Мореходы. Конфуз с покупкой иномарки
В Датский порт Орхус мы прибыли на довыгрузку пилолеса в пакетах.
Стоянка обещала быть короткой, всего несколько часов. Приход в порт к
концу рабочего дня экипажем приветствовался, так как это давало возможность
прогуляться по вечернему ингороду.
Некоторых членов экипажа обеспокоила радиограмма, полученная перед
самым заходом в порт. Текст её недвусмысленно перечислял должности и
фамилии лиц, которым будет прислана замена в ближайшем совпорту.
Среди перечисленных - оказались и мы с Вадимом.
Сам порт ещё не был определен, указывалось только направление:
- ...следовать в район Белого моря.
И вот, когда часы местного населения показывали восемнадцать, мы,
вдвоём с Вадимом, пошли осматривать достопримечательности старинного
города.
Побродив по историческим улицам, наружно осмотрев костелы ... ратуши ...
театры ... музеи ... памятники, через пару часов непривычной ходьбы, нам
захотелось утолить жажду.
- Ну не воду ж пить, - в неподдельно-возмущённом тоне сказал Вадим.
- Зайдем в пивбарчик. Посидим. Тем более повод есть - скоро в отпуск.
Бар, в который мы зашли, оказался очень старинным. Лет двести ему.
Везде старинные фото, оружие, манекены. Посетителей было не больше, чем
пальцев на одной здоровой руке. Как только мы сели за стол, к нам тут же
подошёл официант в униформе похожей на ливрею. На уровне своих плеч, он
держал сияющий золотой поднос. Сняв с него два пива в фужерах
на толстых ножках, официант поставил их перед каждым из нас. Пена занимала
треть объёма питейной ёмкости и соблазнительно стекала по
стенкам запотевшего сосуда.
Затем, сноровисто обернувшись по своим делам, он положил перед каждым
из нас меню в форме старинной грамоты, а сам, в недалеке, стал
ждать нашего заказа.
Ошарашенные таким гостеприимством, мы с минуту сидели молча, искоса
глядя друг на друга и ни к чему не притрагиваясь.
По мере возвращения самообладания, продолжая молчание,
оба одновременно, как по команде, взяли в руки меню и стали его изучать.
Самая обычная порция пива стоила недёшево.
- Куда же это нас занесло, - почесывая макушку головы, произнес Вадим.
- Ладно. Выпьем уж это.
Он смело взял фужер и одним глотком проглотил жидкость, оставив только
четверть ёмкости пены. Я последовал за ним, делая глотки чуть помедленнее.
Увидев, как мы "жадно" употребили пиво, к нам возвратился официант.
Мы же, перекинувшись несколькими фразами, мол слишком дорого и
пора уходить, решили расплатиться.
- Сколько с нас за пиво? - произнес я на ломаном немецком.
- Как? Вы собираетесь уходить? Вы же еще ничего не заказали, - удивлённо
ответил официант.
Тут "до меня дошло", что пиво поданное нам, было угощением. Я сказал о
своей догадке Вадиму и увидел, что к нему возвращается настроение.
Перекинувшись ещё несколькими фразами, мы решили, что "заглотив
наживку" неприлично уходить и нужно заказать хотя бы по кружке пива.
Официант с удовольствием принял наш скромный заказ и через пару минут
перед нами стояли фирменные прозрачные кружки янтарного пива с обильными
пенными шапками.
Осмелев, мы приступили к детальному осмотру зала. Сделав по несколько
глотков пива, мы вышли из-за стола и стали обозревать размещённые в
зале раритеты.
В течение пары часов мы несколько раз выходили и возвращались за стол,
при этом требуя у официанта, ещё и ещё, пары пива.
Вскоре мы захмелели "до полиглотства" , то есть, когда тебе кажется, что ты
уверенно понимаешь и говоришь на иностранных языках. Мы беспроблемно
общались с посетителями бара на "датском".
В общем, наше скромное утоление жажды, перешло в пивной кутёж...
Предоставленный счёт нас нисколечко не смутил, хотя он составлял сумму
нескольких дней наших инвалютных суточных. Даже не подумалось,
что в начале застолья цены "кусались", а мы сами намеревались бежать отсюда.
Из бара мы вышли когда уже стемнело. Город был освещен уличными
фонарями, а дождливая морось приятно освежала наше дыхание.
Порт - цель нашего стремления, на фоне городского освещения выделялся
более яркими огнями.
- А пошли пешком. Здесь от центра недалеко, - предложил я.
- Пошли, - согласился Вадим.
- Нужно выветрить запах пива, а то выхлоп наверное...
Идя по улицам, уставленным по обеим сторонам автомобилями, мы вели
полупьяный трёп на разнообразные темы.
Снова всплыла тема предстоящего непредвиденного отпуска.
- Тебе-то что? Ты себе игрушку купил. Будешь теперь бесплатные видики
смотреть. Может и меня как-нибудь пригласишь.
А что я? Я ничего существенного не приобрел. Хотел купить "Жигулёнок"
для дачи, но - не попалась, - твердил он свой монолог.
Продолжая слушать почти осмысленную речь Вадима, я заметил как
обогнавшая нас авто, стала парковаться впереди нас.
- Смотри! - шутливо обратился я к Вадиму.
- Вот тебе и машина. Может приценимся ... поторгуемся.
- Ты что, шутишь? Это же "джип".
Откуда у меня на него деньги? - с грустью ответил он.
Подойдя ближе к вызвавшей наш интерес машине, мы определили, что
она не джип, а универсал непонятной марки. Владелец её, что-то выгружал
из багажника.
Освещение уличных фонарей и морось, придавали желтизне кузова
автомобиля свежесть и броскость.
- Гутен абенд! - так я с советской непринуждённостью поприветствовал
автовладельца, опускающего дверь багажного отделения своего авто.
- Гутен абенд, - ответил он.
И стал оглядывать нас, двух незнакомых иностранцев.
- Не собираются ли они ограбить меня? - вероятно, думалось ему.
- Извините за беспокойство, - продолжил я. - Мы с другом немного
заблудились. Скажите, пожалуйста. Можем ли мы по этой улице выйти к
морскому порту?
- Да, конечно. Идите прямо.
- Спасибо. А что это за модель автомобиля? Мы моряки из Советского
Союза и такую модель видим впервые. Не "Фольксваген" ли это?
- Ваген, ваген, - многозначительно ответил он, наблюдая за Вадимом,
уже с интересом рассматривающим авто спереди.
- Вроде ничего. Вместительная. Высокая посадка, - послышался голос Вадима.
- Спроси его. Сколько он хочет за машину?
- Моему другу, - я указал на Вадима, - понравился Ваш автомобиль.
И он интересуется его ценой.
Не знаю, что подумал датчанин о полуночных покупателях. В такое время
по обезлюдевшим улицам, могут бродить только воры и грабители. Но крепко
сложенный владелец оказался не робкого десятка и не испугался нас.
- Продать автомобиль я, конечно, не против. Однако время суток сейчас
не подходящее для торгов. Позвоните мне утром и мы договоримся о цене.
Дорого за него я не возьму, - продолжил он отвечать на мои вопросы.
- Что он сказал? - спросил Вадим. - Продает или нет?
- Прода-ёт. Только предлагает это сделать завтра утром.
- У-утром? Скажи ему, что мы днём уходим. И завтра нам будет некогда.
Быка за рога нужно брать сейчас!
Последние слова он произнес уже подойдя к нам.
- Комерад! Если не веришь, посмотри мой паспорт моряка, - говоря это,
Вадим достал паспорт и протянул датчанину.
Слова "полиглота" датчанин, естественно, не понял и посмотрел на меня,
как на переводчика.
- Завтра в полдень мы можем уйти в море и мой друг желает оформить
покупку сейчас, - сказал я.
- Сейчас же темно.
Вы даже не сможете осмотреть и опробовать автомобиль.
Да и в полиции еще нужно оформить смену владельца.
Так что - до завтра.
А всё же, сколько он хочет за машину? - вслух размышлял Вадим. Может
то, что для него "недорого", для меня окажется совсем наоборот - дорого.
- Спроси, - попросил он меня. - Сколько конкретно немецких марок,
я должен заплатить ему? Пусть только не юлит!
Поняв, что Вадим уже "по уши" втянулся в торги, я сказал датчанину,
уже поднявшему свои сумки и намерившемуся уйти:
- Извините. Моего друга очень заинтересовал Ваш автомобиль.
Он желает знать, за сколько дойчмарок Вы готовы продать его?
- Пятьсот, - ответил он, видимо, только для того, чтобы от него
отвязались эти назойливые ночные покупатели.
- Пятьсот - это недорого, - сказал Вадим, понявший датчанина.
- А может ещё скинет ... до трехсот хотя бы. У меня осталось только
три сотни.
- Давай пригласим его в пивбар, там он будет сговорчивей. Спроси.
Не желает ли он посидеть в пивбаре?
- Ну ты и ухарь! Денег - копейки, а на них хочешь и машину купить, и
продавца споить. Думаешь он расслабится и машину тебе подарит. Ха!
Датчанин стоял и, не понимая наш разговор, смотрел на нас.
- Мой коллега предлагает Вам три сотни марок за авто и готов сейчас
же выдать задаток. Сотни - хватит? - сказал я продавцу.
Тот, услышав такое предложение, поставил сумки на тротуар и задумался.
В минуту его замешательства, я рассказал Вадиму о его же предложении.
- Ну хорошо. Если вы такие рисковые люди, то я готов принять ваш
залог, переоформить авто и доставить его к борту вашего судна.
Давайте познакомимся:
- Меня зовут Густав, - произнёс продавец.
- Вадим, - и протянул свою руку.
- Михаил, - в свою очередь, сказал я и увидел, как лицо датчанина
озарилось улыбкой.
- Михаил Горбачёв - хорошо! - так по-русски провозгласил он.
Далее, открыв ключом машину, уже как знакомых, Густав пригласил нас
внутрь её. Я сел на переднее кресло рядом с водителем, а Вадим - на заднее.
- Ух, места как в "Волге"! - Вадим получал удовольствие, развалившись на
мягком сидении. Он, по-детски, пару раз подскочил на своей пятой точке опоры.
Разглядеть салон "как следует", не позволяло его освещение. Светила
только одна маломощная лампочка.
Бросилось в глаза то, что под ногами много свободного места. Я сразу и не
сообразил, что рычаг переключения скоростей, находится на рулевой колонке.
Продавец, включив радио, вставил ключ в замок зажигания и запустил
двигатель. Ощутилась не сильная дрожь автомобиля.
- Кажется "троит", - сказал Вадим. - Да ладно, сами зажигание
подрегулируем или свечи прочистим. Ерунда это.
- Тест драйв? - спросил Густав. - Кто сядет за руль?
- Да не надо, - отказался Вадим. - Мы же видели, как ты подъехал.
Значит машина на ходу. Берём!
Этими словами "смотрины" закончились. Написав на блокнотном листке
фамилию и имя Вадима, название теплохода, я передал его Густаву.
Принимая записку, он напомнил нам о обещанном залоге и Вадиму пришлось
отдать ему сто марок. Расписку брать с него было бесполезно. Кому её предъявишь?
Рисковать так рисковать.
Выйдя из машины, мы по очереди пожали Густаву руку и довольные сделкой,
пошли в сторону порта.
Пивной "хмель", ещё сидевший в голове, подзадоривал состояние организма.
- А какую же машину ты купил? - спросил я у Вадима. - Лично я не понял,
какая марка?
- "Ино" - марка, - шутливо, сказал он. - Датчане своих автомобилей не делают,
а плохих не импортируют.
- Кота в железной оболочке - вот, что мы купили.
С каждой стометровкой дождливого пути, количество алкоголя в наших организмах
уменьшалось и разум просветлялся. В нашей беседе все чаще стала проскальзывать
трезвая обеспокоенность о судьбе Вадимовых марок.
- Человек с задатками алкоголика дал задаток незнакомцу, - скаламбурил я.
Вадим промолчал. То ли не понял, то ли не стал развивать ставшую неприятной тему.
Я же продолжал болтать:
- А помнишь, как Томас залог оставлял?
- Нет. А кто это?
- Да был у нас четвертый механик. Молодожен. Имя ему досталось от жены.
На стоянку, кажется в Риге, приехали несколько жен членов экипажа.
Одна языкастая дамочка, жена матроса, несла с ним вахту у трапа. Издали
она замечала какую-нибудь парочку возвращающуюся из города и докладывала
мужу:
- Вот идёт Нина с Виктором, - и так о других.
А имя четвертого механика каждый раз забывала и произносила:
- А вот идёт Тома с...
Так к нему приклеилось имя Томас.
- Не помню в каком порту, в Гамбурге или Бремене, мы отоваривались у
маклаков. Томас выбирал для жены дублёнку. У одного - она ему понравилась,
но он засомневался, авось найдёт лучшую.
- Слушай, - обратился Томас к маклаку, - ты придержи эту дублёнку, а я зайду
позже и куплю её. Согласен?
- Согласен. Только ты оставь залог сто марок. Будешь забирать - доплатишь
остальные. ОК?
Томас согласился. Отдал в залог сто марок и пошел к другим торговцам. У них
он выбрал ещё лучшую дублёнку и купил.
Когда же он вернулся за своим залогом и чистосердечно признался, что купил
более понравившуюся, маклак равнодушно ответил ему:
- Ну, что же. Как захотел - так поступил. А твой залог остается у меня.
- Как? - возмутился Томас. - Я же у тебя ничего не купил! Отдай деньги!
- Извини, но такой закон. Я тебя не обманываю.
Впрочем, я пойду тебе навстречу и разрешаю выбрать любой товар
на сумму залога.
Пришлось Томасу набрать всякой всячины, лишь бы не дарить ему деньги.
- Что ж ты мне раньше не рассказал, что залог не возвращается, - возмутился
Вадим. - Может я бы не оставил ему.
- Может ... может, - ответил я. Да без залога он бы не согласился.
Он не обязан верить твоему пьяному слову. Человек снимет машину с учета, а ты
скажешь, что его не помнишь и откажешься покупать машину.
- Да. Ты прав.
Так, перекидываясь противоречивыми диалогами, мы вернулись на своё судно.
Вахтенный второй штурман был притворно строг и выразил наигранное
недовольство по поводу нашего опоздания из увольнения:
- Где болтаетесь? Обрадовались, что помполита нет. Вот отмечу в журнале
увольняемых истинное время вашего возвращения, будете потом объясняться...
Но мы его слова пропустили мимо ушей. Знали, что он просто треплется и
никому об этом не расскажет.
С утра все пошло по укладу флотской жизни. Грузовые операции были начаты
вовремя и близилось их завершение.
Мы с Вадимом пару раз встретились, но по первым взглядам понимали, что
думаем об одном и том же, однако о ночной покупке разговор не заводили.
Никто в экипаже даже не подозревал о нашей покупке, тем более о
наших душевных переживаниях. Мы еще надеялись, что вот-вот наша "ласточка"
эффектно подкатит к борту.
Грустная улыбка на лице, прикрывала таящееся в душе ощущение "лоха".
Однако времени для того, чтобы надежды сбылись, оставалось все меньше и
меньше.
И вот, когда время всех надежд прошло и судно было готово к выходу из порта,
к борту подкатил трейлер с нашей "птицей". Она выглядела не
так привлекательно, как ночью. Её внешность при дневном свете заметно отличалась
от той, запомнившейся в ночи. Куда девался её блеск во мраке. Как будто
ночной дождь смыл с неё весь макияж.
В голове промелькнула чья-то поговорка:
"Не бывает некрасивых дам, бывает - мало выпито".
Густав, сидевший рядом с водителем, вылез из трейлера на причал, поднялся
по парадному трапу на борт и попросил вахтенного матроса вызвать Вадима.
Голос вахтенного штурмана по громкой связи, вызывавший Вадима к трапу,
заставил его вздрогнуть. Много мыслей промелькнуло в его голове, пока он
по трапам поднимался из машинного отделения:
- Машину пригнал? - так уже поздно. Залог принёс? - Вот хорошо бы.
Я даже на возврате его в двойном размере настаивать не буду...
Узнав улыбающегося Густава и увидев на трейлере автомобиль, Вадим
поверил, что сто лет назад, верили слову наравне с распиской.
Втроём, мы зашли в каюту Вадима, где он получил от Густава документы на
автомобиль и отдал доплату.
Затем мы занялись погрузкой своего автомобиля. Операция была скорой.
Боцман подвел стрелу крана ... мы подцепили машину за колеса ... и
машина с трейлера перекочевала в трюм.
Пожав Густаву руку, мы с ним распрощались и он уехал.
Весь экипаж был поражен нашей выдержкой. Многих интересовали подробности
приобретения автомобиля, но подготовка к выходу судна в рейс, откладывала
любопытство "на потом".
Едва мы с Вадимом спустились в трюм для крепления авто, как по всем
палубам разнеслась команда старпома:
- Палубной команде стоять по места швартовки...
Услышав её, все наши помощники и просто любопытствующие, ушли на швартовку.
Наконец-то мы остались вдвоем и смогли более тщательно осмотреть
своё приобретение. Только сейчас мы узнали его название. Оно нам пока
ни о чём не говорило, но вызывало беспокойство. Название Wartburg -
было не знакомо. Встречаться с автомобилем такой марки, нам не приходилось.
Хотя может и встречались, но не обращали внимание.
Сюрпризы не закончились, они только начинались!
С внешностью авто мы, как будто, уже смирились, но ещё не осмотрено
подкапотное сердце автомобиля - мотор. Что же там, под капотом?
Распахнув капотную пасть, автомобиль беззубо уставился на нас.
Мы, в недоумении, застыли перед ним. Если в знакомых нам марках авто
в подкапотном пространстве было тесно, то здесь можно было ещё и самому
пристроиться.
Причудливый двигатель предстал нашему взору. Вместо привычной клапанной
крышки, сверху из него торчали три свечи. Крылатка "карлсоновского" вентилятора,
находилась за "спиной" мотора. Там же был и радиатор охлаждения.
Вадим стоял и с недоумением разглядывал двигатель.
- Что это? ... Что мы купили? - несколько раз повторил он.
Первым "нашелся" я и сказал:
- Ладно. Потом разберёмся. Давай крепить... а то качнёт...
Вадим с неудовольствием на лице, не придерживая капот, с силой захлопнул его.
Этот хлопок в пустом трюме, мне показался выстрелом. Еще одним действием его
недовольства, был пинок ботинком в нижнюю часть крыла. Проломив проржавевший
металл, правая нога Вадима застряла в дыре и он запрыгал на левой.
- Хватит громить, - сказал я, спеша ему на помощь.
Не знаю кого, но мне казалось меня, молча проклинал Вадим. Как будто не он
сам участвовал в её покупке.
В течение всего времени крепления машины, мы о ней больше не говорили.
Крепили как будто что-то иное, не на колесах.
Закрепив "приобретение" на растяжки, мы вылезли из трюма и молча пошли
изучать на него документацию.
Инструкция была на двух языках: немецком и датском. Рисунки - упрощали
перевод текста. Вскоре мы поняли, что купили автомобиль ГДРовского производства,
которому нет еще и десяти лет.
Мы, конечно, кое-что слышали об их автопроме, например, о "Трабанте".
Про рекомендуемые марки масла и бензина - ничего не нашли.
Нарисованная автозаправочная станция с надписью "gemisсh"(смесь) 100:1,
подсказывала, в бак заливается смесь.
В тот день мы к трюму больше не подходили, "переваривали" происшедшее
и готовились к новым сюрпризам.
На следующий день, после утренней вахты и завтрака, Вадим полез в трюм
и занялся освоением неизвестной техники.
Примерно через час у меня зазвонил телефон. Это Вадим интересовался:
- Миша! Не очень ли занят? Я собираюсь запустить двигатель. Помоги мне
разобраться с переключением скоростей, а то как бы чего не натворить.
У меня срочной работы не было и я позволил себе оказать ему помощь.
Спускаясь по скобтрапу в трюм, я заметил перемены. Несколько
подвесных люстр загадочно выхватывали из темноты автомобиль и он снова
блистал тем ночным, пивным, цветом.
- Я тут почти разобрался, - встретил рассказом моё появление Вадим.
- Двигатель - простейший. Двухтактный. Трехцилиндровый. Картера и
трамблера нет. Топливо - смесь бензина с маслом, как в мотоцикле.
Посмотри. Как тут включается нейтралка и задний ход?
Мы быстро разобрались с переключением скоростей и приготовились к запуску
двигателя.
Поворот ключа в замке зажигания, вызвал резкий с перебоями треск
запущенного мотора, очень напоминающий мотоциклетный. Запах выхлопных
газов сразу же заполнил всё пространство трюма.
- Глуши! А то задохнёмся, - прокричал Вадим. - Нужно приоткрыть крышку
трюма для проветривания.
- Ладно. Проветривай. Прочисти свечи. Найди контакты прерывателя, их
тоже надо проверить. А у меня вахта. Пока! - сказал я, покидая трюм.
Через час мне захотелось поинтересоваться о делах в трюме. Я снова вышел
на палубу. В недалеке от приоткрытой крышки трюма стояли боцман с матросом и
обсуждали работу двигателя:
- Да пускач, говорю тебе. Помню ... еще маленьким был. Точно так же трещало,
когда тракторист запускал мотор трактора. Сначала потрещит ... потом как
зары-чит! Пускачем - дизеля заводят, - утверждал матрос.
Ухмыляясь подслушанному разговору, я склонился над трюмом.
- Как дела? - крикнул я в трюм Вадиму, стоявшему перед открытым капотом.
- Свечи проверяю. Даже на одной работает! - прокричал он.
- Это он трещит - пока холодный, а прогреется - работает без перебоев.
Сколько часов Вадим спал никем не учитывалось. Если он не был на вахте,
то искать его нужно было в трюме. Там "кипели" ремонтно-покрасочные
работы.
Конечно, через пару дней весь экипаж уже знал, какое чудо техники таится
в трюме. Однако, случайность его приобретения для всех оставалось
неразгаданной загадкой.
Шуткам и подковыркам с ехидцей в отношении купленной машины казалось не
будет конца. Каждый считал приличным назвать её любым словом, только не -
автомобиль.
К приходу в порт все работы был завершены. Теперь "ласточка" сверкала
не хуже новой.
Оставался нерешенным вопрос заправки её бензином. У нас ведь нет заправок
смесью. Единственно правильным действием тут будет, готовить ее самому.
Попросту смешивая в канистре известной пропорции автомасла с бензином.
Для этой цели Вадим припас чистейшего компрессорного масла мс-20.
Первая же заправка, точнее подготовка для неё смеси, вызвала хохот
у ошивавшихся моряков. Действительно, было смешно смотреть на то:
как Вадим перелил бензин из канистры в ведро, туда с трудом влил порцию
загустевшего от холода масла и помешивая белой дощечкой, растворял его.
* * *
После сдачи дел, мы с Вадимом загрузили "ласточку" вещами. Выдавив
клаксоном три, традиционно-прощальных между судами, протяжных "пи-и-и",
мы отправились домой, попыхивая бело-сизым дымком, похожим на сигаретный.
пипи
Свидетельство о публикации №214061500500
И вот этот предварительный презент в виде двух кружек пива - как это было типично для старой доброй западной Европы!Разве найдешь что-то подобное в нынешней - сплошь теперь восточной...
С уважением!
Андрей Жеребнев 22.04.2020 13:45 Заявить о нарушении