Наша землянка-бомбоубежище

 

Вспоминая эту землянку 1942 года, Алексей Андреевич мысленно говорит ей: спасибо тебе, ты защитила нас от налетов фашистских бомбардировщиков и истребителей!
Построили эту землянку моряки авиаэскадрильи, в которой служил летчиком отец Алеши. Трудно было даже предположить, что ход сражений Великой Отечественной войны потребует перебазирования этой морской разведывательной авиаэскадрильи Военно-воздушных сил Черноморского флота сначала с расположенного в семи километрах от Одессы Хаджибейского лимана в Севастополь, а затем в Геленджик. Эскадрилья разместилась на Толстом мысе геленджикской бухты. Сюда же, в Геленджик, эвакуировалась и семья отца Алеши: жена Виктория Михайловна с семилетним сыном Алешей и двухгодовалой дочерью Аннушкой, а также его родители. Их поселили в частном деревянном домике, хозяев которого ранее эвакуировали. Домик находился недалеко от моря. Над Геленджиком фашистские самолеты появлялись в любое время суток. Чтобы обезопасить население от бомбежек, в городе кроме общих бомбоубежищ строили во дворах частных домов упрощенные бомбоубежища-землянки, которые называли «щелями». Однажды во дворе дома, где жил Алеша, появились моряки, которым командир эскадрильи поручил построить бомбоубежище для семьи летчика эскадрильи-отца Алеши. С интересом наблюдал Алеша за строительством землянки. На площадке недалеко от дома моряки сначала выкопали глубокий окоп, который расширили в его средней части: получилась прямоугольная яма. На машине привезли бревна, из которых сделали над ямой низкую крышу- защитное перекрытие. К плотно подогнанным друг к другу бревнам прибили доски и засыпали их сверху землей. У входа в землянку сделали  ступеньки. Внутри землянки установили небольшой столик и деревянные скамейки. Днем свет попадал в землянку через проем над входными ступеньками, а в темное время суток в помещении зажигали свечу. Когда Алеша впервые вошел в это бомбоубежище, ему оно показалось настолько уютным, что уходить отсюда не хотелось: полумрак создавал своеобразный уют.
-Ну вот все  и готово,- сказали моряки, закончив работу.
-Большое вам спасибо,- поблагодарила их Виктория Михайловна, и пригласила моряков в дом пообедать.
Как только объявлялась сиреной тревога, бомбоубежище принимало гостей. Маленькая Аннушка, услышав сирену, торопила маму: нема лялю бу! Шли щель! На ее языке это означало: немец Аннушку убьет! Идемте в щель!
Только дедушка Алеши категорически отказался прятаться в землянке:
-Чтобы я как мышь прятался в эту щель от поганых фашистов? Никогда этому не бывать! Что будет- то будет!- решительно заявил он. И, действительно, он ни разу не зашел в землянку во время налетов фашистских хищников. Во время налетов он продолжал жарить на кухне «перепечки»- так он называл лепешки из грубо помолотых им на каменных кругах зерен кукурузы. Иногда Алеша помогал дедушке молоть зерна кукурузы, но оставаться в доме во время бомбежек мама ему не разрешала.
Тревожно и неуютно чувствовали себя спрятавшиеся в землянке во время бомбежек: слышался гул вражеских самолетов, залпы зениток, взрывы падавших бомб… Но самое неприятное- это ожидание чего-то страшного, что может произойти в любой момент. Особенно тревожно чувствовали себя прятавшиеся в землянке во время ночных бомбежек, когда через входной проем виднелись вспышки от разорвавшихся бомб и свет от вызванных ими пожаров. А когда налет заканчивался, все выходили из землянки с чувством облегчения: пронесло!  И так изо дня  в день…
К счастью, ни одна из бомб не упала вблизи дома, иначе этого рассказа могло и не быть.
                Юрий Жданов   17.03.2011

Рассказ Юрия Жданова "Наша землянка-бомбоубежище" опубликован:
"Акватория муз". Альманах-2014. Выпуск литературных объединений "Орбита-1" и "Подмосковные протуберанцы". Изд. БФРГТЗ "СЛОВО". М. 2014. 550с. Стр. 456-458


Рецензии