Наша Тимуровская команда
Да, это была очень яркая пора его детства, когда двенадцатилетний Алеша решил организовать под впечатлением от прочитанной повести Аркадия Гайдара «Тимур и его команда» и одноименного фильма свою «тимуровскую команду». Тогда, в послевоенные годы, такие детские команды возникали во многих городах и селах страны: детям очень хотелось совершать какие-то благородные поступки, помогать людям, нуждающимся в помощи. А таких людей после войны стало много. Но с чего начать создание команды? Алеша поделился своим замыслом с ближайшими друзьями- с ребятами, живущими в его и в соседних домах. Они сразу поддержали его.
-Можешь считать, что команда из пяти человек уже есть: ты и мы четверо.
-Ребята, у «тимуровской команды» был штаб, а где разместить наш штаб? Место для него надо найти такое, куда не могли бы попадать взрослые, чтобы они не мешали нам собираться вместе,- озадачил Алеша друзей.
-Хорошо бы найти для него место в подвале, но, к сожалению, в нашем доме все подвальные помещения используются жильцами, и все их двери закрыты на замки,- сказал Алеша.
-А в подвалах нашего дома есть свободные помещения, но они расположены очень далеко от входа в подвал,- сказал Виктор.
-Давайте посмотрим эти помещения, может быть они подойдут для штаба,- предложил Алеша.
И вот первые пять членов команды: Алеша, Виктор, Игорь, Наташа и Нелля отправились в подвал. Ближний от входа участок подвала освещался электрическими лампочками, так как здесь располагались помещения, в которых жильцы хранили уголь, дрова, всевозможные временно ненужные вещи, а также банки с консервированными овощами и фруктами, соления… Дойдя до конца этого подвального коридора, «тимуровцы», теперь их можно так называть, так как они уже создали свою команду, повернули направо, и попали в темный участок другого коридора. Здесь под ноги все время попадались какие-то беспорядочно разбросанные предметы. В самом конце этого коридора, оказавшегося тупиковым, помещения не имели дверей. Повсюду валялись какие-то старые ящики, коробки, бутылки, металлические банки… Но хорошо рассмотреть это было невозможно, так как сюда еле-еле доходил бледный свет из первого коридора.
-Надо принести фонарик, чтобы рассмотреть это помещение,- сказал Алеша.
-У меня есть хороший фонарь, я сейчас принесу его,- предложил Виктор.
Когда он принес фонарь, «тимуровцы» смогли хорошо рассмотреть помещение. На потолке и по углам стен висела густая паутина, около стены лежал старый чемодан, перевязанный веревкой и покрытый толстым слоем угольной пыли, на полу валялись осколки стекла, несколько кусков строительного камня-ракушечника, куски грязного картона, несколько деревянных ящиков из-под фруктов и овощей, бревно, на котором, видимо, рубили дрова, ржавая керосинка, пустые бутылки, несколько металлических банок с остатками засохшей краски, лопата со сломанной ручкой… Чувствовалось, что сюда давно никто не заходил. Помещение ребятам понравилось.
-Это то, что нам надо,- сказал Алеша. Очень хорошо, что этот отсек подвала расположен дальше всего от входа, сюда никто не зайдет, так как здесь очень темно. А мусор мы уберем, и наведем порядок. Из ящиков можно сделать стол и скамейки. Принесем свечи, и у нас здесь станет светло.
-Ребята, давайте посмотрим, что в этом чемодане,- предложила Наташа.
Когда Игорь, развязав веревку, открыл крышку чемодана, все ахнули: на ребят смотрели толстые пачки разноцветных денег. Это оказались старые дореволюционные банкноты самых различных размеров и расцветок: их украшали не только рисунки и портреты, но и большое количеством изящных и витиеватых подписей. -Давайте разделим их поровну- будет хорошая коллекция у каждого,- предложил Алеша и стал делить находку.
В этом помещении «тимуровцы» навели образцовый порядок: веником сняли паутину, подмели пол, вынесли мусор, из ящиков соорудили столик и постелили на нем принесенную из дома клеенчатую скатерть, зажгли свечи, и помещение превратилось в пригодную для обитания комнату. Здесь стало даже очень уютно. Девчата по поводу обретения места для штаба принесли из дома вареные сосиски и пирожки. Жизнь штаба «тимуровской команды» началась! Вскоре ряды «тимуровцев» пополнились: их стало уже двенадцать! Из дома, в котором жил Алеша, в команду вступили Алла, Вика и Толя, из дома, расположенного напротив- Люда, а из дома, в подвале которого разместился штаб-
Ира, Гена и Миша. В свой штаб «тимуровцы» старались попадать незаметно, но так как их стало уже много, жильцы дома заметили новых посетителей своего подвала. Однажды, когда ребята обсуждали в своем штабе очередные дела команды, к ним вдруг нагрянули две жительницы этого дома.
-Что вы здесь делаете?- резко спросила одна из них.
-Это штаб нашей команды,- ответил Алеша. -Какой команды?- спросила другая.
-«Тимуровской»,- пояснил Алеша.
-Кто вам разрешил сюда придти? Вы что, хотите устроить здесь пожар? Немедленно уходите отсюда, и чтобы ноги вашей здесь больше не было: иначе мы заявим в милицию!- гневно пригрозили женщины.
Ребятам ничего не оставалось, как покинуть это облюбованное место: трудно, а, вернее, невозможно спорить со взрослыми, которые уже забыли, что они тоже когда-то были детьми. Но разве это могло убить желание ребят осуществить свою мечту?
-Нужно найти другое место для штаба,- решительно заявил Алеша ребятам. Поиск он начал с чердака дома, в котором жил, точнее, с той части чердака, которая расположена над пятью квартирами и общей кухней второго этажа. Эта часть чердака ему не понравилась.
-Здесь нет подходящего для штаба места: сюда в любой момент могут зайти жильцы за своим бельем, которое сушится на веревках. Да и темно здесь, а свечки применять нельзя, так как могут загореться деревянные конструкции чердака,- рассуждал Алеша. И решил он заглянуть в соседний отсек чердака. Попасть туда можно было только по крыше, так как отсеки чердака разделяла стена из ракушечника. Алеша вылез через чердачное окно на крышу и осторожно, прижимаясь к ее жестяному покрытию, добрался до следующего чердачного окна. Когда он глянул вниз, на дворик, высота показалась очень большой. Оказавшись в новом отсеке чердака, он сразу понял, что лучше этого места для штаба и быть не может. Во-первых, здесь очень светло, так как окна этого помещения выходят в противоположные стороны. Обзор из них- волшебный! В одну сторону- хорошо просматривались не только дома, но и морской порт вдали, храм, а через другое окно- дома и улицы, трамвайная линия, пустырь (на котором скоро возникнет сквер имени Гоголя). В центре чердака стоял большой ржавый прямоугольный резервуар, служивший ранее, видимо, для создания напора воды. Вдоль одной из стен чердака сушилось на веревках белье. Но это, почему-то, не насторожило Алешу. Да и люка, закрывавшего лестничный ход на чердак, он тоже, почему-то, не заметил. Видимо, радость притупила его внимание.
-Все, здесь и будет наш штаб,- решил Алеша. Но он все же решил посоветоваться с ребятами. Нескольких из них он осторожно провел сначала на свой чердак, а затем еще более осторожно провел каждого в отдельности по крыше, чтобы попасть к новому месту штаба. Ребята одобрили новое место. Но ходить каждый раз по крыше- очень рискованно. Даже по сухой крыше опасно, а что говорить, если пойдет дождь?
-Нет, так дело не пойдет!- решил Алеша. -Надо сделать проход через стену, разделяющую чердачные помещения. Спустившись в свой подвал, Алеша взял топор, поднялся на чердак, сделал разметку для прямоугольного проема в стене и приступил к делу. Камень-ракушечник легко поддавался ударам топора. Прорубив отверстие, Алеша проверил: достаточны ли его размеры. Пришлось еще немного увеличить его.
-Если я пролез, то это смогут сделать и другие,- решил он. Довольный своим успехом, он пригласил всех «тимуровцев» на свой чердак и первым пролез через отверстие. За ним последовали остальные. Радость переполняла сердца новоселов. Ребята назначили время своего сбора здесь, чтобы обсудить ближайшие дела команды. По случаю первого сбора на новом месте решили также устроить здесь маленький обед, каждый принес что-то из дома: на столе появились пироги, вареные сосиски, колбаса, хлеб, помидоры, огурцы, яблоки, вилки и ножи… Игорь принес настоящий бинокль, и каждый смог полюбоваться видами, открывающимися из чердачных окон. Уселись за «стол», собранный из поставленных один на другой ящиков. Все радовались, что им так повезло быстро найти новое место для штаба. И вдруг! Поднимается чердачный люк, и из него появляется голова женщины, пришедшей за своим бельем. Она сначала опешила: кто это здесь такие, и что им надо? Но вот она узнала одного из сидящих за «столом».
-Алеша! Что вы здесь делаете?- спросила она.
-А у нас здесь штаб,- ответил Алеша.
-Какой еще штаб? И как вы сюда попали?
-У нас «тимуровская команда», мы помогаем людям добрыми делами,- наивно ответил Алеша. А попали мы сюда через вот это отверстие в стене.
-А кто это прорубил отверстие и испортил стену?- возмущенно спросила она.
-Это я сделал проход,- признался Алеша.
-Немедленно уходите отсюда! Я сейчас же расскажу твоей маме, чтобы она наказала тебя и заставила заделать дыру в стене,- гневно сказала она, и выпроводила всех, но не по своей чердачной лестнице, а через прорубленную Алешей дыру. А затем она рассказала маме Алеши обо всем увиденном на чердаке. Успокоить ее маме не удавалось- так сильно она была возмущена. Эта женщина тоже забыла, что когда-то была маленькой. Пришлось Алеше заделывать дыру, но не песчаником, так как он был изрублен, а кирпичами. Так и осталась эта кирпичная заделка дыры на долгие последующие годы, как память о времени романтики детства. Но и эта неудача не могла прекратить жизнь «тимуровской команды». Ребята продолжали совершать добрые дела: помогали пожилым и больным людям, покупали и приносили им продукты, лекарства, сдавали в приемные пункты их пустые стеклянные банки и бутылки, помогали по хозяйству, приносили из подвалов уголь и дрова… Команда «тимуровцев» выросла уже до двадцати человек, и дело находилось для каждого. Они устраивали также кукольные спектакли во дворе для родных и знакомых, показывали вечерами диапозитивы. Чтобы получить экран для проектирования на него изображений, побелили часть наружной стены дома: ведь она сделана из желтого ракушечника. А проектор устанавливали напротив экрана- на одном из подоконников соседнего дома, окна которого выходили во двор.
Через много лет заделанную дыру в чердачной стене Алексей Андреевич показал своему сыну и племянникам. Прошло еще больше лет, и он привел на чердак своих внучатых племянников и тоже рассказал им о своей «тимуровской команде»: рассказ им очень понравился, по их глазам было видно, что и они хотели бы испытать такую романтику. Но у каждого поколения своя романтика детства: нужно лишь ее найти. А добрых дел хватит на все поколения.
19.11.2010
Рассказ Юрия Жданова "Наша "Тимуровская команда" опубликован:
"Акватория муз". Альманах-2014. Выпуск литературных объединений "Орбита-1" и "Подмосковные протуберанцы". Изд. БФРГТЗ "СЛОВО". М. 2014. 550с. Стр. 447-453
Свидетельство о публикации №214061300750