22. Началась охота за танкером
Топить беспощадно
Часть 22. Началась охота за танкером
История с танкером начинается с 6-го августа 1939 года, когда это судно с фашистским флагом прошло Ламанш. Оно не числилось ни среди военных, ни среди гражданских судов. На всякий случай с наблюдательного поста сообщили в Адмиралтейство, но там не придали этому значения, и эпизод с непонятным судном был сразу забыт.
Выйдя из пролива, танкер направился в Мексиканский залив, где в порту Артур заправился под завязку дизельным топливом. В океане капитан танкера собрал в кают-компании офицеров, и объявил, что они приступают к выполнению специальной задачи, для чего им придётся избегать торговых путей, и стараться, как можно реже встречаться с другими кораблями.
Об их истинном назначении – снабжать топливом тяжёлый крейсер «Адмирал граф Шпее» капитан Генрих Дау объявил личному составу, получив радиограмму о начале войны. Танкер «Альтмарк» был быстроходным судном, 178 метров длины и 22 метра ширины, он мог принять 14 000 тонн топлива.
По приказу капитана тщательно закрасили название танкера везде, где оно было, начиная с корпуса, и оканчивая спасательными кругами, а поверх написали новое название: «Согне», порт приписки Осло. Во время первого рандеву с крейсером отрабатывали передачу шланга для перекачки топлива и на шлюпках переправляли продовольствие для экипажа «Адмирал граф Шпее».
Капитана Дау на крейсере встретили с подчёркнутым уважением, командир крейсера был намного моложе, но он сразу подчеркнул дистанцию, и дал понять кто из них главный. Он ознакомил Дау с районом действий крейсера и пояснил, где следует находиться танкеру, чтобы быстрее прийти к месту встречи. В плавании следовало соблюдать режим радиомолчания и избегать встречи с другими судами. Шифр для переговоров Дау получил ещё перед отправлением.
При захвате английских судов с немецкого крейсера их предупреждали, что в случае подачи с судна радиосигнала, оно будет потоплено вместе с экипажем. Первый английский транспорт «Клемент» немецкий крейсер захватил у берегов Бразилии. Но капитан Харрис не посчитался с предупреждением, послал сигнал в британское Адмиралтейство. По его команде спустили три шлюпки и капитан, который остался на судне со своим помощникам приказал им грести к берегу.
Транспорт отправили на дно, а капитана Харриса и его помощника Лангсдорф распорядился передать на греческое судно. Так английское военно-морское командование узнало о немецком рейдере. Это известие, конечно, всех переполошило. 19-го октября с крейсера на «Альтмарк» передали первую партию пленных. Их охраняли десять вооружённых матросов и офицер с «Адмирала Шпее». На танкер отправили только рядовых матросов, а капитанов и офицеров захваченных торговых судов содержали на крейсере в мичманской кают-компании.
Танкер не был приспособлен для перевозки людей, не было ни матрасов, ни одеял. Всех пленных поместили в пустой кубрик, а для естественных надобностей поставили в угол большую канистру. В качестве постельных принадлежностей пленным нарезали куски ковровых дорожек. Среди пленных были не только англичане, но и много индусов. Не было на танкере и запаса еды для пленных, поэтому их кормили впроголодь.
Карцер устроили в пустом топливном танке. Наказывали, прежде всего, за курение. Пленники каким-то образом ухитрились спрятать сигареты и спички. Если их ловили за курением, то наказание следовало неотвратимо. Рацион становился всё меньше с каждым днём, и не только питания, но и воды. По мере того, как после каждого рандеву с крейсером запасы топлива уменьшались, а каждый член экипажа размышлял, что же будет дальше.
Для крейсера в порту Монтевидео готовился другой танкер, но об этом знал только капитан 1 ранга Лангсдорф.
О сражении в устье Ла-Платы и потоплении «Адмирала Шпее» капитан Дау узнал из сообщений южноамериканских радиостанций. Он двое суток, практически, не выходил из кабины радиста. Фашистская пропаганда трубила о победе и потоплении английского тяжёлого крейсера «Эксетер», но Дау не верил, ни единому слову. Однако все свои сомнения он держал при себе.
Теперь он понимал, что начнётся охота за ним. И он был прав: первый морской лорд Черчилль отдал приказ захватить судно с английскими пленными матросами. А капитан Дау получил подтверждение от командования, что крейсер Лангсдорфа потоплен, и ему предписано следовать в Германию, соблюдая полное радиомолчание. Поскольку в Берлине не знали точного местонахождения танкера, то его командир получил рекомендации общего характера: не приближаться к островам Кабо-Верде и Азорским островам, обойти Исландию с юга.
Услышав по радио описание своего судна, Дау приказал перекрасить его из жёлтого в серый цвет и установить каркасы, обтянутые крашеным брезентом, чтобы изменить очертания танкера. Судно мотало на волне, поскольку танки были пустыми. Пленников выпускали по утрам на палубу на двадцать минут, а затем загоняли вниз. Становилось всё холоднее, люди страдали от качки и мёрзли.
Машины танкера требовали предупредительного ремонта, поэтому Дау приказал идти со скоростью, позволяющей их беречь, чтобы добраться до берегов Германии. Пока немцам удавалось избегать встреч с другими судами.
Продолжение следует
На фотографии: капитан 1 ранга Лангсдорф (1898 - 1939) .
Свидетельство о публикации №214061401853
Александр Ресин 25.03.2015 19:46 Заявить о нарушении
Владимир Врубель 25.03.2015 20:00 Заявить о нарушении
Александр Ресин 26.03.2015 17:01 Заявить о нарушении
Александр Ресин 26.03.2015 19:49 Заявить о нарушении
После этого Редер направил в Москву уже целый пакет новых запросов. Он просил рассмотреть возможности:
– снабжения крейсеров и подлодок Кригсмарине топливом и продовольствием в порту Мурманска;
– снабжения все тех же крейсеров и подлодок топливом и продовольствием уже в открытом море с советских танкеров и грузовых судов, что позволило бы увеличить сроки их пребывания в зоне боевых действий;
– проведения ремонтно-восстановительных работ на кораблях Кригсмарине на судоремонтном заводе в Мурманске.
И снова сталинское руководство пошло навстречу Берлину. Правда, оно посчитало, что Мурманск не очень подходящее место для приема немецких боевых кораблей, поскольку их появление там не останется незамеченным англичанами. Последние же могли с полным правом посчитать это актом фактического вступления Советского Союза в войну на стороне Германии со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Поэтому в целях сохранения секретности, а значит, и внешних приличий Кригсмарине было разрешено оборудовать для себя базу в бухте Нерпичья, в губе Западная Лица.
Александр Ресин 26.03.2015 22:15 Заявить о нарушении
С уважением,
Владимир
Владимир Врубель 26.03.2015 22:41 Заявить о нарушении
Александр Ресин 26.03.2015 23:53 Заявить о нарушении
9 сентября 1940 г. во время беседы с Молотовым:
Шуленбург сообщил, что Берлин поручил ему передать глубокую благодарность и признательность Советскому правительству за предоставленные опорные пункты на Мурманском побережье. От этих баз Германия получила громадную пользу. В настоящее время базы больше не нужны и мы пока отказываемся от их использования и выведем оттуда свои вспомогательные суда, чтобы не создавать Советскому правительству излишних затруднений и забот.
Тов.Молотов выразил удовлетворение тем, что эта помощь была полезна Германии. Советским правительством это может быть воспринято как хорошее дело, пошедшее на пользу Германии.
Шуленбург добавляет далее, что командование военно-морским флотом Германии пошлет специальное письмо по этому поводу главному командованию военно-морского флота Советского Союза.
АВП РФ. Ф.О6. Оп.2. П. 15. Д. 157. Лл. 1-5.
Александр Ресин 27.03.2015 02:11 Заявить о нарушении
Александр Ресин 27.03.2015 15:21 Заявить о нарушении
Александр Ресин 27.03.2015 17:06 Заявить о нарушении
Разоруженных немцев поместили в помещении клуба ЭПРОНа под портовой охраной. Судьбой их занимались на самом высоком уровне. Выход из щекотливого положения Молотову подсказал Шуленбург. Согласно статье 21 Гаагской конференции 1907 года в военное время суда могли заходить в чужие гавани в случае аварии, нехватки топлива, продовольствия или сдачи пленных. Мол, судно приведено для ремонта. 26 октября ТАСС опубликовало следующее сообщение: «Интернирование немецкой команды парохода «Сити оф Флинт» отменено морскими властями Мурманска ввиду того, что, как выяснилось, пароход был введен в порт для ремонта машин».
Александр Ресин 27.03.2015 18:49 Заявить о нарушении
Владимир Врубель 27.03.2015 18:53 Заявить о нарушении
Александр Ресин 27.03.2015 19:06 Заявить о нарушении
Александр Ресин 27.03.2015 19:35 Заявить о нарушении
Александр Ресин 28.03.2015 17:35 Заявить о нарушении
Александр Ресин 29.03.2015 01:02 Заявить о нарушении
Поскольку Морской Сборник самый авторитетный и старейший военно-морской журнал, то могу предположить, что автор статьи поработал с документами в архиве.
Владимир Врубель 29.03.2015 01:51 Заявить о нарушении
Александр Ресин 29.03.2015 03:41 Заявить о нарушении
Александр Ресин 29.03.2015 03:46 Заявить о нарушении
Kobenhavn, — 1957. — P. 372-374.
{2} Ibid. — P. 375-376.
[53]
Оживленная переписка немецких военных дипломатов с Берлином во второй половине 1939 года отчасти раскрывает содержание переговоров с Советским правительством и наркоматами. Так, телеграммой от 8 октября 1939 года барон Баумбах сообщил в Берлин о возможности проводки 35 немецких торговых судов из нейтральных портов Юго-Восточной Азии в Европу в летнюю навигацию 1940 года {2}. Германский штаб руководства войной на море 11 октября 1939 года поручил ему установить, насколько подходят предложенные Советским правительством бухты у Кольского полуострова для базирования немецких судов.
Александр Ресин 29.03.2015 16:56 Заявить о нарушении
С уважением,
Владимир
Владимир Врубель 30.03.2015 11:48 Заявить о нарушении
И вы считаете что советская сторона не знала что за корабль они проводят северным морским путем?
Александр Ресин 30.03.2015 19:54 Заявить о нарушении
Владимир Врубель 01.04.2015 11:48 Заявить о нарушении
Владимир Врубель 01.04.2015 11:50 Заявить о нарушении
Александр Ресин 01.04.2015 15:23 Заявить о нарушении
Александр Ресин 01.04.2015 17:11 Заявить о нарушении