О Вечном- новые приключения каликов перехожих вРим

Эпиграф: Рим-Рим,давно душа моя стремилась, давно томилась и ждала... И вот - в Рим резво устремились, сбылась заветная мечта.
***
Разразившееся падение всех ценностей, в том числе - национальных эквивалентов твердых валют, поставило вопрос о вечном под ребро. Стало понятно, что если не сейчас - то, возможно, больше никогда. Вечный город перестал быть аллегорией несбыточной мечты, став аллегорией (возможно) последнего желания, и все дороги устремились в него.

Апокалиптичные ангелы с самолетными турбинами под крыльями - новый символ нового Пулково - довольно равнодушно проводили из родных пенат, прямо в руки таких же равнодушных и апокалиптичных польских стюардесс. Леонардо (аэропорт) же встретил нас по-свойски, как в Самаре - потерей багажа. Клерк стойки Lost&found оказался истинным итальянцем, для которого болтовня с тетушкой Джованной о неудавшихся мясных фрикадельках значит гораздо больше, чем шмотки каких-то туристов- придурков; оторвать его от семейной ссоры смог лишь внушительного вида американец, и то только для того, чтобы на чистом американском и с широкой белозубой улыбкой ответить - "I have no idea where is your luggage". Тут же стала понятной другая черта национального характера - истовая религиозность, ибо уповать в этой ситуации осталось только на Белла-рагацца-мама-мия-Мадонна-грациа. После этой нехитрой, но искренней молитвы наш ( но не американца) багаж нашелся сам собой,и мы рванули радостно к автобусу до города.

**Тут полезно сделать лирическое отступление по поводу итальянских социальных институтов и служения людям. В плане сервиса в большинстве общественных мест, где оказывается простой турист, итальянский стиль можно охарактеризовать как лениво-снисходительно-пренебрежительный, как при обращении с капающими слюной умственно отсталыми телятами. В Ватиканском музее, где данное отношение достигает просто своего апогея, сравнение туристов с телятами перестает быть метафорой, и становится реальностью - туристов гоняют по залам, как стадо скота... Все зависит от конкретного человека, конечно, но если Вам доведется быть обслуженным, например, официантом "южного" (афро-арабо-азиатского)происхождения или официантом-итальянцем, Вы, несомненно, почувствуете разницу, хотя заведение при этом будет одним и тем же. Тем роднее итальянец русскому человеку - все те же самые особенности национальной ментальности, только без достоевщины**

 Возвращаясь к автобусам из аэропорта до города. Здесь несколько разновидностей таких автобусов, они все раскрашены в разные цвета с логотипами фирм-туроператоров и толкутся на специальной автобусной парковке в двух шагах от выхода из зоны прилета. Купить билет можно как у специальной стойки оператора в аэропорту, так и у кондуктора при посадке. Выбирать можно любого приглянувшегося красавца, по крайней мере поверхностное наблюдение не выявило каких-то существенных различий между ними, кроме нюансов маршрута и пары-тройки евроцентов в цене. Помимо своей бюджетной привлекательности, автобусы в сравнении с электричками и метро дают больше возможности познакомиться с новым местом, втянуться в атмосферу и урбанистически-географический колорит. И вот мы уже мчимся по хайвэям, мимо жилых микрорайонов, мимо знаменитого района EUR с нео-венецианским (и как оказалось, про-фашистским)дворцом, похожим на кусок белого швейцарского сыра. Кстати, странно, что швейцарский сыр изобрели не в Италии - уж слишком многое в местной архитектуре имеет дырчато-ажурную консистенцию...
Рим начинается исподволь, не вдруг - только что ехал по каким-то предместьям, с современными торговыми мегами и промышленными модулями - и вот уже какие-то средневеково-возрожденческие здания обступили, а вот уже и какие-то  строения из травертина, пасторальные руины с картин старых мастеров и открыточные виды. Вопреки ожиданиям, никакой суеты или гипер-оживленного транспортного движения, равно как и безумных пробок мы не увидели ни по дороге в Рим, ни во все время  пребывания в нем.
Итак, прибыли мы на Термини, центральный автовокзал, а также по совместительству и район, где была забронирована наша гостиница. Только по возвращении я узнала из путеводителя, что оказывается этот район считается не совсем безопасным, и видимо по этой причине туроператоры селят тут всех туристов из России. Нам, видимо повезло, так как никакого негатива от проживания в данном районе  мы не почувствовали - наоборот, сплошные бонусы. Во-первых, наша гостиница была в пяти минутах ходьбы от центральной автобусной станции. Это очень удобно, когда приехал с намерением посетить все-все-все достопримечательности и не стереть ноги до бедер. Во-вторых, так как Рим - его центрально-историческая часть- компактная, от Термини при желании можно легко добраться и пешком до всех культовых зданий-сооружений. В третьих, так как район туристический, тут было полно заведений, где можно было перекусить и плотно поесть - на любой вкус и кошелек, работающих допоздна - что немаловажно, если ты возвращаешься после полноценного экскурсионного забега, и сил искать место для ужина у тебя просто нет. 

***
В Риме весной погода чревата внезапным дождем, поэтому в первый вечер мы успели ознакомиться только с Piazza Respublica, Диоклетиановыми термами (снаружи) и слегка пройтись по Via Nazionale. Про термы Диоклетиана нечего мне сказать - за все дни нога туда не ступала, что-то смущало меня в здании, где сначала парились, а потом устроили памятник всем мученикам. Пьяцца Республика - как занавес в театре; так и тянет заглянуть в "щелочку" между двумя фасадами, что там творится на сцене. Под стать занавесу и парадный фонтан, полный динамики и барочной пышности;фонтан - янус, поворачивающийся совершенно разными сторонами в разное время суток. В ночи это величественный праздник форм и движений, при свете дня, когда становятся видны вполне себе прозаичные ракушки и водоросли,облепившие плоть нимф и морских гадов - это уже экспозиция призраков морских пучин. Просочившись за кулисы Пьяцца Республика, выходим на одну из центральных улиц Рима - Виа Национале. Эта улица - миниатюрная копия всего Рима - на ней есть все - от храмов до бутиков высокой моды, от руин до фешенебельных отелей. Единственное, чего на ней не увидишь - как и вообще в историческом центре Рима - уродливых шедевров современной хайтечной архитектуры - здесь все историческое, проверенное временем и отменным архитектурным вкусом. 
***
На следующий день была Пасха. Пропустить такое событие, находясь в сердцевине католического мира, было невозможно, тем более что в этом году день празднования Пасхи совпал и для католиков и для православных. Поэтому официальное знакомство с Римом началось с пышно-парадной площади Святого Петра. Если Пьяцца Национале - занавес, то площадь Святого Петра - это сам Grand Opera. В дни церковных праздников и по выходным этот архитектурный Грааль полностью преображается - все пространство перед главными вратами перегораживают сложной системой перил и барьеров,формируя партер, ложи, и даже балконы на балюстраде колоннады. Главная лестница собора превращается в сцену, эффектно задрапированную, омытую волнами цветов и пеной золотых блесток церковной утвари. Сама пасхальная месса тоже походит на грандиозное театрализованное действо, сопровождаемое торжественной музыкой и ангельским пением, - действо с сложным сюжетом, впечатляющими декорациями и вычурными костюмами участников.


Рецензии