Иван-царевич и Монька

 В одном царстве государстве жил-был царь. Жил да был, был да жил. Не может быть царство без царя. И в этом царстве жил-был царь. Где это царство государство было? - никто не знает. У кого только я не спрашивал. Говорят, что было, и даже жило, а где не известно.
У царя в собственном царстве государстве было всё, что только может быть у царя. И кушанья всякие, где есть и сладости и горькости, и придворные разные – и умные и глупые, и люди всякие, которые жили в округе царства – и простые и сложные. И любимый сын был. Как может быть сын нелюбимым? - царь не знал, но все так говорили и он говорил. Сын-то один был, и звали его Иваном. И был у Ивана верный друг -  шут царя, которого звали Монька.
Монька любил петь и танцевать, и рассказывать сказки. Бывало, как запоёт: "Ох ты, девонька моя, светлоликая", так и хочется подпевать. И ещё Монька никогда не врал. А как можно рассказывать сказки и не врать? Оказывается можно. Монька мог. Шут он и есть шут. А рассказчик он был замечательный. Так рассказывал, что его слушали и верили. Особенно Иван-царевич.
Однажды Монька рассказал сказку и сказал вначале, что эту сказку ему самому рассказали. А кто рассказал, Монька не сказал. Его никто и не спрашивал. Да и зачем об этом спрашивать? Главное сказка.
- Какая хорошая сказка, - Сказал Иван-царевич, когда услышал Моньку.
- Хорошая-то хорошая, - сказал Монька, - да только света от неё у нас не прибавится.
Дело в том, что в их царстве-государстве не было света. То есть, свет, конечно, был, но не настоящий. Светились фонари и люстры. В этом царстве знали, что такое электричество. Вернее, не знали, а пользовались. Одна самая большая люстра была на улице подвешена к самому небу. Она светила, и у неё было много лампочек. Никто не знал, кто подвесил эту люстру. Светит и хорошо, а кто подвесил? – не важно. Важно, что светит. У этой люстры только лампочки сгорали. И то не часто. Сгорит какая-нибудь лампочка, приставят к люстре лестницу, поменяют сгоревшую лампочку на ту, которая может светить, и всё. Хорошо, что лампочек, которые могут светить, в царстве-государстве много было.
У кого я только не спрашивал – никто не знает, что такое свет. Даже царь. А, что такое электричество и подавно. А люстры знают, но как они об этом расскажут, они же люстры. Так вот, в этом царстве-государстве были одни только фонари да люстры, а настоящего света не было. Что такое настоящий свет? Это когда есть солнце. Царь об этом знал, но солнца никогда не видел. О настоящем свете и рассказывал Монька.
- Где-то же он должен быть, - сказал Иван-царевич.
- Кто? – не понял Монька.
- Как кто? – удивился Иван-царевич,  - свет, конечно. Настоящий.
- А может его и вовсе нигде нет, - сказал Монька.
- Не может этого быть, - сказал Иван-царевич.
- Почему ты так думаешь?
- А твои сказки. Они как песни. Разве они могут быть без света? Они же светятся. И не от люстры.
- Они светятся, если ты им веришь, - сказал Монька.
- Значит настоящий свет это…. Слушай, Монька, а ну давай вспоминай.
- Что? О чём я должен вспоминать, Ваня?
- О том. Где сказки слышал?
- Так не помню я. Где слышал, где слышал. Слышал, да и всё.
Монька помолчал, а потом сказал:
- Ну, последнюю в книжке прочитал.
- В какой книжке?
- В народной. А рассказал не так, как народ. Как я, так и рассказал.
- А какой народ?
- Не знаю, фамилии у него нет.
- А мне фамилию и не надо. Издеваешься, да? Какая фамилия может быть у народа? Вспомни, где ты эту книжку читал?
- Известно где, за городом. Туда никто не ходит. Никто не мешает, поэтому я там и читал.
- Покажешь мне это место?
- А чего ж не показать, показать могу. А тебе зачем?
- Друг ты мне, или не друг?
- Конечно, друг.
- Тогда показывай. Далеко идти?
- Я ж говорю, за городом.
То место, куда привёл Ивана-царевича Монька, было чёрной землёй. На этом месте было светло. Люстры хватало везде. Ещё на этом месте росли деревья. Именно росли, потому что деревья были маленькие. Только посмотри на них и станет ясно, что им ещё расти да расти. Конечно, бывают маленькие деревья, которым больше не вырасти. А эти нет. Такие деревья должны быть больше.
- Это и есть твоё место? – спросил Иван-царевич.
- Да, - отвечал Монька, - я ложился под дерево, открывал книжку и читал.
- Под какое дерево?
- Да под любое.
Иван-царевич лёг на землю под первое дерево и поднял голову. Монька лёг под другое дерево, которое росло рядом.
- Ну и что? – сказал Иван-царевич.
- И я говорю – ничего, - сказал Монька.
Иван-царевич опустил голову и посмотрел на деревья.
- Я ничего не вижу.
- А что ты хочешь увидеть?
- Сказку.
- Какую сказку?
- Про настоящий свет.
- Я могу книжку принести, - Монька приподнялся с земли.
- Нет, не надо. Настоящий свет не может быть в книжке.
- А где он может быть? – Монька опустился на землю.
- Не знаю, - сказал Иван-царевич, и посмотрел на землю.
Земля, на которой они лежали, была в ямах. В глубоких ямах.
- Что это? – спросил Иван-царевич.
- Ты о чём? – не понял Монька.
- Что это за ямы?
- Да кто их знает? Ямы да ямы.
- Кажется, что они вырыты не просто так, - Иван-царевич наклонился к яме, которая была к нему ближе, чем другие, и заглянул внутрь.
- Не боишься? – спросил Монька.
- Разве ямы бывают для того, чтобы их боялись?
- Не знаю. Я боюсь.
- А со мной пойдёшь? - Иван-царевич приподнял голову над ямой, и посмотрел на Моньку.
- С тобой пойду. А куда?
- Не важно. Главное, что со мной. А вообще-то туда, - Иван-царевич посмотрел на яму, - там даже лестница есть.
- Ну, раз лестница есть, тогда конечно, - сказал Монька.
Иван-царевич достал из кармана фонарик, включил его, и стал спускаться по лестнице. Монька полез в яму вслед за ним. Когда они оставили лестницу, то поняли, что фонарик  им больше не нужен. В яме было светло, хотя люстры никакой не было. На стенах ямы были большие лампочки, они и светили.
- Ровно, - сказал Иван-царевич, когда наступил на земляной пол ямы.
- Может вернёмся? – сказал Монька.
- Боишься?
- Нет. Но вернуться можно.
- Не бойся, ты со мной, - сказал Иван-царевич.
- Это какой-то коридор, - сказал Монька, когда они пошли дальше.
Перед Иваном-царевичем появился лев. Лев был такой большой, что почти касался головой потолка ямы. Если конечно, у ям бывают потолки. И вовсе не потому, что потолок был низкий. Потолок ямы был высокий, как в царском дворце, где жил Иван-царевич.
- Зачем вы сюда пришли? – спросил лев человеческим голосом.
При этом он открывал пасть, где видны были большие клыки. Монька показал Ивану-царевичу спину и побежал в обратную сторону.
- Куда ты? – крикнул Иван-царевич.
- Я наверх, - ответил, не оборачиваясь Монька. И побежал быстрее прежнего.
Потом он остановился. Обернулся к Ивану-царевичу и сказал:
- Я видел наверху большую палку.
- Стой, - сказал Иван-царевич, - нам не нужна палка.
- Ты не ответил на мой вопрос, - сказал лев.
- Мне нужен свет, - сказал Иван-царевич.
- А разве здесь темно, - улыбнулся лев.
- Это не тот свет. Не настоящий.
- По-моему тебе нужен не свет, а палка, - сказал лев, переставая улыбаться.
- Мне не нужна палка, - Иван-царевич посмотрел в глаза льва.
Раньше Иван-царевич тоже смотрел на льва, но не в глаза.
- А ты не боишься, что я тебя съем? – спросил лев.
- Нет, не боюсь. Ты не съешь меня.
- Почему?
- Потому, что ты красивый.
Какой же он красивый, если может нас съесть, – сказал бы Монька, но не сказал, потому что его не  было. Лев исчез. Монька вернулся к Ивану-царевичу, и они пошли дальше по коридору.
- Может нам сюда? - сказал Монька, показывая на дверь, которую увидел в стене.
- А что, может быть, - Иван-царевич открыл дверь.
Сверху на него посыпались камни. Один из камней ударил Ивана-царевича по голове. Больно ударил.
- Там должно быть хорошо. Пойдём, - сказал Монька., - дверь лучше, чем лев.
- Нет, - Иван-царевич закрыл дверь, - там камни.
- Ваня, ну какие камни. Камни только над входом. А дальше я видел золотой кувшин. Открой дверь, сам увидишь.
- Нет, – сказал Иван-царевич.
И они пошли дальше по коридору. Перед Иваном-царевичем появился буйвол. Буйвол был не меньше, чем лев. Из всего буйвола у него выделялись бока. Большие и крепкие, как сам буйвол. Его голова почти касалась потолка ямы.
- Зря я вернулся ни с чем, - сказал Монька, - палка бы сейчас очень пригодилась.
- Зачем вы пришли? – спросил буйвол человеческим голосом.
- Этот вопрос мне уже задавали, - сказал Иван-царевич.
- Кто?
- Лев.
- И что же ты ответил?
- Я сказал, что мы ищем свет. Настоящий свет.
- И после такого ответа лев тебя не съел?
- Нет, как видишь.
- Тогда это сделаю я.
Буйвол стал ближе подходить к Ивану-царевичу. Монька развернулся в обратную сторону и сказал:
- Всё-таки дверь лучше.
- Ты добрый, - сказал буйволу Иван-царевич.
Буйвол исчез. Монька повернулся лицом к спине Ивана-царевича, и они пошли дальше по коридору.
  - Смотри, - сказал Монька, - ещё одна дверь. Может зайдём?
Иван-царевич открыл эту ещё одну дверь. Сверху на него стали падать камни. Большие камни. Больше, чем в первый раз. Иван-царевич закрыл дверь и сказал:
- Нет, мы сюда не пойдём.
- Я видел за этой дверь сундук с золотом. Может, зайдём?
- Нет, - сказал Иван-царевич.
Они пошли дальше по коридору.
Подумаешь камни, - подумал Монька, - вошли бы да и всё. Может они и падать бы перестали. Монька подумал, но ничего не сказал, а пошёл за Иваном-царевичем.
Перед Иваном-царевичем появилась птица. Птица была орлом, да таким большим, что её голова почти касалась потолка ямы. Крылья орла были такими большими, что он встал не поперёк коридора, а вдоль. Орёл распустил крылья, чтобы показать, какие они большие. А показывать было что.
- Всё-таки камни лучше, чем крылья, - сказал Монька.
- Ты забыл, - еле слышно сказал Моньке Иван-царевич.
- Что? – не понял Монька.
- Ты забыл сказать о палке.
- А, всё равно пропадать, - сказал Монька, оставаясь за спиной у Ивана-царевича.
- Зачем вы пришли? – спросил человеческим голосом орёл.
- Это я уже слышал, - сказал Иван-царевич, - и даже отвечал.
- А я не слышал, - сказал орёл.
- Мы пришли за светом, - сказал Иван-царевич, - за настоящим светом.
- А ты уверен, что он есть? – спросил орёл.
- Должен быть, - сказал Иван-царевич.
- А ты хочешь его получить? – снова спросил орёл.
- Хочу. Очень хочу.
- А я хочу тебя съесть, - орёл сложил крылья, и стал ближе подходить к Ивану-царевичу.
- Чёрт с ним с этим светом, - сказал Монька, отступая от спины Ивана-царевича, - кому этот свет нужен, если в нём тебя едят?
- Ты хороший, - сказал Иван-царевич орлу.
Орёл не исчез. Появились лев и буйвол. Орёл сделался меньше, на столько, чтобы поместиться на спине у буйвола. А буйвол оказался на спине у льва.
- Ну, что ты теперь скажешь? – спросил Ивана-царевича львинобуйвольский орёл.
- Я тебя люблю, - сказал Иван-царевич.
Львинобуйвольский орёл исчез.
- Надо же, - сказал Монька, - никогда бы не подумал, что такое надо сказать.
- А я и не думал, - сказал Иван-царевич, - сказал и всё. Наверно от страха.
- Это хорошо, - сказал Монька.
- Что? – не понял Иван-царевич.
- Любовь, - пояснил Монька, - любовь – это хорошо.
- Наверно, - сказал Иван-царевич, - наверно и вправду хорошо. Страх-то исчез.
Они пошли дальше по коридору.
- Смотри, - сказал Монька, когда они проходили мимо двери.
- Там тоже наверно камни, - сказал Иван-царевич, и открыл дверь.
Сверху на него стали падать камни. Ещё больше, чем прежде. Иван-царевич закрыл дверь.
- Зря ты её закрыл, - сказал Монька, -  я видел там бочки с золотом. Давай вернёмся. Если боишься, то я пойду.
- Нет, - сказал Иван-царевич.
И они пошли дальше. Коридор перестал быть прямым, и у него появился поворот.
- Свет, - крикнул Монька, - я вижу настоящий свет.
Монька обогнал Ивана-царевича, и пошёл первым. Впереди и вправду был виден настоящий свет. Он сверху освещал лестницу, которая вела к выходу из ямы. Монька подбежал к лестнице и поднялся наверх.
  - Поднимайся, - крикнул Монька, - и ничего не бойся.
Иван-царевич поднялся по лестнице и увидел настоящий свет. Свет, как и положено настоящему свету, светил без видимых и невидимых проводов.
- Спасибо тебе, солнце! - сказал Монька.
Иван-царевич посмотрел на солнце и сказал:
- Спасибо вам, камни.


Рецензии