Выездное заседание

По грунтовой проселочной дороге мчался «носатый» милицейский УАЗик с прицепом-фургоном, представлявшим собой обычную цыганскую бричку. Вел УАЗик обычный милицейский паренек Водитель. Был он угрюм и молчалив по случаю случившегося дождя и выпавшего на его долю длительного путешествия с важными персонами. Рядом с водителем сидела молчаливая, облаченная в мантию, Судья. Она мило поигрывала уголовным делом, находящимся у нее в производстве, и оглядывала окружающие автомобиль окрестности. На заднем сиденье находились Прокурор, одетый в парадный мундир, одевший его по случаю проводов в последний путь Уголовника, Потерпевший, утиравший платочком глаза всякий раз, когда его взгляд падал назад, в отсек для задержанных, и Адвокат, чуявший победу в этом нелегком деле. Здесь же на корточках примостились десяток Свидетелей со стороны Обвинения. В общем, в машине было тесно и невесело. Машине также было невесело тащить на себе весь этот воз. Для Свидетелей Защиты места в машине не нашлось, а так как другой машины в районе не было, потому к УАЗику и была прицеплена цыганская бричка. Теперь в ней весело, с ветерком и гиганьем мчались вслед за машиной все сто Свидетелей Защиты. Просторнее всего было Уголовнику, занявшему своим телом весь отсек для задержанных в УАЗе.

УАЗик то и дело пробуксовывал всеми своими колесами в глубоких бороздах с бездонными лужами, подскакивал на колдобинах и проваливался в рытвины. С багажника то и дело падали вещественные доказательства, подхватываемые на лету то Прокурором, то Адвокатом, а иногда попадавшие в цыганскую повозку. Уголовника мотало по отсеку. Сидящих в машине дружно тошнило на окружавшую их природу. По округе раздавалось дикое пение из повозки-прицепа и игра на баяне и рояле, забытых некогда начальником Отдела милиции во время переезда. Кроме Свидетелей Защиты себя прекрасно чувствовали Водитель, иногда вместо рычага коробки переключения передач хватавшийся за коленку Судьи, и Судья, обдуваемая ветром, и чувствовавшая близкую развязку этого выездного заседания. В принципе, она бы уже сейчас приказала повернуть обратно, но ее и Прокурора ожидал бараний шашлык на лоне природы, а потому она терпеливо молчала.

Ехали они все в деревню Забейнавсе, где Уголовник, вроде как, совершил разбойное нападение на банк. В фабуле было написано подробно, но мы перескажем суть вкратце: 20 февраля 2009 года Уголовник ворвался в маске в банк, и, угрожая пулеметом «Максим», потребовал миллион долларов. Пока отгружали требуемый миллион, из проклятого пулемета все время с лязгом выпадала пулеметная лента. А потому Уголовник прозевал прибытие конного патруля, с визгом остановившегося перед садовой калиткой банка. Милиционеры с воплем «Все на пол, стреляем!!!» ворвались в помещение банка и открыли огонь во все стороны, где наблюдалось какое-либо движение. Уголовник ухитрился уйти через окно и спрятаться в деревянном сортире, откуда стал бешено отстреливаться в сторону банка, а потом ушел через приготовленный заранее подкоп.

В результате разбоя пострадало трое. Один из них кассир Варя, чье ручное зеркальце было разбито отрикошетившей пулей. Второй – банкир, потерявший здание, сгоревшее дотла от брошенной патрульным милиционером сигареты. И местный кот, с тех пор так и оставшийся в полной просрации. И ведь какое только укрепляющее средство не перепробовали, все без толку!

Уголовный розыск быстро установил личность Уголовника и по этой самой личности изрядно надавал во время допросов, после того, как Уголовника, конечно, взяли. Да только ни денег при нем не нашли, ни орудия преступления, а потому доказательств не было никаких. Пахло от него сильно. Говорят: приготовленным заранее подкопом. Сопоставили запах – идентичен. На том и порешили.… Причем сразу троих: Свидетеля нападения и двух Понятых. Они в том подкопе так и остались.

Так вот, все ехали на выездное заседание, на котором должны были определить дальнейшую судьбу Уголовника. Сам Уголовник не унывал, так как Адвокат сказал: дело в шляпе – будешь на свободе. Судья, садясь в машину, конечно дело из шляпы вынула, шляпу передала адвокату. Тот шляпу вез в сумке, а сумку положил в цыганской бричке. Да заодно отыскал сотню Свидетелей, которых в бричку и погрузил. Свидетелей обвинения собирал Прокурор: некоторые из них прогуливались во время совершения преступления в районе банка, другие в это время дорывали подкоп, третьи 20 февраля жарили шашлык из хозяина шляпы, в которую завернули дело, и которая также пошла в роли вещдока. В свидетели хотели записать и самого Хозяина шляпы, да только доели его быстро, опросить не успели. Такая вот история.

Рассеялись тучи, дорога высохла, и Водитель прибавил скорость. На одном из перекрестков он заложил крутой вираж. Причем в тот момент, когда Судья в очередной раз подбрасывала папку с делом вверх. Папка по инерции продолжила движение прямо, и их пути с машиной разошлись.

Задумчивая судья скомандовала:

– Стоп, машина! Полный назад! – УАЗ рванул задним ходом обратно. Все, зеленые от качки, вышли искать дело. Ходили вдоль дороги и обыскивали каждую трещину примерно с полчаса. Когда папку увидели лежащей на дороге, мимо участников суда промчалась неизвестная цыганская бричка, с горланящими песни пьяными пассажирами, окутав пылью всех, стоявших у дороги. Номера ее никто не запомнил, зато взметнувшийся воздушный вихрь поднял в воздух кипу бумаги, разбросав ее на протяжении сотни метров.

Ловили и собирали бумаги долго. Причем потом оказалось, что собранных листов гораздо больше, чем было до этого, а некоторые вымазаны чем-то коричневым. Судья спросила мнение участников дела по поводу данных листов: приобщать, не приобщать? Прокурор отозвался, что неплохо было бы приобщить для полноты картины уголовного дела. Адвокат было запротестовал, да протест повис в воздухе – он увидел, что прицепа со Свидетелями нет. И тут же заявил, что необходимо отложить заседание, дабы обеспечить явку Свидетелей. Судья отклонила ходатайство, объявив, что явку Свидетелей обязался в свое время обеспечить Адвокат, вот пусть он, мол, и ищет теперь Свидетелей. А Суд ждать не может. У него, у Суда, дел и без Адвоката хватает. Достав молоток, Судья наотмашь ударила по панели приборов и озвучила принятое решение по ходатайствам: лишние бумаги приобщить, розыск Свидетелей возложить на сторону защиты. И машина рванула дальше, унося в себе, кроме прочих, зеленых Прокурора и Потерпевшего, но оставив на дороге злого Адвоката. Машина скрылась за горизонтом, а Адвокат, с тяжелыми вздохами, поплелся по следу цыганской брички.

Через пяток километров на горизонте предстала взору всей честной компании деревня Забейнавсе. Толпа Жителей, заранее извещенных о выездном заседании суда, уже ожидала около здания Сельсовета. Многие Жители осведомлялись у Сельсовета о порядке проведения заседания: сначала заседание – потом банкет, или сначала банкет – потом заседание?

– Что за вопрос! Сначала заседание! Как же иначе? Голова с похмела ничего соображать не будет! – кипятился Главный Сельсовет. Кто-то подал голос: мол, как правильно – выездное заседание или въездное?

– Выездное, – важно ответил Сельсовет. – Они же выезжают к нам!

– Так они к нам и въезжают! – молвила Толпа. Сельсовет задумался. А пока он скрипел мозгами, УАЗ влетел в деревню, пронесся через раскисшую центральную улицу, сплошь унавозенную местными коровами, и встал как штык около Сельсовета, уткнувшись капотом в кусты.

Толпа зааплодировала, Водитель раскланялся, думая, что почести принадлежат его таланту вождения, Прокурор посчитал, что это в адрес его парадного мундира, Уголовник посчитал себя народным героем, да и Потерпевший тоже. Но все они ошиблись: почести шли в адрес судьи, благосклонно склонившей голову толпе…

Судья спросила мнения участников процесса: начинать сразу или подождать прибытия Адвоката. Все сошлись на мнении, что нужно начинать.

– Чего ждать?! Банкет стынет!!! – заорал Сельсовет, немало смутивший Судью и Прокурора. Но, начать сразу, не удалось. Судья поинтересовалась: открытое заседание или закрытое?

– На усмотрение Суда, – ответил Прокурор. Потерпевший ответил, что можно и открытое, Уголовник потребовал закрытое. Тут и выяснилось, что двоих Потерпевших нет. Отправили людей искать Потерпевших. Кассир Варя обнаружилась быстро. А вот кота искали час или полтора – пришлось осмотреть все местные кусты, которые он удобрял со времени налета на банк. Когда его приволокли, выяснилось, что Судья забыла своего Секретаря. Пришлось «напрячь» Водителя.

Когда, казалось, все трудности были устранены, Судья спросила мнения Вари и кота по поводу закрытого или открытого заседания, а затем вынесла определение, что это будет закрытое заседание. Захлопнулись все двери, закрылись все окна. Варя была чисто русской дородной деревенской бабой, а потому, когда она влезла в УАЗ, у машины звякнули амортизаторы, а с другой стороны через открывшуюся дверь выпал Прокурор. Кота засунули следом за Варей. Прокурор, кое-как протиснулся на свое место.

Но, едва Судья начала говорить, как толпа разочарованно загудела:

– Ничего не слышно!!! Громче!!!

Водитель сунул Судье громкоговоритель, в который она повторила свое определение. Толпа возмутилась:

– Как им жрать готовить, там мы нужны, а как что интересное, так сразу «закрытое заседание»! Чего собирали нас тогда?

Судья промолчала, Толпа медленно стала разбредаться. Но, тут выяснилось, что кот, с расстройством желудка метавшийся в поисках потайного угла, навалил под ногами у Прокурора, чем изрядно испортил ему репутацию и атмосферу в машине. Налетевшие тут же мухи залепили все стекла. Стало темно, неуютно и душно! Пришлось судье вынести другое определение – процесс будет открытым. И все со вздохом облегчения выскочили наружу. Кот, естественно, тут же скрылся в кустах.

А в это время злой Адвокат, истоптавший все окрестности по следам брички, обнаружил-таки ее в местной речке Козлушке, но не обнаружил, ни Свидетелей защиты, ни вещдоков, ни баяна и рояля. В общем, ничего! И поплелся в сторону деревни. В деревне он появился в тот момент, когда Прокурор закончил озвучивать обвинительное заключение. Заявив «Протестую!» Адвокат утомленно завалился рядом с машиной на траву и захрапел. Напрасно его будил Прокурор, напрасно его щипал за уши Водитель – Адвокат спал. Приняли решение: подождать пока проснется, сделать перерыв.

Когда Адвокат проснулся, стояла гнусная тишина. Где-то лишь с надрывом жужжала муха, да скреб и шелестел ветками в кустах кот. Зашевелившегося Адвоката заприметил Прокурор:

– Ваша Честь, пора начинать! – Воскликнул он.

– Продолжаем заседание! – Откликнулась Судья. – Прокурора мы выслушали. Потерпевшие, вы не отказываетесь от записанного в обвинительном заключении?

– Нет! – Ответила Варя.

– А кот?

Из кустов раздался не то вздох, не то пук. Кусты зашевелились и раздалось шуршание лап по земле.

– Очевидно, кот также не отказывается, – констатировала Судья. – Господин Уголовник, вы признаете вину?

– Нет, не признаю!

– Ясно. Господин Адвокат, где ваши Свидетели?

– Я их не нашел!

– Ясно. Господин Прокурор, ваши Свидетели явились?

– Так точно!

– Зовите их!

– Всех? – удивился Прокурор.

– Да всех! Что мы, по одному их слушать будем? Так никакого здоровья не хватит – выездные заседания проводить! – ответила Судья.

Столпившиеся вокруг машины Свидетели обвинения дружно загалдели, что, мол, вот он самый Уголовник и банк брал, и стрелял, и это же самое здание сжег во славу своего преступления. Водитель как мог, строчил авторучкой протокол, Судья мрачно смотрела в окно на кусты. Подул ветерок, кусты стали раскачиваться, и среди них, прямо напротив Судьи, оказывается, сидел кот, страдающий расстройством желудка. Сбив глаза в кучу, он дико таращился на Судью, чем вогнал ее в густую краску.

– У вас все?… – спросила она с расстановкой.

Свидетели продолжали галдеть. Прокурор крикнул:

– Заткнулись все!!! Быстро!!! Разойтись!!!

Восстановилась тишина. Даже ветер успокоился. Только в кустах опять завозился кот – раздалось шуршание лап по земле.

– Адвокат, у вас есть что добавить? – Спросила Судья.

– Нет.

Уголовник, с надеждой смотревший на Адвоката, нахмурился:

– Ну, ты! Ты же обещал!

Судья быстро обернулась в его сторону:

– Тишина в зале! Подсудимый! Судебное следствие объявляю законченным, переходим к судебным прениям! – И Судья, не глядя, опустила молоток прямо на голову Водителю, в результате чего пришлось делать перерыв – пока Водителя уносили в местную больницу.

Наконец начались прения:

– Что говорить? Виновен! – коротко молвил Прокурор.

– Нет! Не виновен! И я докажу!

– Адвокат, прекратите препираться!!! – Перебила Судья. – Вам же авторитетно заявили: «Виновен». Ну, что вам надо? Вон и Свидетели подтверждают.

В отсеке для задержанных раздался грохот – это упал в обморок Уголовник.

– Прения закончены! Суд удаляется на совещание. А то я третий час уже маюсь…

Все встали, а судья, приподняв полы мантии, побежала по мокрой тропинке в сторону деревянного сортира, стоявшего неподалеку от здания Сельсовета. Совещание продлилось примерно полчаса, в течение которых раздавалось шуршание бумажек. Затем подошло время вынесения приговора. Причем все заметили, что уголовное дело, с которым удалялась Судья, заметно стало тоньше. Приговор был коротким:

– Суд признает подсудимого виновным, и приговаривает его к пяти годам лишения свободы с отбыванием срока в колонии строгого режима. Подлежит также возмещению ущерб, в стоимости зеркальца, лечения кота и сгоревшего здания! Все, а теперь банкет!!!

– Ура! Пить будем, гулять будем!!! – заорал Прокурор и ринулся в сторону накрытых столов, где уже собралась вся деревня. Про Уголовника все напрочь забыли – была пьянка, танцы, музыка. Вечером салют.

А когда стемнело, Судья с Прокурором заторопились домой. Они быстренько повскакивали в машину, забинтованный Водитель завел движок, лихо развернулся. Слишком поздно это заметил Адвокат, обнимавшийся в кустах с Варей. Лишь немногие стали свидетелями дальнейшей впечатляющей картины: с включенным дальним светом фар, под грохот салюта, по деревне мчит, выбрасывая из-под колес грязь, УАЗ, за ним бежит, задыхаясь, Адвокат. Он что-то кричит вслед машине, но слова тонут в грохоте салюта. А в отсеке для задержанных сидит Уголовник, и в отблесках габаритных огней хорошо видно как он поднял руку, сложил непристойный жест в адрес Адвоката и расплылся в злорадной улыбке. Адвокат поскользнулся в грязи и растянулся прямо в луже. Приподняв голову и повернувшись вправо, он неожиданно встретился глаза в глаза с сидящим в кустах котом. Кот слегка смутился и отвернулся, так как опять находился в неловком положении, но теперь по случаю неожиданно схватившего его сильнейшего запора. А ведь предупреждали его – не жри столько дармового шашлыка!


Рецензии