Князь Игорь

 Великий князь Киевской Руси Игорь – фигура противоречивая. Его жизнь смерть в изложении «Повести временных лет» наложила негативный отпечаток на его образ в истории. А ведь он так много сделал для укрепления своей державы.
Вот отрывок из летописи о последних днях князя:
   «Сказала дружина Игорю: «Отроки Свенельда изоделись оружием и одеждой, а мы наги. Пойдём, князь, с нами за данью, и ты добудешь, и мы». И послушал их Игорь – пошёл к древлянам за данью, и прибавил к прежней дани новую, и творили насилие над ними мужи его. Взяв дань, пошёл он в свой город. Когда же шёл он назад, поразмыслив, сказал своей дружине: «Идите домой, а я возвращусь и пособираю ещё». И отпустил свою дружину домой, а сам с малой дружиной вернулся, желая большего богатства». Дальше сюжет всем известен по школьным учебникам истории, древляне на вече решили: «Если повадится волк к овцам, то вынесет все стадо, пока не убьют его; так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит». Древляне организовали засаду и убили князя и его дружинников, «так как было их мало».
   Вот что говорит рукопись. Но можно ли верить этим строкам? Ведь в истории главное всегда следовать субъективности исторических письменных источников. Известно, что рукописи во все времена писались по заказу. А значит, кто-то вссегда руководил главной идеей. Но вернёмся к рукописи. А там можно заметить несколько несоответствий:
   Дружина говорит князю, «а мы наги». Но ведь всего год назад – в 944 году Игорь прибил свой щит на врата вечного города и византийцы, испугавшись мощи войска Игоря дали ему огромную дань. Говорится в летописях: князь «взял с греков золота и шелка на всех воинов». Да и вообще смешно говорить о том, что дружина великого князя (военная элита того времени) «нага». К тому же летопись сообщает, что Игорь взял с Византии «дань, какую Олег брал и ещё». Олег брал по 12 гривен серебра на брата (гривна равнялась примерно 200 грамм серебра). Для сравнения хороший конь стоил 2 гривны. Боевая морская ладья с набойными бортами – 4 гривны. Понятно, что после такого богатства, «сокровища» древлян – мёд и меха – это обычная дань (налог).
   Следующее несоответствие – образ «неудачливого князя». За долгие годы своего правления, а правил он с 912 года по 945 год, Игорь проиграл всего одну битву – в 941 году. Причём соперником русов была мировая держава того времени, обладавшая передовыми военными технологиями – Византия. К тому же, победа была одержана византийцами потому, что греки успели хорошо подготовиться к битве. Ведь им о нападении русов сообщили болгары. И тонда-то греки использовали мощнейшее оружие того времени. Это был «греческий огонь» - горючая смесь, которую применяли в военных целях, точный состав его сегодня неизвестен. От этого оружия не было защиты, горючая смесь горела даже на воде.
   А уже через три года князь собрал новое войско, пополнил его наёмниками-варягами, заключил союз с печенегами и двинулся на Константиноаоль. Византийцы испугались и направили посольство с просьбой о мире. Князь взял богатую дань и заключил мирный договор. Так Игорь проявил себя не только как воин, но и как дипломат.
  И что примечательно, так это сказанные им слова, упомянутые в летописях. Когда не забыв предательство болгар, Игорь «повелел печенегам воевать Болгарскую землю».
Почему князь Игорь приказывает печенегам? Ответ есть и также не укладывается в образ «грабителя и авантюриста». Ведь если участь тот факт, что Игорь мог в 944 году «повелеть» печенегам воевать Болгарскую землю, они были в вассальной зависимости от Киевской Руси.
   Известно, что в 915 году, когда «пришли впервые печенеги на Русь», князь заключил с ними мир. Понятно, что если бы Русь была слабой, ситуация сложилась бы иным образом. Ведь народы понимают только язык силы. И подчиняясь именно силе Руси, печенеги откочевали к Дунаю. В в летописи относящейся к  920 году, есть ещё одно упоминание о печенегах – «Игорь воеваша на печенегов». Обратите внимание – не отбил набег, не на Руси сражался с ними, а «воевал на печенегов». В результате – победа.
   Это подтверждает и участие вспомогательных печенежских сил в войнах Святослава. 48 лет (два поколения) печенеги не смели трогать русские земли. Всего одна строка – «Игорь воеваша на печенегов», и целый забытый подвиг русского воинства. Удар был такой мощи, что смелые воины степей два поколения боялись нападать на Русь.
  Для сравнения, половцы, пришедшие позже печенегов, за сто пятьдесят лет сделали только пятьдесят крупных нападений на русские земли. А если взять период правления крестителя Руси Владимира Святославича, то ему пришлось сооружать линию крепостей по южным рубежам государства, сгонять туда ратников со всех концов державы. При Владимире отношения Руси со Степью резко ухудшились – шла непрестанная «великая брань» с печенегами, которые почти ежегодно прорывались к киевским предместьям. По данным византийского императора Константина VII Багрянородного, печенежские орды кочевали на расстоянии всего одного дня пути от Руси.
   Иноземные источники подтверждают мнение о мощи Руси во времена правления великого князя Игоря. Арабский географ и путешественник X века Ибн-Хаукаль называет печенегов «остриём в руках русов», которое Киев обращает куда захочет. Арабский историк, географ Аль-Масуди называет Дон – «Русской рекой», а Чёрное море – «Русским, потому что по нему, кроме русов, никто не смеет плавать». Это во время правления Игоря Старого. Византийский писатель, историк Лев Диакон называет Боспор Киммерийский (современная Керчь) русской базой, оттуда Игорь водил свой флот на Византийскую империю. Из договора с Византией от 944 года понятно, что Русь при Игоре контролировала и устье Днепра, и проходы в Крым из степи.
   Давайте, однако, зададимся вопросом, как великий государь, полководец и дипломат, бравший с греков золотом, серебром и шелками, попался в ловушку, созданную жадностью его воинов? По мнению историка Льва Прозорова, Игоря убили не древляне, а варяжская дружина, которая преимущественно состояла из христиан. Об этом говорят несколько фактов. Во-первых, русская дружина не оставила бы князя. Дружина и князь были единым целым. Дружинники не могли оставить князя во враждебной земле. Ачтобы понять что к чему, надо рассказать,что дружина князя понесла значительный урон в 941 году. Поэтому для сбора дани он взял варяжские отряды и «малую дружину». Во-вторых, войско Игоря перед походом на Византию 944 году была пополнено варягами.
   После второго похода на Византию, в договоре 944 года упоминается, что значительная часть русов присягает в соборной церкви Ильи-пророка на Киевском Подоле. Летопись поясняет: «Ибо многие варяги христиане». В-третьих, жадность, как официальная причина гибели Игоря и малой дружины, не была свойственна русам и вообще язычникам севера Европы. Русы, славяне всегда изумляли инородцев своей щедростью и бескорыстием, которая часто переходила в расточительность. Интересноо обратиться к византийскому автору. Лев Диакон пишет, что Игоря убили «германцы», а христианство на берегах Варяжского моря тогда называли «Немецкой верой».
   Интересен и факт возвращения дружины в Киев, князь и его ближайшие соратники убиты, а воины живые и здоровые вернулись. Их не наказывают, и их нелепая история становится официальной версией. Ясно, что у убийства был заказчик. Христианская община Киева в то время цветёт. При Игоре появляется соборная церковь. У христианской общины есть высокий покровитель – княгиня Ольга, жена Игоря. Официально считается, что в то время она была язычницей, и приняла крещение от рук византийского императора Константина. Но византийские источники не подтверждают эту версию.
   Ещё больше вопросов вызывает «месть» Ольги. Она якобы мстила за мужа «по жестокому языческому обычаю». Надо отметить, что по языческим обычаям кровная месть была делом узкого круга мужчин – это брат, сын, отец убитого, сын брата или сын сестры. Женщины как мстители не рассматривались.
  Удивляет и число погибших, только на «кровавом пиру», согласно летописи, убили 5 тыс. упившихся греческим вином древлян. По тому, как Ольга спешит и числу убитых, складывается впечатление, что это не месть, а «зачистка» возможных свидетелей. Правда, видимо, мы никогда не узнаем, кто был организатором этого убийства.

Литература:
 «Историко-археологические записки». [Кн.] I. 2009. С. 22 — 38.
Продолжатель Феофана. к. VI. Царствование Романа
Лиутпранд Кремонский, Книга воздаяния («Антаподосис»), кн.5, XV
 «Повесть временных лет» в переводе Д. С. Лихачева
Лев Диакон, «История», кн. 6.10
В. Н. Татищев, История Российская
Лушин В. Г. К датировке правления Игоря // Историко-археологические записки. [Кн.] I. 2009. С. 65 — 70.
Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. — М.-Л.: «Издательство АН СССР», 1950. — 659 с. //«Ізборник». Історія України IX—XVIII
Ипатьевский список «Повести временных лет»//«Ізборник». Історія України IX—XVIII
Фехнер М. В. Наконечник ножен меча из кургана близ Коростеня // Советская археология. 1982. № 4.


Рецензии