Миф о Борее и Орифии

ABRAXAS

Бореем древние греки именовали бога северного ветра, живущего, согласно мифам, в расположенной далеко на Севере крепости на Рипейских, или Рифейских, горах (отождествлявшихся впоследствии с Уральскими). Эллины считали Борея властителем суровой и холодной северной страны Бо-Рея, выше которой (то есть, еще ближе к Северному Полюсу) располагался Крайний Север (Гипер-Борея). В древнегреческом эпосе Борей именовался "Зятем афинян". Борей (нередко изображавшийся древнегреческими живописцами и, в частности, вазописцами, с огромными черными крыльями), обладал суровым и угрюмым нравом, от него исходил пронизывающий холод. Из владений Борея на юг текла река Бор(е)ис-фен ("Поток Севера", или "Северный Поток"), отождествлявшийся впоследствии с Днепром.

С течением веков название "Борисфен", на смену которому пришло новое, ирано-скифо-сарматское, название "Днепр" (у римлян - "Данаприс"), перешло со всей реки на Березину - правый верхний приток Днепра, откуда путь ведет в сторону Балтики. "Березань" - остров и античный город в низовьях Днепра - эпический образ привлекательной и зажиточной жизни на юге. Образ богатой южной античной цивилизации, куда северный Борей не раз летал за богатой добычей, олицетворенной в образе красавицы Орифии, о которой сейчас пойдет речь.

Если верить древнегреческому мифу, Борей похитил из Афин красавицу Оритию (Орифию). Он овладел ею на древнем камне, установленном в его твердыне на Рифейских горах. Орифия родила Борею красавицу-дочь Хиону (чье имя было созвучно часто упоминавшейся античными географами и историками северной реке Хесину) и двух могучих сыновей-Бореадов (изображавшихся, как и их отец, с огромными черными крыльями) - Зета и Колоида./1/ Возмужав, крылатые герои-Бореады приняли участие в знаменитом походе аргонавтов из Греции в Колхиду (нынешнюю Западную Грузию, или Имеретию) за волшебным Золотым Руном и, благодаря наличию крыльев, помогли спутникам Ясона одолеть чудовищных крылатых Гарпий. На обратном пути из Колхиды аргонавты проплывали на корабле "Арго" (от которого и получили свое прозвание) протоки в Рипейских горах и гостили у Борея (надо сказать, что греческие и другие античные географы нередко путали Уральские горы с Кавказскими, именуя "Рифейскими" или "Рипейскими" и те, и другие - не зря Урал и Кавказ упоминаются вместе даже в популярной в советский период истории России песне к телепередаче "Клуб кинопутешествий" в следующих высокопарных выражениях:

"Родины нашей просторы
Радуют сердце и глаз -
Реки, леса и озера,
Суровый Урал и Кавказ" -
и далее намек на Борея:
Зовет в дорогу СВЕЖИЙ ВЕТЕР,
Синеют горы и поля
Чудесно в мире все на свете,
Все земли, все края.." - и далее по тексту).

Другой миф повествует о том, как ревнивый Борей, влюбившийся в юную нимфу Питиду (которую любил и козлоногий бог природы Пан), своим ледяным дыханием сбросил красавицу, отказавшую ему в любви, в глубокую пропасть. Но милосердные олимпийские боги превратили погибшую Питиду в сосну (пихту), которую посвятили Пану (отчасти и в память о Борее).

Древнегреческий историк Геродот (прозванный эллинами "Отцом истории") повествует о Борее и Орифии в следующих выражениях:

"Существует сказание о том, что афиняне призвали себе (в борьбе с флотом персов) на помощь Борея - по велению божества. Именно, они получили другое (иносказательное) изречение оракула: призвать на помощь своего зятя. По эллинскому преданию, супругой Борея была аттическая женщина Орифия. В силу этого родства через брак афиняне (так гласит молва) считали Борея своим зятем.

Когда афиняне стояли на якоре у Халкиды на Евбее и заметили, что поднимается буря (или уже ранее этого), то стали приносить жертвы и призывать Борея и Орифию помочь им и сокрушить варварские корабли (угрожавший им флот персидского "царя царей" Ксеркса Ахеменида - В.А.), как прежде у Афона. Впрочем, из-за этого ли действительно Борей обрушился на варварские корабли, стоявшие на якоре, - этого я (Геродот - В.А.) не могу сказать. Во всяком случае, по словам афинян, Борей уже и раньше помогал им и на этот раз также вызвал бурю. После победоносного завершения войны, возвратившись домой, афиняне воздвигли Борею храм на реке Илиссе (река в Аттике - В.А.)".

Образ Борея прослеживается на глубину в несколько тысячелетий. Наряду с образами Геи и Урана, Кроноса (Крона) и Реи образ Борея относится к числу изначальных божеств праарийских племен.

Здесь конец и Господу нашему слава!

ПРИМЕЧАНИЕ

/1/ Согласно другому варианту мифа о Борее, прекрасная Орифия родила ему трех дочерей - Упис (или Упиду), Локсо и Гекаергу.

Выражаем особую благодарность непревзойденному мастеру кисти Эди Бранколини, превосходно проиллюстрировавшему история налаживания связей народов Севера и Юга через брак Борея с Орифией.


Рецензии