Странная

Жила - была на свете  девочка - подросток. Нескладная, и не умеющая себя подать.  Она жила в обыкновенном деревянном доме на окраине небольшого городка, и ходила в самую обыкновенную школу в седьмой класс.

Вы можете сказать, что седьмой класс это не первый, и можно бы уже найти свое место среди одноклассников, но, во-первых, девочка была очень неуверенная в себе, во-вторых, она была самой заурядной внешности, а в -  третьих, мальчику, который ей нравился,  нравилась другая девочка. Кроме того, она вечно краснела по поводу и без, и чаще всего молчала.

Она постоянно копалась в себе, раздумывала над тем  что, как и кому сказала; о чем вообще можно разговаривать с одноклассницами после уроков; можно ли толкнуть обидчика если он задирается; почему, когда лучше промолчать, она говорит то, что есть на самом деле, а потом ей   же от этого  только хуже.

От всего этого у Лиды было постоянно плохое настроение.  Вот девочка Нина в их классе не задается этими глупыми вопросами и всегда права. Поступает, как ей вздумается, говорит все, что ей в голову взбредет, и никто не сомневается, что именно так и надо сделать. При этом она обворожительна.  Мальчишки из кожи вон лезут, только бы она обратила на них внимание. Огромные синие глаза и толстая рыжая коса видимо сводят их с ума, а такие же рыжие веснушки на ее лице только придают ей очарование.

С этими грустными мыслями  Лида вошла в класс. В классе уже находилось несколько девчонок и мальчишек, они буквально ходили на головах и не обратили на Лиду ни малейшего внимания. Лида села на свое место и принялась тихонько наблюдать за происходящим.

Вовка, коротко остриженный белобрысый мальчишка, чем-то очень похожий на упрямого козленка,  скакал по партам. Длинноногий  Васька с упоением гонялся вслед за ним, Витька стоял у окна, на довольно безопасном расстоянии от Светки  и оттуда обзывал  ее дурой. Светка схватила учебник математики и погналась за Витькой. Тот начал носиться от нее между партами, потом изловчился и дернул за косичку. Раскрасневшаяся Светка   со злостью бросила в него портфелем. Любка сидела, закрыв уши руками, и читала учебник, надеясь что-то запомнить перед самым уроком. Она всегда так готовилась к занятиям и получала, что интересно, чаще всего четверки.   Скоро класс заполнился подошедшими учениками, все сидели в основном парами. К Лиде  за парту учительница математики посадила круглого двоечника  Володю. Она с большой надеждой поглядывала на Лиду на контрольных работах, и Лида решала для Володи его вариант работы, а домашние задания он списывал сам без зазрения совести. И учительница математики, и Володя, и Лида понимали, что это единственный выход из положения.
 Мама рассказала ей  однажды, что они с Володиной мамой вместе лежали в роддоме,  Лида  с Володей родились в один день, только у мамы не было молока и Володина мама кормила Лиду грудью. Только поэтому Лида так безропотно позволяла  Володе  списывать со своей тетрадки. Остальные одноклассники такого права были лишены. И в самом деле, пусть сами занимаются.

 В класс вошла учительница математики Виктория Николаевна. Все  мигом заняли свои места, встали, приветствуя учительницу, лица приобрели ангельские выражения.
-Здравствуйте, садитесь. Тема нашего занятия – уравнения. Но вначале проверим домашнее задание.
Виктория Николаевна уставилась в классный журнал. В классе воцарилась мертвая тишина. Каждый усиленно молил: «Только не меня, только не меня!». Ручка учительницы замерла.
-Ширяев Виктор!

По классу прокатилось легкое оживление. Ширяев все расскажет, это займет достаточно времени, возможно, спрашивать остальных она не будет.
Так и произошло. Витька, худенький, черненький парнишка,  обстоятельно прочитал задачу и ее решение.
-Садись, пять.

Витька провел ладонью по волосам, которые, почему-то, вместо того чтобы аккуратно лежать, всегда торчали вверх, особенно в области челки. Это придавало ему выражение независимости. Впрочем, он таким и был. 
-Начинаем новую тему,- Виктория Николаевна взяла в руки кусочек мела и повернулась к доске.

Тут же по классу полетела записочка и упала на парту  красавицы Нины. Нина раскрыла огромные голубые глаза, весело потеребила толстую рыжую косу и развернула записку. Класс следил за ее реакцией. Нина  обернулась в сторону мальчика бросившего  записку, улыбнулась с достоинством королевы, принимающей  полагающиеся ей знаки почести, но отвечать на записку не стала.  Все делали вид, что внимательно слушают объяснение, но на самом деле раздумывали, а что же было в этой записке? Может, объяснение в любви? Что такое любовь? Что-то таинственное и волнующее, что обязательно встретится на пути…
-Вы что, уснули?- взревела учительница.

Класс  вздрогнул, и принялся записывать  в тетрадках надоевшие уравнения.      
Лиде, кстати, уже было примерно известно, что такое любовь: «Любовь это слезы в глазах от невыносимой тоски…это горечь в сердце…это грустные дни…»

Скоро будет перемена, Лида выйдет в коридор, и увидит, этот сей предмет, который вызывает у нее такие чувства. Предмет ее воздыханий, вернее человек, нет, точнее мальчик из соседнего класса  пробежит мимо в школьный спортзал, чтоб успеть поиграть на перемене в волейбол, затем точно также с подскоками и прыжками побежит  обратно в класс на урок.
Лида не замечала, что и роста он небольшого, и учится так себе; он казался ей самым удивительным.

После уроков Лида пошла домой одна. Вот если бы ее лучшую подругу не отправили в санаторий, они бы сейчас шли вместе. А так.… У Лиды больше не было подруг и от этого ей было очень одиноко.
               
Старший брат Серега был уже дома.
-Почему   ты хмурая?- спросил он, жуя  на ходу хлеб.    
- Да так…
 Лида сняла пальто и прошла на кухню. Так и есть, на столе крошки, в раковине тарелка с ложкой.
-Серега, я что ли, за тебя мыть буду?
-Помой за меня посуду…- закривлялся Серега.

Мелкая потасовка закончилась тем, что Лида согласилась вымыть тарелку, а Серега  открыть банку консервы.
Пообедав и приготовив  ужин - мама очень попросила, сказав, что придет поздно - Лида уселась учить уроки. Брат пристроился рядом,   но так и застыл с открытой книжкой.
-Ты что, в облаках витаешь?- толкнула его в бок Лида.
-Лида,- вдруг спросил Серега,- а как узнать, нравишься ты девчонке или нет?
-Откуда же я знаю?
-Ну, ты же девчонка…
-Ну и что, я этого не знаю.
-Как же так, вот смотри, к примеру, дарит тебе парень цветок, что ты будешь делать?
- Где ты цветок посреди зимы возьмешь?
-Я, к примеру…   хотя, можно и пластмассовый…тебе бы это понравилось?

Лида задумалась, вот если бы,  сей предмет ее воздыханий, вернее, парень,  подарил ей цветок, и пусть бы он был хоть трижды пластмассовым, она бы очень обрадовалась.
-Я бы обрадовалась, если б парень мне нравился.
-А если нет?
-Не обрадовалась.
-Так просто? Подарить цветок и будет понятно?
-Да, но что ты будешь делать, если она его не возьмет?
Или возьмет, но так неопределенно  улыбнется и пожмет плечами?
Лида вспомнила Нину из своего класса.
Серега взял учебник и пошел в другую комнату.
-Не мешай мне учить уроки.
-Это я тебе мешаю?
Брат хлопнул дверью.
На следующее утро, проснувшись, Лида услышала, как за окном завывает поземка. Залезла с головой под одеяло, зажмурив глаза: опять в школу! Все дни похожи один на другой.
-Лида, Сергей, вставайте, в школу пора, - поторопил их отец.

В комнате было очень холодно, печка почти полностью остыла.  Лида быстро выскочила из одеяла и начала одеваться. Холодный пол обжег ступни. Где же носки?   Серега еще только высовывал голову и щурил глаза. Его кровать стояла почти у самого окна, там было еще холодней.
Одевшись в рекордное время, брат с сестрой пошли завтракать. Манная каша. Спасибо. Выскочив на улицу, пошли к остановке. Серега, увидев приближающийся автобус, бросился  ему наперерез, успел заскочить в него и уехал.

На остановке остались менее расторопные и наглые пассажиры. Пробираться к дверям, расталкивая локтями желающих уехать, Лида была не способна.   Оглядевшись, увидела  знакомую с детства картину:  с одной стороны улицы стояли частные домики, окруженные заснеженными деревьями, на другой стороне  высились новостройки разрастающегося городка.   Не хотела бы она жить в таком скворечнике.  К остановке подходили знакомые школьники. А вот и ее автобус.

Лида вошла в переполненный класс, сейчас будет урок физики. Лида пересела на первую парту. Прозвенел звонок и в класс вошел интеллигентный молодой человек в строгом костюме и в очках.  Ученики кто встал, кто продолжал сидеть, разговоры не утихли. Не сделав никому замечаний, учитель подошел к столу и начал урок. Если этот урок можно было назвать уроком. 
Все занимались своими делами. Преподаватель, не обращая ни на кого,  ни малейшего внимания, что-то объяснял и записывал на доске бесконечные формулы.    Мальчишки, улучив момент, когда он поворачивался к доске, начинали кривляться, и передразнивать учителя, звучали даже обзывки в его адрес: Фотя, Фотя! 
 Оказалось, одна Лида внимательно слушала его объяснения, и пыталась что-то расслышать сквозь шум и гам.  Это удавалось с трудом. Ей было до слез жаль этого молодого человека. Видимо, он  через край образован, но столь же неспособен управлять подростками в их самый неуправляемый возраст двенадцать - четырнадцать лет.  Она пыталась утешить его тем, что  внимательно слушала объяснения,  но он, казалось, не замечал и этого.   Наконец, прозвенел звонок. Учитель вышел из класса   под улюлюканье совсем распоясавшихся мальчишек. 

В класс вошла пионервожатая Валентина Ивановна:
-А ну, тихо! 
Все замолчали.
-Сегодня после уроков пионерский сбор,  чтоб у всех были пионерские галстуки!  У кого нет, немедленно сходите домой и наденьте!
Валентина Ивановна посмотрела в сторону парней и …Лиды…
Только тут Лида спохватилась, что забыла утром дома пионерский галстук.
Да, неприятная история.
-Люба, обратилась она к однокласснице, стоявшей рядом,- я поеду домой за галстуком.
- Может, обойдется?
-Нет, я должна поехать.
На улице разыгралась метель. Холодный ветер продувал насквозь ее старенькое пальтишко, автобусы, как назло ходили редко. Изрядно намерзнувшись и переволновавшись, Лида вернулась в школу только к последнему уроку.

После занятий все классы выстроились в коридоре для торжественной линейки.  Вперед вышла высокая худая девочка из их класса, Вера. У Веры уникальный голос. Она может говорить так громко, что ее слышно в каждом уголке их школьного коридора, даже при скоплении множества людей.  При этом она, кажется, совершенно не напрягается, и еще звучат какие-то патетические нотки, от которых идут мурашки по коже.
-Дружина! Равняйсь! Смирно!
Под потолком покатилось эхо. Все замерли. Вера повернулась к пионервожатой:
-Товарищ старшая пионервожатая! Пионерская дружина имени Павлика Морозова  для торжественной линейки построена! Внести знамя пионерской дружины!
Зазвучали горны и барабаны, отличники и хорошисты вынесли  пионерское знамя на  всеобщее обозрение и застыли в почетном карауле.
Потом выступали директор школы,  завуч, пионервожатая. Все что-то говорили о главном деле пионеров хорошо учиться и хорошо себя вести.

Наконец, Вера обратилась к ученикам:
-Пионеры, к борьбе за дело коммунистической партии будьте готовы!
Опять эхо под потолком и на миг всеобщая тишина.
-Всегда готовы!- пионеры громко и с удовольствием  прокричали ответ,  вскинув  руки к голове. Все, кто были в галстуках и без. Никто этим больше  не поинтересовался. Уставшая Лида проклинала себя за дисциплинированность. Вот дура.

Под звуки горнов и барабанов вынесли пионерское знамя и поставили в пионерскую комнату. До следующего сбора.    
Вечером Лида кое-как выучила уроки и улеглась пораньше спать.
Серега, к счастью, не узнал о ее сегодняшнем «подвиге», никто ему не рассказал, потому что никто не обратил на это ни малейшего внимания.
И хорошо, а то бы от насмешек не знала куда деваться.

Классная руководительница Людмила Мартыновна, в  большую перемену вошла в класс. Вообще - то она ведет у них немецкий язык.  Сегодня ее урока не было. Увидев ее, девчонки быстро подскочили  к ней, и  окружили плотным кольцом:
-Людмила Мартыновна, Людмила Мартыновна…
У всех появились к ней разные вопросы. Лида с удивлением наблюдала эту картину. Еще недавно девчонки презирали ее, обзывали «мартышкой» и демонстративно не замечали. Лида в их заговоре не участвовала.  Людмила Мартыновна понравилась ей сразу. Каким образом классной руководительнице  удалось завоевать расположение девчонок? Теперь они считают ее, чуть ли не своей подружкой, с соблюдением дистанции, разумеется.
Что касается Лиды, то она никогда и не пыталась приблизить или удалить эту дистанцию.  Вот если бы это же самое удалось сделать учителю физики…
-Ребята, сегодня классный час проведем в спортзале, будет мероприятие. Пока не скажу какое.
Пообщавшись со всеми сразу, Людмила Мартыновна вышла из класса.
В спортзале она неожиданно объявила:
Сейчас будем проводить КВН. Разбейтесь на две команды и выберите капитанов. Пока Лида раздумывала,  что к чему, за ней выстроилась очередь одноклассников. Все с визгом и расталкивая остальных, старались встать как можно ближе к ней.
-Нет, так не пойдет,- Людмила Мартыновна безжалостно «отрубила» хвост очереди, отвела в сторону  и объявила их второй командой.
-Выбираем капитанов!
-У нас Лидка! У нас Лидка!
-У нас Витька!
Лида оглядела обе команды. Все  уже  сейчас знали результат игры. Выиграет команда Лиды, потому что Лида знает ответы на все каверзные вопросы  Любовь Мартыновны.  Это от того  что, она много читает и  у нее замечательная память. Лида не страдает «звездной» болезнью,  она прекрасно понимает, что сразу же после игры все сразу   забудут о ее начитанности, а она и не собирается никому  об этом напоминать… Просто каждому приятно походить немного в победителях.
Дома Лида тоскливо разглядывала себя в зеркало. На щеке появился огромный красный прыщ. На самом видном месте. Как завтра идти в школу, все непременно его заметят, девчонки будут хихикать за спиной, парни  начнут отворачиваться. И кому же захочется разглядывать уродливое лицо?

Ребята и так к ней довольно равнодушны. Кроме, пожалуй, белобрысого Вовки. Иногда, она ловит на себе его взгляды, и недоумевает, что ему от нее нужно? Правда, нелепо было бы вообразить, что он влюблен, он еще совсем мальчишка! Тем более что ей неприятно его внимание.  Итак, прыщ. Это как минимум будет продолжаться несколько дней. Ходить и прикрывать его платочком еще смешней.
Лида отвернулась от зеркала и взяла в руки книгу. Ну, и ладно, все равно ее никто не любит. Вот в книге «Дикая собака Динго» все гораздо интереснее.  И она чем-то похожа на главную героиню. Наверное, тем, что не очень общительная   и улыбчивая. Значит, не так уж это и плохо? Раз о таких девочках  пишут книги и не осуждают их за это?

-Серега, ты знаешь, а наш класс сбежал сегодня с последнего урока.
-С чего бы?
-У кого–то, кажется у Васьки, мелькнула такая светлая мысль, и все согласились.
-Ты тоже?
-Я сомневалась, это ведь не хорошо, сбегать с уроков.
-И, все-таки, сбежала?
-Да-а, все так поглядывали в мою сторону. Если уж сбегать, то всем. Ведь, правда?
-Правда.
-Что-то завтра будет?
-Не переживай, всем вместе не так попадет.
 
На следующий день до начала урока в класс вошли  учительница литературы и классная  руководительница. Все притихли. Цель их визита была  понятна.
-Как вы посмели сбежать вчера с урока литературы!- Разразилась целой обвинительной тирадой Елена Васильевна.
-Как вам не стыдно, всем поставлю двойки за поведение за четверть!- Подхватила Любовь Мартыновна.

Учителя еще долго разорялись по этому поводу, а потом переключились на Лиду, как единственную виновную  в этой истории.
-А, ты Лида, как ты посмела сбежать, ты же сознательная девочка, а так поступаешь!
-Да, Лида, это очень не красиво с твоей стороны!

Лицо Лиды пошло красными пятнами. Действительно, очень стыдно, и, правда очень некрасиво, но почему отвечать за всех должна она?  Как будто, если б она осталась, то остались бы и остальные. Как бы ни так!
Настроение было испорчено на целый день.  Но только у нее.
Остальных ничуть не огорчила полученная с утра взбучка. Об этом  просто все сразу забыли. По крайней мере, никаких внешних проявлений этого Лида не заметила, и никто ей не посочувствовал. Лида целый день молчала и обдумывала ситуацию. Всем можно сбегать с уроков, а ей нет? Почему?
Очень обидно.

Их класс занял первое место в школьной игре « Зарница» и теперь они поедут на районные соревнования. Лиде было совершенно не интересно, каким образом так получилось. Ну, не любит она бегать на лыжах, не любит  и не умеет; ненавидит  снег и  зиму. Правда, старается об этом не распространяться, всем остальным, похоже доставляет удовольствие барахтаться в снегу. 
На следующий день их погрузили в автобус и  привезли в районную школу. Приехало очень много команд. Любовь Мартыновна всем объявила:  кого бы не вызвали отвечать теорию, отвечать пойдет Лида.
-Лида, ты поняла, что отвечать теорию будешь ты?
-Да, а вдруг вызовут мальчика?
-Тогда  в любом случае пойдет Ширяев.  Всем понятно?
Учительница говорила это тихонько,  отведя ребят  в сторону.   Все закивали головами.
Вскоре они занял свое место в строю. К ним подошла незнакомая учительница и громко объявила:
-Люба Ганева идет отвечать теорию. Люба, пойдем со мной!
Лида протиснулась сквозь строй одноклассников и пошла за учительницей.
Ее завели в просторный класс. Там уже сидели ребята и что-то писали. Лиду подвели к  столу.
-Как твоя фамилия?
-Пенева
-Как?
-Ганева,-  поправилась Лида, сделав, насколько это возможно, невозмутимое лицо.  « Если что, скажу, что у папы с мамой разные фамилии», - лихорадочно соображала она.
Учительница пристально посмотрела на нее, но ничего не сказала.
Лиде дали билет по гражданской обороне. Она была уверена, что ответила, правильно. Лида много раз читала эту книжечку, где описывались ужасы после взрыва атомной бомбы.  Предполагалось, что если спрятаться в укрытие, или ложбинку, то можно выжить. Лиде казалось, что выжить, никак не получиться, и от этого становилось очень страшно.

Следующим заданием было найти предмет в лесу по азимуту. Все бросились на ближайшую заснеженную поляну, к судье, который раздавал такие задания. Только лыжи засверкали.
Лида притащилась  самой последней. Их класс стоял и терпеливо ждал, когда же она приковыляет, чтоб показать, в какую сторону им бежать дальше. Лида спешила изо всех сил, запыхавшись, взяла карту, компас, сверила азимут и махнула рукой в сторону леса.
Одноклассники мигом умчались, а Лида повернула обратно к месту сбора. Ей все равно их не догнать. Она так и постеснялась кого-нибудь, потом спросить, правильно ли  показала направление, и что они там, собственно,  нашли.  Их класс занял четвертое место.  Наверное, если б Лида быстрее бегала на лыжах, могли бы занять и третье. Какой стыд.

После «Зарницы» у Лиды заболело горло, и ей дали освобождение от уроков. Какое счастье! Можно отоспаться и что-нибудь почитать. Пусть только температура немного спадет, а то голова болит. Серега утром завистливо посмотрел в ее сторону и ушел в школу, родители тоже ушли на работу.
Лида осталась дома одна, не часто выпадают такие праздники. Она залезла под одеяло и взяла в руки журнал « Семья и школа». Мама  выписывает его каждый год.  Лиде кажется, что кроме нее, этот журнал никто не читает. Так, ну и как же надо воспитывать школьников? Сейчас она узнает все секреты взрослых.

Стоп, а это что за статья?  «Типы нервной деятельности». Сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик! А кто же она? После долгих размышлений Лида пришла к неутешительному выводу: она относится к меланхоликам, это самый слабый тип. Как же так? Ей совсем не хочется быть слабой. Что же делать?
Лида снова задумалась. В размышлениях прошло несколько дней. Вывод: запретить себе, копаться в себе, разглядывать себя с разных точек зрения,  постоянно оценивать свое поведение, свои разговоры с другими людьми...  Примером ей послужит … красавица Нина из их класса.
С этого дня Лида взяла модель поведения Нины: «У меня прекрасное настроение!   Говорю первое, что  придет на ум! Не обдумываю все события задним числом! Я все делаю правильно!».
Вначале это давалось ей с трудом, а потом и сама заметила сдвиги в лучшую сторону. Она начала спокойно общаться с одноклассниками,  поступала так, как считала нужным без оглядки на окружающих, стала заметно спокойнее  и веселее. И уже через какое-то время смогла причислить себя к  флегматикам…
А то ведь доходило до того, что она все свободное время читала книги, а с людьми просто боялась общаться…
                На перемене в класс вошел самый задиристый мальчишка во всей школе, Ковалев. Он начал приставать к ребятам, явно провоцируя их на драку. Связываться с Ковалевым никто не хотел, у него все дружки такие же, потом проходу не дадут. Парни молчали и,  втянув голову в плечи, отходили в сторонку.
Лида не выдержала, и что-то сказала в адрес Ковалева. Что-то не очень лестное. Он как будто только и ждал этого момента. Подошел к Лиде и ударил ее по лицу. Потом оскалился в мерзкой улыбке и пригрозил:
-Только попробуй нажаловаться, хуже будет!

Лида закрыла рукой горящую щеку и отвернулась к окну. Из глаз побежали слезы, хотя она всячески их сдерживала.
Ковалев мерзко оскалил зубы, захохотал и победителем вышел из класса. Такого унижения Лида еще никогда не испытывала. Прозвенел звонок. Все сели на свои места. В классе было необычно тихо.
Только потом Лида поняла, что стала громоотводом для парней. Иначе он побил бы кого - ни будь из них. Что унизительней, когда бьют парня или девчонку?  Лида никому не пожаловалась. Если сказать брату, они будут потом преследовать его. Сказать классной, будет позор на всю школу.
Сказать родителям…    Нет, этот вариант самый плохой. Вряд ли они смогут чем-то ей помочь. Скажут, разбирайся сама. Но как же плохо на душе. Самое обидное, что он всех бьет и все молчат.

Сейчас будет урок географии, все уткнулись в учебники, с Зоей Ивановной шутки плохи. Вошла учительница, все мигом вскочили, замерли.
-Садитесь!- громко и величественно сказала Зоя Ивановна,- проверяем домашнее задание. Вася, к доске!
Вася вышел на середину класса.
-Подойди к карте и покажи, где находится пролив Дарданеллы.
-Васька нерешительно повертел в руках указку и промолчал.
-Садись, два! Света, покажи, где находится, мыс Франца Иосифа.
Светка вышла к карте, ткнула указкой куда-то наугад, но не попала.
-Садись, два! Володя, покажи, где находится Австралия.
Володя даже не вышел к карте, стоял, повесив голову
-Садись, два!
Похоже, Зое Ивановне доставляло удовольствие ставить двойки. Лиду она спрашивала на прошлом уроке, и сегодня не должна бы вызывать к доске, но Лида, зная ее характер и желание подловить ученика, вчера часа два сидела над картой и запоминала, что где находится из этого огромного списка, который она им продиктовала накануне.
-Лида, выйди к карте!
Так и есть, Лида ничуть не удивилась и спокойно вышла перед классом.
-Покажи, где находится…
Вот уже минут десять Лида мечется от одного угла карты к другому, показывая все, что просит учительница. Кажется, пройден уже весь список.
Наконец, Зоя Ивановна недовольно сказала:
-Садись, пять. Начинаем новую тему.
В это время некстати завозился  белобрысый Вовка. Зоя Ивановна метко стукнула ему указкой по рукам.
-Сидеть!
Вовка спрятал руки и замер.
Зоя Ивановна начала говорить. Витька что-то шепнул своему соседу и тут же получил указкой по голове.
-Молчать!
Она ходила по классу и зорко высматривала нарушителей дисциплины. Всех  непременно ждал шлепок, подзатыльник, и даже оскорбление...
Под конец урока Зоя Ивановна разразилась нравоучительной тирадой:
- Тупицы, болваны, дураки, ничего не понимаете! Зачем вы ходите в школу, всех надо выгнать, идите работать в колхоз! Все бестолковые, и как вас земля носит!   Двоечники приведите родителей! Ваши родители учились у меня. Я знаю, что они ничего абсолютно не знают! Они тоже двоечники!
У Лиды испортилось настроение. 
К счастью, прозвенел звонок.  Зоя Ивановна величественно выплыла из класса с сознанием  честно выполненного долга. 
 
Незаметно пришла весна, а потом и лето. Начались каникулы. Среди учеников прошел слух, что Любовь Мартыновна и физик ушли из их школы.
Значит, опять будут новые учителя. Почему они так часто меняются?

К ним домой прибежала, запыхавшись, Катя. Дверь открыл Серега.
-Лида дома?
-Катька, ты что ли?
-Да, я только что приехала!
В коридор на шум выскочила Лида
-Катя! Ты вернулась!
Подруги запрыгали на месте от избытка эмоций.
-Лида, привет! Я так соскучилась по дому!
-Я тоже по тебе скучала… Мне совершенно не с кем поговорить, когда тебя нет!
-Ну, началось,- Серега повернулся и вышел на улицу, а Катя с Лидой  даже не заметили его отсутствия.
Они рассматривали друг друга и находили мельчайшие изменения внешности, хотя, если б видели друг друга каждый день, то вряд ли бы все это заметили. Катя сильно выросла, ее светлые волосы почему-то начали виться у висков. Синие глаза смотрели уверенно и прямо. Знакомые ямочки на щеках стали еще привлекательней, а голос, когда она говорила с Лидой, был необычно ласков.
Интересно, а как за этот год изменилась она, Лида?
Подруги начали, не  умолкая болтать, перебивая друг друга.

Почему-то каникулы всегда проходят очень быстро. Вот и эти не стали исключением. Уже август. Лида с Катей развлекались тем, что катались на велосипеде, купались в ближайшей речке  и играли с парнями в футбол.

Для Лиды это была возможность как можно чаще видеть предмет своих воздыханий. Для Кати… Кате, кажется, никто из мальчишек не нравился. Зато она нравилась многим.  Похоже, красавице Нине придется подвинуться с пьедестала и уступить место  Кате. Задевало только то, что и мальчику Коле, который ей  нравился, понравилась Катя. 

Катю вообще как будто подменили, там, в санатории.  Уезжала одна девочка, а приехала совершенно другая: красивая, гордая, уверенная в себе.  Коля тоже старался, как можно чаще, видеть предмет своих воздыханий, то есть, Катю. Наверное,  поэтому, они втроем, очень много времени проводили вместе.

До приезда Кати у Лиды была какая-то надежда на взаимность, что-то иногда мелькало между ней и Колей, такое волнующее и приятное…    А теперь… Теперь этого нет…
«Тебе нравится моя подруга, ты очень мил, и очень вежлив с ней…».

Лида с Катей мечтали, чтобы первого сентября была сухая солнечная погода и тогда они пойдут в школу в новой форме, в белом фартуке и белых туфлях.   
Если бы еще астры не замерзли к этому дню, то это было бы счастье.

Проснувшись утром первого сентября, Лида первым делом выглянула в окно. Дождь! Льет как из ведра. Ну, вот, как всегда, придется надеть старый плащ, и резиновые сапоги. И еще платок, чтоб кудри окончательно не развились, пока добираешься до школы. Просто закон подлости какой-то: «В деревне Гадюкино  дожди…»

Торжественная линейка, посвященная первому сентября, прошла не очень торжественно. Все толпились в спортзале,  противный мерзкий дождь так и не перестал моросить.  Познакомили с новыми учителями, вывесили расписание занятий.   
Вместо Людмилы Мартыновны классным руководителем у них будет учительница литературы Елена Васильевна. Все переглянулись и  заметно приуныли. Елена Васильевна не понимала шуток, без промедления ставила двойки и делала резкие замечания.
Приехал новый физик вместе с женой, тоже учительницей по физике. Нового физика, Алексея Сергеевича,  назначили директором школы. Приятный мужчина, по  рядам  школьников  прокатилось оживление.  Этого не будут провожать из класса улюлюканьем. А куда же интересно, делся милый ее сердцу прошлогодний физик? Только бы он не работал больше учителем. 

Алексей Сергеевич всем улыбался (даже старшеклассницам!), а к  старшеклассникам обращался на «Вы». Ну, и как после этого безобразничать? Жаль, физику у них будет вести его жена. Она такая некрасивая и в очках. Интересно, что он в ней нашел?

Лида все высматривала  в толпе  десятиклассников  Колю.  Иногда его удавалось заметить. Он как обычно смеялся и ставил подножки девчонкам.
А вот и ее братец, разговаривает с одноклассницей и при этом глупо хихикает. Видел бы себя со стороны. Хоть бы девчонка была красивая, а то маленькая, косички какие-то глупые и еще одета  черт знает  как. Форма явно ей велика, видимо купили на «вырост». Хотя, все они в этой  давно и бесповоротно надоевшей  форме тоскливо-коричневого цвета выглядят как цыплята от одной курицы. 

Катино появление в классе не осталось без внимания.
- Катька, привет, как дела?- подошел  к ней длинноногий Васька.
-Привет, хорошо!
-Катя, ты с кем будешь сидеть?- Поинтересовалась Светка.
-С Лидой, с кем же еще?
-Ребята,- закричал Витька,- с нами будет учиться второгодник Сашка из 8-б!
Все осмотрелись. Второгодника нигде не было видно. Ну, на то он и второгодник, чтоб не прийти первого сентября.

Начали занимать парты. В этом году, к счастью, они смогут сидеть с кем захотят, и никто не будет их пересаживать на свое усмотрение на своих уроках. Прошлогоднего второгодника Володи с ними не будет, перевели в параллельный класс.

Лида с Катей сели на третью парту в первом ряду. В случае чего можно спрятаться за соседями и попрыскать со смеху;  в то же время достаточно все хорошо видно и слышно, что происходит у доски, на первых  и на последних партах. Правда, парты перед ними еще никто не занял, никому не хочется сидеть на самых глазах у учителя. Нина, у которой голубые глаза стали еще голубее, а рыжая коса еще толще, тоже подошла к Кате:
-Ты вернулась? Тебе понравилось там учиться?
-Нет, дома лучше. А как тебе наша классная руководительница?
-Предчувствую, будет тоска.

Нина оглядывалась по сторонам  в поисках привычного обожания в глазах ребят, но что-то произошло, обожание исчезло. Нина,  еще не понимая в чем дело, уселась за одну парту с  Любой.   Парни заметно  изменились. По партам никто не скакал, и девчонок никто не обзывал. Или еще не освоились?

Девчонки вместо традиционных белых бантов завили кудри и прицепили заколки.  Даже резиновые сапоги не мешали заметить, что все они очень похорошели.
-Катя, смотри,- Лида бросила взгляд на двери.
Мимо их класса проходил Михаил Александрович, учитель физкультуры. Он был высок, хорошо сложен и вызывал приятное впечатление.
- Да-а,- Катя закатила глаза и улыбнулась.
 Потом, спохватившись, заметила:
-  А как же мы будем заниматься, у нас ведь нет трико?

Действительно, у большинства ребят не было спортивной формы. Ее просто не продавали в магазинах, а если кому-то из родителей и удавалось ее купить, то по большому «блату». При таком положении вещей родители справедливо рассудили, что спортивная форма не нужна совсем. Парням было проще, они занимались в брюках. А вот девчонки…

Когда на следующий день Лида с Катей вошли в класс, то обнаружили, что на парте перед ними сидит второгодник  Сашка. Сашка обворожительно улыбнулся подругам и сказал:
-Какие вы обе красивые! Даже не понятно, кто из вас красивее.
Лида с Катей онемели от удивления.  Еще никто и никогда вот так в открытую не выражал им свою симпатию.  Эту фразу слышали почти все, но почему-то никто пакостно не захихикал. Подруги молча уселись на свои места, пытаясь  невозмутимо улыбаться. 

Прозвенел звонок. Вошла новая учительница физики, назвала свое имя,  и начала урок. Сашка повернулся спиной к учительнице и принялся рассматривать Лиду с Катей, подперев  рукой щеку. Видимо, это занятие доставляло ему большее удовольствие. Физичка улыбнулась и обратилась к нему:
-Как тебя зовут?
-Саша.
-Саша, будь добр, повернись лицом ко мне.
-Хорошо.
Саша   снова обворожительно улыбнулся, на этот раз  учительнице и начал смотреть на нее.
Лида с Катей  облегченно вздохнули. Странный парень. И симпатичный, хоть и второгодник. Он явно их  старше. Наверное,  оставался на второй год несколько раз. 
Физичка продолжала говорить и записывать формулы на доске. Постепенно класс переключил все свое внимание на нее.
 
Через неделю им объявили, что начинается битва за урожай.  Всех учеников с пятого по десятый класс отправляют на уборку картофеля в пригородное хозяйство. Возить в поле будут на автобусах. С каждым классом едет и классный руководитель. Форма одежды рабочая, при себе иметь ведра. Каждый год эта новость воспринимается как самое большое наказание. С одной стороны хорошо, что не учиться, а с другой…
Вдруг выпадет снег?  Нет ничего противнее, чем убирать картофель  под снегом.

Елена Васильевна расставляла ребят на поле. Четыре рядка по двадцать метров  на два человека.
Другой конец поля виднелся где-то в туманной дымке.  Приехали трактора,  начали копать картофель, привезли мешки.  Подруги работали рядом.
-Надо же, сколько нынче картошки наросло,- возмущалась Катя
-Да, уж. Нам ее никогда не убрать.
-Смотри, вон там работают десятиклассники. Видишь, вон Коля и Витя.
 -Да, а вон там работают Лешка и Сережка,- Лида махнула рукой в сторону туманной дымки.
-Помнишь, как мы с тобой были влюблены в Сережку в четвертом классе?
-Да,- рассмеялась Лида,- и почему-то были этому очень рады. Общая тайна нас объединила!
- А ты посмотри, как вырядилась Нинка. Будто и не в поле работать собралась
-Да ну ее, еще пожалеет, если дождь начнется.
-А как ты думаешь, дождь сегодня будет?
-Вчера я хотела определить это по закату, но были тучи. А если солнце падает в морок, то на следующий день будет дождь.
- Пока солнышко, но что будет к обеду?

Часа через два работы шутки и смех постепенно сникли. Появилась усталость. Спина не хотела больше нагибаться и разгибаться. 
Решили сделать перерыв. Все уселись на мешки с картошкой и достали съестные припасы. Грязными руками ломали хлеб, брали соленые огурцы.
Все равно руки вымыть негде. Появилась Елена Васильевна:
-Заканчиваем перерыв, всем работать!
Она ходила по полю и  добросовестно следила за порядком.

Опять начали собирать картошку. За самой мелкой уже не было сил наклоняться. На нее нечаянно наступали и зарывали обратно в землю.
Оглянувшись, подруги заметили, что этот фокус проделывают не они одни.
-Лида, что будет на поле после дождя!
-Ну, мало ли, картошка не вся выкапывается. Это же не вилами дома копать.
-Да, сейчас придем домой и опять на картошку. Теперь уже домашнюю…
Наконец, картошка была собрана в мешки, и объявили об отъезде. Все пошли к автобусам, поглядывая на результаты своей работы. Все поле было заставлено мешками с картофелем.  Успеют ли  увезти их  до завтрашнего дня, или они будут стоять тут неделю?

На следующий день в перерыве между работой к ним подошли Коля и Витя.
Они, смеясь, осмотрели участок.
-Собирайте лучше, смотрите, сколько картошки осталось! - подтрунивал Коля.
-Вы ее, наверное, затаптываете, - подхватил Витя.
-А вы откуда знаете, что ее можно затаптывать? - наперебой начали возмущаться подруги.
-Ладно, ладно, сдаемся,- притворно поднял руки вверх Витька.  На его добродушном  лице сияла улыбка.

Лида вообще никогда не видела его хмурым и злым. Сейчас он явно хотел, чтоб Катя обратила на него внимание. Катя тоже начала смеяться и бросила картошку в Витьку. Тот поймал ее рукой:
-Не зря я в теннис играю, реакция есть! Лови!
Он тоже бросил картошкой в Катю, но с таким расчетом, чтоб та могла ее поймать.

Коля подошел поближе к Лиде и дернул  за платок на голове, она в это время пыталась вывалить ведро с картошкой в мешок.
-Давай помогу!
Он быстро выхватил ведро из ее рук.
-Держи мешок!
Странно как-то, что это он?

Потом все сели на мешки отдохнуть. Подошли Сережка и Леша. Вид у них был усталый, но шкодливый. Наверное, получили свою порцию внимания от девчонок и сами не остались в долгу.
-Пойдем работать, вон  Елена Васильевна идет,- сказал Леша,- сейчас нагоняй даст!
К их участку и вправду приближалась учительница.  Парни встали, еще раз шутливо подергали подруг за косички и ушли.
Лида смотрела им в след. Какие они все разные. Коля кажется немного смуглым из-за загара, карих глаз и черных волос. У Вити светлая  розовая кожа, как у девчонки  и синие глаза. Сережа -  высокий, худощавый и светловолосый - из их класса, но дружит с десятиклассниками.  Он и в математике здорово разбирается; Леша… впрочем, внешность у Леши самая заурядная, Лида не может найти в нем что-то особенное. Объединяет их, пожалуй, то, что все они и мухи не обидят, не то, что девчонок.

Через две недели работы в поле руки у всех стали грубыми и не отмывались от земли. Под ногтями прочно обосновалась черная полоска грязи. Спина  постоянно ныла,  а ноги гудели. Хорошо, хоть успели с уборкой до снега.
После трудового десанта возвращение в школу было праздником.

Шел уже октябрь месяц, осень в этом году не радовала. Небо заволокли тучи, они висели так низко, что  даже днем был какой- то полумрак. Мелкий дождь, как будто его разбрызгивали через сито,  моросил  пополам с  упорством и безысходностью.
Жидкая грязь залила не только проселочные дороги, тропинки, но и асфальт центральных улиц городка. Приходилось постоянно ходить в резиновых сапогах. Приносить в школу вторую обувь, было не принято, возможно, потому, что она имелась не у всех. С одной стороны в магазине не было нужной обуви, нужного размера, с другой - не все родители могли ее  приобрести.

Жизнь как будто замерла. Классы заполняли полусонные мальчишки и девчонки, и только ко второму или третьему уроку все как-то оживлялись.
Вот в такую оживленную перемену и вошел в их класс ученик десятого класса Великанов.
-Ребята, внимание! Сегодня у вас будет классный час. Будет обсуждаться вопрос о приеме в комсомол. Явка строго обязательна!
-В комсомол?
-Нас будут принимать в комсомол?
-Если выучите «Устав комсомольской организации» и ответите на все вопросы.
Он вышел из класса.

-Лида, ты хочешь вступить в комсомол? - спросила  Катя.
-Конечно. Все старшеклассники – комсомольцы…
-Не все. Второгодников не принимают, и самых злостных хулиганов.
-А ты хочешь быть не как все?
-Нет, белой вороной я быть не хочу.
-Я тоже.
-Значит, будем учить устав.
-А с другой стороны, наверное, это здорово, быть комсомольцем, значит, мы уже не маленькие дети.

Во время классного часа Великанов долго рассказывал о комсомольской организации, хотя всем  это было уже давно известно, и каждому дал маленькую красненькую книжечку «Устав…». Назначили день приема в комсомол.
Лида с Катей как всегда ответственно подошли к делу: прочитали устав вдоль и поперек, заучивали наизусть целые наиболее  трудные фразы, экзаменовали друг друга  по очереди.

А вот и день приема в комсомол. Все пришли в парадной школьной форме: белый воротник, белый фартук, ребята в белых рубашках. Весь класс посадили  в автобус и повезли в райком комсомола. Комиссия состояла из нескольких человек. Заходили к ним в кабинет  по одному. Натерпелись  страху, как на экзамене…

Зато все ученики их класса стали комсомольцами.  Только второгодник Сашка не обратил ни малейшего внимания на это событие, и не поинтересовался происходящим. Он вообще редко бывал в школе.  А если и приходил на уроки, то неизменно, во время учебного процесса искренне восхищался красотой Лиды и Кати, повернувшись спиной к учителю.

Подруги уже привыкли к его обожанию, шутили и кокетничали. Сашка, вроде бы  не глупый парень, но совершенно равнодушный к учебе, весело делал комплименты, неуклюже пытаясь ухаживать то за Лидой, то за Катей. Он так и не определился в выборе, кто же из них красивее.   

Наконец, погода утихомирилась, ночные заморозки разогнали тучи, выглянуло солнце, и подруги однажды  вечером в субботу решили сходить на танцы в дом культуры.   Некоторые девчонки из их класса уже давно ходили на танцы, встречались с парнями, а на переменках  о чем-то шушукались и хихикали.  Все это вызывало закономерное любопытство и …зависть.

Завив кудри и накрасив ресницы, подруги отправились в  клуб. И как же были удивлены, увидев там почти в полном  составе  весь свой восьмой класс, девятый и десятый.
-Катя, смотри, вон там, у окна Коля и Леша.
-Да, а вон наши одноклассницы Нина и Светка.
-Даже мой братец здесь, а я все думала, где же он пропадает вечерами.
-Тут еще  Витя из десятого,- Катя неожиданно оживилась, - у меня тушь на глазах не размазалась? А волосы хорошо лежат?
-Они у тебя всегда хорошо лежат, потому что немного вьются.
-Давай выйдем в фойе, я посмотрюсь в зеркало.

В танцевальном зале играла музыка, мальчики приглашали девочек, иногда объявляли  «Белый танец»; в фойе стоял теннисный стол, желающие  с упоением гоняли теннисный шар; площадка перед ДК была покрыта  асфальтом, хорошо освещалась, музыка  была слышна и здесь.
Едва девочки вернулись в зал, к ним подошли неразлучные друзья:  Коля, Лёша, Витя и Сережа.
-Привет, девчата!
-Здравствуйте!
Подруги сделали вид, что нисколько не удивились их вниманию.
Ребята улыбались:
-Пойдем к окну, там удобнее.
-Пойдем!
-Слушайте анекдот,- начал рассказывать Витька,- растворимый кофе привезли на базу, растворимый кофе растворилось сразу!

Все дружно рассмеялись. Если честно, Лида никогда не пробовала растворимый кофе.
-А вот еще один, - подхватил Сережка. Он немного протиснулся вперед:
«-Мясо есть?
-Нет.
-А рыба?
-Рыбы нет в магазине напротив».
 Шутки и анекдоты сыпались как из рога изобилия. Лиде и Кате стало по-настоящему весело и интересно.

-Можно пригласить на танец?
Перед Лидой стоял Коля.
Лида посмотрела ему в глаза, смущенно улыбнулась и они, взявшись за руки, пошли в центр зала. Она первый раз танцевала с парнем и с кем!
Они играли вместе в футбол, катались на велосипеде, знали друг о друге, кажется, все, но танцевали сейчас как совершенно незнакомые люди.

Наконец, Коля, собрался с духом и сказал:
-Какая хорошая музыка. Тебе нравится Поль Мориа?
-Да, очень.
-А почему вы раньше не ходили на танцы?
 «Неужели он ждал ее здесь?»
-Погода какая-то плохая была, не хотелось никуда идти. Грязно очень.
-Ну и что, я провожу тебя, если ты не против этого, - неуверенно закончил он.
 -Я? Нет, я не возражаю…
« Я люблю тебя, ты давно всей души моей властелин…»

Музыка обволакивала, ноги были ватными, ладони вспотели, а душа пела и ликовала!
Недалеко от них танцевали Катя и Витя. Катя выглядела очень довольной, а добродушное лицо Вити покрылось румянцем и сияло ослепительной улыбкой.   Катя улыбалась в ответ.

На следующий день Лида с Катей  о чем-то загадочно шушукались и хихикали.
-Лидка,- вмешался брат,- неужели все девчонки такие болтушки?
-Мы не болтушки. Мы делимся впечатлениями. А как у тебя дела с Валей?
-С какой Валей?
-Ну,  с этой, у которой косички в разные стороны.
-Между прочим, она классная девчонка, и, наверное, не болтает сейчас обо мне, как вы.
-Конечно, нет, она просто советуется с подругой, как ей сделать так, чтоб ты любил ее вечно!
-Да, ну, вас, девчонок! Вечно вы все перевернете!
Серега ушел в другую комнату.

Лида шла домой из библиотеки. Сдала книгу «Тихий дон» Шолохова. Между прочим, так и не прочитав ее. Пожалуй, это была первая книга, которую Лида не смогла прочитать по программе литературы.  Вот именно, не смогла.

Когда начались описания того, как людей выгоняли из дома, все у них отбирали, и еще некоторых увозили неизвестно куда, Лиду охватил ужас.
Она представила на секундочку, что все это происходит  сейчас, и с ее семьей… нет, это просто невозможно представить.

Какая же смута была в стране, как же страдали люди, и неужели все это было на самом деле? А что бы делали они с братом и родителями, если б у них отобрали дом и все что им принадлежит? Ответа на этот вопрос Лида не нашла и не нашла ничего лучшего, как просто сдать книгу обратно в библиотеку. 
Елене Васильевне, учительнице литературы, придется довольствоваться пересказом мнения  критиков об этой книге.  Критики, вообще, находятся, в более выгодном положении, чем писатели.

Писатель, старается, пишет, а критик возьмет и как-то по-своему все это поймет, поэтому Лида больше надеялась на свое мнение, чем на мнение критиков, а читала их только потому, что этого требовала учительница.  И вообще она заметила, что  они проходят далеко не самые лучшие произведения писателей, самые лучшие остаются за рамками школьной программы. И кто только, эти самые программы составляет?

В раздумьях она не заметила, как оказалась около дома белобрысого Вовки.
Он как будто только и поджидал ее тут, выскочил из дома с собакой и начал эту злющую собаку натравливать на Лиду.  Лида побледнела. Собака лаяла и бросалась на Лиду, вот-вот укусит.
Вовка продолжал подбадривать пса. Лида знала, что в таких случаях нельзя убегать от собаки, тогда она догонит  и обязательно укусит…    Поэтому она стояла, из глаз побежали слезы от обиды и страха.  Наконец, до Вовки дошло,  что надо убрать пса. Он схватил его за ошейник и утащил домой.
Лида шла  и плакала, за что он так с ней?

В переменку к Лиде и Кате подошла Нина:
-Девчонки, а у меня завтра будет день рожденья! Я вас приглашаю к себе домой!
-Да-а, вот спасибо!
-А кто еще будет?
-Да почти весь наш класс, мне ведь исполняется шестнадцать лет! И еще Коля, Витя, Леша, - она многозначительно посмотрела на подруг.
-Конечно, мы придем.
-А что подарить?
-На ваше усмотрение.

Она отошла,  а Лида и Катя,  обрадовано переглянулись:
-  Наверное, будет очень интересно.
-Да, а что надеть?
-Наверное, что-нибудь нарядное.
-У меня нарядное платье летнее, а сейчас уже зима.
-У меня тоже…
-Я подарю книгу.
-Я  еще не знаю, что, надо сходить в магазин.
-А что есть в магазине такого,  чтоб недорого?
-Да, ты права, денег у меня нет.
-А у кого они есть.

В назначенное время подруги пришли к Нине домой. Большая Нинина семья жила в здании бывшего детского сада. Лида помнила, как она приходила сюда совсем маленькой девочкой.
С этим домом было связано много воспоминаний.  А вот и ее любимая веранда. Здесь они гуляли во время дождя.  Кажется, раньше веранда была значительно больше. Вот здесь, в этом углу, она однажды поймала бабочку. Бабочка еще не совсем проснулась после зимы и легко далась в руки.
Лида разглядывала ее такие красивые крылышки, а потом увидела, что с крылышек от ее рук  исчез рисунок. Бабочка поблекла и  стала некрасивой…    Лида отпустила ее, но бабочка сложила крылышки и осталась лежать.  Бабочку было очень жаль, но сделать уже ничего было нельзя…

Когда  они с Катей вошли в дом, то увидели, что все уже в сборе. Их усадили за большой обеденный стол, Лида  помнила этот стол, он, оказывается, так и стоит тут с тех пор. Подали тарелки, вилки  и налили по рюмке красного вина. Лиде еще не приходилось пить вино, наверное, папе бы это не понравилось.  Но ведь день рождения, все подняли рюмки, и выпили за именинницу.

Потом сидели, ели, пили, разговаривали. Лида ограничилась одной рюмкой, но все равно, когда поступило приглашение выйти из-за стола и пойти танцевать в соседнюю комнату, почувствовала головокружение, а ноги не слушались. 
-Катя, ты можешь встать?
-Не знаю, у меня кружится голова, но давай все же пойдем.
Девочки неуверенно отправились в соседнюю комнату.

Здесь раньше была игровая. Лида мысленно увидела маленьких мальчиков и девочек, которые сейчас были ее одноклассниками, стояли рядом, смеялись от выпитого вина и, кажется, совсем забыли про  детский сад.

Коля и Витя пока не подходили к подругам и держались в сторонке.
-Давайте играть в «бутылочку»!- закричала Нина
-Давайте, давайте!- подхватил ее старший брат Генка


Немедленно все встали в круг, в центр которого поставили, пустую бутылку.
Генка, поглядывая на Катю, стал объяснять правила игры:
-Все крутят бутылку по очереди. На кого она покажет, с тем и надо целоваться!
«Целоваться?» Лида вышла из круга, Катя тоже. 
Откуда-то появился ковшик  с брагой. Ребята по очереди пили ее  и крутили бутылку. Каждый поцелуй сопровождался диким хохотом.


«Интересно, а где родители Нины и Генки?»- мелькнуло у Лиды.
В это время бутылку взял Коля и стал крутить. Бутылка показала на Лиду. И, хотя она стояла в стороне, все весело закричали, что они с Колей должны поцеловаться. Коля неуверенно направился в ее сторону.

Лида с ужасом посмотрела на него, схватила свое пальто и выскочила из дома. Лицо ее пылало, она почти бежала по дороге. «Целоваться?  При всех? Какой стыд! Да она и не умеет…». Они с Колей никогда не целовались, гуляли, держась за руки.  Один раз, когда  была гроза, он накинул на нее свой пиджак и немного обнял. Она до сих пор помнит это прикосновение. «Вдруг хлынул дождь, веселый, шумный, буйный. Пришлось одним укрыться пиджаком.
Смутившись, оба в стороны смотрели. Смеялся ливень, кажется, тайком…»



На следующий день Катя рассказала ей, что она тоже вскоре ушла, да почти все ушли,  Коля с Витей тоже. Остались только те, кто пил брагу.  Лида несколько дней избегала встречи с  Колей. Он – с ней.

   
Сегодня в расписании стоит урок физкультуры. Какое удовольствие побегать и попрыгать в спортзале. К счастью, уже март, и на лыжах они больше не ходят.

Перед уроком  Люба, смущаясь, подошла к физруку, и что-то тихонько ему сказала. Он  молча показал ей в сторону скамеек.
Все остальные носились, ничего не замечая.   Свисток физрука быстро навел порядок,  построились, замолчали. Лида стоит в строю предпоследней, за ней только Нина. Хотелось бы переместиться ближе к Кате, та стоит третья с начала, но, увы.  Парни в брюках и рубашках, девчонки в обычной школьной  форме…
-Класс, равняйсь, смирно!
Все дружно выполнили команду.  Михаил Сергеевич на своих уроках шутить  не любит, хотя в переменку охотно разговаривает с учениками.
- Мальчики, два шага вперед! Девочки шаг назад!
Все выполнили его команду.
-Девочки, кру-угом, раз-два!
Девчонки повернулись лицом к стене, парни остались стоять лицом к физруку.
-Начинаем выполнять упражнения: Руки вверх, потянулись…раз-два. Еще раз…   Поднимаем поочередно ноги, хлопок в ладоши под ногой. Правую ногу подняли - хлопок! Левую ногу подняли – хлопок…

Они еще долго выполняли всякие упражнения. Девчонки радовались, что мальчишки на них не смотрят, сами тоже не оглядывались. Парни, похоже, находились под строгим надзором физрука. А что делать? Трико-то  в магазинах не продают…
В конце урока играли в волейбол. Спокойная игра. Можно высоко не прыгать и следить за подолом…
-Катя, а почему Люба сидит?
-Ты что не понимаешь?
-Нет…
-Ну, ты, Лидка, совсем дура.
-А-а-а…   А что, об этом можно говорить?

К Лиде на перемене подошел директор школы Алексей Сергеевич:
-Лида, надо съездить в район на олимпиаду по физике.
Лида немного растерялась.
-Понимаете, Алексей Сергеевич, я не могу.
-Почему?
Как признаться учителю физики, что она не знает физику?  Двойка за четверть  будет гарантирована.
-Понимаете, я не знаю физику. Я не умею решать задачи по физике.
Директор несколько озадаченно посмотрел на нее, а потом сказал:
-Все равно надо кому-то ехать. Ты не волнуйся, я помогу.
-Ну, хорошо…
-Договорились. Завтра выходной, но мы выезжаем  утром.

По  районной школе  расхаживали парни  и девчата. Все очень уверенно выглядели. Только Лида дрожала, как осиновый лист.
Прозвенел звонок, вошли в класс, раздали задания. Каждому - свое, чтоб исключить списывание.
Те ребята, которые знали друг друга, начали перешептываться. Остальные что-то писали, зачеркивали, переписывали. Лида в своих задачках не поняла абсолютно ничего. Сиди теперь три часа и делай вид, что что-то решаешь.
Она грызла карандаш и злилась на себя, на Алексея Сергеевича, на тетку, что следила за порядков в классе. Через час объявили перерыв. В класс зашел Алексей Сергеевич, мельком взглянул на ее листок и положил перед ней свой.

На листке было решение всех трех задач. Он одобрительно посмотрел на Лиду и вышел. Тетка, которая, следила за порядком, все видела, но промолчала.  Лида оказалась перед дилеммой: списать, не подвести директора школы и получить незаслуженное  призовое место или не списывать, подвести директора школы и опозориться самой.
Хотя, неизвестно, что будет позорнее: получить незаслуженное первое место или   подвести директора.  Да, а ведь если она получит призовое место, ее и на областную олимпиаду по физике могут отправить…     Этот аргумент решил все. Лида не стала списывать решение задач.

Мужественно промучилась от безделья еще два часа, сдала листок с нерешенными задачами и молча вышла из класса. Она избегала смотреть на Алексея Сергеевича. Наверное, завтра она получит  взбучку. И его тоже жаль. Что у них за школа такая, что никто физику не знает?

Катя, поинтересовалась на следующий день:
-Ну, как съездила?  Решила что-нибудь?
-Нет. Ты знаешь, директор давал мне списать решение задач! Я не списала. Мне так стыдно, я его подвела. А ты бы как сделала?
-Даже не знаю. Хорошо, что меня не отправили.

Как ни странно, Алексей Сергеевич ничего ей не сказал. Она виновато смотрела на него при встречах, но он вполне дружелюбно ей улыбался.
И, кажется, нисколько на нее не сердился.

Елена Васильевна зашла в класс на большой перемене и объявила:
-Сегодня  пятым уроком классный час, посвященный дню рождения  В. И. Ленина. После уроков все идем на коммунистический субботник!
-Так ведь снег вчера снова выпал,- послышался чей-то робкий голос.
-Может, перенесем субботник?- подхватил кто-то
-Никаких возражений! Все идем на классный час и на субботник!

На классный час пришел Великанов, секретарь школьной комсомольской организации. Достал общую тетрадь и начал читать текст, в котором говорилось,  что 22 апреля день рождения великого вождя В. И. Ленина и в этот день принято проводить коммунистические субботники.

Ребята тоскливо слушали. Судя по толщине общей тетради, слушать они будут как раз сорок пять минут. Лида вспомнила стихи Зои Воскресенской, которые читала о Ленине еще в детском саду: « В Воскресный день с сестрой моей мы вышли со двора. Я поведу тебя в  музей, сказала мне сестра».  Тогда стихи казались ей вполне интересными. 

Великанов закончил свое выступление словами: «Ленин жил, Ленин жив, Ленин будет жить!» Все встали и захлопали  в ладоши по примеру Елены Васильевны.
-А сейчас одеваемся, выходим на улицу, берем грабли и идем убирать
мусор, - тон Елены Васильевны был беспрекословным.
Ребята перегребали сырой снег, который таял на глазах, превращаясь в мерзкую слякоть, и делали вид, что ищут мусор. Ну, где же его тут найдешь? Даже, если что-то находилось, опять зарывали в снег. Все знали, что как только  все подсохнет, объявят новый субботник, и вот тогда-то уберут они весь мусор, накопленный за долгую зиму.

Скоро все побросали грабли. Парни принялись гоняться за девчонками, те притворно верещали и не спешили убегать. То тут, то там образовывались стихийные кучки, рассказывали анекдоты, сплетничали.
-А вы знаете, почему Люба не ходит в школу?- вдруг таинственным тоном
 спросила Нина.
-Нет, почему?
Все,  кто был поблизости, быстро собрались вместе.
-А она беременна.
-Как беременна?
-От кого?
Все были просто ошарашены. 
-От парня, с которым встречается. Он недавно из армии пришел. Они хотят пожениться.
-А как же учеба?- недоуменно спросил кто-то.
-Какая  теперь учеба. Экзамены за восьмой класс сдаст экстерном.
Все молчали. Вот оно что, какая-то странная она была последнее время.
-Ребята, субботник закончен, все свободны, - возвестила, наконец, Елена Васильевна радостную весть.

Лида учила уроки. Мама была вне обыкновения не на работе  и то и дело подходила к ней с разными вопросами.
Наконец, она видимо, решилась на серьезный разговор:
-Лида, ты знаешь, что у вас в классе Люба беременна?


Похоже, этот вопрос дался ей с трудом. Лида поняла, мама хочет провести с ней воспитательную беседу. Последнее время Лида часто общалась с  Любой, у них находились какие-то общие разговоры.  Мама  знала об этом.
-Конечно.


Мама замолчала, подбирая нужные слова.
-Ты встречаешься с Колей…     Я ничего не хочу сказать, но будь благоразумной. И вообще: «Хороша, да девка, а плохой, да парень».
Лида подошла к окну, уставилась на улицу.
-Мама, я все понимаю.

Мама посмотрела на нее и больше ничего не сказала.
Вечером отец несколько раз испытующе посмотрел на Лиду, видимо, взвешивая, продолжить ему разговор или нет, но так и не решился.  Серега с недоумение поглядывал на Лиду, как бы говоря: Ну, вы девчонки, даете!

Лида стояла на мосту и смотрела на разбушевавшуюся  речку. Обычно тихая и спокойная, весной она сильно разливалась и неслась с бешеной скоростью. Грязная, мутная вода тащила какие-то доски и мусор.   
Если стоять и долго смотреть на воду, начинало казаться, что это не река течет, а мост плывет по воде. От этого начинала немного кружиться голова.

Вдруг за спиной она услышала звук подъезжающего мотоцикла. Обернулась, Коля уже поставил мотоцикл на подножку.
-Привет, что делаешь?
-Смотрю на воду.
-Поедем кататься?
-Куда?
-В лес. Сейчас там так красиво.
-Поедем.
Лида уселась сзади, осторожно обняла Колю, и они поехали.
Скоро свернули на проселочную дорогу, остановились на поляне.
В лесу еще местами  лежит снег.  На березах начали распускаться листья,
они пока крохотные и клейкие, от них пахнет весной.

Лес какой-то  прозрачный и светлый, бесконечное голубое небо манит к себе. Сквозь высохшие листья пробивается первая трава и цветы. Коля нарвал букет и смущенно подал его Лиде.   Он не пытался ее обнять, он прикасался к ней глазами.
Лида рассматривала цветы. На одном стебельке были цветы синего и алого цвета: Иван – да - Марья.  Наверное, синие цветы, это Иван, а алые - Марья. Она посмотрела на Колю.
Он не отвел взгляд. Они стояли и  молча, смотрели  друг на друга. За них разговаривали птички. Они тренькали и чирикали по-весеннему, беззаботно.
 
После окончания десятого класса Колю забрали в Армию. Вот тогда, в прощальный вечер они и поцеловались первый раз. Лида ждала его из армии, а потом нечаянно поняла: « Все это было золотою сказкой, всего лишь сказкой, чтоб о ней страдать. Всего лишь детством, вновь неуловимым,
туманом белым, вдаль уплывшим тихо. Остались лишь беспомощные строки любви прошедшей, гулкие как эхо…»

Через много лет Лида вернулась в родной город, встретилась со своей  подругой.
Из  тоненькой светловолосой девушки та превратилась в полную симпатичную шатенку. О ней прежней напоминали только ямочки на щеках. Подруги обнялись:
-Лида!
-Катя!
За бесконечными разговорами пролетел вечер. Катя говорила не умолкая:
- Коля женился, вырастил двух дочек, дал им высшее образование.
Витя в 20 лет умер от аппендицита.  С приступом привезли вечером в районную больницу и оставили лежать в коридоре.  К утру его не стало.  А он только недавно женился.

Леша застрелился в лесу. Приехал из областного города, где учился,  взял ружье и ушел в лес. Нашли через несколько дней. 
Витя Ширяев  куда-то уехал, и больше о нем ничего не известно.

Сережку из нашего класса, ты помнишь, мы с тобой были влюблены в него в четвертом классе, убила в пьяной драке жена.
Ковалев, самый агрессивный и драчливый парень в школе, не выходит из тюрьмы. Этого и можно было ожидать.

Белобрысый Вовка, оказывается, любил тебя. Он рассказал, потом мне об этом… Видимо, уже не мог носить это в себе, хотя женился и все у них хорошо.
Меня любил Генка.  Нина однажды, смеясь, рассказала.
Люба родила двух замечательных детей, и они до сих пор живут, душа в душу, с тем парнем, который пришел тогда из амии, и от которого она забеременела.
Я тоже вполне счастлива, а ты?

Лида смотрела в окно. Их дом на окраине городка  снесли. На этом месте  стоит многоэтажный дом. Она  с трудом узнала свою улицу.
Жалеет ли она о чем - ни будь? Наверное, нет. Все произошло так, как и должно было произойти, даже если произошло иначе.
Она повернулась к Кате:
-Давай, больше не будем терять друг друга из виду!
« Ах, подруга моя, сколько зим, сколько лет. Ты из детства мне шлешь поцелуй и привет…»


Рецензии
Тяжело. Первая вещь - смерть. от которой никому не уйти. И жаль, что невозможно. умерев, просто рассыпаться на невидимые молекулы, или микрочастицы. Вторая - как окунаться в память - , а вывод один- насколько же бессмысленна жизнь.

Ольга Козлова 4   18.02.2018 01:48     Заявить о нарушении