Учитель физкультуры

  - Ты знаешь, я как быстро бегала? Меня в школе никто не мог догнать. Ни один мальчишка.
  Моя мама в школе была спортсменкой. Есть фотография. Она разбежалась и прыгает в длину. А рядом стоит молодой мужчина в спортивном костюме.
  - Это Сергей Николаевич Михтахов, - говорит мама. – Мой учитель физкультуры. Да, ты его знаешь. Твоей одноклассницы, Татьяны Михтаховой, отец. Умер он недавно. Очень его жалко.
  Знаешь, он какой был учитель? Я на разновысоких брусьях делала упражнения, а потом сальто при соскоке. Это он меня научил!
  То, что моя мама делала сальто, для меня большая новость. Ей сейчас семьдесят два года. Она ходит с трудом, болят ноги.
  - Ты посмотри, какая я стала, - говорит мама. - Старая совсем. А внутри-то я все такая же молодая, как была! А сил совсем нет...
  - С Ольгой Александровной они не жили какое-то время... - продолжает рассказывать мама.
  Ольга Александровна — Танина мама. У них семья такая же, как наша. Наши мамы — учительницы. Моя — по математике, ее — по истории. А отцы — учителя физкультуры. Мой отец работал в нашей школе, когда я учился в начальных классах, а потом перешел в музучилище. А Сергея Николаевича при мне в школе уже не было. Он работал где-то в городе тренером. Школа у нас в поселке была одна.
  - А почему они вместе не жили?
  - Выпивал он. Но не так, чтобы пьяный ходил. Он никогда ни одного урока не пропустил! И в школе пьяным никогда не был. Но любил это дело.
  И погуливал еще, говорят. Может и сочиняют.
  А Ольга Александровна – женщина очень порядочная. Сама она никого не обижала, но и не терпела, если ее кто-то обидит.
  - Так вот, - продолжает мама. - Сын у них, Виталька, окончил военное училище, отслужил и домой вернулся. И он их опять соединил. «Хочу, - говорит, - чтобы мои родители были вместе!» Так и стали они жить: Виталька с семьей и родители. Татьяна, ты знаешь, замуж вышла и уехала в Саратов.
  Встретила я как-то Ольгу Александровну.
 «А мой-то, - говорит, - отделился от нас. Есть стал отдельно. Говорит, мы у него все забираем. Вот его черти раздирать стали».
  Виталька стал начальником военкомата. Помнишь, как с твоим паспортом-то получилось? Сколько я ходила: «Отдайте паспорт!» А они ни денег не возвращают, ни паспорта! Я тогда сказала: «Я к вам каждый день ходить буду. С утра сяду и буду до вечера сидеть, пока не отдадите». Пришла с утра и сижу. И Виталька заходит: «Лидия Михайловна, а вы что тут?» «Да, - говорю, - дело некоторое есть». А он зашел к ним, поговорил. Мне ничего не сказал.
  А на следующий день паспорт отдали, чернилами только страничка залита, и деньги все. Я думаю, это Виталька помог. Хотя, я еще в церковь в этот день зашла.
  Когда Ольга Александровна умерла, Виталька на похоронах плакал очень сильно.
  «Мамочка, прости, что я тебя не уберег!»
  А отцу кричал: «Это ты во всем виноват! Это ты ее довел!»
  После смерти Ольги Александровны у Сергея Александровича совсем с головой нехорошо стало. Ходит по поселку, со всеми разговоры ведет, заговаривается.
  В футболке постоянно и в шляпе.
  Иду я как-то, и он навстречу. Я сделала вид, что не узнала, а то, как привяжется и не отстанет. Думаю, может он и сам меня не узнает.
  А он остановился и говорит:
  «Моя ученица со мной не здоровается».
  А ученице уже семьдесят лет!
  А еще Сергей Николаевич стал ходить по парку, где Березовая Аллейка была. Быстро-быстро так идет. А со стороны смешно выглядит, все смеются. Чего он так ходит?
  К Ромке он приходил в спортзал. Не узнал даже, что это Геннадия сын.
  Говорит: «Парень, у меня к тебе просьба».
  Ромка говорит: «Что?»
  «Можно я здесь переночую».
  «Да, нет, нельзя» - говорит Роман.
  «Ты знаешь, я ведь учитель физкультуры. Я в этом спортзале всю жизнь проработал. Пусти! Меня из дома выгнали!»
  Никто его не выгонял, конечно. Это он так уже заговаривался.
  Но Роман не пустил, говорит, попадет мне за это.
  Через некоторое время Виталька отца в дом престарелых отдал. Очень тяжело уже с ним, наверное, стало. Он там очень быстро умер.
  Потом только я поняла, почему он так по Березовой Аллейке ходил.
  Он знал, что ему недолго осталось.
  И хотел попрощаться с родными местами, где он вел тренировки, где бегали его ученики.
  Он был учителем физкультуры.
  Он торопился, чтобы успеть...


Рецензии