Так спорят ли о вкусах?

Знакомы слова: «У вас хороший вкус», которыми нередко награждают того, кто может отличить хорошее произведение искусства от не очень хорошего. В то же время при оценке не очень хорошего творения как хорошего мы считаем: «Это произведение хорошее, потому что так мне подсказывает мой вкус».
В чём же тут дело? Почему понятием «вкус» можно оправдать и выбор прекрасного, совершенного, и выбор не очень прекрасного, не совсем совершенного как лучшего?
Дело в том, что здесь смешиваются в одно два понятия. Употребляемое в расширительном значении слово «вкус» автоматически включает в себя понятие «наличие чувства прекрасного». Но собственное значение слова «вкус» другое: это не способность определять качество – т.е. суть продукта, а – индивидуальное предпочтение его фактурных моментов, т.е. «специй» и «приправ», способствующих более приятному его поглощению, проглатыванию.
Индивидуальный вкус и способность оценивать качество произведения – вещи разные. Можно аналогию провести с пищевой сферой: при одинаковом качестве тех или иных продуктов, всё-таки одни любят одну еду, другие – другую. Это и есть проявление вкуса в собственном смысле.
Но какие бы «специи» в продукте не содержались, к качеству его они не имеют отношения. Как ни соли протухшую рыбу, качественной она не станет. Хотя можно таким способом заставить съесть её обманутого человека, выдать её за нормальную. Того, который хорошо ориентируется во вкусовых особенностях продукта, но плохо в пищевых.
В сфере искусства нужно обладать чувством прекрасного, чтобы отличить качественный товар от вкусовой подделки, заставляющей некоторого зрителя-читателя «скушать» этот продукт, к качественному эстетическому продукту никакого отношения не имеющий.
И если мы употребляем слово «вкус» в расширительном значении, стараясь оправдать наше предпочтение какого-либо художественного продукта, то этим словом можем прикрыть любой, даже самый неприглядный свой выбор.
Так спорят ли о вкусах? Да, если этим понятием кто-то прикрывает отсутствие способности адекватно оценивать качество эстетического продукта с помощью чувства прекрасного (= «пищевого» оценщика этого продукта). Да, если у оценивающего хромает это самое чувство. Оно не может быть компенсировано с помощью личного вкуса.
Резюме: не следует путать понятия «чувство прекрасного» и «индивидуальный вкус». Тогда не будет неразберихи в каких-либо обсуждениях произведений искусства.
Каковы же приоритеты? Вполне ясно: на первом месте по важности стоит чувство прекрасного, а не вкусовое предпочтение. Оно – тот «каркас», на котором держится всё остальное. Убери качество из физического продукта – и тело человека может заболеть. Так и в духовно-творческой сфере, только здесь заболевает дух от вкушения низкого качества. Вкус – вещь внешняя, в какой-то степени обманчивая, им можно в определённой мере замаскировать отсутствие качества. Но когда вкусовые моменты органично добавлены в качественный продукт – это и есть объективно прекрасное, совершенство во всех отношениях – и в сути, и в фактуре.
А надо ли спорить о вкусах тогда, когда действительно надо спорить? Тоже вряд ли. Потому что вряд ли вы докажете человеку, что у него недостаточно развито чувство прекрасного.
В конечном счёте возникает вопрос: что же тогда является критерием чувства прекрасного, если не личный вкус? Но это уже следующая, немаленькая, тема, которая заслуживает отдельного рассмотрения. Хотя приблизительно и просто её можно выразить в двух словах (и об этом уже говорилось). О наличии вышеуказанного чувства свидетельствуют: первое – оценка временем, и второе – количественная оценка… такими же многими другими чувствами прекрасного, подтвердившими свою истинность во мнении большинства.


Рецензии