Работник Космоса в три смены

РАБОТНИК КОСМОСА В ТРИ СМЕНЫ

К 100-летию со дня рождения Сергея Павловича Королева-
Главного конструктора первых отечественных
ракетно-космических систем

                Надо летать!
                С.П. Королев
               
                Не оборачивается тот, кто устремлен к звезде.
                Леонардо да Винчи

                Идеал сильного, прозорливого человека я увидел
                в Сергее Павловиче Королеве.
                Герой Советского Союза Н.П. Каманин

                Для меня Сергей Павлович был образцом великого
                ученого и Человека, тем идеалом, к которому все мы
                должны стремиться.
                Академик Б.Е. Патон

                В истории развития отечественных ракет по размеру
                сделанного в их развитие вклада Сергей Павлович занимает
                первое место после Константина Эдуардовича Циолковского.
                Академик В.П. Глушко

                Если бы Сергей Павлович жил несколько столетий назад, 
                он, возможно, поплыл открывать новые земли.
                Академик Б.В. Раушенбах

Его жизнь была столь же стремительна, как и созданные под его руководством ракеты, устремившиеся в таинственный Космос. Какими мерками измерять и оценивать личность человека? Ответ-подсказка на этот вопрос есть у В.Г. Белинского: «У всякого человека есть своя история, а в истории свои критические моменты: и о человеке можно безошибочно судить только смотря по тому, как он действовал и каким является в эти моменты… И чем выше человек, тем история его грандиознее, критические моменты ужаснее, а выход из них торжественнее и поразительнее».
Каковы основные вехи жизни и творчества Сергея Павловича Королева (12.01.1907-14.01.1966)-великого ученого и инженера, человека богатой души? Как появилась у него любовь на всю жизнь к небу и желание покорять его тайны и пространство?
Сергей Павлович не оставил ни дневников, ни воспоминаний. Он не любил говорить о себе. Но многочисленные воспоминания его родных, друзей, коллег и соратников по работе позволяют представить этого удивительно многогранного, гармоничного, волевого, целеустремленного и душевного человека.
О первых проявлениях интереса к небу у сына рассказала в своих воспоминаниях мать Сергея Павловича-Мария Николаевна Баланина (1888 - 1980):
«Из глубины веков пришла к нам мечта о полете человека в небо, к Солнцу. Народы отразили ее в песнях и сказках. Кто знает, какая из тех песен, что пела я над кроваткой сына, из тех сказок, что рассказывала я ему, запала ему в душу… Он любил мои сказки. Мы вдвоем «летали» на сказочном ковре-самолете и видели внизу Конька-Горбунка, серого волка и множество разных чудес. Это было увлекательно, это было прекрасно. Сын прижимался ко мне, смотрел в небо расширенными глазками, и серебристая Луна выглядывала среди мелких облачков. Мальчик рос, креп, уже знал много небольших сказочек и однажды спросил: «А почему, мамочка, луна такая грязная, вся в пятнышках?»                Я объяснила так, как все тогда считали: темные пятна - земля, светлые - моря…
Небо с детства влекло Сережу. Помню, однажды за обедом он сказал: “Мамочка, дай мне две простыни, только крепкие, новые, не пожалей”. -Я дам, но зачем они тебе?- Я их привяжу к рукам и ногам, взберусь по кольцам на верхушку нашей трубы, взмахну руками и … полечу, полечу…
На электростанции была очень высокая труба, и меня, конечно, охватил ужас. -Ты разобьешься!- Птицы же летают! – Но у птиц жесткие крылья, сынок!..
Мысль о том, что человек может летать, мечта о полетах укрепилась в нем еще в детстве. В 1910-1911 годах демонстрировал свое искусство летчик Сергей Уточкин… Был он и в Нежине, где в те годы жил Сережа. Отец мой рассказывал, что они тоже ходили смотреть аэроплан. Сергей сидел на плечах деда и не сводил глаз с диковинной машины, поднявшейся в воздух. Возможно, что первый увиденный аэроплан и оставил в душе мальчика неизгладимый след”…
Видимо с этого страстного желания полета на простынях-крыльях и началось длившееся всю жизнь стремление покорять тайны неба.
Сергей Павлович родился в Житомире,  детские годы  провел в Нежине с родителями мамы, учившейся в это время в Киеве на высших женских курсах, готовивших учителей французского языка. В 1916 году семья переехала в город Одессу, где Сергей поступил в первый класс гимназии, 
после закрытия которой продолжил учебу в старших классах начальной школы.
Он знакомится с летчиками гидроавиационного отряда, находившегося недалеко от дома (1921г.). Летчики иногда брали его в полет! Какой восторг он испытывал во время этих полетов!  С 1923 года увлекся планеризмом,  проектирует и испытывает свои конструкции. Поступил в Одесскую строительную профессиональную школу  на специальность кровельщика. Участвует сразу в трех кружках: математики, астрономии и физкультуры. В 1924 году переехал в Киев для поступления на аэродинамический факультет  политехнического института. Чтобы быть материально самостоятельным и независимым в период учебы, работает грузчиком, кровельщиком, продает газеты… В связи с тем, что в киевском политехническом институте прекратили подготовку авиационных инженеров, переезжает в 1926 году в Москву, поступив переводом на 3-й курс аэромеханического факультета Московского высшего технического училища (МВТУ) -одного из старейших технических вузов страны. Он не только учится, но и работает конструктором в различных конструкторских бюро, проектирует  планеры и самолеты, работает на планерной станции в Горках под Москвой и испытывает здесь планеры, ездит в Крым на соревнования планеристов в Коктебеле, становится членом авиационного кружка имени Н.Е. Жуковского (АКНЕЖ).                На  планере  СК-3 «Красная Звезда» его конструкции известный летчик В.А. Степанченок  28 октября 1930 года на соревнованиях в Коктебеле впервые в мире совершает  фигуру высшего пилотажа «мертвую петлю» Нестерова на планере, стартовавшем с земли обычным способом (т.е. не отбуксированном на высоту самолетом).  Этот его планер стал образцом для других конструкторов. Сергей Павлович проходит курс обучения в Московской школе летчиков и получает в 1929 году звание пилота.   Этим званием он очень гордился. В 1930 году он заканчивает МВТУ, получив диплом инженера-аэромеханика. Темой дипломной работы был легкий самолет дальнего действия. Руководителем его дипломной работы был Андрей Николаевич Туполев. Эта студенческая разработка, которой Сергей Павлович дал обозначение СК-4, была практически реализована (редкий случай для студенческих работ). Самолет был построен в 1929 году в авиакружке, финансировавшемся Осоавиахимом, и облетан  известным летчиком   Д. Кошицем с  хорошими результатами.  В 1930 году Сергей Павлович  стал работать в ЦАГИ (Центральный аэрогидродинамический институт), которым тогда руководил А.Н. Туполев. Но не только планерами и самолетами он занимался в это время. В его автобиографии, написанной в 1944 году, есть такие сведения: «Работаю по ракетной технике с 1929 года»… Инженерные интересы Сергея Павловича были разнородны, свою неуемную творческую энергию он использовал одновременно при проектировании и планеров, и самолетов и ракетопланов. Для него это была единая и родственная среда для приложения творческих сил. Уже в  планере СК-9 чувствуется его «ракетопланное» происхождение- приспособленность для установки  ЖРД (жидкостного реактивного двигателя). С первых его конструкций проявилось стремление делать необычное, это станет его характерной чертой как инженера, конструктора и ученого. Его ранние проекты отличались  оригинальными решениями, превосходили аналогичные образцы, использовали самые последние достижения авиационной науки. Каждая новая его разработка решала какую-то новую задачу, требовавшую от разработчика  не только эрудиции и умений, но и яркого творческого темперамента, упорства и отваги в достижении поставленной цели. Его вдохновляла каждая плодотворная идея, которая могла принести необычный результат.
Планеризм и авиация стали для него той замечательной жизненной школой, которая обеспечила успех его творчества, связанного с созданием ракетно-космических систем.                Особую роль в его решении взяться за изучение реактивного движения и за создание ракетопланов и крылатых ракет сыграла встреча с Константином Эдуардовичем Циолковским в Калуге  в 1929 году.  Сергей Павлович приехал к Циолковскому вместе с друзьями, занимавшимися, как и он, проектированием планеров и самолетов. Беседа оказала на него огромное воздействие. Об этом он рассказывал: «Константин Эдуардович потряс нас тогда своей верой в возможность космоплавания. Я ушел от него с одной мыслью - строить ракеты и летать на них. Всем смыслом моей жизни стало одно - пробиться к звездам». Циолковский не раз предупреждал своих молодых последователей, что создание заатмосферных аппаратов - очень трудное дело. «Оно потребует знаний, настойчивости, воли и многих лет, может, целой жизни», -говорил он…
И Сергей Павлович посвятил этому делу всю свою жизнь. В 1931 году он вместе с инженером-ракетчиком Ф.А. Цандером (1887-1933) и другими энтузиастами ракетного дела создает в Москве общественную организацию - знаменитый ГИРД (Группа изучения реактивного движения), которая вскоре по их предложению  стала государственной. Началось время разработки ракет и двигателей для них. Первый триумфальный успех: 17 августа 1933 года в небо умчалась первая советская ракета на жидком топливе! Это укрепило веру в свои силы. Коллектив гирдовцев продолжал осуществлять обширную работу под девизом “Ракеты - это оборона и наука”. В 1933 году Сергей Павлович был назначен заместителем начальника Реактивного научно-исследовательского института (РНИИ), созданного на базе организаций ракетчиков Москвы и Ленинграда. Он успешно конструирует и испытывает опытные ракеты, строит ракетоплан.  В 1937 году в стране начались необоснованные массовые репрессии. Первыми в РНИИ подверглись репрессиям его руководители, в том числе и Сергей Павлович. В июле 1938 года он был арестован и осужден на длительный срок заключения, который сначала  отбывал  на Колыме (1938-1940). В 1940 году его перевели  в ЦКБ (Центральное конструкторское бюро) НКВД. Это было сделано в связи с тем, что в этом ЦКБ  срочно потребовались авиационные инженеры для быстрейшего завершения работ по пикирующему бомбардировщику ТУ-2, разработкой которого руководил находившийся также в заключении Андрей Николаевич Туполев.  Специалистов из числа заключенных подобрали по списку, предложенному А.Н. Туполевым, хорошо знавшим талантливых инженеров. В список попал и Сергей Павлович. Его назначили здесь заместителем А.Н. Туполева. В 1941 году он назначен заместителем начальника сборочного цеха авиазавода, эвакуированного в город Омск. В 1942 году отозван в Казань, в ОКБ моторостроительного завода. В 1944 году он был освобожден из заключения (полностью реабилитирован в 1957 году). В 1945 году вернулся в Москву и в составе Технической комиссии по изучению немецкой трофейной техники выехал в Германию. В этом же году за успешное выполнение в годы войны работ по созданию ракетных ускорителей для самолетов  впервые награжден орденом-“Знаком Почета”. В 1946 году Сергея Павловича назначили Главным конструктором отдела научно-исследовательского института по проектированию мощных баллистических ракет.
В феврале 1947 года его назначили  Главным конструктором Опытно-конструкторского бюро, первоочередной задачей  которого было создание мощной баллистической ракеты.  Совместный напряженный, кропотливый и целенаправленный труд работников предприятия, возглавляемого С.П. Королевым, а также огромного количества коллективов смежных отечественных предприятий обеспечил решение этой задачи, а также  замечательные успехи в освоении Космоса.
4 октября 1957 года - полет первого искусственного спутника Земли!
Сергей Павлович сказал: “Старт и полет спутника стал венцом наших почти 30-летних экспериментов и опытов. Это была первая победа над Космосом”.
12 апреля 1961 года - первый полет человека в Космос! На орбите вокруг Земли - гражданин СССР Юрий Алексеевич Гагарин.
Легендарная ракетно-космическая система “Восток” подняла в Космос после Юрия Гагарина следующих космонавтов: Германа Титова, Андрияна Николаева, Павла Поповича, Валерия Быковского, Валентину Терешкову…
 А сколько было других  впервые в мире решенных задач! Первый выход космонавта в открытый космос. Запуски космических аппаратов к Луне, позволившие впервые сделать фотографии ее невидимой с Земли стороны, взятие пробы ее грунта.  Запуски автоматической межпланетной станции к Марсу («Марс-1»), дальней межпланетной станции («Зонд»)…
«То, чего мы добились в освоении Космоса - это заслуга не отдельных людей, это заслуга всего народа…»,- говорил Сергей Павлович.
За выдающийся вклад в оборону Родины и в развитие практической космонавтики академик Сергей Павлович Королев дважды удостоен звания Героя Социалистического Труда (1956,1961), ему присуждена Ленинская премия (1957) и золотая медаль имени К.Э. Циолковского. Его имя присвоено крупнейшему образованию (талассоид) на обратной стороне Луны, горным образованиям Земли, памятникам, мемориалам, кораблям, улицам, учебным заведениям, дипломам, стипендиям…Его имя носит город и предприятие, на котором были разработаны, изготовлены и запущены в Космос первые отечественные ракеты и космические корабли. Его образ создан в многочисленных произведениях литературы, изобразительного искусства, кино… И в сегодняшних наших достижениях в области освоения Космоса огромная заслуга Сергея Павловича Королева. А созданная им надежнейшая ракета-носитель «Р-7» до сих пор успешно трудится, обеспечивая решение все новых и новых задач.
Хотя  за свою жизнь Сергей Павлович успел сделать очень многое, он ушел из жизни неудовлетворенным. У него были грандиозные планы по дальнейшему освоению Космоса. А его мечты границ не имели. Руководя огромными космическими экспериментами, он, например, мечтал написать книгу по космонавтике, о том, как были достигнуты удивившие весь мир результаты; написать творческую биографию К.Э. Циолковского…
Каким он был в восприятии работавших с ним людей, каков его собирательный образ? Многие его черты определялись той невероятно большой ответственностью, которую он нес на себе как Главный конструктор сложнейших ракетно-космических систем, в которых многое создавалось впервые. Он был сильной, могучей личностью. Свою увлеченность делом, оптимизм и уверенность в  успехе он умел передать всем работавшим с ним. Он умел не только увлечь своими идеями, но и включить каждого сотрудника на полную мощность его творческих сил, на полную самоотдачу делу. В каждом из работавших с Сергеем Павловичем на всю жизнь сохранилась частичка его энергии и увлеченности делом.  От него исходила огромная энергия настоящего лидера, знающего, что и как нужно делать, способного пойти на обоснованный риск, помогавшего решать самые сложные задачи, иногда  даже казавшиеся  невыполнимыми. Он был органически слит с работой, весь устремлен на быстрейшее воплощение задуманного в жизнь. Работа составляла смысл его жизни. Он быстро работал сам и требовал того же от других. Не терпел бесплодной суеты. Работа для него была столь же необходима, как воздух для дыхания. Время у него было сжато до предела. Но этого ему было мало, он хотел двигаться быстрее времени. Он ценил каждый день, каждый час, каждую минуту, прекрасно понимая, что упущенное время- это упущенные возможности. Казалось, что он работает круглосуточно. Он просил звонить ему по серьезным вопросам работы в любое время суток. Он приходил на работу первым и уходил последним, успевая  побывать на всех самых ответственных участках самых различных работ. Не зря его называли работником космоса в три смены. Его авторитет был огромен. Свой долг он видел в том, чтобы нас, нашу страну не обогнали в обороноспособности и в освоении космоса. Его государственная мудрость, решительность, напористость, умение масштабно мыслить и выделять главные звенья в работах обеспечивали решение задач в кратчайшие сроки с наивысшим качеством.                В каждом сотруднике он видел своего единомышленника и соратника. Умел быстро распознавать трудолюбивых и талантливых людей. Он очень дорожил такими людьми. Пропуском к его сердцу была заинтересованность человека решаемыми задачами. Он не терпел неаккуратности и неряшливости в делах, недобросовестного отношения к работе, в какой бы форме и размерах это ни проявлялось. И с такими людьми он был крут. А разве должно быть иначе?  Не терпел неправды и лести,  неискренности в отношениях и делах. Его личное обаяние, доверительное, душевное, человеческое отношение к людям, умение выслушать чужое мнение,  создавало обстановку необыкновенного подъема в работе, и люди творили чудеса.  За крайне трудные задачи он брался с особым азартом, глубоко проникая в суть проблем и испытывая упоение от процесса преодоления трудностей.
Он был очень добрым, отзывчивым, душевным человеком, внимательным к окружающим, оказывал сотрудникам необходимую помощь в решении их личных проблем. И люди ценили это. С таким человеком хотелось идти рядом.
Сегодня нет с нами Сергея Павловича, но преемники его дела успешно продолжают освоение великого и таинственного Космоса…
Недалеко время, когда осуществятся мечты Сергея Павловича: «Космические корабли будут летать все дальше и дальше вглубь Вселенной. Рано или поздно мы ступим ногой на поверхность загадочных небесных тел»!
Нет никаких сомнений в том, что это свершится! Ведь, как говорил Сергей Павлович, «нет преград человеческой мысли»!
                30.09.2006
Рассказ Юрия Жданова "Работник космоса в три смены" опубликован:
1. Газета "Радость" № 1-2, 2007. Стр. 14-18.
2. Газета "Брависсимо" (г. Евпатория) № 4-5, 2007.
3. Альманах Лауреаты и номинанты "Орбиты". Специальный выпуск Альманаха "Золотые протуберанцы" Литературного объединения "Орбита-1" при ДК МАИ. Изд. БФРГТЗ "СЛОВО". М. 2010. 482с. Стр. 132-141
4. Юрий Жданов. Великие имена. Сборник статей. М. Издательство МХШ "Радость". 2012. 184с. (Стр. 173-183- статья "Работник космоса в три смены")


Рецензии