоставлении меня как неофициального, пока торгового, посланника  Государю всея Руси, обещал поспособствовать.
 


Рецензии