82-я авиаэскадрилья сражается

82-Я АВИАЭСКАДРИЛЬЯ СРАЖАЕТСЯ

                Памяти отца-Алексея Петровича Жданова
                и его боевых однополчан посвящается               

                «Благодаря хорошо организованной воздушной
                разведке, мужеству и настойчивости экипажей-
                разведчиков мы имели возможность упреждать
                противника во всех его действиях»

                Маршал Советского Союза Конев И.С.

Никогда не исчезнет память о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов…                С чего началась и как прошла через нас война? Какие трагедии и лишения она породила? Какие раны и рубцы оставила в нас?
Мы многое знаем уже о грандиозных потерях всего человечества в результате этой чудовищной по размаху и последствиям войны. Это была самая жестокая и ужасная из всех войн. Она погубила не только миллионы человеческих жизней, каждая из которых является личностной Вселенной. Погибли все нереализованные возможности этих людей и всех их потомков, которых они могли произвести на свет! Общечеловеческие трагедии и лишения состоят из трагедий и лишений отдельных народов, конкретных семей и людей, составляющих это человечество.
Во время этой войны наиболее ярко проявились лучшие качества нашего народа.                Каждый ее современник воспринимал эту войну в зависимости от того, на каком месте, на каком посту и в каких делах он участвовал, свидетелем каких событий оказался…                Только из совокупности всех событий складывается реальная картина прошлого.                А конкретные истории помогают лучше понять и правильно оценить величие подвига, совершенного всем народом.
Хочется рассказать о некоторых эпизодах боевого пути одного из многих воинских подразделений наших Вооруженных Сил-о 82-й Отдельной Морской Разведывательной Авиаэскадрильи Военно-Воздушных Сил Черноморского Флота (82-й Отдельной МРАЭ ВВС ЧФ), в которой прошел свой боевой путь Алексей Петрович Жданов (1914-1945)-мой отец.  82-й ОАЭ, созданной в 1940 году на базе 3-й Авиаэскадрильи 119-го Авиационного Разведывательного полка (119-го АРП), в том же году было присвоено обозначение                82 ОАЭ-Дунайской. Эскадрилья была самостоятельной боевой единицей.
Накануне войны 82-я авиаэскадрилья базировалась в юго-восточном районе  Хаджибейского лимана, в семи километрах от города Одессы. В боевом составе эскадрильи были три авиационных отряда и звено управления. Каждый отряд состоял из двух звеньев, в каждом звене было по три самолета. На вооружении всех звеньев находились самолеты МБР-2 (морские ближние разведчики). Всего в эскадрильи был 21 самолет МБР-2. Экипаж самолета состоял из трех человек: летчика, штурмана и стрелка-радиста. МБР-2-это одномоторная летающая лодка, имевшая скорость до 240 километров в час, вооруженная двумя  установленными на турелях пулеметами ШКАС и способная нести  на наружных держателях под крылом бомбовую нагрузку до 600 кг. Его дальность полета- около 800 километров. За время войны эти самолеты показали высокую надежность, живучесть в бою и неприхотливость в эксплуатации. Эти небольшие, легкие, тихоходные, не защищенные броней гидросамолеты, предназначенные для ведения ближней разведки, сопровождения своих и уничтожения  вражеских подводных лодок, заслуженно называли «тружениками моря» и «морскими корсарами».                Командиром 82-й авиаэскадрильи был назначен капитан Иван Трофимович Чебаник (1910-1942); начальником штаба эскадрильи и первым заместителем командира эскадрильи- старший лейтенант Николай Иванович Климовский; штурманом эскадрильи- Михаил Михайлович Данилевский (1917-2002); заместителем командира эскадрильи по летной подготовке- капитан Яков Герасимович Князев; начальником связи эскадрильи- лейтенант Алексей Петрович Жданов.
Накануне первого дня войны эскадрилья участвовала в военных учениях, проводившихся на Черноморском флоте, все воинские подразделения которого находились в состоянии повышенной боевой готовности.                В воспоминаниях Маршала Советского Союза Г.К. Жукова «Воспоминания и размышления» сказано, что «Черноморский флот во главе с адмиралом                Ф.С. Октябрьским был одним из первых наших объединений, организованно встретивших вражеское нападение». Именно из Севастополя в Москве узнали о том, что фашистская Германия 22 июня 1941 года начала боевые действия против Советского Союза.                А как в нашей семье узнали о начале войны? Семья наша (отец-Алексей Петрович, мать-Раиса Моисеевна, их сын Юрий  и дочь Лариса Ждановы), как и семьи других военнослужащих эскадрильи, проживали в помещениях бывшего дома отдыха имени Хосе Марти, расположенном в двух километрах от гарнизона эскадрильи. Ночью 22 июня 1941 года в нашей комнате раздался телефонный звонок. Отец поднял  трубку и услышал голос оперативного дежурного эскадрильи: срочно прибыть в гарнизон! ВОЙНА! Быстро одевшись, отец сел на мотоцикл и уехал на аэродром.                О том, как прошел у отца первый день войны я узнал много лет спустя  из написанных в 1975-1980 годы воспоминаний бывшего начальника штаба и первого заместителя командира 82-й ОАЭ подполковника в отставке Николая Ивановича Климовского и бывшего начальника лазарета 82-й ОАЭ капитана медицинской службы в отставке, заслуженного врача УССР Ксении Михайловны Королевой-Чебаник (1914-2006). Примерно в 8 часов утра 22 июня прямо на аэродроме состоялся митинг всего личного состава эскадрильи, свободного от несения вахты. Летно-технический состав эскадрильи дал клятву мужественно защищать свою Родину от вероломного врага. Эскадрилья, базировавшаяся на территории Одесского укрепленного района, оперативно подчинялась командиру Одесской военно-морской базы контр-адмиралу Жукову Гавриилу Васильевичу и его штабу. Вот как в воспоминаниях Н.И. Климовского и К.М. Королевой-Чебаник описывается первое боевое задание первого дня войны и его выполнение. «Первое боевое задание получили во второй половине дня 22 июня от товарища Жукова по выполнению разведывательных полетов, поиску подводных лодок в районе Одесса-Сулина-Тарханкут-Одесса, а также задачи бомбить порт Сулина. Пять экипажей самолетов МБР-2: ведущий капитан Дехтярев Владимир Арсентьевич, штурман Ковальчук Иван Иванович, летчик Уткин Михаил Георгиевич, летчик Финагин Леонид Николаевич, штурман Шильченко Михаил Михайлович, стрелок-радист Жданов Алексей Петрович и другие получили задание нанести бомбовый удар по кораблям и транспортам порта Сулина. Отбомбились все экипажи удачно. Но так как был сильный зенитный огонь и стена заградительного огня становилась ощутимо плотной, был ранен летчик Финагин и подбит его самолет. Все сомкнули строй вокруг подбитого самолета и, несмотря на атаки «мессеров», привели его на свой аэродром. Штурман Шильченко также не растерялся и принял смелое решение пересесть в кабину тяжело раненого летчика и с правого сидения довести самолет до Хаджибея. Штурман посадил самолет на свой аэродром и, так как машина была вся прошита пулями и осколками снарядов, то затонула до плоскостей, а экипаж с самолета своевременно был снят. За героический подвиг лейтенант Шильченко награжден орденом Красного Знамени, а Финагин- орденом Красной Звезды». Таким оказался для этих экипажей первый день Великой Отечественной войны, которая будет длиться 1418 дней! Но разве мог кто-нибудь знать тогда, что война окажется такой продолжительной? Каждый день войны станет испытанием стойкости и мужества наших людей.  В течение всей войны летчики морской разведывательной эскадрильи, кроме ведения разведки, наносили удары по морским базам и транспортам противника. Морская авиация оказалась наиболее результативным мобильным и универсальным родом сил Военно-Морского флота, она могла поражать любые морские и береговые цели. Ни одна боевая  операция флота не разрабатывалась без участия морской разведывательной авиации, полученные ею сведения считались важнейшими при разработке планов боевых действий. Летчики эскадрильи ежедневно совершали дневные и ночные боевые полеты, а их жены и дети жили в первые дни войны недалеко от гарнизона. Своим близким присутствием они были крепкой моральной поддержкой сражающимся с врагом. Многие жены помогали в гарнизоне: готовили и доставляли к самолетам пищу летному и техническому составу, работали в медсанчасти, стирали белье как дружинницы, выполняли любую другую необходимую гарнизону работу. Враг упорно рвался к Одессе. В конце июня 1941 года его отдельные самолеты-истребители «МЕ-110» налетали на аэродром  82-й ОАЭ и обстреливали аэродром и казармы.                Героическая оборона Одессы продолжалась 73 дня (с 5 августа по 16 октября 1941 года). Город стоял насмерть. Так как в августе 1941 года противнику удалось уже очень близко подойти к акватории Хаджибейского лимана, семьям стало опасно находиться около гарнизона, и они были эвакуированы. Маму, годовалую сестру и меня эвакуировали в Севастополь. Эскадрилья продолжала сражаться, находясь сначала на Хаджибейском лимане, а затем перелетела на озеро Донузлав, расположенное западнее города Евпатории. А 20 октября 1941 года эскадрилья полностью перебазировалась в Севастополь,  в бухту Матюшенко, расположенную на Северной стороне города, в большой севастопольской бухте, недалеко от входа в нее. Семьи летчиков, в том числе и наша, жили недалеко от гарнизона эскадрильи. Накал боевых действий в Севастопольском оборонительном районе с каждым днем нарастал. Летчики 82-й эскадрильи ежедневно совершали по несколько боевых вылетов.  Героическая оборона Севастополя, продолжавшаяся 250 дней                (с 30 октября 1941 года по 4 июля 1942 года), сорвала пресловутое «весеннее наступление» гитлеровцев. Противник потерял здесь около 300 тысяч солдат убитыми и ранеными. Из-за крайне опасного положения, сложившегося в Севастополе, семьи летчиков снова эвакуировали, на этот раз на черноморское побережье Кавказа- в город Геленджик. Здесь, на Толстом мысе геленджикской бухты,  был подготовлен новый аэродром для морской авиации, а эскадрилья продолжала боевые полеты из Севастополя. После перебазирования в Геленджик авиаэскадрилья продолжала полеты с целью разведки и уничтожения транспортов, береговой обороны, живой силы и техники на переднем крае и в тылу противника, оказывала помощь крымским партизанам, сбрасывая им с воздуха оружие и продукты. Кроме отечественных самолетов МБР-2 в эскадрилье с 1943 года появились двухмоторные самолеты «Бостон», поступавшие на вооружение советских ВВС по ленд-лизу из США. У этих самолетов скорость была до 520 километров в час, дальность полета -около тысячи километров, они имели пушечное и пулеметное вооружение и могли нести бомбовую нагрузку до двух тонн. Немецко-фашистские войска, захватив Крым, рвались на Кавказ с западного и северного направлений, а также с моря. 82-я эскадрилья активно участвовала в обороне Кавказа, защищала с воздуха порты базирования нашего Военно-Морского флота, прикрывала наши морские транспорты, бомбила фашистские морские транспорты и сухопутные войска. Во время наступления наших войск эскадрилья  в операциях по освобождению Кавказа, Керчи, Севастополя, всего Крыма и Одессы наносила удары по скоплениям живой силы и техники противника, срывала эвакуацию его войск. После освобождения Крыма в мае 1944 года эскадрилья перебазировалась в город Евпаторию и отсюда наносила удары по отступающему по территории стран Европы противнику, вплоть до окончательной победы над ним.                После окончания Великой Отечественной войны высшее звание «Города-героя» было присвоено двенадцати городам (Ленинград, Сталинград, Севастополь, Одесса, Киев, Москва, Новороссийск, Керчь, Минск, Тула, Мурманск, Смоленск), а звание «Крепость-герой»-Брестской крепости.       
Опыт этой войны очень убедительно показал, что успех боевых операций зависит прежде всего от того, насколько хорошо и тщательно разведан противник.                В победу над врагом своими боевыми действиями внесла весомый вклад и 82-я Отдельная морская разведывательная авиаэскадрилья.                О мужестве летчиков 82-й авиаэскадрильи нашей семье постоянно напоминают также хранящиеся у нас фотографии тех лет и боевые награды отца- старшего лейтенанта Алексея Петровича Жданова: ордена  «Отечественная война», «Красная Звезда», «Красное Знамя» и медали «За оборону Одессы», «За оборону Севастополя» и «За оборону Кавказа».
                25.12.2009
Рассказ Юрия Жданова "82-я авиаэскадрилья сражается" опубликован:
Альманах "Лауреаты и номинанты "Орбиты". Специальный выпуск Альманаха "Золотые протуберанцы" Литературного объединения "Орбита-1" при ДК МАИ. Изд. БФРГТЗ "СЛОВО". М. 2010. 482с. Стр. 108-114
Евпаторийский альманах № 11. Издательство "Крымский Афон". 2013. 388с. Стр. 83-89
P.S. от 09.03.2020: Рассказ Юрия Жданова "82-я авиаэскадрилья сражается" опубликован в книге: Юрий Жданов. Формула рассказа. Том II. Издательство "Радость". М. 2019. 210 с. Стр. 24-30


Рецензии