Лев Толстой вернется во Владикавказ

    В начале 2014-го, объявленного в России Годом культуры, жители Северной Осетии узнали, что в столице республики грядёт событие, которое может положить начало культурного обновления края. Пресса сообщала ни много ни мало о возвращении в город самого Льва Толстого… правда в качестве памятника. Значение мощной фигуры русского писателя для Кавказа трудно переоценить. Лев Толстой объединил собой кавказские народности. Весь Кавказ ныне считает его своим: казаки - видя в своих станицах, дагестанцы предполагая, что в трудах Толстого нашел отражение вопрос о единой российской нации. В Чечне находится станица Старогладовская, где будущего писателя считали джигитом. В своих произведениях Лев Толстой показал Кавказ, именно в России - гуманным, гостеприимным, красивым. Он истинно представлял его нашей необъятной стране и всему миру. Владикавказ – форпост России на знаменитом шелковом пути через Дарьяльское ущелье, древней дороги алан. Лев Николаевич бывал в этом городе неоднократно. Вероятно, осенью 1910-го он вновь собирался в те же места… Железнодорожный билет, найденный в его кармане был до Владикавказа.
   С идеей дать мысленную возможность великому писателю добраться до точки последнего назначения официально выступила творческая интеллигенция города. В умах горожан она витала давно. Благое начинание поддержали в администрации Владикавказа и оно тепло было принято инициативной группой горожан, с предложением учредить фонд для сбора пожертвований на монумент.
    Улица Льва Толстого выходит на набережную реки Терек. Именно с началом реконструкции набережной возник будущий проект. Фрагмент старой крепости, из камней которой впоследствии был построен город, вернул главного городского дизайнера в конец XVIII начало XIX веков. Он попробовал вспомнить и перечислить выдающихся людей Отечества, посетивших с тех пор Владикавказ. Список оказался внушительным. Многим персонам памятники во Владикавказе уже установлены. Переложить историю «железнодорожного билета» в бронзу, было предложено заслуженному художнику России, известному скульптору Юрию Викторовичу Злоте.  Из множества вариантов: с перроном, вагоном, людской толчеей, собственно билетом и прочим интерактивом Юрий Злотя остановился на фигуре сильного старика, вышедшего на дорогу. Путь в один конец. «То, что было для меня наиболее дорого в этой жизни, что столь долго уводило и отвлекало меня от жестокой реальности - моя семья и мое творчество - даже это утратило для меня всякую ценность" – писал о своем состоянии Лев Николаевич. Спасением виделось ему оказаться на Кавказе, где будущий писатель, по его словам «изведал высочайший взлет мысли», окунуться в живописную молодость, очутиться среди друзей и может быть начать жизнь с чистого листа, в гармонии с природой, а возможно и… умереть. Всколыхнул воспоминания старого графа войсковой старшина Д. М. Сехин, явившийся в 1908 году к Толстому в Ясную Поляну буквально со страниц повести «Казаки», лично знавший прототипов ее героев: «Лев Николаевич! Необыкновенный случай: пятьдесят пять лет спустя внук за деда делает вам ответный визит!» (В. Гиляровский «Друзья и встречи»)
     Скульптор наделил образ торжественностью и трагизмом. Высокий ростом, чуть сутулый, стоящий в полушаге, старец с всклокоченной ветром бородой, пронзительным взглядом всматривается в даль. Он в старом пальто, сапогах. Пальцы левой руки цепко держат посох, в правой зажата широкополая шляпа. «Я думал вначале создать иллюзию какой-то среды, деталь которой или аксессуар отсылал бы в ту историческую эпоху, но когда вылепил скульптуру, понял, что никакого элемента, усиливающего воздействие не может быть. Мужчина вышел на прямую дорогу возврата по которой нет. Он и не собирался возвращаться домой, уходил навсегда. Поступок мужественного человека. Трость, как посох, пальто, как плащ дервиша будто олицетворяет следование убеждениям, великому принципу, перед которым он даже обнажил голову…»  - объясняет Ю. Злотя. «Любая завлекаловка способна ослабить образ, - продолжает он. - Среда должна быть подчёркнуто современной, а скульптура своей трактовкой отсылать к Толстому - философу, мыслителю, мудрецу… и ко времени. Только тогда вопросы монументальности будут сконцентрированы в одном месте» Удачно вписала скульптуру в общую композицию, в неспешный городской ритм улиц современного Владикавказа архитектор Александра Воскресенская. «Бронзовое изваяние великого Толстого стало лейтмотивом всего архитектурного ансамбля, его дух поднимет социальную значимость и статус территории!»
     Развернутый проект скульптуры с привязкой к местности во Владикавказе в 20-х числах апреля этого года был представлен комиссии, собранной по особому случаю в московском доме-музее писателя и был принят с некоторыми уточнениями. Льва Николаевича представляли Толстые: живописец Наталья Олеговна, советник Президента России по культуре, Заслуженный работник культуры РФ Владимир Ильич, директор мемориальной усадьбы «Ясная Поляна» Екатерина Александровна. Владимир Толстой оценил замысел как значимый и перспективный. Поздравив с его возникновением, он по-отечески предостерег творческую группу от возможного рейдерства в искусстве. Для прописки монумента город обещал выделить достойное место и ждать дорогого гостя. Пусть поезд с названием «Лев Толстой» так и курсирует по маршруту: «Москва-Хельсинки», во Владикавказ Лев Толстой приедет в последний раз и навсегда, как домой. Обратного билета не будет.
    Лев Николаевич Толстой любим на Кавказе. Недаром его считают флагманом, открывающим перспективу обращения в культуру нового поколения людей, в первую очередь молодежи. Благодаря истории с «билетом во Владикавказ» всего лишь строчкой отмеченной в воспоминаниях легендарного Владимира Гиляровского, дружившего с писателем, интересующимися был и будет прочитан-перечитан, и сам дядя Гиляй и, конечно же: «Казаки», «Ходжи Мурат» "Набег", "Рубка леса", "Встреча в отряде" в ряду бессмертных произведений Толстого.  Тем временем, один из идейных вдохновителей проекта выдвигает новую инициативу: «В планах департамента культуры Северной Осетии непременно должно быть создание большого музея выдающихся людей, посетивших Владикавказ!» Дело это долгое, благодарное и можно сказать – великое в будущем.

Скульптор: Злотя Юрий
Архитектор: Воскресенская Александра
Руководитель проекта: Бедоев Виктор


04.06.2014


Рецензии