лучший русский тенор мира это против традиций

О Карузо известны такие мельчайшие подробности, которые нам кажутся излишними или, наоборот, пикантно-скабрезными. Некоторые появляются почти через столетие на полосах таблоидов. Вроде, например, даты рождения до секунд и даты крещения в церкви напротив дома его родителей или такой, с позволения сказать, факт из его жизни в Сан-Франциско, когда он был оштрафован на 10 долларов за «похлопывание» ниже спины незнакомки при посещении зоологического сада. Чего стоят также долго существовавшие легенды о том, что Карузо был 16 ребенком из 21 в беднейшей семье Неаполя? Или, скажем, «правда жизни» о том, что для фото после первого оперного дебюта он завернул себя в простыню как в тогу, потому что единственные штаны были отданы в стирку….

25 февраля 1873 года в Неаполе Анна Карузо дала жизнь гению бель канто и родоначальнику шоу-биза. Все легенды, им же рождённые и подхваченные журналистами, раздувающими пламя «американской мечты», о нищете семьи Марселлино Карузо-отца не совсем соответствуют действительности. Отец работал сторожем в какой-то швейцарской фирме, а после окончания начальной школы Энрико был отдан в подмастерья механика в городке Ареначчиа. Освоив ремесло, мальчик стал самостоятельно зарабатывать на жизнь на фабрике по изготовлению фонтанов. Он учился в вечерней школе и очень любил рисовать. Ему это нравилось, и он преуспел в графике, особенно карикатуре.
Его привычка делать всё, что требовала его профессия, а также любимое хобби – рисование, НАПЕВАЯ, ни у кого не вызывала удивления – какой неаполитанец не поёт, будучи ещё ЖИВЫМ…. Я пою, а «значит я живу»,  я живу и «значит я пою»… Проходили дни, месяцы, годы. Наконец, он был принят в церковный хор…. Его контральтино приходили слушать толпами, пока музыкант Амитрано, а затем пианист Амелио Гатто  не стали давать ему уроки сольфеджио. В 14 лет Карузо в Неаполитанской опере исполнил партию («партийку») Томазо в оперетте «Сторожа сада дома Рафаэло».

Карузо бросил свою «механическую» работу и стал зарабатывать себе на хлеб пением  в кафе и ресторанах, и в 1891 году один неизвестный обожатель даёт ему 11 уроков. Имя этого «обожателя» Карузо не разглашал и не открыл даже на смертном одре.
 
Уроки пошли на пользу - голос 18-летнего юноши после мутаций и профессиональных экзерцисов настолько окреп, что он начал кочевую жизнь менестреля, «культурно обслуживая» богачей на водных курортах Италии.
Встретился ему там певец-баритон Миссиано, который был поражен голосом Карузо в собственном сопровождении под гитару. Он немедленно везёт его к маэстро Гуглиермо Верджине. Заключается контракт, что за уроки Карузо будет отчислять 25% от гонорара за концерты в течение первых пяти лет своей карьеры певца – профессионал сразу же поверил в успех «гитариста».
С 15 марта 1895 года начинается и будет продолжаться вечно пока будут люди жить на Земле жизнь ОПЕРНОГО ПЕВЦА – дебют в Teatro Nuovo Неаполя в малоизвестной опере Д. Морелли «Друг Франческо»….
 
Дальнейшая жизнь маэстро напоминает бег на длинную дистанцию, где даты, премьеры, города, страны, континенты, кони, люди, пароходы, поезда, автомобили замелькали, запестрели и зазвучали заголовками газет, фотографий, портретами на афишах, голосом, запечатленным на дисках, льющимся из железных труб граммофонов….
25 марта этого же 1895 года – важная репертуарная партия в «Фаусте» в театре Cimarosa.
1896 год –  «Риголетто» в Неаполе; «Джоконда» и «Манон Леско» в Каире (Египет).
1897 – личное знакомство с Пуччини и партия в «Богеме» (опера города Ливорно), в ноябре – «Наварец» Масснэ.
Январт 1898 – дебют в «Богеме» Леонкавалло в театре Карло Феличе в Генуе.
Ноябрь 1898 – премьера оперы «Федора» в Миланском театре Ла Скала. В газетах рецензия: «Карузо своим величественным голосом превращает итальянскую оперу в чистое золото».
Январь 1899 – «Травиата» в Санкт-Петурбургской Мариинке
Май 1899 – «Федора» в Teatro de la Opera в Буэнос-Айрес (Аргентина)
С декабря 1899 – возобновление гастролей в Санкт-Петербурге, а затем в Большом театре в Москве: «Аида», «Бал Маскарад», «Демон» Рубинштейна.
Декабрь 1900 – опера Артуро Тасканини 'La Bohеme' в Миланской Ла Скала.
В другом миланском театре San Carlo в 1901 году произошёл небывалый случай в карьере оперного гения. По личному приглашению маэстро Тасканини в Ла Скале Карузо с триумфом спел в опере «Любовный напиток» бессмертную арию «Невольная слеза» ('Una furtiva lacrima'). Публика рыдала.
 
В театре San Carlo в этой же партии выступал миланский идол тенор Фернандо Де Лючиа. Манеры пения двух мастеров различались, хотя бы тем, что Карузо «играл» драматическую роль, а не просто пел, он никогда не позволял публике требовать «повторения на бис» своих арий или даже отдельных фраз, чтобы не нарушать драматических канонов спектакля.

Карузо никогда не использовал для своей популяризации такой приём как «захлопывание (Claque)», то есть подкуп зрителей, которые по команде начинали «бурные аплодисменты» или, наоборот, массовые шумо-ударо-кричащие «выбрики» в театре.
 
К выступлению Карузо в San Carlo публика разделилась на два лагеря – «фанов» Карузо и Fernando De Lucia. Говорят, что Карузо был освистан в театре San Carlo публикой, подкупленной бароном Процида по просьбе соперника Карузо. После такого приёма Карузо поклялся никогда не петь где-либо под небом своего любимого города: «В Милане я только буду пить вино». Свою клятву он сдержал.

Много театров и оперных партий было в жизни Карузо, можно бы было их все перечислить, но они известны.

Менее известен Парижский период между 1909 и 1914 гг., когда Карузо, выступая на подмостках многих опер Италии, Германии, Англии и других Европейских стран, приезжал в Гранд Опера, подменяя в тенорных партиях нашего Ивана Алчевского.

Они дружили. Карузо считал голос Алчевского абсолютно уникальным. Отдавая ему пальму первенства, однако, замечал: «Быть лучшим «русским» тенором мира – это против традиций. Не переживай, Иван».
 
Карузо считал, что русские соотечественники Алчевского уже «побили» итальянцев, а дальше затмят весь мир. «... это бессовестно и против традиции,... – шутил он, - Шаляпин- это гигант искусства, покоривший мир, Мусоргский оттеснил своей колоссальной фигурой всех новомодных композиторов, и французы увидели, что все, сделанное Дебюсси в музыке, уже было найдено Мусоргским. И вообще русские опера и балет, ставшие известными благодаря господину Дягилеву,- это удивительное, неповторимое явление».

А следующее можно бы было расценить как легенду, если бы не сохранились граммофонные записи….

25 января 1926 года в Филадельфии (США) давали оперу Пучинни «Богема». Посредине спектакля в грим-уборную Карузо вбегает Андрэ Перелл де Сегурола в полном сценическом одеянии и, шипя, как разгневанный гусь, шепчет, что у него внезапно пропал голос… басс. Карузо сорвал с него плащ, в который должен быть окутан герой де Сигурола, выбежал на сцену и блестяще исполнил партию баса. Я слышал эту арию. Вы тоже можете её услышать на
http://www.bassocantante.com/opera/curiosity.html . Эта запись - редчайшая. Пластинка была выпущена малым тиражом и распределялась лично Карузо только среди своих друзей. При этом он говорил: «Я не хочу портить бизнес тем, кто поёт басом».

Последнее выступление на сцене Карузо было 24 декабря 1920 года в  опере «Еврей» 'La Juive' Жака Малеви.
 
Затем были 8 месяцев борьбы за жизнь... и смерть наступила в городе Неополе 2 августа 1921 года. Карузо прожил всего 48 лет….
 
Лучший и первый в мире?...

Конечно же нет, Карузо сам отдавал пальму первенства в оперном искусстве нашему харьковчанину Ивану Алчевскому, и многие современники-специалисты так считали.

Почему же Карузо?

Это имя, которое все знают, лишь одно имя назови (или в кроссворде упомяни) – и любой отгадает? Потому что он сам себя «размножал, умножал и пропагандировал», делал «раскутку», как сейчас говорят.  Во всемирном масштабе ….
 
Диск патефона впервые воспринял на своих «выплавленных» звуковых дорожках голос Карузо в 1902 году. Ария «Смейся, паяц» (Vesti la giubba) из Паяцев Леонкавалло отлита тиражом 1 млн. пластинок в 1907 году, а все тиражи пластинок с его записями составляют до сих пор никем не превзойдённый рекорд книги Гиннеса. Во время 1-ой мировой войны все союзные страны из США наводнялись патриотическими песнями, напетыми лучшим тенором мира Карузо.
Вот она «раскутка» с помощью вращения диска с частотой 78 оборотов в минуту….


Рецензии
Шо такое "раскутка"? Напышыте еще про лучшего врача в мире. Но чтобы душэщыпательно.

Ласло Зурла   27.04.2015 14:43     Заявить о нарушении