Мореходы. Конфуз с покупкой иномарки

                Конец 80-х.
                В Датский порт Орхус мы прибыли на довыгрузку пилолеса в пакетах.
          Стоянка обещала быть короткой, всего несколько часов. Приход в порт к
          концу рабочего дня экипажем приветствовался, так как это давало возможность
          прогуляться по вечернему ингороду.
                Некоторых членов экипажа обеспокоила радиограмма, полученная перед
          самым заходом в порт. Текст её недвусмысленно перечислял должности и
         фамилии лиц, которым будет прислана замена в ближайшем совпорту.
         Среди перечисленных - оказались и мы с Вадимом.
          Сам порт ещё не был определен, указывалось только направление:
              - ...следовать в район Белого моря.

              И вот, когда часы местного населения  показывали восемнадцать, мы,
          вдвоём с Вадимом, пошли осматривать достопримечательности старинного
          города.
               Побродив по историческим улицам, наружно осмотрев костелы ... ратуши ...
          театры ... музеи ... памятники, через пару часов непривычной ходьбы, нам
          захотелось утолить жажду.
               - Ну не воду ж пить, - в неподдельно-возмущённом тоне сказал Вадим.
               - Зайдем в пивбарчик. Посидим. Тем более повод есть - скоро в отпуск.

               Бар, в который мы зашли, оказался очень старинным. Лет двести ему.
          Везде старинные фото, оружие, манекены. Посетителей было не больше, чем
          пальцев на одной здоровой руке. Как только мы сели за стол, к нам тут же
          подошёл официант в униформе похожей на ливрею. На уровне своих плеч, он
          держал сияющий золотой поднос.  Сняв с него два пива в фужерах
          на толстых ножках, официант поставил их перед каждым из нас. Пена занимала
          треть объёма питейной ёмкости и соблазнительно  стекала по
          стенкам запотевшего сосуда.
               Затем, сноровисто обернувшись по своим делам, он положил перед каждым
          из нас меню в форме старинной грамоты, а сам, в недалеке, стал
          ждать нашего заказа.
                Ошарашенные таким гостеприимством, мы с минуту сидели молча, искоса
          глядя друг на друга и ни к чему не притрагиваясь.
          По мере возвращения самообладания, продолжая молчание,
          оба одновременно, как по команде, взяли в руки меню и стали его изучать.
                Самая обычная порция пива стоила недёшево.
                - Куда же это нас занесло, - почесывая макушку головы, произнес Вадим.
                - Ладно. Выпьем уж это.
                Он смело взял фужер и одним глотком проглотил жидкость, оставив только
           четверть ёмкости пены. Я последовал за ним, делая глотки чуть помедленнее.
                Увидев, как мы "жадно" употребили пиво, к нам возвратился официант.
                Мы же, перекинувшись несколькими фразами, мол слишком дорого и
           пора уходить, решили расплатиться.
                - Сколько с нас за пиво? - произнес я на ломаном немецком.
                - Как? Вы собираетесь уходить?  Вы же еще ничего не заказали, - удивлённо
           ответил официант.
                Тут "до меня дошло", что пиво поданное нам, было угощением. Я сказал о
            своей догадке Вадиму и увидел, что к нему возвращается настроение.
                Перекинувшись ещё несколькими фразами, мы решили, что "заглотив
           наживку" неприлично уходить и нужно заказать хотя бы по кружке пива.    
                Официант с удовольствием принял наш скромный заказ и через пару минут
            перед нами стояли фирменные прозрачные кружки янтарного пива с обильными
            пенными шапками.
                Осмелев, мы приступили к детальному осмотру зала. Сделав по несколько
            глотков пива, мы вышли из-за стола и стали обозревать размещённые в
            зале раритеты.

                В течение пары часов мы несколько раз выходили и возвращались за стол,
            при этом требуя у официанта, ещё и ещё, пары пива.
                Вскоре мы захмелели "до полиглотства" , то есть, когда тебе кажется, что ты
            уверенно понимаешь и говоришь на иностранных языках. Мы беспроблемно
            общались с посетителями бара на "датском".

                В общем, наше скромное утоление  жажды, перешло в пивной кутёж...

                Предоставленный счёт нас нисколечко не смутил, хотя он составлял сумму
            нескольких дней наших инвалютных суточных.  Даже не подумалось,
            что в начале застолья цены "кусались", а мы сами намеревались бежать отсюда.

                Из бара мы вышли когда уже стемнело. Город был освещен уличными
            фонарями, а дождливая морось приятно освежала наше дыхание.
            Порт - цель нашего стремления, на фоне городского освещения выделялся
            более яркими огнями.
                - А пошли пешком. Здесь от центра недалеко, - предложил я.
                - Пошли, - согласился Вадим.
                - Нужно выветрить запах пива, а то выхлоп наверное...

                Идя по улицам, уставленным по обеим сторонам автомобилями, мы вели
             полупьяный трёп на разнообразные темы.
                Снова всплыла тема предстоящего непредвиденного отпуска.
                - Тебе-то что? Ты себе игрушку купил. Будешь теперь бесплатные видики
              смотреть. Может и меня как-нибудь пригласишь.
              А что я?  Я ничего существенного не приобрел. Хотел купить "Жигулёнок"
              для дачи, но - не попалась, - твердил он свой монолог.

                Продолжая слушать почти осмысленную речь Вадима, я заметил как
              обогнавшая нас авто, стала парковаться впереди нас.
                - Смотри! - шутливо обратился я к Вадиму.
                - Вот тебе и машина. Может приценимся ... поторгуемся.
                - Ты что, шутишь? Это же "джип".
                Откуда у меня на него деньги? - с грустью ответил он.

                Подойдя ближе к вызвавшей наш интерес машине, мы определили, что
               она не джип, а универсал непонятной марки. Владелец её, что-то выгружал
               из багажника.
                Освещение уличных фонарей и морось, придавали желтизне кузова
               автомобиля свежесть и броскость.

                - Гутен абенд! - так я с советской непринуждённостью поприветствовал
               автовладельца, опускающего дверь багажного отделения своего авто.   
                - Гутен абенд, - ответил он.
               И стал оглядывать нас, двух незнакомых иностранцев.
                - Не собираются ли они ограбить меня? - вероятно, думалось ему.
                - Извините за беспокойство, - продолжил я. - Мы с другом немного
               заблудились. Скажите, пожалуйста. Можем ли мы по этой улице выйти к
               морскому порту?
                - Да, конечно. Идите прямо.
                - Спасибо. А что это за модель автомобиля? Мы моряки из Советского
               Союза и такую модель видим впервые. Не "Фольксваген" ли это?
                - Ваген, ваген, - многозначительно ответил он, наблюдая за Вадимом,
               уже с интересом рассматривающим авто спереди.
                - Вроде ничего. Вместительная. Высокая посадка, - послышался голос Вадима.
                - Спроси его. Сколько он хочет за машину?
                - Моему другу, - я указал на Вадима, - понравился Ваш автомобиль.
                И он интересуется его ценой.

                Не знаю, что подумал датчанин о полуночных покупателях. В такое время
                по обезлюдевшим улицам, могут бродить только воры и грабители. Но крепко
                сложенный владелец оказался не робкого десятка и не испугался нас.

                - Продать автомобиль я, конечно, не против. Однако время суток сейчас
                не подходящее для торгов. Позвоните мне утром и мы договоримся о цене.
                Дорого за него я не возьму, -  продолжил он отвечать на мои вопросы.

                - Что он сказал? - спросил Вадим. - Продает или нет?
                - Прода-ёт. Только предлагает это сделать завтра утром.
                - У-утром?  Скажи ему, что мы днём уходим. И завтра нам будет некогда.
                Быка за рога нужно брать сейчас!
                Последние слова он произнес уже подойдя к нам.
                - Комерад! Если не веришь, посмотри мой паспорт моряка, - говоря это,
                Вадим достал паспорт и протянул датчанину.

                Слова "полиглота" датчанин, естественно, не понял и посмотрел на меня,
                как на переводчика.
                - Завтра в полдень мы можем уйти в море и мой друг желает оформить
                покупку сейчас, - сказал я.
                - Сейчас же темно.
                Вы даже не сможете осмотреть и опробовать автомобиль.
                Да и в полиции еще нужно оформить смену владельца.
                Так что - до завтра.

                А всё же, сколько он хочет за машину? - вслух размышлял Вадим. Может
                то,  что для него "недорого", для меня окажется совсем наоборот  - дорого.
                - Спроси, - попросил он меня. - Сколько конкретно немецких марок,
                я должен заплатить ему?  Пусть только не юлит!

                Поняв, что Вадим уже "по уши" втянулся в торги, я сказал датчанину,
                уже поднявшему свои сумки и намерившемуся уйти:
                - Извините. Моего друга очень заинтересовал Ваш автомобиль.
                Он желает знать, за сколько дойчмарок Вы готовы продать его?
                - Пятьсот, - ответил он, видимо, только для того, чтобы от него
                отвязались эти назойливые ночные покупатели.

                - Пятьсот - это недорого, - сказал Вадим, понявший датчанина.
                - А может ещё скинет ... до трехсот хотя бы. У меня осталось только
                три сотни.
                - Давай пригласим его в пивбар, там он будет сговорчивей. Спроси.
                Не желает ли он посидеть в пивбаре?
                - Ну ты и ухарь! Денег - копейки, а на них хочешь и машину купить, и
                продавца споить. Думаешь он расслабится и машину тебе подарит. Ха!

                Датчанин стоял и, не понимая наш разговор, смотрел на нас.

                - Мой коллега предлагает Вам три сотни марок за авто и готов сейчас
                же выдать задаток. Сотни - хватит? - сказал я продавцу.

                Тот, услышав такое предложение, поставил сумки на тротуар и задумался.
                В минуту его замешательства, я рассказал Вадиму о его же предложении.

                - Ну хорошо. Если вы такие рисковые люди, то я готов принять ваш
                залог, переоформить авто и доставить его к борту вашего судна.
                Давайте познакомимся:
                - Меня зовут Густав, - произнёс продавец.
                - Вадим, - и протянул свою руку.
                - Михаил, - в свою очередь, сказал я и увидел, как лицо датчанина
                озарилось улыбкой.
                -  Михаил Горбачёв - хорошо! - так по-русски провозгласил он.

                Далее, открыв ключом машину,  уже как знакомых, Густав пригласил нас
                внутрь её. Я сел на переднее кресло рядом с водителем, а Вадим - на заднее.
                - Ух, места как в "Волге"! -  Вадим получал удовольствие, развалившись на
                мягком сидении. Он, по-детски, пару раз подскочил на своей пятой точке опоры.
                Разглядеть салон "как следует", не позволяло его освещение. Светила
                только одна маломощная лампочка.
                Бросилось в глаза то, что под ногами много свободного места. Я сразу и не
                сообразил, что рычаг переключения скоростей, находится на рулевой колонке.
                Продавец, включив радио, вставил ключ в замок зажигания и запустил
                двигатель.  Ощутилась не сильная дрожь автомобиля.

                - Кажется "троит", - сказал Вадим. - Да ладно, сами зажигание
                подрегулируем или свечи прочистим. Ерунда это.
                - Тест драйв? - спросил Густав. - Кто сядет за руль?
                - Да не надо, - отказался Вадим. - Мы же видели, как ты подъехал.
                Значит машина на ходу. Берём!

                Этими словами "смотрины" закончились.  Написав на блокнотном листке
           фамилию и имя Вадима,  название теплохода, я передал его Густаву.
           Принимая записку, он напомнил нам о обещанном залоге и Вадиму пришлось
           отдать ему сто марок. Расписку брать с него было бесполезно. Кому её предъявишь?
           Рисковать так рисковать.
                Выйдя из машины, мы по очереди пожали Густаву руку и  довольные сделкой,
           пошли в сторону порта.
                Пивной "хмель", ещё сидевший в голове, подзадоривал состояние организма.
                - А какую же машину ты купил? - спросил я у Вадима. - Лично я не понял,
           какая марка?
                - "Ино" - марка, - шутливо, сказал он. - Датчане своих автомобилей не делают,
           а плохих не импортируют.
                -  Кота в железной оболочке - вот, что мы купили.

               С каждой стометровкой дождливого пути, количество алкоголя в наших организмах
          уменьшалось и разум просветлялся. В нашей беседе все чаще стала проскальзывать
          трезвая обеспокоенность о судьбе Вадимовых марок.

                - Человек с задатками алкоголика дал задаток незнакомцу,  - скаламбурил я.
           Вадим промолчал. То ли не понял, то ли не стал развивать ставшую неприятной тему.
      
               Я же продолжал болтать:
                - А помнишь, как Томас залог оставлял?
                - Нет. А кто это?
                - Да был у нас четвертый механик. Молодожен. Имя ему досталось от жены.
                На стоянку, кажется в Риге, приехали несколько жен членов экипажа.
                Одна языкастая дамочка, жена матроса, несла с ним вахту у трапа. Издали
              она замечала какую-нибудь парочку возвращающуюся из города и докладывала
              мужу:
                - Вот идёт Нина с Виктором, - и так о других.
              А имя четвертого механика каждый раз забывала и произносила:
                - А вот идёт Тома с...

                Так к нему приклеилось имя Томас.

                - Не помню в каком порту, в Гамбурге или Бремене, мы отоваривались у
            маклаков. Томас выбирал для жены дублёнку. У одного - она ему понравилась,
            но он засомневался, авось найдёт лучшую.
                - Слушай, - обратился Томас к маклаку, - ты придержи эту дублёнку, а я зайду
             позже и куплю её. Согласен?
                - Согласен. Только ты оставь залог сто марок. Будешь забирать - доплатишь
             остальные. ОК?

                Томас согласился. Отдал в залог сто марок и пошел к другим торговцам. У них
            он выбрал ещё лучшую дублёнку и купил.
                Когда же он вернулся за своим залогом и чистосердечно признался, что купил
            более понравившуюся, маклак равнодушно ответил ему:
                - Ну, что же. Как захотел - так поступил. А твой залог остается у меня.
                - Как? - возмутился Томас. - Я же у тебя ничего не купил! Отдай деньги!
                - Извини, но такой закон. Я тебя не обманываю.
                Впрочем, я пойду тебе навстречу и разрешаю  выбрать любой товар
            на сумму залога.
                Пришлось Томасу набрать всякой всячины, лишь бы не дарить ему деньги.

                - Что ж ты мне раньше не рассказал, что залог не возвращается, - возмутился
           Вадим. - Может я бы не оставил ему.
                - Может ... может, - ответил я. Да без залога он бы не согласился.
           Он не обязан верить твоему пьяному слову. Человек снимет машину с учета, а ты
           скажешь, что его не помнишь  и откажешься покупать машину.
                - Да. Ты прав.

                Так, перекидываясь противоречивыми диалогами, мы вернулись на своё судно.
                Вахтенный второй штурман был притворно строг и выразил наигранное
            недовольство по поводу нашего опоздания из увольнения:
                - Где болтаетесь? Обрадовались, что помполита нет. Вот отмечу в журнале
            увольняемых истинное время вашего возвращения, будете потом объясняться...
                Но мы его слова пропустили мимо ушей. Знали, что он просто треплется и
            никому об этом не расскажет.

                С утра все пошло по укладу флотской жизни. Грузовые операции были начаты
             вовремя и близилось их завершение.

                Мы с Вадимом пару раз встретились, но по первым взглядам понимали, что
             думаем об одном и том же, однако о ночной покупке разговор не заводили.

                Никто в экипаже даже не подозревал о нашей покупке, тем более о
             наших душевных переживаниях. Мы еще надеялись, что вот-вот наша "ласточка"
             эффектно подкатит к борту.
                Грустная улыбка на лице, прикрывала таящееся в душе ощущение "лоха".
 
                Однако времени для того, чтобы надежды  сбылись, оставалось все меньше и
             меньше.

                И вот, когда время всех надежд прошло и судно было готово к выходу из порта,
             к борту подкатил трейлер с нашей "птицей". Она выглядела не
             так привлекательно, как ночью. Её внешность при дневном свете заметно отличалась
             от той, запомнившейся в ночи. Куда девался её блеск во мраке. Как будто
             ночной дождь смыл с неё весь макияж.
                В голове промелькнула чья-то поговорка:
                "Не бывает некрасивых дам, бывает - мало выпито".

                Густав, сидевший рядом с водителем, вылез из трейлера на причал, поднялся
             по парадному трапу на борт и попросил вахтенного матроса вызвать Вадима.

                Голос вахтенного штурмана по громкой связи, вызывавший Вадима к трапу,
            заставил его вздрогнуть. Много мыслей промелькнуло в его голове, пока он
            по трапам поднимался из машинного отделения:
                - Машину пригнал? - так уже поздно. Залог принёс? - Вот хорошо бы.
                Я даже на возврате его в двойном размере настаивать не буду...

                Узнав улыбающегося Густава и увидев на трейлере автомобиль, Вадим
            поверил, что сто лет назад, верили слову наравне с распиской.
                Втроём, мы зашли в каюту Вадима, где он получил от Густава документы на
             автомобиль и отдал доплату.

                Затем мы занялись погрузкой своего автомобиля. Операция была скорой.
                Боцман подвел стрелу крана ... мы подцепили машину за колеса ... и
            машина с трейлера перекочевала в трюм.   
                Пожав Густаву руку, мы с ним распрощались и он уехал.

                Весь экипаж был поражен нашей выдержкой. Многих интересовали подробности
           приобретения автомобиля, но подготовка к выходу судна в рейс, откладывала
           любопытство "на потом".
    
                Едва мы с Вадимом спустились в трюм для крепления авто, как по всем
           палубам разнеслась команда старпома:
                - Палубной команде стоять по места швартовки...
           Услышав её, все наши помощники и просто любопытствующие, ушли на швартовку.

                Наконец-то мы остались  вдвоем  и смогли более тщательно осмотреть
           своё приобретение. Только сейчас мы узнали его название. Оно нам пока
           ни о чём не говорило, но вызывало беспокойство. Название Wartburg -
           было не знакомо. Встречаться с автомобилем такой марки, нам не приходилось.
           Хотя может и встречались, но не обращали внимание.
           Сюрпризы не закончились, они только начинались!
                С внешностью авто мы, как будто, уже смирились, но ещё не осмотрено
           подкапотное сердце автомобиля - мотор. Что же там, под капотом?

                Распахнув капотную пасть, автомобиль беззубо уставился на нас.
                Мы, в недоумении, застыли перед ним. Если в знакомых нам марках авто
            в подкапотном пространстве было тесно, то здесь можно было ещё и самому
            пристроиться.
                Причудливый двигатель предстал нашему взору. Вместо привычной клапанной
            крышки, сверху из него торчали три свечи. Крылатка "карлсоновского" вентилятора,
            находилась за "спиной" мотора. Там же был и радиатор охлаждения.

                Вадим стоял и с недоумением разглядывал двигатель.
                - Что это? ... Что мы купили? - несколько раз повторил он.

                Первым "нашелся" я и сказал:
                - Ладно. Потом разберёмся. Давай крепить... а то качнёт...

                Вадим с неудовольствием на лице, не придерживая капот, с силой захлопнул его.
            Этот хлопок в пустом трюме, мне показался выстрелом. Еще одним действием его
            недовольства, был пинок ботинком в нижнюю часть крыла. Проломив проржавевший
            металл, правая нога Вадима застряла в дыре и он запрыгал на левой.
                - Хватит громить, - сказал я, спеша ему на помощь.

                Не знаю кого, но мне казалось меня, молча проклинал Вадим. Как будто не он
            сам участвовал в её покупке.
                В течение всего времени крепления машины, мы о ней больше не говорили.
            Крепили как будто что-то иное,  не на колесах.
                Закрепив "приобретение" на растяжки, мы вылезли из трюма и молча пошли
            изучать на него документацию.

                Инструкция была на двух языках: немецком и датском. Рисунки - упрощали
            перевод текста. Вскоре мы поняли, что купили автомобиль ГДРовского производства,
            которому нет еще и десяти лет.
            Мы, конечно, кое-что слышали об их автопроме, например, о "Трабанте".
            Про рекомендуемые марки масла и бензина - ничего не нашли.
            Нарисованная автозаправочная станция с надписью "gemisсh"(смесь) 100:1,
            подсказывала, в бак заливается смесь.

                В тот день мы к трюму больше не подходили, "переваривали" происшедшее
            и готовились к новым сюрпризам.

                На следующий день, после утренней вахты и завтрака, Вадим полез в трюм
            и занялся освоением неизвестной техники.

                Примерно через час у меня зазвонил телефон. Это Вадим интересовался:
                - Миша! Не очень ли занят? Я собираюсь запустить двигатель. Помоги мне
            разобраться с переключением скоростей, а то как бы чего не натворить.
                У меня срочной работы не было и я позволил себе оказать ему помощь.

                Спускаясь по скобтрапу в трюм, я заметил перемены. Несколько
   подвесных люстр загадочно выхватывали из темноты автомобиль и он снова
           блистал тем ночным, пивным, цветом.
                - Я тут почти разобрался, - встретил рассказом моё появление Вадим.
                - Двигатель - простейший. Двухтактный. Трехцилиндровый. Картера и
           трамблера нет. Топливо - смесь бензина с маслом, как в мотоцикле.
            Посмотри. Как тут включается нейтралка и задний ход?

                Мы быстро разобрались с переключением скоростей и приготовились к запуску
           двигателя.

                Поворот ключа в замке зажигания, вызвал резкий с перебоями треск
          запущенного мотора, очень напоминающий мотоциклетный. Запах выхлопных
          газов сразу же заполнил всё пространство трюма.
                - Глуши! А то задохнёмся, - прокричал Вадим. - Нужно приоткрыть крышку
          трюма для проветривания.
                - Ладно. Проветривай. Прочисти свечи. Найди контакты прерывателя, их
          тоже надо проверить. А у меня вахта. Пока! - сказал я, покидая трюм.

                Через час мне захотелось поинтересоваться о делах в трюме. Я снова вышел
           на палубу. В недалеке от приоткрытой крышки трюма стояли боцман с матросом и
           обсуждали работу двигателя:
                - Да пускач, говорю тебе. Помню ... еще маленьким был. Точно так же трещало,
           когда тракторист запускал мотор трактора. Сначала потрещит ... потом как
           зары-чит! Пускачем - дизеля заводят, - утверждал матрос.
 
                Ухмыляясь подслушанному разговору, я склонился над трюмом.
                - Как дела? - крикнул я в трюм Вадиму, стоявшему перед открытым капотом.
                - Свечи проверяю. Даже на одной работает! - прокричал он.
                - Это он трещит - пока холодный, а прогреется - работает без перебоев.

                Сколько часов Вадим спал никем не учитывалось. Если он не был на вахте,
          то искать его нужно было в трюме. Там "кипели" ремонтно-покрасочные
          работы.

                Конечно, через пару дней весь экипаж уже знал, какое чудо техники таится
          в трюме. Однако, случайность его приобретения для всех оставалось
          неразгаданной загадкой.

                Шуткам и подковыркам с ехидцей в отношении купленной машины казалось не
         будет конца. Каждый считал приличным назвать её любым словом, только не -
         автомобиль.

              К приходу в порт все работы был завершены. Теперь "ласточка" сверкала
          не хуже новой.

                Оставался нерешенным вопрос заправки её бензином. У нас ведь нет заправок
          смесью. Единственно правильным действием тут будет,  готовить ее самому.
          Попросту смешивая в канистре известной пропорции автомасла с бензином.
          Для этой цели Вадим припас чистейшего компрессорного масла мс-20.
                Первая же заправка, точнее подготовка для неё смеси, вызвала хохот
          у ошивавшихся моряков. Действительно, было смешно смотреть на то:
          как Вадим перелил бензин из канистры в ведро, туда с трудом влил порцию
          загустевшего от холода масла и помешивая белой дощечкой, растворял его.

                * * *
                После сдачи дел, мы с Вадимом загрузили "ласточку" вещами. Выдавив
          клаксоном три, традиционно-прощальных между судами, протяжных "пи-и-и",
          мы отправились домой,  попыхивая бело-сизым дымком, похожим на сигаретный.


      пипи


Рецензии
Вот говорят саркастически:"Да-да: раньше и солнце было ярче, и трава зеленее".Но ведь, действительно так: сейчас вряд ли выпьешь т а к о г о пива - везде вал.И Европа тогда была другой - завидую, что Вы успели ее застать (я застал лишь Шотландию -90,в других городах это была уже Турция,Африка и Ближний Восток).
И вот этот предварительный презент в виде двух кружек пива - как это было типично для старой доброй западной Европы!Разве найдешь что-то подобное в нынешней - сплошь теперь восточной...
С уважением!

Андрей Жеребнев   22.04.2020 13:45     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв, уважаемый Андрей.

Николай Прощенко   22.04.2020 21:03   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.