Часть 4. Жизнь продолжается и в 50-х

12 Октября 1949 года я родила сына в срок. Однако, родился он в асфиксии и весил 2кг100грамм. Во время беременности я работала, дежурила ночами. Декретный отпуск оказался лишь 2 недели до родов. Сидела в библиотеке, оформляла диссертацию…. В общем, очень много работала. В июле мы с Лёней, по настоянию его родителей, поехали в Харьков. Две недели мы жили в пансионате под Харьковом, и две недели- у его родителей.  Жили они в доме без водопровода; воду носили  вёдрами из крана во дворе. Туалет- общая выгребная яма во дворе. Комнатка 18 метров. Спала я с Лёней на узкой кровати с продавленной сеткой. Измучилась физически и морально. Его родители между собой не ладили, ругались. Отец выпивал. Лёня уходил к своим друзьям, оставляя меня с родителями. А беременность была уже 7 месяцев!
Там я выяснила, что у него есть любимая женщина,- Валя –школьная любовь. И хотя она уже вторично была замужем и имела ребёнка, его к ней тянуло. Эта любовь преследовала его всю жизнь, до смерти. (Всё же, отец женился на Валентине и жил с ней её последние годы, лет 5-7. (1922-1985)
Итак, я родила сына. Он был очень слабенький и не мог сосать молоко. Молоко у меня пропало. Нашла женщину, которая продавала своё молоко,…я получала…в молочной детской кухне. Юрочка терял в весе. Пришлось лечь с ним в Институт Педиатрии. Он лежал в боксе, и я вместе с ним. Ему переливали кровь, плазму, капельные растворы. Постепенно его выходили (во многом благодаря д-ру Кац, ассистенту клиники. Замечательная женщина!). Дома пришлось взять няню: в ясли его нельзя было отдавать. В общем, ребёнок выжил!
26 Декабря 1950года я защитила кандидатскую диссертацию. Защита проходила в малом зале Ленинградского Института Усовершенствования врачей.  Зал был полный. Руководителем моей диссертации был проф. Н.Н.Самарин. Член корреспондент Академии Медицинских наук. Как руководитель работы он выступал первым. Он кратко изложил содержание работы и её необходимость в общей научной тематике кафедры; дал положительный отзыв о работе и обо мне, как исполнителе. И, вдруг, обратился к аудитории. –В аудитории присутствует много женщин. Прошу вас, поднимите руку те из вас, кто одновременно смог (в течение 3х лет клинической ординатуры) выйти замуж, родить ребёнка и успешно написать диссертацию? Зал оживился. Поднятых рук не было.
Затем выступали оппоненты. Оба дали положительный отзыв.
Тайное голосование. «За» проголосовали единогласно.
Домой я ехала в машине проф. Самарина. С нами ехал проф. Шапиро, уролог, член учёного совета. Он тоже был на защите. Он задал вопрос Самарину: - Ты так хвалишь свою диссертантку, а почему не берёшь её ассистентом на кафедру?- На что Самарин ответил:- «Ещё не время».
Вернусь немного назад.   (….как-то раз), когда была закончена экспериментальная часть работы, я была дома у Самариных, принесла статью в журнале, которую Самарин должен был завизировать. Мы разговорились. Была и Ольга Конрадовна, жена Самарина. Она заведовала кафедрой иностранных языков в ГИДУВе.
В начале, очень осторожно, намёками, Н.Н. дал понять, что с устройством ассистентом на кафедру будет очень сложно. Учитывая, что я еврейка- очень деликатно намекнул он, не лучше ли заняться практической работой и будущим ребёнком? Вмешалась Ольга Конрадовна. Она считала, что работу нужно закончить и защитить. Так и решили.
При Сталине, и позже, в России, был антисемитизм- ненависть к евреям. (Это предложение настолько наивно,-не знаю почему,- что я не могу не вмешаться. Я бы написал так: Примерно с середины войны, с подачи Сталина, разумеется, в СССР усиливался ГОСУДАРСТВЕННЫЙ антисемитизм. Ищите подробности в других источниках. Особенно, т.н. «Дело врачей».)
Закона об ограничении прав евреев не было, но негласно начальники кадров старались на работу евреев не принимать. (Особенно) в университеты и научные учреждения приём евреев был резко ограничен….. Готовилась депортация евреев на Дальний Восток…..
В такой обстановке я, еврейка, защитила кандидатскую диссертацию.
(29.08.1999, Воскресенье) В 1949г двое больничных ординаторов хирургического отделения тоже заканчивали диссертации- это Бирюкова Валентина Васильевна и Шаак Татьяна Вильгельмовна.  (?)
Я работала ординатором хирургического отделения, а оформили меня врачом хирургом поликлиники. Наша больница была объединена с двумя поликлиниками. Я очень хотела заниматься научной и преподавательской работой, но куда бы я ни обращалась, нигде меня не брали. Под предлогом, что нет мест. Зарплата у меня была на 100 (10 после 1961г)рублей больше, чем у обычного врача. (Надбавка за учёную степень).
В это время (1949год) у моего мужа, Лёни Стеклова, произошли неприятности в Академии. После войны он поступил в Академию Связи в Ленинграде. Учился успешно. Осенью 1949 на партийном собрании его принимали в кандидаты в партию. На собрании выступил его товарищ Пётр Нечёсов и сказал, что у Стеклова (т.е. у меня!)есть родственники в Израиле. Кроме того, у него в анкете написано, что он украинец, а он еврей. Вскоре после этого собрания его отчислили из Академии Связи. Он устроился на работу в научно –производственное объединение лаборантом и поступил в Заочный Политехнический Институт. Из рядов Армии был демобилизован.
Мои родители настояли ,чтобы мы поменяли 18-метровую комнату на большую, дали нам денег для доплаты. В 1951-52 году мы переехали в комнату 35м.кв. в коммунальной квартире, на 11й Линии. (Мне казалось, что это случилось позже). Тоже на углу Малого Проспекта В.О., недалеко от дома, где жили с родителями.
 Наши супружеские отношения не складывались. Лёня, по возможности, встречался с Валей, переписывался. Были у него и любовницы.
В 1952г приезжала из Харькова его мама, Феня.
На работе у меня была напряжённая обстановка. Отделения были перегружены больными настолько, что больные лежали в коридорах, на топчанах. Врачи и сёстры работали с перегрузкой, перерабатывая сверх рабочей нормы. (Это и через 30 лет часто было, и потом, и даже в Израиле нередко бывает)   Проф.Самарин был депутатом Василеостровского райсовета. Он поручил д-ру Розовскому (урологу) сфотографировать безобразное отделение и положение…больных. Альбом с фотографиями он показал депутатам на очередном заседании, и выступил с сообщением о направленной работе Скорой Помощи при распределении больных по стационарам.
В результате этого ему «было поставлено на вид», и его обвинили в том, что он клевещет на советскую действительность!..
В начале 1953г в центральных газетах появилось сообщение о раскрытии «заговора врачей». Якобы 9 крупнейших профессоров-из них 6 евреев-хотели отравить или убить Советское Правительство. Невинные люди были арестованы. Крупнейших врачей, евреев, увольняли с работы. Поскольку я на хирургии была одна еврейка, то меня перевели в поликлинику. Правда, через 2 месяца вернули.
В ГИДУВе уволили академиков Холдина (крупнейшего хирурга-онколога), проф.Бабчина,-заведующего кафедрой нейрохирургии… Врачей евреев увольняли отовсюду.
Спасла положение смерть Сталина 5 марта 1953г. Судебный процесс над «врачами убийцами» не состоялся. Их освободили. На кафедре освободилось место ассистента. Оформили Т.В. Шаак. Это (была)талантливый врач. Ей тоже мешала её национальность. Она была немка. Её отец, известный профессор Шаак В.А., попал в плен к немцам, работал у них и его после окончания войны не брали на работу. (что-то он очень дёшево отделался!?). Однако, многие члены учёного Совета сочувствовали его дочери. Они хорошо знали её отца, и её приняли на должность ассистента кафедры. Ещё в1948г на кафедру прибыли профессор Блинов и доцент Дембо Н.А….
Я написала ещё несколько статей по хирургии. Очень хотела заниматься научно-исследовательской работой. В больнице не было для этого условий. На меня смотрели, как на белую ворону. Я пыталась устроиться в научно-исследовательский Институт Физиологии, перейти только на научную работу, но безуспешно.
Н.Н.Самарин предложил мне заняться диагностикой острого панкреатита. Это очень трудная тема… В 1954г случай свёл меня с замечательным учёным, физиологом Уголевым А.М. Он заведовал лабораторией пищеварения в Институте Физиологии АН СССР. Он согласился быть моим консультантом в теоретическом разделе и экспериментах в работе. Так зародилась мысль о работе над докторской диссертацией.
А в семье- развал. В 1953году, осенью, я пришла домой с дежурства и нашла записку: «Я ушёл. Желаю счастья. Лёня». Соседи сказали, что мой муж погрузил свои вещи на машину и уехал с товарищем. Юра был в детском саду. Я понимала, что наша семейная жизнь не состоялась, однако очень переживала. Так я стала матерью-одиночкой. Полгода Лёня не показывался, не звонил. Я подала на алименты, в суд. Стала получать деньги по почте. Через 8 месяцев он подал в суд на раздел площади. Комната у нас была одна, но большая. Суд ему отказал, т.к. он на этой площади, до суда, не проживал более 6 месяцев. Через год он подал в суд на развод. Нас не развели, т.к. я отказалась. Я надеялась, что он «перебесится», вернётся…..
В 1954,55,56 годах летом я уезжала отдыхать на Кавказ и в Крым по туристическим путёвкам. Юра уезжал с детским садиком на дачу. Очень переживала разрыв с Лёней.
(Я помню, что мне бабушка сказала, что «папа уехал на работу на 2 года». Что-то в этом роде. И до сих пор, стариком, я помню, как обводил кружками числа в календаре с февраля 1955г. )


Рецензии