Жестокий мир

Чем живёт современная западная литература? Наша отечественная беллетристика ударилась из детектива а «ежедневный гламур», в женские истории со счастливым концом и богатым женихом, (мужем, бой-френдом), кому как больше нравится. Или же в метафизические искания доренковско-прохановских революций. Или в оригинальные поделки в духе модного японца Харуки Мураками, что уже лишает их оригинальности. А что там у этих устоявшихся буржуа? Чем они дышат? В петербургском издательстве «Ред Фиш» (Торгово-издательский Дом «Амфора») выходят несколько серий, призванных показать нынешние течения общественно-художественной мысли Запада, главные темы, занимающие сегодня тамошних литераторов. А темы эти, оказываются лежащими на поверхности. Мир продажной любви, мир масс-медиа, мир шоу-бизнеса и мир психушек. Узковато. Но что имеем!
Автор книги «Настояшие мемуары гейши» Минеко Ивасаки - самая знаменитая гейша Японии. Она рассказывает читателю обо всех перипетиях своей жизни с момента, когда в шесть лет она была отдана на воспитание в традиционный дом гейш в Киото, откуда вернулась в родительский дом только однажды – проститься с умирающим отцом, и до времени счастливой старости с дочерью и любимым мужем. По словам Минеко Ивасаки, эта книга является возможностью пролить свет на древнейшую профессию в Японии. Гейши - это хранительницы высокого искусства и древних традиций, женственность которых воплощена в поэтическое совершенство тела.
В отличие от Минеко Ивасаки, автор мемуаров «Девочки по вызову» Джанет Энджелл без всяких каких-либо эстетических поисков рассказывает о латентной проституции в США на фоне царящего там ханжеского пуритантизма. В новой книге «Мадам» Джанннет Энджелл продолжает историю своей героини Персик (точнее свою историю). Поднявшись по иерархической лестнице секс-бизнеса, она организует свою службу «девочек по вызову», в которой подрабатывают в основном девушки-студентки, которым надо как-то оплачивать свое обучение. Когда-то Александр Иванович Куприн написал несколько рассказов и роман о русском публичном доме. Когда-то Лев Николаевич Толстой поведал историю Катюши Масловой. Когда-то Фёдор Михайлович Достоевский рассказал историю Сонечки Мармеладовой. Русские проститутки – это извечный библейский мотив о загубленных и воскрешённых душах. «Мадам» Персик очень хочет пережить «воскресение», и девочек своих пытается понять. Но они живут в Америке, где только одна проститутка, придуманная Голливудом (Джулия Робертс) из фильма «Красотка» сумела не только сама воскреснуть, но и воскресить душу своего принца (Ричарда Гира). Остальным путь в рай закрыт! Романы норвежца Хенрика Лангеланна «Гений» и американца Дугласа Кеннеди «Карьера» посвящены миру медиа-бизнеса, в котором жить столь же неуютно, как и в мире всё тех же «девочек по вызову». Может престижнее, респектабельнее, но всё может рухнуть в одночасье. Кристиан фон дер Холл из романа «Гений» вращается в кругу директоров концерна и директорских секретарш, миллионеров и политиков, инвесторов и девушек для сопровождения, редакторов издательств и журналистов, пишущих о финансовых проблемах. И, наверное, лучше других понимает, как неустойчив этот медиа-мир.
Герой романа Дугласа Кеннеди Нед Аллен работает менеджером по рекламе в процветающем компьютерном журнале. Он молод, умен, амбициозен и стремительно делает карьеру. Однако внезапно фортуна поворачивается к нему спиной: журнал покупают и закрывают конкуренты, и Нед оказывается на одной из нижних ступенек социальной лестницы…
Николас Колридж, автор уже выходившего в издательстве «Ред фиш» детективно-психологического романа «Журнал», известен, как автор захватывающей, динамичной прозы. Критики признают, что напряженный сюжет и отличный стиль, интересные, правдивые характеры героев и злодеев – эти обязательные составляющие бестселлеров присутствуют в книгах Николаса Колриджа.
В романе «Крестные дети» миллиардер Маркус Брэнд собирает шестерых крестных детей в своем доме на острове Бали. Что заставляет Маркуса Брэнда вмешиваться в жизни крестных детей? К концу каникул им откроются секреты, которые навсегда изменят их жизни.
О новой книге известного киносценариста, одного из создателей нашумевшего фильма «Оборотни», Скотта Брэдфилда «Хорошая плохая девчонка» литературный обозреватель «Нью-Йорк Таймс» выразился так: «Напряженность интриги. Достойная "Основного инстинкта" издевка над общественной моралью и знаменитый брэдфилдовский черный юмор...»
Её имя Ла, почти как Лолита, и она горяча, как техасский асфальт. Кажется, такой девушке можно простить всё что угодно. Кроме, пожалуй, дюжины убитых любовников. Очередной психологический триллер на тему очередной американской трагедии.
Сюзанна Кейсен провела два года в психиатрической клинике. Воспоминания Кейсен «Прерванная жизнь» - проницательное и достоверное свидетельство, которое позволяет взглянуть с иной стороны на здравомыслие и безумие, на психическое расстройство и его причины. Также как экранизация романа Кена Кизи «Пролетая над гнездом кукушки» одарила «Оскаром» Джека Николсона, перенесенная на экран книга Кейсен принесла исполнительнице главной роли Анджелине Джоли заслуженного «Оскара».
Роман Тиффани ди Бартоло «Как убить рок-звезду» - почти шекспировская история Элизы Силум, молодого музыкального обозревателя, и Пола Хадсона, талантливого автора песен и лидера группы «Бананафиш». О Сиде Вишесе и его панк-роковой группе «Sex Pistols» написано немало. Однако книга Фреда и Джуди Верморел «Sex Pistols»:подлинная история» увидела свет, когда группа еще не завершила свой яркий и драматический жизненный путь длинною в 26 месяцев. Яркий документальный роман о бунтарях в рок-индустрии, где целая эпоха собрана по каплям.
Серия «Амфора 2006» представляет, как правило, творчество авторов, удостоенных различных литературных премий или тех, кого принято сейчас называть «культовыми». В числе последних новинок романы и сборник пьес нобелевских лауреатов последних лет. Сборник пьес Гарольда Пинтера «Коллекция» куда вошли «Любовники», «Возвращение домой», «Предательство», входящие в репертуар многих российских театров, представляет нам вершины творчества современного британского драматурга, в котором встретились Чехов и Кафка, Пристли и Беккет. В результате аварии фотограф Пол Реймент становится инвалидом, и жизнь его резко меняется. Непростая история любви, одиночества и преодоления, глубокая и пронзительная, - таков новый роман «Медленный человек» нобелевского лауреата Дж. М. Кутзее. Эльфрида Елинек считает роман «Дети мертвых» своим главным произведением, ибо убеждена, что идеология фашизма, его авторитарное и духовное наследие живы в Австрии до сих пор, и она мастерски показывает это в книге. Роман был написан десять лет назад, но остается по-прежнему актуальным в наше неспокойное время. Тематически близок теме поднятой Эльфридой Елинек роман лауреата Пулицеровской премии Майкла Чабона «Приключения кавалера и Клея». Как писал язвительный критик Лев Данилкин премия была вполне заслуженной. «Здесь налицо все признаки «великого американского романа» — миф об американской мечте, эпический масштаб, панорама эпохи 30-50-х, популярное по форме и национальное по содержанию искусство комиксов, self-made-герои, натурализация иммигрантов, тема свободы, внятная символическая система, свингующий Нью-Йорк, жизнь еврейской диаспоры и гринвич-виллиджской богемы, фашизм и антифашизм, мировая война…». Написанная полвека назад, но нисколько не утратившая своего сатирического блеска «черная комедия» Джозефа Хеллера «Поправка – 22» также вошла в парад шедевров серии «Амфора-2006».
Сборник «Locus Solus. Антология литературного авангарда ХХ века», вышедший в серии «Амфора_Антология», собрал под одной обложкой произведения французских и англоязычных авторов как широко известных, так и тех, кто только завоевывает отечественную читательскую аудиторию. Среди них - представители нового романа, сюрреализма, структурализма, постмодернизма. Авангард - это передовой отряд, это те литературные начинания, которые опережают свое время и забегают вперед, пролагают пути развития всей литературы, оставаясь сплошь и рядом не понятыми современниками. Настоящая антология представляет в переводах избранные этапы развития литературного авангарда от истоков до наших дней, от безумных в своей разумности живых машин Раймона Русселя до постпанковской агрессии Кэти Акер.
А какие же темы волнуют сегодня литературных преемников Гюго и Бальзака, Золя и Мопассана. Среди книг, представленных в отличном проекте «Французская линия», который вот уже три года осуществляет ИД «Флюид», - можно найти самые разные истории от комических, романтических и мелодраматических, до криминальных, а порою трагических. Именно трагедия народа тутси лежит в основе романа канадского писателя Жиля Куртманша «Воскресный день у бассейна в Кигали». Мы очень быстро забываем кровавые страницы современной истории. Куртманш пишет о Руанде. О том, как черные хуту ударами мачете рубят не сахарный тростник, а тела более светлых, чем они людей тутси. О том, что трайбализм, равно как и СПИД, рано или поздно выкосит всех в этой небольшой африканской стране. А то, что не успели совершить хуту, сделают повстанцы тутси, которые могут рубить черные тела хуту с такой же первобытной яростью. Главный герой канадец Бернар Валькур, приехавший организовывать ТВ в Кигали, пытается спасти африканскую девушку Жантий. Но в крови брода нет. Жантий обречена на изнасилование и смерть от мачете. И не всё ли равно как она умрет? Это страна живых мертвецов, обратного билета из которой нет.
После кровавых откровений Жиля Куртманша роман Сержа Жонкура «Где ж это видано?!» воспринимаешь, как глоток свежей воды. История провинциальной французской семейки заставляет вспомнить Тома Сойера и Гека Финна, хотя сюжет чисто галльский. Во французской глубинке, в самой что ни на есть «дыре», на маленьком хуторе живет-поживает с виду наиобыкновеннейшая семья: мать, отец, трое сорванцов да сварливая старуха. Вот только у наших героев есть особый талант без конца попадать в самые невероятные ситуации, а у рассказчика на редкость острый глаз и бойкое перо. И оказывается, что прославиться можно даже там, где «в нормальное время не происходит абсолютно ничего», однако секрет настоящей славы откроется читателю только в финале, столь же логичном, сколь и неожиданном.
Восходящая звезда новой французской словесности Анна Гавальда училась в Сорбонне, работала кассиршей и официанткой, занималась журналистикой. В 1999 году вышла её первая книга «Мне бы хотелось, чтоб меня кто-нибудь где-нибудь ждал…», удостоенная в 2000 году Гран-при RTL. Этот сборник новелл в течение следующих четырех лет был переведен на 30 языков. В 2002 году вышел первый роман Гавальды – «Я его любила». Второй роман этой новой Франсуазы Саган «Просто вместе» - удивительная история, полная смеха и слез, грациозно сотканная из неудач и нечаянных побед, из случайностей, счастливых и не очень. Гавальда написала роман о простых людях в непростых ситуациях. Любовь, дружба, разочарование и вновь приобретенная семья – вот те бесхитростные линии, которые, переплетаясь, создают неповторимый узор жизни молодых французов.
И, конечно же, какая «Французская линия» может существовать без Тонино Бенаквисты, который готов соперничать по популярности у русского читателя с японцем Мураками, испанцем Пересом-Реверте и англичанином Ником Хорнби. Его книги занимают первые строчки в рейтингах и становятся материалом для культового молодежного кино. Именно так произошло с романом «Укусы рассвета». Любопытные зарисовки парижских нравов «от заката до рассвета» лихо закручены в криминальную авантюру с динамичным развитием сюжета, полную культурологических реминисценций - от Дракулы и Фрейда до американской мафии. Французская пресса назвала этот роман «анти-яппи-манифестом 90-х годов». Кроме «Укусов рассвета», «Саги», «Охоты на зайца» и «Малавиты» Тонино Бенаквиста, французский писатель итальянского происхождения написал несколько сборников новелл, среди которых выделяется «Мясорубка для маленьких девочек». Новелла – рассказ с неожиданным концом. Пятнадцать новелл Бенаквисты – истории, пропитанные как чёрным юмором, так и тем неповторимым шармом, который принёс их автору заслуженный успех.

 


Рецензии