Симптомы бесов

Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей.
Ф.Достоевский «Братья Карамазовы»

Читая описание романа Ф.Достоевского «Бесы», точнее фильма, поставленного по нему, я была несколько удивлена и заинтересована взглядом автора: «Вне зависимости от того, какую именно социальную нишу занимает человек, ему присущи такие качества как низость и подлость. Единственная разница между обычными людьми и представителями знати, такими как аристократы и дворяне в том, что элита нашего мира способна на гораздо более отвратительные и аморальные поступки».
Непонятно и странно мнение автора «элита нашего мира способна на гораздо более отвратительные и аморальные поступки». «Отвратительные и аморальные поступки» - это не удел какого-то класса. Ими «страдают» разные социальные слои. Примерами «бесов», поселяющихся в душе человека, могут являться многие литературные герои не только русских классиков. Ярким представителем «поселения бесов» является Клайд Гриффитс («Американская трагедия»), который отнюдь не является аристократом и только мечтает быть причисленным к элите общества.
«Бес» - это «диагноз» и бедных, и богатых, но симптомы возникновения одни: праздность (безделье) и стремление к власти.
Страдая «свободным временем» человек ищет забаву, которая нередко вместо хобби или самообразования имеет формулу «Чтобы такого сделать плохого». Сегодня этому можно привести много примеров, особенно среди молодёжи, но всё-таки остановимся на литературных героях. "Я хочу, чтобы меня кто-нибудь истерзал, женился на мне, а потом истерзал, обманул, ушел и уехал. Я не хочу быть счастливою! Ах, я хочу беспорядка. Я всё хочу зажечь дом. Я воображаю, как это я подойду и зажгу потихоньку, непременно чтобы потихоньку. Они-то тушат, а он-то горит. А я знаю, да молчу. Ах, глупости! И как скучно!...
– А вы таки меня презираете! Я просто не хочу делать доброе, я хочу делать злое, а никакой тут болезни нет.
– Зачем делать злое?
– А чтобы нигде ничего не осталось. Ах, как бы хорошо, кабы ничего не осталось! Знаете, Алеша, я иногда думаю наделать ужасно много зла и всего скверного, и долго буду тихонько делать, и вдруг все узнают. Все меня обступят и будут показывать на меня пальцами, а я буду на всех смотреть. Это очень приятно. Почему это так приятно, Алеша?» (Ф.Достоевский «Братья Карамазовы» Диалог Лизы и Алёши).
Зло сладко! Очень сладко! Не знаю, что за химическая реакция происходит в крови человека, но удовольствие его велико.
Власть…Власть – это такой же опиум, как и праздность. И не важно к какой власти стремиться человек. Стремление к власти делает человека поистине рабом «бесов» (Ф.Достоевский «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», «Бесы», Т.Драйзер «Американская трагедия», Стендаль «Красное и чёрное»).
Пожалуй, не стоит опять говорить об актуальности данной проблемы, как в 19 веке, так и в 21. Возможно, есть смысл рассмотреть статистику по подростковому суициду и процента преступности молодёжи, женщин в частности. Но мне не хочется нагонять тоску на читателя, вынуждая анализировать «грустную» статистику. Думаю здесь достаточно всё-таки исследования, проведённого автором, которое показывает, что молодая, неопытная душа легче «заражается бесами».
Так в чём сегодня проблема? Кто виноват в распространении вируса «бесы»? Хочу поделиться собственным опытом, возможно, это кому-то поможет или наведёт на идею.
В моей жизни были случаи, когда молодой человек увлекался литературой и «искоренял бесов»: один молодой человек бросил «курить травку», несколько человек подняли успеваемость в университете, так как им стало интересно на лекциях и они перестали прогуливать занятия, девушки организовали небольшую театральную труппу и сами стали писать сценарии, кстати, мы потом стали пользоваться спросом в школах с нашими спектаклями.
Проблема остаётся в том, что в море литературы, книг, подросток, да, порой и взрослый человек, не всегда может выбрать то, что ему по душе. Не все книги начинаются одинаково захватывающе, у людей разные мировоззрения и человек сам не всегда понимает, что ему надо. Но, поверьте, «профилактика души», «чистка от бесов», нужна периодически в любом возрасте!
Есть книги, которые надо читать по словам, по строчке, пить каждую фразу, как глоток воды. Читая, порой я ощущаю тоску, что двигаюсь вперёд, что оставляю что-то. Хочется окунуться, раствориться в чувствах, событиях. И, неизменно, что-то меняется в душе. Как сказал кто-то великий:  «Если, окончив чтение книги, Вам не хочется её перечитать - это плохая книга!». Есть книги, которые я читаю месяцами! Не потому, что они такие объёмные, но потому, что я живу с ними. Это «Божественная комедия» Данте Алигьери, «Братья Карамазовы» Фёдора Михайловича Достоевского, «Унесённые ветром» Маргарет Митчелл, «Все люди смертны» Симоны де Бовуар, «Гордость и предубеждения» Джейн Остин, «Сто лет одиночества» Габриэля Гарсия Маркеса, «По ком звонит колокол» Эрнеста Миллера Хемингуэя и другие.
Их много! Много любимых книг и писателей, помогающих мне не терять веру в людей, в смысл жизни, идти вперёд, а главное, пожалуй, работать над собой.
Немало таких книг, которые взяв с полки, открываешь в любом месте и наслаждаешься переживая вместе с героями так, будто читаешь впервые: «Тарас Бульба» Николая Гоголя, все «Повести Белкина», «Евгений Онегин» Александра Пушкина, «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова.
Читайте! Рассказывайте об этом Вашим детям, спрашивайте их мнение и, поверьте, они будут, как и Вы, видеть красоту и понимать красоту написанного, находить ответы на многие жизненные вопросы и неважно, когда писал автор – классика всегда актуальна. Травите бесов! Гоните их!




Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.