Сверкающее шутовство
Музыка Игоря Стравинского на либретто Б.Кохно, написанного по поэме А.С.Пушкина «Домик в Коломне». Поставил спектакль главный режиссер театра М.Кисляров.
Поэма Пушкина короткая лирическая история о томлении юных душ и тел. Девица Параша вводит в дом сердешного друга под видом кухарки, Мавры. Матушка застаёт Мавру за бритьём. Скандал, который заканчивается бегством молодых.
Я не поклонница творчества Стравинского. Ну не мой это композитор! Но в данном случае музыка нашла своего режиссёра! Определенно!
Музыка эксцентрична до пародийности, до гротеска!
Считается, что «Мавра» была любимым детищем Стравинского — безусловного мастера стилизации и пародии. Европейская премьера "Мавры", которая состоялась 3 июня 1922 г. в парижской "Гранд-опера" привела зрителей в недоумение. И даже в 1954 г., после исполнения оперы в США, Стравинский с горечью писал, что эта ясная музыка "доходит лишь до редкого слушателя, остальные же ничего не слышат и только перешептываются и хихикают, как дураки".
Я бы эту музыку не назвала ясной. Она прихотлива. Она сложна. Она наполнена ссылками и цитатами. И если бы не фантазия и юмор режиссера-постановщика, если бы не высокий профессионализм и артистизм исполнителей, если бы не блестящая работа сценографа и художника – не знаю, приняла бы я эту музыку, просто как музыку.
Всё, чем наполнена музыка Стравинского, доведена режиссёром-постановщиком М.Кисляровым до откровенного клоунского «визга». И «визг» этот полный и абсолютно-упоительный!!!
В опере 5 действующих лиц. Параша, её матушка, их соседка и гусар, претендент на внимание Параши. Это те, что были у Стравинского и Кохно. Кисляров вводит в спектакль пятое действующее лицо – автора.
Грим у всех персонажей утрированный, костюмы, практически, клоунские. Юбки двух старших дам выполнены из серого упаковочного пенопласта. Нечто сверху и что-то тюрбанообразное на голове. Головы гусара и автора украшают шутовские парики, на манер треуголок.
И вообще, если говорить о составляющих успеха, то это, безусловно, и неординарная сценография художника Аси Мухиной, выдержанная в стилистике русского авангарда 20-х годов — красно-белая железная кровать с искаженными углами-боковинами, которые превращаются то в подставки для кухонной утвари, то в калитку, то в угол… кровать-трансформер.
Кроме этого трансформера сцену украшает огромный портрет (от потолка до пола) фиг знает (прошу прощения) в какой манере написанный, который после начала спектакля, после вмешательства компьютерной графики, превращается в портрет А.Пушкина, написанный в стиле того же русского авангарда.
Действо.
Баритон Алексей Морозов перевоплотился в ироничного поэта и великолепно прочел начало поэмы «Домика в Коломне». С этого начинается спектакль. И по ходу развития действия автор-Пушкин не уходит со сцены. Что-то подсказывает, ёрничает, пересмешничает…
Тенор Борислав Молчанов, влюблённый гусар, спел и комически воплотил Гусара (он же переодетая кухарка Мавра), сделав своего персонажа безоговорочно центральным певчески ярким и актерски убедительным. Что, впрочем, характерно для всех его ролей.
Исполнительницы женских образов Александра Мартынова (Параша), Ирина Кокоринова (Мать) и Ольга Березанская (Соседка) не побоялись быть беспредельно смешными, показали хороший вокал, уловили и воплотили «русский дух» музыки Стравинского.
Спектакль раскручивается и превращается в абсолютный балаган!
Утрированные позы, жесты; умопомрачительные интонации; ерническая музыка!
Актёры настолько явно развлекаются сами, что зал мгновенно включается в предложенную интерпретацию.
И всё это сливается в сверкающее, внутренне свободное, радостное шутовство, в котором зал и сцена едины!!!
Свидетельство о публикации №214061401741