Непричесанные цитаты

 

Знаменитости больше и чаще, чем простые люди, подвергаются клишированию и подгонке под привычный трафарет. И в наше зомбированное время граждане с промытыми мозгами скорее лопнут от возмущения, чем  согласятся с документированными «перлами» своих кумиров.

А между тем…

О ситуации, сложившейся в ходе гражданской войны на территории далекой-предалекой России военный и морской министр Великобритании:

«Находились ли союзники в состоянии воны с Россией? Разумеется, нет.

Но Советских людей они убивали, как только те попадались им на глаза; на русской земле они оставались в качестве завоевателей; они снабжали оружием врагов Советской власти; они блокировали русские морские порты; они топили русские военные корабли. Они горячо стремились к свержению Слветского правительства и строили планы такого свержения.

Но объявлять войну --- это уже интервенция, это позор!».

Звали автора этой бесстыдно-циничной цитаты  Уи;нстон Леона;рд Спе;нсер-Че;рчилль.




В начале кровавого ХХ века в США приехал российский революционный деятель, незаслуженно забытый ныне Б. Чайковский. Однофамилец великого композитора в качестве оппозиционного эмиссара пиарил товарищей по партии, налаживал контакты с влиятельным зарубежьем и выколачивал деньги на грядущую очистительную и романтическую революцию.

В заключение продолжительной и плодотворной беседы с русским политическим коммивояжером принимавший его у себя живвой классик американской литератур сказал:

«Если бы я жил в России и у меня был динамит, я знал бы, что с ним делать».

Звали всемирно известного теперь писателя --- Марк Твен. Великий сатирик не знал, чем обернется его кровожадный призыв, но наверняка пережил раскаяние и покаяние, взирая с небес на братоубийственную мясорубку на одной шестой части земной суши, где миллионы одних людей уничтожали других людей во имя торжества, разумеется, самых светлых идей и чаяний.





«Патриотизм --- последнее прибежище негодяев».


Нет ни одного уважающего себя болотного квакера, который не повторил бы этот хлесткий тезис сотни и даже тысячи раз. Им, безродным перекати-поле, такое «р-р-разоблачение» патриотизма что-то вроде наркотика для болтунов, добровольно лишившихся родины.

Но кто же настоящий автор сентенции, которую приписывают кому попало? Неразгибаемый революционер? Анархист?

"Patriotism is a last refuge of a scoundrel".



Д-р Сэмюэл Джонсон родился 18 сентября 1709 года. Умер 13 декабря  1784 года. Английский литератор, автор  популярных стихотворных произведений, эссе, моралист с твердыми англиканскими убеждениями, литературный критик, автор консервативных политических памфлетов, биограф, редактор и, последнее по счету, но не по значению, лексикограф.

По мнению одних, «самый выдающийся литератор в английской истории». Герой «самого известного произведения биографического искусства во всей литературе" (Имеется в виду «Жизнь Сэмюэла Джонсона», написанная его современником Джеймсом Босуэллом и все еще популярная в XXI веке).

По своему влиянию на умы современников-англичан Джонсона можно сравнить с Вольтером, в лучах мудрости которого купалась вся Европа.

Утром 18 июня 1746 года группа издателей во главе с Уильямом Стрейхемом подписала контракт, согласно которому д-р Джонсон за фантастическую сумму 1500 гиней обязался за три года создать словарь английского языка. (40 французских академиков создавали словарь французского языка в течение 40 лет!). В действительности капитальный труд вышел только через девять лет упорного труда. Моментально нашлись критики и критиканы. Известный историк Томас Макколей обозвал Джонсона «проклятым этимологом». Другие превозносили «Словарь» до небес. Достаточно сказать, что оригинальный проект, формат и построение словаря оставались без изменений при повторных переизданиях вплоть до  1928 года (!).

В 1774 году он опубликовал памфлет под названием «Патриот», в котором атаковал псевдопатриотов. Вечером 7 апреля 1776 года из уст его прозвучала знаменитая фраза «Патриотизм --- последнее прибежище негодяя». "Patriotism is the last refuge of the scoundrel."

Общее мнение в англоговорящем мире сводится к тому, что д-ра Джонсона неверно поняли. Он имел в виду только фальшивых патриотов, но не патриотов вообще.  В пользу этой версии говорит трудно воспринимаемый неангличанами определенный артикль «the». И наоборот, неопределенный артикль «а» перед retreat говорит: «одно из многих убежищ».

Любители дополнительных тонкостей  просто обязаны знать, что в родном для доктора Джонсона 18-м веке слово «retreat» звучало в залах судебных заседаний. Правонарушитель (кроме злодеев, совершивших убийство, изменивший родине и т.д.) мог в добровольно-принудительном порядке подать заявление о горячем желании послужить в королевской армии или записаться в матросы. В этом случае государство отпускало такому волонтеру все грехи и забывало о совершенном преступлении. Патриотизм как форма индульгенции --- на британско-юридический лад. Неплохо, а?


Ну и last but not least.  Христос  ученикам (а те нам) сообщил в свое время об интересном эпизоде на одном винограднике в момент сбора урожая. Владелец виноградника пригласил добровольцев в несколько приемов, стараясь завершить операцию за один табельный рабочий день.

 Первым нанятым сборщикам работодатель  пообещал щедрую плату в один динарий. Затем хозяин ещё в третий, шестой и одиннадцатый час выходил нанимать работников говоря: «Что следовать будет, дам вам»  (Евангелие от Матфея: 20:4).

После заката, когда закончилась сборка винограда, работники пришли  получать заработную плату и, несмотря на то, что кто-то из них проработал полный день, а кто-то только один час — все получили одинаковую плату.

Те, кто были наняты первыми ранним утром, возмутились, сказав:

Эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенёсшими тягость дня и зной».

Он же в ответ сказал одному из них: «Друг! Я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? Возьми своё и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе; разве я не властен в своём делать, что хочу? Или глаз твой завистлив от того, что я добр? Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных».


Попробуйте пересказать Христову притчу каким-нибудь профсоюзным активистам --- особенно при заключении коллективного договора. Я пробовал, чуть в глаз не получил. Разная оплата за разный труд --- священный закон для пролетариев всех стран.


 Но попытайтесь взглянуть на виноградную историю глазами Христа. И сразу иносказание потрясет вас мудростью и справедливостью. Господь приемлет всех грешников --- и тех, кто родился и принял крещение во младенчестве, и тех кто уверовал только сегодня. Для Вседержителя важен факт приобщения к благодати, а не зафиксированный момент времени.


Если негодяй совершил свой личный подвиг веры и приобщился к патриотизму как к последнему средству искупления вины, и для него врата спасения остаются открытыми ВСЕГДА.

Вот какое толкование я нашел на сайте д-ра Джонсона. Который был набожен, оставил в дневнике исповедальные признания. И в течение всей жизни писал проповеди для англиканских приходов.

Вот такая истина открывается за словами вроде бы понятного без объяснений классического афоризма.










 


Рецензии