Серёжа Пикассо, или жизнь одного гения

Все суета сует и томление духа. Что делалось, то и будет делаться. Что было, то и будет. И нет ничего нового под солнцем. Так говорил мудрый Екклезиаст. 
Кажется, что человек все уже видел. Все слышал. Везде был. Все знает. Что ему еще остается: скука. Тоска. Уныние. Горечь. Отчаяние.
Да современный человек скучает. Ужасно. Беспросветно. Обыденно. Ежедневно. Ежечасно. И это, впрочем, естественно. Он хочет чего-то, чему и сам не может подобрать названия. Но однажды он ощущает, что «душа просит», он начинает улавливать какую-то глубину, бездну, пространство внутри себя. Он начинает интересоваться философией, поэзией, переменой мест. В один прекрасный день с ним случается нечто: увидел красивую, загадочную женщину, услышал необыкновенную мелодию по радио; падающий лист с дерева, музыка дождя, улыбка смеющегося младенца, ясные и светлые глаза старика, кошка, играющая с клубком и – неожиданно-мгновенно-невероятно переворачивается вся его жизнь. Его словно подбросили под самое небо. Будто он увидел этот мир впервые.
Психологи утверждают, что человек видит наш мир в замочную скважину. Он видит отрывочно, фрагментарно. А тут, словно солнце осветило его с головы до ног, всю его жизнь. Любовь может изменить все. Смех прочищает весь человеческий организм. Творчество дает тот драйв, за которым некоторые уходят в горы или прыгают с парашютом.
Помните как у Роберта Рождественского:
«Весна шепнет тебе: живи! И ты от шепота качнешься. И выпрямишься. И начнешься. Все начинается с любви..».
И с тобой станут происходить потрясающие вещи. С виду та же самая жизнь, но за всем угадывается невероятная тайна, ослепительный свет, нежный и тихий шепот сердца и привет от далеких звезд.
Мое знакомство с маленьким бедным художником Сережей Пикассо из Царского Села, как он себя иронично позиционирует, началось привычно: с крепкого мужского рукопожатия. С его увлекательного рассказа о своих видениях, прозрениях, небывалостях. С его веселого и познавательного рассказа об его легендарных друзьях, «живых памятниках» Мише Шаевиче Брусиловском и Виталии Михайловиче Воловиче. Об их прекрасном чувстве юмора, самоиронии. Как талантливо они подшучивают друг над другом. В классификации лучших юмористов страны они занимают верхний уровень, они вместе с  Зиновием Гердом и Роланом Быковым. Ну как тут не привести несколько «классических» анекдотов от Воловича. На презентациях, когда его спрашивают, что ему налить. Он иногда неожиданно парирует, что не пьет. А если спрашивают: почему? Он отвечает, что за рулем. Пауза. Ведь все знают ,что он не водит машину. И он гордо отвечает, что он за рулем своей судьбы! Или когда ему лестно говорят, что он Мэтр. Он важно отвечает, что он не просто Мэтр, а метр восемьдесят!  Шкалу «смехачей» составил сам Сергей Степанович Григорьев. Так звучит его настоящая фамилия. Но он уже давно стал Пикассо. Еще с художественного училища. Возможно, это признание его заслуг, или удачная шутка, ставшая судьбой и призванием. Или знаковый пароль в художественном братстве..
Потом я увидел его работы. Сперва, если честно, я  почти ничего не понял. Но что-то случилось. Что-то «зацепило». Может свобода, парадоксальность. Или концептуальность, как любят сейчас величать все необъяснимое. Я долго не мог подобрать ключ к его работам. Мы говорили на разных языках. Были с разных планет. Смотрели на вещи под разным углом зрения. Так я был можно сказать шокирован. Представьте, у него есть маленькая и с виду совсем непонятная картина, а может шутка гения? Немного черного, белого, желтого. Полутона. Но нет, ни осязаемых силуэтов, ни намека на фигуры или предметы. Но к ней добавляется целое послесловие..
«Где прячутся черные дыры или лежащая обнаженная, освещенная лунным светом (деталь). Или поверхность солнца под микроскопом.»
Здорово? Необыкновенно? Нет слов? Как закрутил? Многозначительное молчание…
А к большим своим работам он пишет целые комментарии. Да и сами названия не от мира сего, специально не придумаешь, это снисходит свыше..»Охота на ангелов или нашествие баобабов», «Часть группового портрета участников Тайной вечери». Но что мы видим: четыре человека на переднем плане, лица, будто высеченные из камня и завуалированные печалью, красный стол, чаша и хлеб. А над их головами четыре облака или проекция будущих нимбов. Все полотна Сережи Пикассо отличает узнаваемая цветовая палитра. Она мягкая по звучанию, вкрадчивая, намекающая на нечто большее. Наверное, потому что он пишет свои картины ночью, и луна освещает своим загадочным и утонченным, гипнотизирующим сиянием его мольберт в его мастерской, устроенной на чердаке. Он пристально вглядывается в звездное небо. Вон там Антарес, Сириус, или Нубиру. Он как и его любимый герой Маленький Принц Антуана де Сент Экзюпери ищет в ночном небе свою планету. Он знает, что где-то есть его маленькая, уютная звезда, где растет капризная роза и есть один вулкан. Но к тому же стоит чистый холст на подрамнике и ждет его к себе..Он помнит, как и Маленький Принц о своих путешествиях по нашей галактике, и возможно, все его работы «про это». Про свободу самовыражения и поиск начала начал, про страстный диалог деревьев со звездами, травы-муравы с облаками, людей с небожителями, дальнего прошлого с неведомым будущим, про внутренний огонь опаляющий, но не пожирающий, который преображает наш мир и помогает воплотить художнику свои самые дерзновенные, бесстрашные и вдохновленные мечты. Не бояться летать и мечтать. Наш мир такой разнообразный благодаря богатому воображению Великого Художника.
Родился Сергей Григорьев в городе Ирбите, где в одном из залов музея хранится коллекция его работ. А закончил он художественное училище им. Шадра в 1983 году.
Искусствоведы отмечают, что его живописные работы – это притчи и оксюмороны. Подписи к работам самодостаточны. Его официальные и частные визиты – перформансы, его монологи – медитации, а персональные выставки – события.
За ним интересно наблюдать со стороны. Когда Пикассо знакомится, он встает в определенную позу, приподнимает слегка голову и спрашивает: «Узнаете!?»
Визави говорит: «Нет»
А так? И он принимает еще более вычурную позу и гротескное выражение лица: «А сейчас?»
Зритель удивленно: «Нет»
Пикассо быстро говорит: «Секундочку». И убегает.
Прибегает через минуту назад и встает в третью позицию, достает откуда-то черный берет, символ Франции и Монпарнаса, и важно провозглашает: Рад с вами познакомиться, меня зовут Пикассо, Сережа Пикассо!» И выждав три секунды, наслаждаясь произведенным эффектом, он начинает вместе со всеми безудержно и заразительно хохотать.
А его «философия на холсте» чего стоит. Нам обычно, чтобы быть счастливыми требуется ой как много: телевизор, компьютер, машина. И по возможности, чтобы все было самое современное. А Сережа Пикассо доказывает обратное. Он ставит «точку». Обычную. Черную. Круглую. И все. И поясняет: «Что может быть интереснее и восхитительнее этого знака!?» Вы представляете, что вся вселенная рождается из точки. Это Альфа и Омега всего. Тайна Тайн. Чистая потенциальность. Если у человека все в порядке с воображением, то он точку может представить в виде чего угодно.
Вспоминаются строки:
«В одном мгновенье видеть вечность.
Огромный мир в зерне песка.
В едином миге бесконечность.
И небо в чашечке цветка»
А знаете, что он коллекционирует!? Нет. Не марки, даже и не автомобили и не часы. Не антиквариат. А ощущения!
Однажды он пережил странное происшествие. Ему слово:
- Как то раз, то ли был уже поздний вечер или чересчур ранее утро, почудилось как бы ощущение чего-то необыкновенно светлого и радостного. Ощущение светлой радости, совершенно беспричинной. Просто неожиданного короткого мгновения некоего света. Самое интересное – свет шел ни откуда-то, а как бы изнутри. И мой интерес заключается в том, чтобы изобразить эти ощущения. Ощущение предчувствия, ожидания, неожиданного, необыкновенного, необъяснимого. Ощущение полета. Великолепны ощущения во время сна.»
Конечно, он не простой человек, не выхолощенный, не рафинированный. В нем есть и злость. Но скорее это спортивная злость, та, что помогает собраться в короткий момент времени. Упрямство, чтобы не сворачивать с выбранного пути, кто бы что ни говорил. У него свой путь. Сложный, запутанный, но интересный и возвышенный. Но я думаю, что он счастливый человек большую часть времени, особенно, когда вдохновение позовет в заоблочные дали, в Эмпиреи, где и воздух другой.
Вспоминается интересный случай. Мы делали ему выставку в Законодательном Собрании Свердловской Области. И он как всегда, что-то занимательное рассказывал. И спросил, будто у самого себя: «Что после него останется на земле. Дети? Да. Дом? Тоже. Деревья? И не одно Память? Картины у того то в коллекции. В таком то музее. Да, значит, я не просто так прожил жизнь. И это по-видимому его успокоило. Он сделал, все, что мог. И тут мимо нас  проходит чиновник. Сразу видно крупный. Важный. Стильно одетый. И останавливается, наверное, слышал его монолог с самим собой. И он тоже начинает говорить сам собой о самом себе:» Ну а мы, чиновники? Что после нас? Словно вопль души. Уйдем, никто и не вспомнит...»
Мудрецы всех веков говорили: счастье в созидании.
Наш мир странен и парадоксален.
Солнце нам кажется маленьким шариком, а оно в несколько сотен раз больше нашей планеты.
Наша планета кажется нам неподвижной, а она несется с огромной скоростью по галактике Млечный путь.
Маленький муравей оказывается самым сильным живым существом, способным поднимать груз в несколько десятков раз превышающий его вес.
Внешность обманчива..
У меня возникло странное трансцедентальное, психодилическое ощущение, пока я писал это эссе. Так на поверку, маленький художник Сережа Пикассо оказывается в своем истинном, духовном обличьи Атласом, подпирающим небесный свод. Он знает и чувствует трагичность жизни. Ее радость и печаль. Поражения и победы. Истину и ложь. Он смел, бесстрашен. Он приподнимает завесу Тайны, его влечет непостижимое, мистическое, сверхреальное. Он, как и Прометей, похищает творческий огонь с Олимпа и щедро делится им с людьми. Не боясь, что люди не оценят его дар. Он просто тихо и самоотверженно делает свое дело.
И добавлю еще одно замечание. Что художник не беден.
Вот он то и богат. Душевно богат. На события. Друзей. Эмоции. Мысли. Идеи. Проекты. Жизненный опыт. Он богатый наследник духовной и материальной культуры всего человечества. В нем бесконечный творческий потенциал. Он богат на миры, которые он постоянно в себе открывает. И особенно в русском языке в слове «богатство» видно истинное содержание этого многозначительного и бездонного понятия. Дорого то, что не продается..
Пикассо загадочно улыбается своей неподражаемой улыбкой-посланием, что мир спасается красотой. Одной улыбки хватит, чтобы в душе взошло солнце. Он прикладывает руку к своему баскскому берету, словно отдает честь. И одинокий, часто непонятый, но мужественный и благородный, как его частый персонаж Дон Кихот, он вновь отправляется, в бесконечное путешествие, чтобы вернуть всем нам бесценное сокровище, которое мы, обычно, прозаически зовем Жизнь. А уж, какой чудесной, захватывающей, необыкновенной, таинственной и невероятной она может быть! И он об этом знает. И к счастью, говорит нам об этом.
«Ни дня без строчки, ни дня без краски, ни дня без стремления к прекрасному» девиз тех, кто стремится к совершенству..      


Рецензии