Молодость сжала в руках автомат

22 июня 1941 года, в день начала войны, моему деду исполнилось 18 лет. Такой страшный подарок… На другой день дед уже был в военкомате, просился на фронт. В военкомате было людно. Деду военком сказал, что сейчас призывают тех, кто родился годом раньше, но его тоже скоро вызовут. Вызвали месяцем позже. Сначала было обучение в течение месяца. И осенью их призыв поехал на фронт.

Ехали с пересадками разными поездами. В одном поезде рядом оказалась женщина. Она взяла руку деда буквально на полминуты, посмотрела на ладонь и сказала: "Ты счастливый, жить будешь долго..." Она увидела на его ладони длинную линию жизни... Дед рассказывал, как часто вокруг него падали убитыми его товарищи. Справа, слева, впереди... Действительно, как будто сама Её Величество Судьба хранила...

26 марта 1945 года мой дед, старший радист, обеспечивал бесперебойную связь командира бригады со стрелковым батальоном. Уже дойдя до Германии, в период наступательных боёв от города Зорау до города Лослау (Рослау) он был тяжело ранен упавшим снарядом. Ему было двадцать с небольшим.

Выжил благодаря тому, что его случайно закрыл собой молодой солдат: желая спрятаться от летящего снаряда, по неопытности своей не понял, где взорвется, и забежал за спину моего деда. Снаряд упал и разорвался как раз там, и этот мальчик, спасаясь, спас жизнь моему деду. Убило мальчика на месте, а деду всыпало огромное число осколков, 11 из которых он носил в себе всю свою жизнь, их не смогли удалить, они были близко к органам.

А в тот день деда оставили на поле боя – думали, не жилец. Рассказывал, как он открыл глаза, как понял, что свои ушли. И как сильно он хочет жить. Помните, из «Войны и мира»? Князь Андрей Болконский на поле боя под Аустерлицем? Это повторилось с моим дедом – то же небо, то же щемящее чувство любви к жизни и желание выжить. Болконский не выжил – а мой дед смог.

Выползал он с того поля, жевал коренья, прислушивался к речи, которая раздавалась иногда – свои или немцы. Стал кричать, когда услышал русскую речь. Его услышали, перенесли в лазарет-палатку, принесли немного сахара на салфетке и кусочек хлеба, и он потерял сознание на трое суток. Врачи и не думали, что он выживет, а он - выжил. За этот бой он был награжден орденом Красной звезды. Множество и других медалей украшало ветеранский китель моего любимого деда.

Того мальчика, закрывшего собою моего деда, я вспоминаю часто. Если бы не он, и я бы не родилась. А если человек родился – это не случайно. "И живу я на земле доброй за себя и за того парня..." Для меня, как и для моего деда, важно вот это небо, которое я вижу, когда поднимаю глаза – каким бы оно ни было. Я люблю жизнь под этим небом и почти так же в своей жизни, как дед с того поля боя, я выползала из трудной ситуации, в которой оказалась – из тяжелого заболевания… Это была моя личная большая война – за свою жизнь. И я в ней победила!

Когда я думаю об этом – я снова поднимаю глаза, как мой дед в тот день, когда его ранило. Я вижу небо и благодарю его. А в Москве кладу цветы к Вечному огню и повторяю мысленно: «Спасибо тебе, Неизвестный солдат, что я родилась…».  И, конечно же, имея такую историю рождения, я не могла не написать об этом песню:

Чёрно-белое фото в пожелтевшем альбоме,
Твоя целая жизнь – она как на ладони.
На ладони моей уместилась легко
Фотокарточка старая.
Я гляжу на неё, понимая как будто
Эту целую жизнь, все часы и минуты,
Но вернуть из неё не могу ничего,
Даже самого малого.
Старый солдат – еще вовсе не старый,
Молодость сжала в руках автомат…
Жизнь – чёрно-белые хроники кадры,
Старый альбом, старый солдат…

Днём весенним идёшь ты с тяжелой работы,
Уставший, но счастлив – простые заботы,
Снова мирная жизнь, отгремела война,
Небо чистое, светлое.
Дети жмутся к тебе и улыбаются,
Кажется, только всё начинается...
B ладони теперь уместилась она –
Жизнь большая, заветная.


Руки в морщинках, натружены,
Взгляд ясный, прямой,
Не уходи, ты нужен,
Не уходи, постой...

Старый солдат - берегу этот снимок,
Вижу тебя в полустёршихся снах,
Быль о тебе будет жить в этом мире –
Быль о тебе, старый солдат…

Каждый год 9 мая эта песня звучит в эфирах радио по многим городам страны. Много раз у меня просили её «отдать». Песню, которая столь автобиографичная, отдать невозможно… Эту песню брали на сборники в Москве, а сборники дарили ветеранам на Поклонной горе. Мы с ней побеждали в каждом конкурсе, в котором я с ней появлялась. А в 2015 году я нею я стала Лауреатом Национального Фонда в Москве.

Пусть эта песня будет моим вкладом и долгом, который я отдала тому мальчику, который спас жизнь моему деду. Такие песни должны звучать по всем радио и с экрана центральных ТВ чаще - каждый день. Чтобы не забывали. Не только в 9 мая, как будто для галочки, а каждый день. Это пример того, как хорошая песня сама прокладывает дорогу к людям.


Видео песни "Старый солдат" 

http://www.youtube.com/watch?v=Xlag8PVzouM   


Песни - здесь   http://www.realmusic.ru/sibstars/music/


Рецензии