Так спорят ли о вкусах? часть 2
Имеем две соответственные пары категорий:
Чувство прекрасного – эстетическая ценность;
Личный вкус – индивидуальный стиль.
Не может чувство прекрасного относиться к индивидуальному стилю, а личный вкус к эстетической ценности. Именно потому, что некоторые зрители-читатели путают эти вещи в сознании, и появляются пустые, бесплодные споры. К индивидуальному стилю чувство прекрасного неприложимо. Почему мы должны считать один стиль прекрасным, а другой – нет? Ведь стиль – «сам человек», творец, и допускать такое – значит допускать, что один творец прекрасен, а другой нет. Точно так же и личный вкус неприменим к эстетической ценности, её нельзя определять на основе личного вкуса.
Одному читателю, например, нравится больше Ахматова с её некоторой прохладностью и академичностью, нежели Цветаева. Кому-то другому – Цветаева с её обнажённой душой. Но эти суждения относятся к индивидуальному стилю обоих поэтесс, а не к объективной ценности их поэзий. Почему?
Объективная ценность существует обязательно. И если задаться целью определить, кто же всё-таки выше по уровню, Цветаева или Ахматова, то можно констатировать, что по этой самой ценности они приблизительно равны. Так что в данном случае если и возникнет спор о том, кто выше как поэт, то спор будет только о вкусах, а не об истине (чьи произведения эстетически ценней).
В очередной раз может возникнуть вопрос, каков же инструмент определения объективной ценности поэзии? И в очередной раз констатируем: чувство прекрасного. И оно не зависит от количества метафор и их свежести, применяемых тропов. Мы знаем много образцов стихотворений с большим количеством метафор и тропов, но которые при этом далеко не гениальны. С другой стороны, иногда довольно простое стихотворение является выдающимся с точки зрения высокой поэзии.
Возьмём два примера:
Зов полифоний, образный бросок,
Блеск элитарного крючка. Рвёт губы,
Как рыбьи. Гиперпульс дробит висок.
Вновь чьё-то «Я», рисуя виды, губит…
Или же:
Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса…
Первое четверостишье переполнено новыми, свежими метафорами, эпитетами, сравнениями (метафора «зов полифоний», эпитеты «образный», «элитарный», «гиперпульс», метонимия ««Я»губит», сравнение с рыбьими губами. Во втором же только два эпитета: «пышное увяданье» и «прощальная краса» и одна метафора-эпитет, не слишком оригинальная – «леса, одетые в золото». Но какое из них гениальней? Видимо, всё же второе. И не потому, что мы знаем имя его автора. А потому, что во втором присутствует очарование поэзии, её суть, и это подсказывает нам чувство прекрасного. Такой магии нет в первом четверостишье. Хотя при математическом подсчёте получается 6:3 в пользу первого автора.
Математическим путём гениальность не высчитать. Исключительно – чувством, как и в любом другом виде искусства. Ибо все эстетические и, в частности, художественные явления основываются на чувстве, а не на разуме (;;;;;;;;;; – «чувствующий, чувственный»; др.-греч.)
Чтобы наглядно представить разность вкусов при относительно равной эстетической ценности, сравним, например, два стихотворения о весне.
Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят —
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят —
Они гласят во все концы:
«Весна идет, весна идет!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед».
Весна идет, весна идет!
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней!
И второе:
Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;
Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой;
Рассказать, что с той же страстью,
Как вчера, пришел я снова,
Что душа все так же счастью
И тебе служить готова;
Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет,
Что не знаю сам, что буду
Петь - но только песня зреет.
Одному читателю на основе личного вкуса понравится первое, второму – второе. Но если попытаться установить рейтинг объективного качества на основе чувства прекрасного, то в этом отношении стихотворения практически одного уровня. Поэтому здесь не стоит спорить о том, какое лучше: о вкусах не спорят.
Но вот тоже произведения о весне, которые, возможно, на личный вкус кому-то понравятся не меньше, чем предыдущие два.
Лишь пару месяцев назад
Растаял снег, ушли морозы,
В цветенье белом нынче сад,
А в вышине грохочут грозы,
Медовой свежестью пропах
Пьяняще-пряный чистый воздух,
И сладкий привкус на устах
От поцелуя нежной розы…
В тени прохладной светлой рощи,
Где ветер меж берёз затих,
Всё кажется понятней, проще
И рвётся на бумагу стих…
А просто майская раскраска
Не позволяет мне тужить,
Вокруг природа, словно сказка,
И снова хочется любить…
Или такой вариант:
Скоро, скоро из мёртвых холодных оков
Вырвет лес молодая весна,
И с ветвей опадёт седина
Побеждённых лучами снегов...
Скоро, скоро, смеясь, разбегутся ручьи
На широкий зелёный простор,
И раскинет земля разноцветный ковёр,
И в кустах запоют соловьи...
Скоро, скоро черёмух душистых цветы
Серебром забелеют в саду...
И навстречу весне я с надеждой пойду
В царство солнца, тепла и мечты!
Однако можно ли ценителю последних двух стихотворений утверждать, что они стоят на равных с предыдущими двумя? Нет. Хотя по количеству эпитетов, метафор, тропов и степени их свежести – что первые два, что вторые два примерно одинаковы. Вкус вкусом, а от большей объективной эстетической ценности первых двух никуда не денешься. И подтверждается она временем и многими чувствами прекрасного – как читателей, так и профессионалов-литераторов.
Мораль не оригинальна: уважаемые читатели и пишущие стихи, развивайте чувство прекрасного в возможно большей степени, если не хотите спорить о вкусах, а желаете наслаждаться высоким искусством.
Свидетельство о публикации №214061301510