Живи пока живой

                Мы жизни истину всё ищем,
                приоткрывая правде дверцу.
                А там - одно лишь пепелище,
                зола, осевшая на сердце...
                Кира Крузис

Очаровательный мир давно ушедшего детства! И не из-за того, что тогда было здорово, гладко и счастливо, а по той простой причине, что тогда я был молод, наивен и передо мной стояла вся последующая жизнь. Вот она и будет такой, какой я представлял себе.

Двор нашего дома по нынешним меркам был огромным, так что места было достаточно, чтобы разгуляться. Кроме него был такой же за домом, а вокруг были пустыри. В настоящее время во дворе построен ещё один дом, застроены пустыри, но всё равно нет впечатления скученности.

В каких только подвижных играх не участвовали мальчишки нашего двора! Здесь были лапта, чехарда, войнушка, казаки-разбойники, футбол, городки и многие другие. Домой мы возвращались взмыленные, усталые, но готовые вновь играть на следующий день. К сожалению, от тех игр кроме футбола остались лишь названия. Девочки в наших играх участия не принимали, а только были зрительницами. У них были «классики» и скакалки.

Я живо представляю всех пацанов нашего двора того послевоенного времени. Имена многих затерялись в памяти, но остались их клички. Вот некоторые из них: Хмеля, Крыса, Пуздро, Рёжий, Костыль, Зюзя, Баранчик, Кисель, Безжопый. Моему другу Шурику почему-то досталась девичья кличка Марьяна. А о своей я промолчу. Никто на клички не обижался и воспринимал их как данность.

Хотя все хлопцы не избегали игр, их разделяли различные интересы. Создались две группы, которые можно было бы условно назвать «уркаганы» и «книголюбы». К первой чаще относились те, чьи старшие братья уже пребывали на зоне, сами чувствовали себя шпаной, любили подраться, похулиганить, а при случае что-либо стырить. Дальнейшая судьба многих их самих привела на зону. Вторую группу больше привлекало чтение книг и их обсуждение, интерес к знаниям. Впоследствии большей частью они получили хорошее образование. Что нас объединяло, так это бедность, когда денег в семьях едва хватало, чтобы дотянуть до получки. Здесь мы были равны.

Разумеется, я и Шурик входили во вторую просвещённую группу. Среди нас выделялся Костик. Вот к кому не приклеилось никакое прозвище. Все звали его только по имени. Костиком был, Костиком и остался. Среди пацанов был у него высокий авторитет и задатки лидера. Говорил он немного, но всегда убедительно. Если в нашей компании возникали споры, то последнее слово оставалось за Костиком. Очень многих отцов наших мальчишек отняла война, а у него отец был. Дядя Вася был мастером на все руки, охотником, рыболовом и просто весёлым человеком. Благодаря ему у Кости были велосипед и лодка на зависть всем пацанам.

Но были у него и черты, которые снижали все достоинства. Наш товарищ был заносчивым, ставил себя выше других и имел острый язычок, под который лучше не попадаться. Всё это мешало мне дружить с ним по-настоящему. Другое дело был мой приятель Шурик, на которого всегда можно было положиться и быть откровенным.

С Шуриком я дружил с малых лет до сегодняшних дней. Заезжали друг к другу в гости, переписывались, перезванивались. Судьба его сложилась довольно удачно: окончил МГУ, женился на дочери замминистра, занимал видную должность в Москве, а на пенсии проживал на подмосковной даче.

Родной город Днепринск я покинул в возрасте семнадцати лет. Вначале часто возвращался туда, где оставались мои родичи, друзья, знакомые. При каждом приезде непременно посещал места, знакомые с детства. И всякий раз заходил в наш двор. Это вошло у меня в привычку, и я намерен придерживаться её и в дальнейшем.

Когда я иду по улицам родного города, моя душа поёт. Каждый уголок так или иначе связан с событиями юных лет. Всё течёт и изменяется. Такое можно сказать и о моей малой родине. Местами всё перестроено до неузнаваемости, но это навсегда мой город.

Не живут здесь больше мои родные, разъехались кто куда друзья детства, а иных уж нет. В годовщину смерти матери после посещения кладбища я как обычно зашёл в наш двор. В последнее время друг Шурик перестал отвечать на мои звонки, поэтому я хотел узнать у его родных о нём. Их дверь мне долго никто не открывал, тогда я постучал соседям. Дверь отворила немолодая женщина.

- Мама Шурика уехала к внуку в Лос-Анджелес, где уже живёт он, - сказала соседка. – А вы кто будете?
- Я его друг детства. Кстати, в этой квартире жила девочка Рая. Вы не знаете, где она?
- Как же, знаю. Я и есть девочка Рая, - засмеялась бывшая малышка. – Алька, это ты? Я тебя не узнала.
- Ещё бы. Столько лет прошло с тех пор.

Раиса подробно рассказала мне обо всех сверстниках моего детства и юности. Судьба многих из них была печальной. Прежде всего меня интересовала судьба Костика. Он окончил институт, работал инженером на металлургическом комбинате, в последующие годы стал начальником конвертерного цеха. Женат, один из его сыновей живёт в нашем доме, а сам в одном из соседних домов.

Вот с кем следует встретиться! У нас есть о чём поговорить и повспоминать. Пробежали годы, мы стали другими, но наше детство останется с нами навсегда. Надо будет зайти к сыну Костика и узнать у него адрес отца. Но в последний момент я передумал это сделать. Ничего, в следующий раз непременно встречусь с товарищем из моего прошлого.

Следующий раз состоялся через пять лет. За могилой матери и сестры ухаживают люди, нанятые племянником, поэтому там полный порядок. Я возложил цветы и отправился бродить по городу. Ноги сами привели меня в наш двор. За минувшие годы сменились люди, проживающие в доме, вместо одних деревьев выросли другие, но дом остался по-прежнему таким, каким мне периодически снится.

Из подъезда, где когда-то жил Костик, вышел мужчина. Вот он проходит мимо меня, а я замер от неожиданности. Это же Костя! На вид он мало изменился, моложавый, такой же подтянутый, как и в те годы, когда активно занимался спортом. Мне бы его окликнуть, но вместо этого я стою как вкопанный и только смотрю ему вслед. Видимо, он почувствовал мой взгляд и оглянулся. Без всякого сомнения, это он. Но и после этого я не подал голос.

Подобный ступор у меня уже случался. Как-то стою на трамвайной остановке во время одного приезда в Днепринск. И вижу проходящую мою первую учительницу. Мне бы её остановить, но я молча провожаю её взглядом. Первая мысль, что я её помню, а она меня вряд ли. А какое это имеет значение? И я бросаюсь вдогонку. Встреча принесла нам взаимную радость. Как выяснилось, учительница меня помнила и живо поинтересовалась моей судьбой. Хорошо, что эта встреча состоялась.
 
Я шёл на вокзал с досадой в душе, что не остановил Костика. Трудно было понять, что мне воспрепятствовало. Тогда я дал себе клятву, что предприму всё возможное, чтобы заглянуть к сверстнику моего детства.

И вот, через несколько лет я вновь еду в Днепринск. На этот раз рассчитал так, чтобы в городе можно было оставаться целый день. Наконец состоится долгожданная встреча с былым Костиком, а теперь Константином Васильевичем. Мы сможем неспешно вспомнить наше детство с его радостью и печалью. Вспомним поимённо всех товарищей по играм. Поговорим о жизни, о наших родителях, жёнах и детях, обо всём, чем мы занимались и увлекались. Это будет удивительная встреча после долгой разлуки двух людей, судьба которых развела в разные стороны.

К встрече я готовился основательно. Купил бутылку самого лучшего коньяка, большую коробку шоколадных конфет и различные деликатесы, которые могут украсить стол. И вот я стою перед дверью подъезда, где жил Костик, а ныне его сын. На двери кодовый замок, чего раньше никогда не наблюдалось. Пришлось ждать, когда кто-либо войдёт или выйдет.

- Здесь живёт сын Константина Васильевича? – спросил я у женщины, открывшей дверь.
- Да, но его сейчас нет дома.
- А можете сказать, где живёт он сам?
- Его нет… В живых…
- Глубоко сожалею… Давно он умер?
- Уже прошло шесть лет. А кто вы?
- Я был его другом детства.
- Заходите в дом. Сейчас муж придёт.

Через некоторое время пришёл и сын Константина Виталий. Я глянул на него, и мне всё стало ясно. Он был удивительно похож на отца. Именно его я в прошлый раз принял за Константина.

Вместе с сыном и невесткой долго беседовали о том, кого я называл Костиком. У него было три сына и дочь. Он был замечательным отцом и дедом. Мы помянули добром этого человека.

Я шёл по улице под проливным дождём, не обращая на него внимания. Я искренне сожалел, что опоздал на встречу с таким интересным человеком, каким был Костя. Мы живём, словно у нас в запасе целая вечность. Столько лет собирался увидеться с ним, вёл с ним воображаемые беседы, предавался полузабытым воспоминаниям, а его давно уже нет среди живых. А достаточно было найти время и встретиться с ним вживую на нашей земле.

Как важно сказать человеку те добрые слова, которые нужны ему как воздух. Ни одна ссора или обида не стоят того, чтобы долго хранить их в своих душах. Прощение – одно из самых великих достоинств, особенно в тех случаях, когда и прощать нечего.


Рецензии
Прекрасные слова.
"Как важно сказать человеку те добрые слова, которые нужны ему как воздух."

Игорь Леванов   03.07.2014 08:27     Заявить о нарушении
Вот бы нам все делать вовремя

Степан Ковальчук   12.09.2014 12:35   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.