Три креста Качеств. Знаки Зодиака

  Если это ваше первое знакомство с базовыми принципами астрологии, то вам будет сложно воспринять сразу весь объём представленной здесь информации. Будет проще, если ранее вы уже познакомились с этим вопросом в рамках начальной астрологии какой-нибудь школы. Ещё полезнее эта информация может оказаться для тех, кто уже начал осваивать практическую сторону астрологии и наконец-то задался вопросом – а откуда взялись эти «Три Креста Качеств» и почему они действуют? И, наконец, более ценной эта работа может оказаться для тех, кто мечтает получить теоретическое обоснование астрологии с элементами философского подхода. Лично мне хотелось бы прочесть такую работу в самом начале изучения астрологии, ещё до того как возникла необходимость выбрать конкретную школу и вкупе с ней получить претензию на научную или эзотерическую основу преподавания в ней. Чтобы, благодаря этому знакомству, мой выбор в чём-то расширился или в чём-то определился, а сама цель изучения получила первые чёткие контуры на загадочно мерцающем и таком заманчивом фоне тайных знаний.

  Двенадцать знаков Зодиака можно разделить на три группы по четыре знака и назвать их по способу разделения – три креста. Каждого человека с рождения (по дате, месту и времени) можно соотнести с одним из этих крестов (или их комбинацией). Люди будут отличаться способом поведения в жизни — тем, что мы называем «тип активности». Между ними существует разница, обусловленная направлением или местом приложения их усилий (энергии). Вот такими словами в учебниках по астрологии начинаются пояснения различий между кардинальными, фиксированными и мутабельными знаками (читай – различий между людьми). Это азы, которые все новички воспринимают без тени сомнения и, как им кажется, навечно. На самом деле они усваивают словесные описания, которые позднее начнут накладываться на другие вводные определения, например четырёх стихий, и тогда возникает как бы лёгкое непонимание, которого им ещё долго не удаётся избежать. Новичок обнаружит, что кардинальные знаки очень похожи на огненные, а фиксированные – на земные. Возникает вопрос: а как вообще легко уязвимый Рак может быть кардинальным или непредсказуемый Водолей – фиксированным? Более того, вопрос этот нередко ставит в тупик уже бывалых любителей астрологии. Однажды это случилось и со мной. Теперь я убеждён, что это должно случиться с каждым, кому недостаточно просто применять астрологию. Ответ не лежит на поверхности, а причина такой "несправедливости" кроется в том, что астрология не является чисто эмпирической дисциплиной. Иначе говоря, все выявленные на практике закономерности никак не объясняют происхождение таких вот основ астрологии.

  Астрология – это наука, но наука оккультная по своей цели. Современная западная астрология оформилась в весьма стройную систему знаний с чётким изложением своих принципов. В таком виде её удобно преподавать и накапливать статистический материал с практическими целями. Начинающие, до определённого момента, могут даже не обращать внимание на её истинное предназначение. По существу, астрология служит задаче обретения тайных знаний в качестве инструмента, подобного математике во всех прочих точных науках. Если современный учёный гордится открытостью и условной доступностью своих достижений на общее благо человечества, то современный астролог гордится уникальностью полученной им информации о самом человеке. Критики от науки пытаются язвить на тему происхождения астрологии, мол, астрология возникла по результатам наблюдения пастухов за ночным небом где-то в районе обнаружения клинописных глиняных табличек. Однако, правда в том, что из лона астрологии появились и астрономия, и многое такое, что мы сейчас называем психологией (значительное число тех, кто поступает в современные школы астрологии – это психологи). Правда в том, что астрологии не чуждо общее благо, а науке не чужд человек. В поисках истины придётся копнуть глубже, а точнее – приблизиться к её истоку. Наблюдения за звёздами в ночном небе велись силами касты жрецов, которая существовала не только в древнем Вавилоне.

 Я начну с того, что доступно каждому ребёнку. Давайте рассмотрим упомянутые выше типы активности на примере динамики обычного детского волчка. Мысленно понаблюдаем за тем, как раскрученный волчок начинает своё движение, затем находит точку опоры и, наконец, останавливает вращение. Если смотреть издалека, то сначала заметно лишь то, что он бежит по какой-то дуге, то есть мы видим его поступательное движение. Для астролога это признак кардинальности. Если приблизиться к тому месту, где волчок как будто остановился, то станет заметно его вращательное движение. Для нас – признак фиксированности. В конце концов, когда большая часть энергии, вложенной в раскрутку, будет утрачена, мы увидим, как сильно начинает колебаться ось вращения волчка. В этой последней стадии заметно проявляется компенсирующее движение. Это признак мутабельности. На самом деле все три типа движения волчка присутствовали с самого начала. А теперь, вместо детского волчка, представим со стороны планету Земля. Можно выделить три цикла, обусловленных проявлением трёх разных типов движения или типов активности: годовой – на основе поступательного движения, суточный – на основе вращательного движения и цикл прецессии равноденствий – на основе компенсаторного движения. Этот последний цикл меняет направление оси вращения планеты (вырезает конус) с периодом около 25900 лет. Сейчас ось ориентирована на Полярную звезду.

 Чтобы дать описание качеств трёх крестов, для начала нужно сопоставить их с подходящим циклом, а после дать им развёрнутую характеристику. Как видим, сопоставить легко, но дать характеристику намного сложнее. Толкования, которые я смог обнаружить в специальной литературе и на астрологических сайтах в интернете, оказались либо ограниченными, либо неточными. Например, есть очень популярное в среде астрологов клише, когда знаки кардинального креста сопоставляются со сменой времён года, далее фиксированный крест сопоставляется с периодами устойчивых признаков четырёх времён года, а мутабельный крест олицетворяет упадок таких признаков. На первый взгляд выглядит убедительно, но есть один очень затруднительный момент, связанный с таким подходом. В конце темы я к этому вернусь специально, а сейчас продолжу представление своего варианта.

  На самом деле, при любом положении Солнца на эклиптике будут проявлены все три типа (один сильнее, остальные слабее), а нам необходимо качественно их выделить. Причины банальны: во-первых, Солнце – не единственный фактор; во-вторых, Земля участвует ещё в двух циклах. Неточность полученных при таком подходе характеристик заставляет задуматься над критериями самого понятия «тип активности». Зачем, собственно, эти типы активности проявлены? Что ими достигается? Включив в пояснения это "что", мы лучше сможем ответить на вопрос "как". Например, я – Козерог, для достижения чего-то (о чём все кресты имеют общее представление), проявляюсь так-то и так-то или делаю то-то и то-то. Другие знаки моего кардинального креста будут проявляться схожим по качеству образом, но со своей спецификой. Вот эту специфику тоже необходимо озвучить.

  Итак, понятно в каком виде мы хотим получить ответ, но необходимо конкретизировать конечную цель.
Вот здесь я предлагаю достигнуть или получить "счастье". В прямом смысле сделать критерием оценки типов активности обретение земного счастья. На эту мысль меня натолкнуло знакомство с философскими основами индийской астрологии. Предпосылкой стало понятие «гуна». Здесь придётся озвучить некоторые философские определения. Вот цитата из Википедии:
<Гуна — санскритский термин, который в буквальном переводе означает «верёвка», а в более широком смысле «качество, свойство». Одна из категорий индуистской философии санкхья, где описываются три гуны материальной природы: Саттва-гуна (гуна благости), Раджо-гуна (гуна страсти), Тамо-гуна (гуна невежества).>

  Понятие «гуна» относится к характеристикам того или иного объекта, например, человека и, я бы добавил,  всех форм его коллективной деятельности. Они связывают или сковывают этот объект, не позволяя ему полностью проявить свое предназначение (свою духовную природу). В человеке гуны связывают бессмертную душу. В духовном мире все объекты в абсолютной степени проявляют свою изначальную природу, а гуны являются атрибутом исключительно материального мира. Под гунами в санкхья понимаются три «режима деятельности» иллюзорной энергии Майя, обусловливающей живые существа (дживы). Гуны определяют образ жизни, мышление и деятельность души.

  Несмотря на то, что гуны буквально напрашиваются на прямое сопоставление с тремя крестами, такой подход будет противоречить современной традиции в западной астрологии. Проблема в том, что характеристики благость, страсть и невежество чрезвычайно оценочны. Постараемся этого избежать в наших более мягких оценках, но не будем отказываться от ценных знаний. Вот несколько цитат из Бхагавад-Гиты, где Кришна даёт своему ученику Арджуне описания качеств трёх гун:
14:5. Саттва, раджас и тамас — таковы гуны, возникающие благодаря взаимодействию с Пракрити. Они крепко привязывают к телу бессмертного обитателя тела.
14:6. Из этих гун саттва, благодаря своей незапятнанной чистоте — здоровой и светлой, — привязывает влечением к радости и узами общения (с себе подобными людьми), а также познания (не главного в жизни).
14:7. Знай, что и раджас — страстное начало — есть источник привязанности к земной жизни и жажды её, что сковывает обитающего в теле влечением к действию.
14:8. Тамас же, рождённый от неведения, вводит в заблуждение обитающих в телах, связывая небрежностью, беспечностью и ленью.
14:9. Саттва привязывает к блаженству, раджас привязывает к действиям, тамас же, воистину, уничтожает мудрость и приковывает к беспечности.
14:10. Иногда гуна саттва побеждает раджас и тамас; когда верх берёт раджас — тогда побеждены саттва и тамас; а иногда воцаряется тамас, побеждая раджас и саттву.

  К сожалению, удачно найденная аналогия, скорее уводит нас в сторону, чем приближает к цели. Всё ещё не понятно, как это поможет дать определение качеств в западной традиции (ориентируемся на волчок)? Увы, но Запад и Восток как бы не пересекаются в этом вопросе. Нужно проводить параллели. Далее придётся перейти на символическое мышление, которое подходит не каждому. Кроме этого, необходим практический опыт, беглое знание астрологии. Придётся проводить ассоциации между разными цепочками образов. Держите в уме движение волчка, гуны, вспоминайте характеристики знаков и удерживайте конечную цель. Следующие три абзаца нужно воспринимать целостно, как матрицу данных. Сделаем символический анализ трёх крестов.

Кардинальный крест: Овен, Рак, Весы, Козерог. Их активность направлена вовне. Она связана с поступательным типом движения, подобного годовому обороту Земли вокруг Солнца (эта ось приложения усилий вынесена вовне, раджас).
: (исходно) внешне подвижны = их энергия сразу видна и более-менее предсказуемо её направление
+ (положительно) стараются максимально продвинуться к цели = воздействуют на других
- (отрицательно) являются причиной столкновения интересов = кто не со мной, тот против меня
> (в итоге) пытаются "сделать других счастливыми" (Овен — любого встречного, Рак — семью, Весы — партнёров, Козерог — общество)

Фиксированный крест: Телец, Лев, Скорпион и Водолей. Их активность направлена внутрь. Она связана с вращательным типом движения, подобного суточному обороту Земли вокруг своей оси (эта ось приложения усилий находится внутри, тамас).
: внешне неподвижны = их энергия скрыта и плохо предсказуемы моменты её выброса
+ обладают необходимым резервом для реализации цели = преображают самих себя
- сами являются препятствием для необходимых перемен = всякий кулик своё болото хвалит
> пытаются "найти своё счастье" (Телец — в собственности, Лев — в славе, Скорпион — во власти, Водолей — в революционных идеях)

Мутабельный крест: Близнецы, Дева, Стрелец и Рыбы. Их активность направлена попеременно то вовне, то внутрь. Она связана с компенсаторным типом движения, подобного прецессии равноденствий - попятному движению точки 0 Овна по зодиакальным созвездиям, вследствие конусообразного колебания оси Земли (взаиморасположение осей изменяет направление усилий, саттва).
: внешне переменчивы = имеют небольшую энергию в своём распоряжении, но находят особую позицию для преобразования чужой
+ разбираются с обладателями больших энергии = сдерживают бойких и тормошат застывших
- увлекаются временными преимуществами = не всё коту — масленица
> создают/находят "потоки слепого счастья" (Близнецы — информацию, Дева — рацпредложения для облегчения физических страданий/затрат, Стрелец — образование, Рыбы — душевное сострадание)

  Ну и как это всё работает? Давайте разложим этот навал образов и фраз по привычным для слуха правилам. Я хочу, чтобы вы обратили внимание на сам расклад как некую схемку (всего их будет шесть и связаны они с понятием «счастье»). Опираясь на выше приведённый символический анализ, можно дать следующую качественную характеристику:
 Я – Козерог, для счастья мне необходимо поставить во главу угла интересы всего общества как носителя национальной (унитарное государство) или какой-то другой масштабной идеи (федерация, корпорация, полёт на Марс). Для этого мне придётся влиять на остальных людей, заставляя их и себя действовать по единому плану (подобное притягивается к подобному и формирует макрообъекты). Только те, кто сознательно следуют за главой общества могут называться его полноценными членами (кто не умеет – того научим, а кто не хочет – заставим). Другие знаки кардинального креста будут действовать на своих уровнях организации общества: Овен в подразделениях быстрого реагирования, Рак в семье, как ячейке общества, Весы в горизонтальных направлениях структуры общества, а я – в вертикальных.
 Вот такая получается картинка мира у кардинального Козерога. Суть в том, что если вы видите здесь некую схемку, то её можно применить и для противоположного знака. Например, если у вас ещё остаются сомнения на счёт кардинальности Рака, то его картинку можно легко получить, заменив 'общество' на менее масштабную 'семью' (тут национальный принцип не всегда работает, но происходит ассимиляция). Рак сказал бы, что настоящий ГЛАВА – это старейшина, который ближе всех находится к предкам/корням (прикрывает тылы). Схемка связывает крайности ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ между людьми от интимно обусловленных до максимально формализованных с одинаково звучащей целью продолжения-развития рода/народа. Следование этой цели Козероги и Раки считают архиважным, а успехи её реализации называют счастьем.

  Вторая схемка: вы – Водолей, для счастья вам следует придерживаться плана прогрессивных преобразований (преображения застойной жизни) как способа вырваться на свободу. Следствием этого будет сбор группы единомышленников, готовых посвятить себя созданию человека нового времени (количество, переходящее в качество). Вы будете считать, что текущие проблемы людей можно игнорировать (весь мир насилия мы разрушим). Другие знаки фиксированного креста будут внутренне меняться под впечатлением от следующих перемен: Телец – от обладания  редкими ценностями (землю – крестьянам, фабрики – рабочим), Лев – от внимания публики (культурная революция), Скорпион – от управления массой энергии (мировая революция), а вы – от возможности претворять будущее. Лев сказал бы, что настоящая СВОБОДА та, что позволяет ему преображаться на сцене, и заменил бы 'прогресс' на 'славу', а 'единомышленников' на 'поклонников', готовых провозгласить его идолом поколения. Картинка другая, но схемка всё та же и связывает она крайности ОЩУЩЕНИЙ бытия от момента здесь и сейчас до максимально отдалённого будущего (или давно забытого прошлого) с чувством одинаково заявленного превосходства над остальной жизнью. Для удовлетворения этой центральной потребности Водолей и Лев организуют всю свою жизнь, а удержание этого состояния называют счастьем.

  Теперь третья схемка: он – Стрелец, для счастья ему достаточно находиться в каком-нибудь процессе обнаружения феноменов окружающего мира (ментально распознаваемого) как основы мироздания. Для этого ему нужно научиться их как-то классифицировать (познакомиться с широким опытом поколений). Он будет целенаправленно искать носителей уникально сложенного опыта (знание – это сила, подобная пучку прутьев). Другие знаки мутабельного креста будут вовлечены в поиск: Близнецы – источников/приёмников информации, Дева – методов рационального функционирования организмов/механизмов, Рыбы – невербальных способов контакта посредством тонких энергий. Близнецы склонны выхватывать фразы из контекста (как прутья, пригодные для новообразований), заменяя 'опыт' на 'информацию'. Они бы сказали, что всегда существует альтернатива иной сборной конструкции, а то, что всеми одинаково просто понимается – это и есть ОСНОВА. Картинки опять разные, а схемка показывает крайности ПОНИМАНИЯ мира по степени его собранности от стадии максимума отдельных знаний на уровне фактов до магистрального направления целостного взгляда. При ознакомлении с возможностями этих ментальных форм Стрелец и Близнецы находят иные/высшие смыслы, а соприкосновение с ними называют счастьем.

 Хочу ещё раз обратить ваше внимание на то, что схемки связывают противоположные знаки Зодиака. Это всё равно, что найти общее определение для слов-антонимов, например горячее/холодное – это качества температуры, твёрдое/мягкое – качества плотности, большой/маленький – качества размера. Астрологи знают насколько конфликтны взаимоотношения противоположных знаков. Азартный Лев горяч, а рассудительный Водолей холоден. Суровый Козерог последователен, а нежный Рак уклончив. Кентавр-Стрелец монолитен, а Двойняшки-Близнецы раздроблены. Вы спросите: а где же удачные примеры для остальных знаков? Это могло бы стать интересным домашним заданием для пытливых умов, но если новизна восприятия для вас утрачена, то читайте дальше – схемки Овен/Весы, Телец/Скорпион и Дева/Рыбы будут приведены ниже. Для полноты картины нам понадобится подобрать не только слова-антонимы к этим парам, но и ключевые понятия для каждого креста в отдельности. Фокус в том, что схемки знаков, расположенных крестом по отношению друг к другу на зодиакальном круге, имеют общую основу.

  Сейчас отвлечёмся на сравнительный анализ, чтобы понять недостаток сложившейся практики подачи трёх крестов в школах астрологии. По существу, можно согласиться с характеристиками, взятыми из учебника для кардинального и фиксированного крестов, но для мутабельного не годится простой микс из двух предыдущих. Цитирую из интернета:
<Кардинальный крест... направляет интересы прежде всего на внешний мир. Лица, у которых много планет в кардинальном кресте, ощущают, что придают вещам определенный импульс, стремятся в жизни к определенной цели, чувствуют, что в состоянии сделать что-нибудь для других.
 Фиксированный крест... придает интересам направление внутрь, на себя самого. Получаемые внешние стимулы представляют собой стимул внутреннего роста, служат для понимания собственных причин действий. Влияние внешнего мира на личность ничтожно.
 Подвижный крест... имеет черты обоих предыдущих крестов: интересы направляются попеременно то на внешний мир, то на себя самого. Характеризуется большой гибкостью в подходе к новому и легкостью приспособления к обстоятельствам.>
 Здесь следовало бы сказать, что интересы мутабельного креста особого рода. Дева потребует инструкцию для работы с чем-то новым (похоже на прогиб пружины, но чувствуется отпор), а Рыбы могут предпочесть суровость монастырского быта (какая тут легкость приспособления?). При этом Дева проявляет сообразительность, сдерживая напор кардинальных перемен, а отстранённость Рыб приводит в замешательство фиксированную власть.

  Мутабельный крест имеет черты обоих предыдущих крестов, но его интересы направлены как бы по касательной к их целям. Люди с преобладанием планет в мутабельном кресте находят возможность повлиять на энергетически более сильные, но инерционные кресты. Они становятся либо стимулирующими, либо сдерживающими факторами, но в конечном итоге, удачно для себя, способствуют реализации их целей. Рабочая Дева обязательно освоит передовую тему, проталкиваемую руководством, и начнёт рентабельно производить новую продукцию. Религиозная Рыба войдёт в связку с государством и будет поддерживать его власть. Только теперь Дева и Рыба начнут получать свои материальные дивиденды — премиальные и десятину.

  Когда новичкам дают тему знаков, то всегда предлагают делать подсчёт планет по их расположению в крестах для определения синтетического знака. В газетных публикациях "гороскопов" учитывается лишь один фактор – знак Солнца, а нужно учитывать хотя бы одиннадцать. Это хорошая практика и её стоит ещё раз прописать в виде коротких памяток-характеристик. Здесь всё сводится к подсчёту баллов всех планет для конкретной натальной карты человека. Нас интересуют варианты, когда отсутствуют планеты в каком-либо кресте или, наоборот, обнаруживается их преобладание. Например, можно условиться, что Солнце и Луна имеют по 2 балла, а все остальные планеты и асцендент (восходящий знак) по 1-му баллу (в сумме 13 баллов), тогда слабым проявлением будем считать 1 или 0 баллов, а выраженным, если какой-либо крест качества наберёт более половины общей суммы — 7 баллов.

  Слабое проявление кардинального креста влечёт за собой отсутствие целеустремлённости. Человек может иметь цель, но нет решительности, он всегда ожидает внешний толчок, чтобы предпринять какое-то действие. Играет роль резервиста, запасного.
 Слабое проявление фиксированного креста приводит к потере долговременных целей в жизни. Человеку необходимо соизмерять свои силы с реальностью, чтобы самостоятельно довести дела до конца. Начинаний может оказаться много, но скорее человек просто снимет пробу, а суп сварит кто-то другой. Играет роль вдохновителя, прожектёра.
 Слабое проявление мутабельного креста лишает лабильности. Человек не может маневрировать, сила инерции несёт его по жизни. Имея твердые убеждения, он живёт вчерашним днем. Играет роль ортодокса, фаната.

  Выраженный кардинальный крест формирует страстную натуру. Такой человек всегда горит какой-то идеей, у него есть зарисовка будущего и он делает конкретные шаги в направлении цели. Старается заинтересовать своим виденьем нужных людей, ради которых он всё это и предпринимает. Играет роль рулевого, форварда.
 Выраженный фиксированный крест делает человека рабом своих привычек. Он глубоко погружается в предмет своего интереса, подчиняет этому весь распорядок жизни, но изменение внешних обстоятельств оборачивается для него кризисом. Играет роль эксперта.
 Выраженный мутабельный крест наделяет прозорливостью и гибким взглядом на жизнь. Человек всегда находится в поиске новых возможностей, апробирует иные сценарии развития событий своей жизни. Довольствуется ролью играющего тренера.

 В моей натальной карте сильно проявлен мутабельный крест. Поэтому я сыграю за читателя, сделавшего домашнее задание в поиске 4, 5 и 6-ой схемок.

 Я – Овен, для счастья мне необходимо демонстрировать собственную силу (физическое совершенство) как доказательство особой миссии. Для этого мне нужен достойный соперник (внешнее препятствие), которого я одолею на максимуме своих возможностей (противоположности сходятся и начинают плющить друг друга). Лучший вариант – мой заклятый враг (победа или смерть). Весы сказали бы, что настоящая СИЛА в том, чтобы привлечь на свою сторону сильного союзника и заменили бы 'соперника' на 'партнёра', а 'заклятого врага' на 'любимого'. Материальные объекты в космосе, под влиянием силы гравитации, могут сталкиваться, но могут и вращаться вокруг друг друга (одноимённые заряды сами не сталкиваются). Схемка связывает крайности ОТНОШЕНИЙ между двумя личностями/объектами от точки максимально опасного сближения до приемлемого балансирования вокруг общего центра масс с одинаково звучащей целью исполнения своего предназначения. Следование этой цели Овен и Весы считают архиважным, а успехи в её реализации называют счастьем.

 Вы – Скорпион, для счастья вам следует своей целью сделать обретение могущества (овладение бесконечными ресурсами) как подобия бессмертия. Следствием этого будет создание группы экстремалов (военизированных подразделений), готовых принести себя в жертву (власть – это жертва). Вы будете считать, что сопутствующие потери в живой силе можно игнорировать (империя наносит ответно-превентивный удар). Телец сказал бы, что настоящая ВЛАСТЬ основана на добровольном признании чужого превосходства и заменил бы 'экстремалов' на 'фермеров', которые заменят кровавое 'принесение в жертву' на условное жертвоприношение 'удобрением богов и почвы'. В космосе имеются сверхмассивные объекты – чёрные дыры, поглощающие даже свет, но есть и пригодные для жизни планетарные системы, которым вредны пришельцы извне. Схемка связывает крайности ПЕРЕЖИВАНИЙ по поводу своего существования от точки зарождения жизни до максимально отдалённой грани перехода "на тот свет" с чувством одинаково заявленного превосходства над неизбежной смертью. Для удовлетворения этой центральной потребности Скорпион и Телец организуют всю свою жизнь, а удержание этого состояния называют счастьем.

 Они – Рыбы, для счастья им достаточно представить, что они находятся в живом энергетическом поле тонкого мира (интуитивно воспринимаемого) как свидетельстве разумности мироздания. Для этого им нужно как-то настроиться на приём очень слабых сигналов иных измерений (интегрировать их в широком диапазоне) и найти резонансные частоты таких излучений (гармонический ряд). Дева концентрирует внимание лишь на конкретных источниках сигналов/излучений, заменяя 'тонкий мир' на 'материальные носители'. Она бы сказала, что настоящий РАЗУМ проявляется через привязку невидимого поля к его видимому источнику. Космос пронизан потоком различных частиц и излучений, где существует огромная масса «тёмной материи» вкупе с «тёмной энергией», рассеянной в пространстве. У неё есть своё влияние на небесную механику, подобное невидимым глубинам океана, где галактики – лишь пена на её волнах. Схемка связывает крайности ВОСПРИЯТИЯ мира как разумного энергоисточника от максимально рассеянного состояния Абсолюта до локально функционирующих материальных объектов. При ознакомлении с воздействиями этих энергий Рыбы и Дева находят их духовные/материальные источники, а соприкосновение с ними называют счастьем.

 Надеюсь, теперь вы видите подробности того, как именно знаки Зодиака получили деление на кресты (при изначально установленной последовательности 12 знаков). В учебниках такого разъяснения до сих пор нет. А ещё в учебниках нет полноты картины, которую можно увидеть, если ещё раз перейти на символическое мышление. Предлагаю следующие ниже слова-антонимы и общие определения для них (в виде символической формулы).
 Твердолобый Овен прямолинеен в своих действиях, а колеблющиеся Весы ходят вокруг-да-около. Суровый Козерог последователен в достижении вершин, а нежный Рак уклончиво цепляется за корни. Тогда общее определение для кардинального креста будет выглядеть:
 прямо/вокруг + подъём/уклон = эти понятия определяются через ПРОСТРАНСТВО как характеристики активности, направленной во внешний мир
 Пахарь Телец плодовит, а жалящий Скорпион смертоносен. Разгорячённый Лев увлечён самовыражением, а холодный Водолей внимательно наблюдает. Для фиксированного креста имеем:
 взращивающий/умерщвляющий + вовлечённый/отстранённый = эти понятия определяются через ВРЕМЯ как характеристики активности, направленной во внутренний мир
 Безмолвные Рыбы невнятны, а говорящая Дева отчётлива. Кентавр-Стрелец монолитен, а Двойняшки-Близнецы раздроблены. Для мутабельного креста:
 невнятно/чётко + монолитно/раздроблено = в этих понятиях выражается СОЗНАНИЕ как характеристика активности вне установленных границ пространства и времени, но отражённая в них как в зеркале

 Вот теперь настал черёд философских заметок. Хочу познакомить вас с принципом Полярности, сформулированного последователями учения Гермеса Трисмегиста: всё двойственно, всё имеет полюса; всё имеет свой антипод (свою противоположность); противоположности идентичны по природе, но различны в степени; крайности сходятся; все истины не что иное, как полуистины; все парадоксы можно примирить.
 Влияние именно этого принципа хорошо видно через характер взаимоотношений знаков одноимённого креста. Мы это должны были понять, когда применяли три различные схемки-связки. И это то, чего я не вижу, когда читаю в учебниках пример со временами года "определяющими" три креста. Есть противоречие, которое мне никак не удаётся примирить. Когда в северном полушарии Земли наступает весна, то в южном начинается осень. Тем не менее, считается, что Солнце в это время проходит точку 0 градусов Овна. Вот и  получается, что выявленная на практике закономерность не имеет отношение к основам астрологии или же кто-то что-то упустил в своих пояснениях.

  А как это выглядит с точки зрения приземлённого здравого смысла? Какие факторы приводят к появлению времён года? Ответ в виде "это является следствием колебания солнечной активности" не подходит, так как реально не отражает суть явления. Правильный ответ – это следствие определённого наклона оси вращения планеты Земля к плоскости эклиптики (читай – наличие цикла прецессии равноденствий) при условии оптимальных значений времени обращения Земли вокруг собственной оси и её орбитального расстояния от Солнца. Если бы время обращения Земли было подобно лунному, то постоянно обращённая к Солнцу сторона была бы сожжена им, а орбитальное положение в принципе важно для общего потока солнечной энергии. Конечно, есть и другие факторы, связанные с возрастом Земли, то есть степень высвобождения элементов из горячего ядра, их содержание в атмосфере, влияющее на парниковый эффект, наличие органической жизни, способной связывать углерод и метан и т.п.. Мы ограничимся сейчас грубой силой гравитации.

 По существу – все три типа циклических движений планеты участвуют в смене времён года, но здесь есть интересный нюанс. Постороннему наблюдателю с удалённой от Земли точки может казаться, что именно наклон земной оси физически становится причиной такого явления (назовём его восточным), а наблюдателю с поверхности Земли будет казаться, что главную роль играет продвижение Солнца по звёздному небу (назовём его западным). В этом мне видится различие подходов в западной и индийской традициях. На первый взгляд, общее у них то, что принципиально используется не три, а только два вида деления круга на 12 секторов – это Зодиак и Дома. Одно связано с годовым обращением Земли вокруг Солнца, а другое с суточным обращением Земли вокруг своей оси. Напрашивается вполне закономерный вопрос: а где же то деление на 12 секторов, которое связано с прецессионным циклом? Вот тут становится очевидной причина, по которой индийская астрология отличается от западной.

 Можно и нужно сказать, что общее у них только деление на 12 домов, то есть деление цикла суточного обращения Земли, хотя индийская система цельнознаковых домов резко отличается от типичных западных Плацидуса и Коха. Деление эклиптики на 12 знаков Зодиака от точки весеннего равноденствия – это западная традиция, использующая цикл годового обращения Земли вокруг Солнца. Если же речь идёт об индийской, то её привязка точки 0 Овна к звёздному небу говорит об использовании иного цикла – прецессионного, то есть изменения ориентации земной оси в звёздном пространстве. Эту мысль я не встретил ни в одном из учебников по астрологии, но зато прочёл парочку критических статей от сторонников обоих направлений по поводу "неправильных" знаков оппонентов. Кое кто видит в этом кризис астрологии, который затрагивает более широкое противопоставление утерянной древней и современной астрологии. Я бы сказал, "кризис" этот не нов. Это как мифологическое противостояние Сета и Гора на круглом Дендерском Зодиаке, где старый Сет-Себек "стоит" на звезде Спика (колосок в руках Девы), а молодой Гор в оппозиции к нему из точки новолуния ("петушиный" глаз Гора). Подробнее здесь http://www.proza.ru/2017/12/29/1137

 Древняя традиция – это не совсем то, что называют классической или возвращённой в Европу с Ближнего Востока. Древняя – это которая была во времена Птолемея, со своим специфическим языком, который, если сначала переводить его на русский, а затем на современный астрологический, почему-то растворяется, теряя большую часть смысла. Причина в том, что, в дошедших до наших времён текстах, не прописаны обыденные "рутинные" термины и понятия древних астрологов, которыми они пользовались в работе. Они как бы "по умолчанию" должны быть понятны то ли из практики, то ли из единого первоисточника, но теперь полностью утеряны. Из средневековой классической тоже много утеряно, но с переводами дела обстоят чуть лучше. По ним можно с уверенностью сказать, что астрологи всегда делились на тех, кто настальгирует по легендарным авторитетам прошлого и тех, кто предпочитает модерн. За подробностями вам лучше будет обратиться к выступлению Б.Израителя на XIV Астрологической Конференции

 Конечно, весьма заманчиво возродить какую-нибудь утерянную технику анализа гороскопа (ночные/дневные секты, хайзы, фирдары). Но согласитесь, что, приняв мою точку зрения, вам теоретически уже ничего не помешает использовать обе комбинации (западную вкупе с индийской), которые внешне выглядят похоже, но по методикам применения серьёзно различаются. Представьте как возрастёт ваша уверенность в части предсказания событий. Но и это ещё не всё. Если вы интересуетесь астрологией с целью духовного роста, то должны быть знакомы с календарём Калачакра из традиции буддизма. Этот календарь является третьей комбинацией циклов – годового и прецессионного. В нём уже нет отражения наших личностей, но хорошо виден процесс духовного преобразования Земли. Это совсем иной уровень сознания, отличный от нашей повседневной жизни. Знать о нём необходимо, но, для достижения целей экзотерической астрологии, переходить на него не обязательно. Я ещё затрону эти различные состояния сознания, когда в следующей статье буду говорить о стихиях.

 Продолжение здесь http://www.proza.ru/2014/06/13/527


Рецензии
Спасибо, для меня это углубленный взгляд на кресты в астрологии,очень увлекательно, все у вас перечту.

Наталья Гречкина   07.02.2021 08:41     Заявить о нарушении
Спасибо, заходите!

Астрология Для Писателей   07.02.2021 12:01   Заявить о нарушении