О песне Цоя Ночь

За окнами солнце,

За окнами свет - это день,

Ну, а я всегда любил ночь.

И это моё дело - любить ночь.

И это моё право - уйти в тень.


Я люблю ночь за то,

Что в ней меньше машин.

Я люблю дым и пепел своих папирос.

Я люблю кухни за то,

Что они хранят тайны.

Я люблю свой дом,

Но вряд ли это всерьёз.



ПРИПЕВ: И это Ночь, и Её электрический свет

Бьёт мне в глаза.

И это Ночь, и Её электрический дождь

Бьёт мне в окно.

И это Ночь, и Её электрический голос

Манит меня к Себе.

И я не знаю, как мне прожить следующий день.



Я один, но это не значит, что я одинок.

Мой магнитофон хрипит о радостях дня.

Я помню, что завтра меня ждёт несколько встреч.

И кофе в известном кафе согреет меня. ПРИПЕВ:


Первое, что сразу бросается в глаза, это "свет за окнами". Туда не хочется в этот "свет". Нечего делать Виктору в этом "дне" и в этом "свете". Виктор противопоставляет себя этому "дню"... "Любить Ночь - это моё дело"... и это высказано очень серьёзно, ибо свобода - это главное дело в жизни В.Цоя, и он имеет право ("это моё право"), как свободный человек "уйти в тень" и не смешиваться с "белым" бесцветным днём и всеобщей бес-смыслицей бытия.


В ночи затихает глупая суета "белого" дня. В ночи меньше бездушных машин, ненавистных Виктору Цою. На тёмном ночном фоне виден огонь неяркого, но самостоятельного источника света, и клубы сигаретного дыма так красивы... Ночью становятся видимыми тайны домашних очагов - кухни, хранящие тепло личных человеческих искренних отношений. Дома как бы оживают ночью, обретают индивидуальность, которую можно любить, но если всерьёз, то Виктора ночью больше занимает другое...


Ночь электрическим неземным звёздным светом из Тайны Мироздания бьёт прямо в глаза Цою. Этот таинственный неземной дождь из световых капель "бьёт в окно", т. е. убирает предвзятый взгляд на мир и соединяет со Звёздами. И вот уже вещий Голос из глубины Ночи слышится Цою, "манит" его к "Себе". Конечно, после таких дивных откровений уж и не знаешь, как найти себе место в следующем бесцветном дне.


В последнем куплете Виктор прямо говорит о том, что посылаемые ему ночные откровения никак не связаны с людьми и, конкретнее, с любовью к женщине. Ночью Виктор один, но он не одинок, потому что он с Величием Ночи. А магнитофон его может только "хрипеть о радостях дня", к чему нельзя относиться без иронии. Какие-то ненужные никому несколько встреч, - "кофе в известном кафе" (опять ирония)... Только наркотический кофейный огонь "согревает" маленького никчёмного человека в кафе, причём непременно кому-то "известном".


И как противопоставление этим мелким "радостям" дня вновь звучит припев, как Голос из глубины мироздания, полный Света и Влаги и Смысла, бьющий в глаза, в окно, манящий неземным очарованием. Недаром В.Цой назвал один их своих альбомов - "Ночь".


Рецензии