Двадцать второй вопрос. Почему я люблю играть?

И вот наконец-то мы приехали на лето в нашу любимую Сызрань!
Это такой замечательный город! Похожих на него в России тысячи. А другого такого все-таки нет. Здесь время течет медленно, и воздух словно наполнен изобилием. А земля в Сызрани такая плодородная, что с одного кустика за лето помидоров можно собрать видимо-невидимо! Даже виноград здесь растет, да еще какой вкусный!
Здесь каникулы становятся каким-то особенным чудом. Отдых – учиться не надо! И хочется загорать на солнышке и лениться…
Но у наших друзей в Сызрани: тети Люды и дяди Рафала не разленишься! Они тоже живут на два города: в Санкт-Петербурге в квартире рядом с нами, а в Сызрани у них большущий дом, уютный и гостеприимный. А при доме хозяйство. А в хозяйстве много дел.
Правда, никто Сережу принудительно делать ничего не заставляет. Но зато провокаций ему заняться чем-то новым – предостаточно!
Вот, например, сегодня дядя Рафал собирается на моторной лодке за Волгу, на острова. Он заядлый рыболов, а мы с ним вместе ездим отдыхать и загорать. Но в этот раз берет дядя Рафал с собой что-то новенькое: яркий шелковый парашют и целый комплект тросов и ремней к нему.
Да это же параплан!
– Ура! – кричит Сережа. – Сбылась моя мечта! Наконец-то я на параплане покатаюсь!
– Ну, нет, – отвечает дядя Рафал. – Я пока один проверю все, даже твоему папе не разрешу. Здесь тренировка нужна и хорошая подготовка!
– Да я не упаду! Я буду делать все, как ты скажешь!
– Для того, чтобы безопасность обеспечить при полете, одних знаний маловато. Тут навыки нужны. А откуда у тебя навыки, если ты со мной на тренировки не ходил? Я тебя звал, а ты поленился!
– Так я же не знал, что это для параплана!
– Какая разница, для чего? Новая игра, она и есть новая игра!
– А я думал, что я и так сумею…
– Всему надо учиться! – непререкаемо подводит итог дядя Рафал. – А то без навыков кому ты будешь нужен?
Впрочем, Сережа не очень-то и огорчается. Раз параплан появился, теперь есть стимул для приобретения новых навыков!
– А знаешь, Сережа, почему человек теряет желание учиться постоянно? Даже в каникулы? – вступаю в разговор я.
– Почему?
– Был такой очень известный человек в Америке, его звали Рон Хаббард. Он разработал два направления в науке, которые потом превратились в церковь: дианетику и саентологию. Дианетика, по Хаббарду, дает человеку здоровье и успех, а саентология – самопознание.
– А я про них слышал! У нас ребята в школе спорили: одни говорили, что саентология – это секта, а другие, что нет, наоборот. Папа, а как на самом деле?
– На самом деле, что ты решишь, то и будет правдой. Секта – совсем не обязательно какое-то религиозное объединение. У секты даже в Википедии есть много определений и признаков, но в целом, мне кажется, их два. Первый признак: в секте считают свое учение истинным, а все остальные – ложными, ересью.
– Значит, в мире изобилия не может быть никаких сект!
– Верно. А второй признак: секту создает и стоит во главе очень яркий лидер, носитель сильной идеи. И вот этого лидера те, кто в секту входит, начинают рано или поздно считать Богом или почти что Богом.
– Папа, получается, что в Советском Союзе настоящей сектой была КПСС?
– По этим признакам – да. Но с точки зрения самих членов секты даже допускать такую мысль – это и есть ересь. Но помни, Сережа, что в любом учении всегда есть очень сильные идеи, иначе такое учение никогда не найдет приверженцев. Так было и с Роном Хаббардом. На самых первых шагах самопознания он предлагает каждому ответить на вопрос: а почему мы перестаем хотеть обучаться?
– Потому что тумблер в «венозном круге»!
– Это мы с тобой так просто объяснили, а он предложил четыре причины, почему это так. Основная причина: человек вообще не приступает к обучению, потому что считает, что он и так все знает.
– Так ведь это же гордыня из «венозного круга»!
– Гордыня, ты прав. Но вот человек свою гордыню преодолел, пришел к смирению и начинает обучаться. И возникает три других причины, почему он теряет желание идти дальше. Первая: он не понимает, не чувствует, не видит, что именно он изучает. По Хаббарду, не чувствует массы.
– Это как я: не видел парашюта и решил лениться!
– Точно! Вторая причина: он пропускает какой-то этап в обучении и дальше уже ничего не понимает.
– Вот я: один раз позанимался, а потом пропустил следующее занятие и не ходил больше с дядей Рафалом на тренировки.
– А теперь жалеешь… И третья, главная причина: человек не понял какое-то слово и дальше вообще ничего не понимает.
– Когда я что-то не понял, я спрошу.
– Вот по технологии обучения Хаббарда, большинство людей не понимают, что они какое-то слово не поняли. И нельзя идти дальше, пока не поймешь и это слово для себя не прояснишь с помощью словаря или тренера.
– Так бы я ни одного навыка не получил, пока стал бы искать в словаре, например, что такое «крокозябрики»! Или какие-нибудь «юрзкие хомейки».
– И вот тут мы с Хаббардом расходимся. Он говорит: все надо делать правильно, по жесткой технологии, разработанной им. И эта технология и только она должна лежать в основе обучения.
– А значит, по-другому нельзя?
– Получается, что нельзя. По Хаббарду, его технология с новой игрой несовместимы
– Значит, дианетика – это не игра?
– Может быть, для кого-то и игра, но не новая. И рано или поздно тот, кто обучается, приходит к конфликту: правильно или интересно?
– Папа! Но ведь интересно – это и есть правильно в мире изобилия! Это и есть игра!
– Значит, и дианетика, и саентология с позиций мира изобилия – это не игра! В игре мы просто помогаем «айсбергу» взять верх над «грецким орешком», а у Хаббарда используются для этой победы совсем другие методы, гораздо более жесткие.
– А еще я видел вчера в парке кришнаитов, они веселые, ярко одеты, стучат в барабаны, и все время распевают свои мантры! Наверное, тоже помогают своим «айсбергам» победить «грецкие орешки»!
– Да, мантры – это тоже метод… тоже вроде игры. Вот только новая ли она?
– Папа, нам нужно определить, а какие игры – игры из мира изобилия? Чтобы не запутаться!
– Отлично! Но тогда уж определим это и для знаний, и для привычек! Договорились?
– Тут просто! Когда знания новые, еще неизвестные – значит, они могут мой круг влияния расширить! А старые знания я и так знаю!
– Хорошее определение! Итак, знания должны быть новыми. А привычки?
– Привычки? В мире изобилия привычки должны быть полезные!
– Молодец!
– Зачем мне, например, привычка курить? Это мой круг влияния уж точно не расширит!
А вот игра – какая должна быть?
– Конечно, интересная! В мире изобилия игра должна быть интересная! А когда игра неинтересная, то это уже не игра, а работа!
– А когда ты в игре проигрываешь снова и снова – тебе же будет не интересно играть?
– Если бы я играл, чтобы выиграть у кого-то, тогда да, не интересно. Но ведь я же играю с сильным противником, чтобы научиться – а значит, мне интересно проигрывать! Я так учусь и расширяю мой круг влияния!
– А значит, это уже другая игра. В играх, в которые нас провоцирует играть Рынок, всегда есть победитель и побежденный, выигравший и проигравший. И тот, кто все время проигрывает, в конце концов теряет интерес к игре. Перестает развиваться.
– А в играх в мире изобилия выигрывают все игроки! Потому что всем интересно!
– Это – игры с ненулевой суммой. Когда выигрыш не делится, а умножается, приобретается. Где игроки преодолевают себя, покоряют горные вершины, глубины океанов, делают открытия. Это – игры будущего.
– В таких играх только «грецкие орешки» могут проиграть!
– Точно! Так почему ты любишь играть, Сережа?
– Потому что в игре я получаю новые навыки и расширяю мой круг влияния!
– А зачем тебе интересные игры?
– Чтобы и я, и мои партнеры всегда хотели играть, даже когда будут проигрывать!
И мы записали хороший ответ на хороший вопрос:


Двадцать второй вопрос:

ПОЧЕМУ Я ЛЮБЛЮ ИГРАТЬ?

Ответ:

 ПОТОМУ ЧТО В ИГРЕ Я ПОЛУЧАЮ НОВЫЕ НАВЫКИ И РАСШИРЯЮ МОЙ КРУГ ВЛИЯНИЯ!

А зачем мне интересные игры?

ЧТОБЫ И Я, И МОИ ПАРТНЕРЫ ВСЕГДА ХОТЕЛИ ИГРАТЬ!
 
Новая игра Почему я люблю играть?
Потому что в игре я получаю новые навыки и расширяю мой круг влияния!

Для того, чтобы постоянно расширять круг влияния, нужно: приобрести новые знания, на их основе выработать полезную привычку и придумать с этой привычкой интересную игру. Чем интереснее, тем лучше!

– Сережа, как ты думаешь, возможностей в мире изобилия много?
– Конечно, много! Изобилие!
– А людей в мире много?
– Много! Хоть их и можно пересчитать, а все равно – изобилие! Вот по улице идут, даже в Сызрани – настоящий поток!
– А что же стоит между изобилием людей и миром изобилия? Почему в мире изобилия живет так немного людей?
– Наверное, они про этот мир просто не знают…
– Но ведь ты же знаешь?
– Значит, получается, что это я между ними стою?
– В том числе и ты. Вот смотри: у нас есть и книга «Детский Мир» первая часть – и в бумажном, и в электронном виде, и аудиопроект «Детский Мир», где мы все втроем эту книгу читаем. У нас ведь много дисков с записями?
– Очень много! И там правда про мир изобилия рассказывается!
– Осталось только подарить людям этот мир. Например, через диск. Сделать такой подарок.
– Папа, а что мне люди скажут?  Вот я предложу им наш диск, а человек решит, что я от него хочу что-то получить!
– Но ведь каждый человек имеет право на выбор! На выбор мира изобилия – и на отказ от него. А кто ему такой выбор даст?
– Неужели я?
– А почему бы и нет? Ведь это новая игра, ты в нее еще не играл?
– Не играл… Все равно, мне будет неприятно, когда кто-нибудь будет отказываться даже в подарок наш диск получить!
– А почему неприятно? Раз человек отказался, он помог тебе понять, что каждый имеет право на свободный выбор. А ты ему помог этот выбор получить! И оба вы друг для друга – учителя. Когда ты ему будешь благодарен за его отказ, оба вы будете сильными учителями.
–  Значит, для того, чтобы приобрести новый навык: давать человеку выбор между миром изобилия и миром нищеты, мне надо, чтобы игра «получи отказ» стала для меня интересной! А тогда я научусь в нее играть с удовольствием!
– И чем больше у тебя будет отказов, тем более сильным игроком ты станешь!
– Здорово! Мне такая игра нравится!

И Сережа, взяв десять дисков «Детский Мир», бежит на улицу. Наверное, и в самом деле между потоком возможностей в мире изобилия и потоком людей есть только одно препятствие: наш собственный «грецкий орешек». И очень легко можно его устранить: с удовольствием играть в новую игру «получи отказ и порадуйся ему»!


________________________________
1. Л. Рон Хаббард, «Учись учиться».
2. «Что такое секта?». http://www.vitamarg.com/teaching/article/775-sekta.
3. Александр Голубцов, «Детский Мир. Практическая философия изобилия. Часть 1». http://proza.ru/avtor/alexgold&book=2#2.


Рецензии