Город, куда приходит юность

        "Есть место на свете такое одно..."
                http://www.youtube.com/watch?v=OstkLrKulYo



    Есть города и веси,
    Где детства и юности след,
    "Есть место такое на свете,
    Где ты появился на свет".
Есть тёплое море и горы,
Миров есть и стать и новь,
Но Пермь - этот северный город -
Первая в жизни любовь.
    Морозы зимой не ласковы,
    И низкий над городом дым,
    Но был я с рожденья обласканным
    Теплом деревянной избы.
Крылечки, мостки и скамеечки -
Мирское житиё бытиё,
Полати, и русская печка
Дымит, будьто пароход.
    Мой дед, а в народе Михалыч,
    В заводе - Яков Ильин
    Рассказывал на полатях
    Преданья старинных былин.
Тайны и гор, и леса
За ширью, за морем-рекой,
Уральскими сказами деда,
Влекли на заречный покой.
    Вдоль речки, не счесть километров -
    Подростку - был целый мир,
    В автобусах, и на "Ракетах".
    В Том космосе я колесил.
Великою лентой Камы,
В тревогах заката далИ
Составы ли, караваны ли,
Изрытые недра везли.
    А город дымил заводами:
    Кислотные, "Нефтепром",
    Авиа, что моторами,
    Гудел, будь-то космодром.
С протяжным гудком тревожным
Будился я по утрам.
Зимой, по следам запорошенным,
В Запрудскую школу бежал.
               
                2
    Ах, школа - корабль трёхпалубный!
    В штормах позабыт твой покой.
    Братва городской окраины
    Стекалась в тебя гурьбой.
Но, в школе всегда есть место
Жестокости и любви;
Звали меня "Профессор"
За то, что носил очки.
    За партой второй, что слева
    Я с вредной девчонкой сидел,
    И всё-же, порой, несмело
    На косы её глядел.
Отличницей и задирой
Эта девчонка слылА,
Но, что-то в ней доброе было,
Наверное что-то в глазах.
    Считала она - я "с приветом",
    Ведь ради неё, что есть сил,
    В школу ещё до рассвета
    В морозы я приходил.
И та, в феврале метельном,
Всех раньше входила в класс,
Мы с нею за партой сидели,
И что-то творилось в нас.
    Молчали в холодной зале.
    Касаясь друг друга плечом,
    Сердца-же сильнее стучали,
    И было в лице горячо.
На людях мы с нею дрАлись.
Портфели в сраженье вводя,
Шутя, она больно кусалась,
Мне руки зубами клеймя.
    Ах, Люба, точнее Любовь ли?
    Так с детских, тех памятных дней,
    Живу, заклеймённый Любовью,
    Нет-нет, да и вспомню о ней!
               
                3
    Но, даже в Перми, кончалась,
    Стекая ручьями зима,
    Солнце в воде отражалось,
    РетИровались холода.
И в сердце звучала музыка
Театров Пермской весны,
И небо купалось в лужицах.
И трогались вечные льды.
    О, воздух весенний, нежный;
    И запах талой воды!
    И я, уже не был прежний,
    И в сердце врывались мечты.
Вот так, невзначай, в апреле,
Однажды, явилась она -
Ни имени, ни фамилии -
Ты - юность моя, весна.
    Шарфик лилово-розовый,
    В раскосых глазах синева,
    И милый профиль курносый
    В автобусе, у окна.
Весь день я был с нею рядом.
На улицах Старой Перми,
Дарила она мне взгляды,
Бывает в такие дни...
    Впервые мне захотелось,
    Под бархат её ресниц,
    Как ветру, набравшись силы.
    Обняв, на руках кружить.
А ветер, мечты исполняя,
Поднял её веер волос,
И будто шутя, играя,
Капроновый шарфик принёс.
    Ах, ветер, не всё так просто;
    Мы, будь-то остались одни -
    Загадочный перекрёсток,
    В галактике первой любви.
Конечно, я дал ей имя,
Нарочно, о том не спросив.
Мне сердце его повторило,
Звезда подсказала в ночИ.
    И что мне в ту ночь не спАлось,
    А после, пропал аппетит,
    Мне юность потОм призналась,
    Что это симптомы любви.
Конечно, у нас не стАлось
Ничто, в моей сущей судьбе,
И юность моя затерялась,
Но, всё-таки, по-весне
    Я чаю найти перекрёсток,
    Где будет опять, как тогда,
    Где юность моя вернётся
    Ветрами весны, навсегда!
               
                4
    Что в жизни похоже на море,
    Было и у меня.
    Был лагерь, на Камском угОре,
    Был морем, бездонный взгляд.
Узнал я, природа лечит,
Стомлённым давая сил.
Костёр был и ласковый вечер.
Влюбился, её не спросив.
    Легко было с ней на сердце,
    Казалось мне, я лечу
    Над Камою к звёздам, бессмертен,
    А вечному  всё по-плечу...
Взрывать неизвестного силы -
Та тайна от Бога дана.
Стихии мне стали мИлы:
Гроза, и ветрА, и волна.
    И ты - мой таинственный остров,
    В синеющем платье в дали...
    Уменье любить - так не просто,
    Быть рядом - ещё впереди.
Леталось тогда, со звёздами -
Мечтами, на тысячу лет.
Я стал себя мучить вопросами:
От Бога то, или нет?
    Летело, почти полвека,
    Где встреча? - Зови, не зови...
    Чужие два человека,
    По жизни другой прошли.
Пророчества. - Разве мало,
Чтоб чувства в сердцах бередить?
Всегда мне тебя не хватало,
Казалось, лишь позови...
               
                5
    Мне тайною, в Пермскую осень,
    Ложилась на сЕрдце тоска.
    Летали птицы, но впрочем,
    А с ними и я - улетал.
СвежЕла краска на партах,
Кружила дерев листва
И падала в жёлтых парках,
Так, будь-то бы навсегда.
    Хотелось чтоб что-то осталось
    От лета и от вчера.
    Тогда, мне она являлась
    Девочкой со двора.
И что, не встречал её раньше,
В соседстве мы жили с ней?
Иль мы становились старше,
За лето, умней и взрослей?
    Да, вправду, "Девочка - Осень",
    Как осень, грустнА и милА:
    Ни скажет ни что, ни спросит,
    Часами сидит у окна.
Под стать уходящим вальсам,
В миноре, как я, и она,
И будто чего-то жаль нам,
Так, видно, сложилась судьба.
    С тех пор в этом танце вместе,
    Похожем на мир вкруг нас.
    Ах, судьбы - осенние листья,
    Что станется после вас?
               
                6
    Что станется? Будет ли снова?
    Возможно ли, чтоб навсегда?
    - Те наши вопросы не нОвы
    Себе задаём всегда.
Я, часто, бывал атеистом -
Однако, что Человек?
- Вот смерть уносила близких,
Ужели, я думал, на век?
    Хотелось тогда мне верить
    Что Бог этот мир сотворил,
    Что жизнь, как далёкий берег,
    Вернёт, воскресив из могил!
Море, бескрайность неба,
Путь Млечный среди светил;
Казалось что жил - как не был,
Средь звёзд будто шарик плыл...
    Бродить ли мне век неприкаянно,
    Коль есть Бог - Создатель, и был?
    Стучит что в сердца отчаянно,
    Пытается, что есть сил...
Есть письма от Бога: Вселенная,
Есть древняя Книга-Книг.
Любовь нам дана, наверное,
бессонницею молитв.
    Есть города, и веси,
    Где детства и юности дым,
    Есть место такое на свете,
    Которым всегда любим!
                ***



Иллюстрация:
Николаев М. Серия работ «Старая Пермь», х. м., 1999 г. Руководитель Т. Е. Коваленко.
http://enc.permculture.ru/showObject.do?object=1803940184


Рецензии
Виталий, Ваша поэма о городе юности получилась очень интересна своей многозначностью, философскими рассуждениями и неповторимой, трогательной теплотой...

Мой старый добрый город когда-то был иным...
Как будто ростом меньше, средь облаков он плыл.
Там яблони цветами в лазурь небес вплелись
Ветвями, многоруко шепча слова молитв.

Вот так срезонировало...

С теплом ,

Наталья Николаевна Максимова   28.03.2020 14:18     Заявить о нарушении
Еще и еще раз перечитал...
Уважаемая Наталья Николаевна,
вы уделили так много сердца
моему скромному творчеству!
Рад!
Значит оно не зря имеет место:
"Если звезды загораются,
значит это кому-то нужно..."
- Так кажется у Экзюпери сказано.

Виталий Мельник -Запрудский   26.01.2021 12:35   Заявить о нарушении