Гл. 1. Вождь и диктор

Гл.1. Вождь и диктор.

В тот летний день начала августа 1943 года Сталин работал в своём кабинете на загородной даче в Кунцево.
Вечером, вождь, как обычно, включил радио и внимательно прослушал очередную сводку Совинформбюро, прочитанную его любимым диктором Юрием Левитаном.
Голос Левитана всегда благотворно действовал на Сталина.
А ведь этот всенародно любимый (особенно в суровые годы войны) диктор мог и не стать таковым, если бы не таинственная случайность и, опять же, воля вождя. В данном случае здесь нет никаких натяжек и подтасовок. Просто такова уж была мистическая реальность того великого и скорбного времени.
А произошло следующее.
Десять лет назад, в начале 1930-х годов, Юрий Левитан был никому не известным стажёром в Радиокомитете СССР. Несмотря на красивый и звучный баритон ему в первые годы не доверяли ответственную работу из-за некоторых недостатков в дикции, а также периодических ошибок и оговорок, свойственных молодым и неопытным дикторам. Юрий упорно работал над совершенствованием дикции и устранением других своих недостатков, но дело продвигалось не столь успешно, как того хотелось честолюбивому и талантливому юноше.
Обычно Левитану поручали зачитывать небольшие сообщения, а также вести концерты граммофонных записей. Да и то непременно в ночное время, когда слушателей мало и ошибки неопытного диктора не так заметны.
Неизвестно, как долго всё это могло продолжаться. Возможно, талантливый парнишка не выдержал бы и ушёл в театральные актёры, о чём с детства мечтал. Но… 
Однажды Левитан зачитывал ночью по радио статью из газеты «Правда». Были ли у него в эту пору слушатели, он не знал. Но работу, как всегда, старался выполнять с максимальной отдачей.
И его услышал главный человек страны. Сталин ведь любил работать по ночам. Голос Левитана вождю понравился.
И вот уже поступает в Радиокомитет Союза указание: поручить Левитану чтение по радио доклада, который прозвучит на предстоящем  17-м  съезде партии.
Этот съезд состоялся в Москве с 26 января по 10 февраля 1934 года. В историю он вошёл под названием «расстрельного» съезда. Ибо в последующие 3-5 лет около 70% членов и кандидатов в члены центрального комитета союзной компартии, избранных на этом съезде, были репрессированы и расстреляны.
Несомненно, вождь имел какие-то весьма важные причины не доверять этим партийным соратникам. Но отправил их не в обычную политическую отставку, а в более «надёжное» место. Время было суровое, борьба за власть принимала всё более ожесточённый характер. Так можно было оказаться и среди проигравших. А товарищу Сталину этого, разумеется, очень не хотелось. Как, впрочем, и его соперникам.
В общем, вождь решил применить жёсткую силу и нанести упреждающий удар по обнаглевшим противникам и неблагодарным попутчикам внутри партии. А заодно и колеблющихся соратников поставить на подобающее место и напугать на всю оставшуюся жизнь, чтобы мысли глупые из головы выбросили, насчёт другого претендента на царский трон главы компартии…
Но вернёмся к рассказу о судьбе молодого диктора.      
Окрылённый высоким доверием, Юрий Левитан прочёл громадный пятичасовой доклад вождя без единой ошибки и оговорки.
После этого талантливый девятнадцатилетний парнишка стал главным диктором советского радио. И был таковым до самой старости, долгие годы и десятилетия, - целых полвека.
И теперь, слушая последние новости, сообщённые благородным баритоном Левитана, вождь подспудно испытывал приятные чувства, словно от встречи с родным человеком, в судьбе которого он, суровый Сталин, сыграл роль доброго и чуткого волшебника.   

Продолжение следует.


Рецензии