Особенности вторичного мира в Игре Престолов

Особенности вторичного мира в романе Дж.Р.Р.Мартина "Игра Престолов". / Доклад для конференции "Молодежь и наука XXI века" на материале курсовой работы "Особенности создания вторичного мира в романе Дж.Р.Р.Мартина "Игра престолов". - Красноярск, 2014.

Цель: рассмотреть структурно-композиционные особенности как один из способов организации вторичного мира в романе Джорджа Мартина «Игра Престолов».

Задачи:

1.Дать определение вторичному миру.

2.Выявить особенности композиции романа.

3.Исследовать, как через особенности времени и пространства формируется вторичный мир.

Объект исследования: вторичный мир романа «Игра Престолов».

Предмет исследования: отдельные компоненты структуры романа – композиция, время, пространство.

Новизна работы состоит в том, что выбранное произведение не исследовалось в отечественном литературоведении. Для изучения особенностей созданного в романе мира мы опирались на немногочисленные  теоретические источники, в которых затрагивается вопрос исследования вторичного мира жанра фэнтези, а так же на общие источники по теории фэнтези. Актуальность работы состоит в том, что исследования вторичного мира позволят более углубленно изучать проблему мифотворчества в современной литературе жанра фэнтези.

Термин вторичный мир употребляется для обозначения вымышленной вселенной, в которой происходят действия произведений фэнтези и/или научной фантастики (а так же фильмов и компьютерных игр аналогичных жанров). Вторичный мир может либо отличаться от реального полностью, либо в чем-то его повторять. Изначально степень сходства вторичного и реального миров закладывает автор, но читатель сам делает выбор: соотносить вымышленное с реальным или воспринимать прочитанное как замкнутую целостную систему. По мнению Дж.Р.Р.Толкина искусство само по себе вторично, т.к. воспроизводит то, что уже было создано.
Собственно, под термином вторичный мир можно рассматривать как само произведение жанра фэнтези, так и материал, основу, на котором оно строится. Вторичный мир, как основа, состоит из нескольких компонентов: система персонажей, пространство, время, миф, эскапизм (уход от реальности во вторичный мир). Благодаря этим компонентам законченное произведение жанра фэнтези можно считать вторичным миром.

Рассмотрим вторичный мир произведения фэнтези на примере романа Джорджа Мартина «Игра Престолов». Роман был написан в период с 1991 по 1996 годы, по замыслу автора это была первая книга трилогии. На момент написания работы, трилогия стала циклом «Песнь Льда и Пламени», насчитывающим пять книг.
Роман состоит из 73 глав, написанных от лица разных персонажей. Эти персонажи получили название-аббревиатуру, кальку с английского языка «ПОВ» – от выражения “Point of view” – «точка зрения». Далее считаем необходимым заменить аббревиатуру на термин «главный персонаж». Всего в романе восемь главных персонажей. Повествование в каждой главе ведется от третьего лица, однако отражает не только действия и поступки героя, но так же его точку зрения и его мысли. Главы названы именами персонажей и чередуются между собой, что объясняется наличием в романе трех основных сюжетных линий и множества побочных, развивающихся в разных точках пространства и времени созданного автором мира. Прибегая к такому приему, Мартин описывает события параллельно друг другу. Например, то, что в одной главе происходит на востоке, в другой главе – известно персонажу юга.

Что касается основных сюжетных линий, то мы выделим три:

1.Линия интриг -  связана с расследованием смерти Десницы короля.

2.Линия борьбы – связана со стремлением свергнуть с трона короля-узурпатора и вернуть к власти древний род.

3.Линия противостояния – связана с мифологией вторичного мира и его климатическими условиями, в последующих романах превращается в столкновение мировоззрений и религий.

Таким образом, автор стремится донести до читателя не только тему вечной борьбы человека за власть, но и идею о его слабости перед силами природы. В романе сильна мифологическая и религиозная составляющая – они определяют мировоззрения персонажей. На текстовом уровне этот компонент вступает в тесную связь с категорией времени.

Мартин создает для вторичного мира «Игры Престолов» собственное летоисчисление. Точка отсчета – высадка захватчиков на континент, после которой семь разрозненных королевств подчинились власти одного короля. В произведении обозначается как В.Э. – то есть «Высадка Эйегона» (по имени короля-завоевателя). Таким образом, действие «Игры Престолов» происходит в 298 году от Высадки Эйегона или в 298 В.Э.

Помимо летоисчисления, интерес представляют времена года вторичного мира. Год равен земному году с таким же количеством дней и месяцев, сутки равны двадцати четырем часам. Однако особенностью мира является смена сезонов – осень и весна длятся от нескольких месяцев до нескольких лет, лето и зима – от нескольких лет до десятилетий. Такая смена времен года ощущается только в средних широтах,  на западе и на севере, юг и восток представлены на карте мира пустынями, степями и тропиками. Благодаря такой смене времен года Мартин создает третью сюжетную линию – на севере континент пересекает стена, сложенная тысячелетия назад из ледяных глыб. Стена защищает королевства от угрозы, исходящей с территорий за ней, которая становится особенно вероятной во время зимы – когда наступает «Долгая Ночь». Устанавливая связь между мифологической составляющей и категорией времени, автор представляет своих героев уязвимыми перед высшими силами, снижая на этом фоне значимость вечной темы борьбы за власть. Климатически Мартин соотносит стороны света с реальными поясами, но меняет временные рамки. В «Игре Престолов» представлен период завершения «Долгого Лета», которое длилось десять лет.

Говоря о пространстве, отметим, что в мире цикла «Песнь Льда и Пламени» представлено три материка. В «Игре Престолов» представлены только два из них – восточный и западный. Они различаются не только по быту и культуре, с помощью которых их можно соотнести с реально существующими странами, но и по уровню развития, а соответственно - по времени. Это позволяет автору сохранить один из принципов фэнтези – правдоподобность. Соотнося географическую и климатическую карты вторичного мира с реальными, можно сказать следующее: в основе западного материка заложена карта Средневековой Европы IX-XVвеков, в основе восточного – страны Ближнего Востока и Причерноморья периода VI – II вв. до нашей эры. Тем не менее, точку отсчета летоисчисления можно сравнить с нормандским завоеванием Англии XI века, а борьбу за власть между благородными домами – с войной Алой и Белой Розы 1455-1485 годов. Анализируя приведенные факты, отметим, что Мартин соединяет в один мир совершенно разные эпохи и культуры, сопоставляя их с эпохами и культурами, присущими реальному миру. Благодаря такому сопоставлению  автор не только добивается правдоподобности в романе, но и создает возможность к изучению своих произведений с позиций мифотворчества.

Таким образом, изучив отдельные компоненты структуры романа, мы пришли к следующим выводам:
1.Вторичный мир – некий концепт, используемый для обозначения вымышленной вселенной, в которой происходят действия произведения фэнтези или научной фантастики. Являясь основой произведения, он подразделяется на ряд компонентов, которые необходимо рассматривать синкретично, чтобы выявить его особенности.

2.Композиция романа соответствует одной из задач автора – изобразить в романе события, происходящие в одно время, но разрозненные территориально, - параллельно.  Нам представлены разные точки зрения персонажей, что позволяет не только получить представление о характере персонажа, но и приблизиться к пониманию общей картины вторичного мира через их взгляды на происходящее. Кроме того, благодаря особенности расположения глав, мы видим, насколько тесно переплетаются между собой основные сюжетные линии.

3.Время и пространство во вторичном мире романа Мартин соотносит с реальными, что позволяет ему следовать правдоподобности как принципу фэнтези. Год так же равен двенадцати месяцам, сутки – двадцати четырем часам, а особенность здесь представляет смена сезонов раз в несколько месяцев или лет. Помимо правдоподобности это позволяет говорить о тесной связи категорий времени и пространства с мифологическим компонентом сюжета. Отсюда – возможность рассматривать Джорджа Мартина как писателя-мифотворца.


Рецензии